Цифровые образовательные ресурсы в работе учителя-логопеда
методическая разработка по логопедии

Писарева Надежда Амирбековна

Цифровые образовательные технологии открывают широкие возможности для оптимизации деятельности логопеда и создания современной предметно–развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

    «Цифровые образовательные ресурсы в работе учителя-логопеда»

Цифровые образовательные технологии прочно входят во все сферы жизни человека.

Логопеды активно включились в процесс широкого использования цифровых технологий в своей практике.

    Цифровые образовательные технологии открывают широкие возможности для оптимизации деятельности логопеда и создания современной предметно–развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями.

   Ни для кого не секрет, что в последнее время число детей с различными нарушениями речи значительно увеличилось. В связи с этим возникает необходимость в разработке новых более эффективных методов и приемов работы с детьми данной категории. Практика показывает, что разнообразие методов и приемов предотвращает утомление, повышает мотивацию и поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность. А значит, возрастает эффективность логопедической работы в целом.

 Использование различных цифровых образовательных ресурсов, мультимедийных методических пособий на логопедических занятиях у детей с речевой патологией - это удобный и эффектный метод коррекционной работы.

Большинство детей нашего учреждения имеют проблемы (той или иной степени) в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У некоторых ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу возможно с помощью цифровых образовательных технологий.

   Полученные знания, навыки позволили создать серию образовательных и методических презентаций, которые  систематически используем в работе с детьми.

  Созданы нескольких видов учебных презентаций:

  • презентации для эпизодического включения в занятия;
  • презентации для индивидуальных занятий по автоматизации и дифференциации звуков;
  • игры презентации на основе настольно-печатных дидактических игр, авторские игры - презентации.

Структура тема презентаций зависит от темы и вида занятий, на которых они используются. Это и развитие связной речи, и обучение грамоте, и работа над звукопроизношением, и формирование лексико-грамматических категорий.

Особый интерес проявляют дети на занятиях по обучению грамоте с использованием ЦОР. Разрабатывая к ним различные презентации, стараюсь использовать все возможности программы Power Point: функции «эффекты анимации», «настройка действия» и др. С их помощью ребенок, выполняя задания, может на экране выделить нужную букву, указать картинку, проверить правильность ответа с помощью указателя или щелчка «мышки». В результате правильных действий он слышит аплодисменты или видит, как меняется цвет картинки, проявляется нужный символ, подтверждая правильность его действий. Кроме того, благодаря быстрой смене картинок, заданий и т.п. (т.е. дидактического материала), становится возможным экономить время на занятии, а значит, улучшить результат коррекционной работы.

Каждое мультимедийно-методическое пособие можно использовать как фрагментарно, так и полностью, в зависимости от этапа работы.

Игры — презентации на основе настольно-печатных дидактических игр хорошо знакомы детям, но переработанные для показа на экране, вызывают повышенный интерес и эмоциональный отклик. Ведь ранее дети пользовались картинками со статичным, хотя и качественными изображениями. И вдруг, по мановению «волшебной мыши», бабочки на экране начинают порхать, мячик прыгать, вагончик увеличиваться, меняться местами с другим вагоном «мультяшного» поезда при условии, если задание выполнено правильно. Таким образом, в помощью этих игр развивается самостоятельность и самоконтроль.

Часто пользуемся готовыми обучающими компьютерными играми и программами.  

Из всего выше сказанного, можно говорить о преимуществах использования информационно – коммуникационных технологий в работе логопеда.

Преимущества использования ЦОР в работе логопеда для ребенка:

  • повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям;
  • формирует у ребенка активную позицию субъекта обучения;
  • обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.

Преимущества использования ЦОР в работе для логопеда:

  • составление отчётов и расписаний всех видов занятий в электронном виде сокращает работу с бумажными носителями информации;
  • позволяет составлять наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям;
  • компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу.

Важно понимать, что использование только одного направления использования ЦОР не решит всех проблем коррекционной педагогики. И главное, не заменит живого общения с педагогом. Использование ЦОР требует серьезной длительной подготовки: самообразования, повышения квалификации, много времени уходит на подготовку к каждому занятию.  Но полученный желаемый результат оправдывает все потраченные усилия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Расширение образовательного пространства в работе учителя логопеда

laquo;Расширение образовательного пространства в работе учителя логопеда»...

Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в коррекционном процессе учителя-логопеда в условиях дистанционного обучения

Новые реалии жизни поставили педагогов и обучающихся в новые, немного необычные условия взаимодействия. Другими словами, стало необходимо проводить  занятия дистанционно или в онла...

РАОП_ Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе на примере цифровой платформы Яндекс.Учебник.

РАОП_ Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе на примере цифровой платформы  Яндекс.Учебник....

Мастер-класс_Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе на примере цифровой платформы Яндекс.Учебник.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НА ПРИМЕРЕ ЦИФРОВЫХ   ПЛАТФОРМ: «ЯНДЕКС. УЧЕБНИК»  «РЭШ»  «GLOBALLAB&ra...

Мастер-класс_Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе на примере цифровой платформы Яндекс.Учебник.

Мастер-класс_Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе на примере цифровой платформы  Яндекс.Учебник....

Выявление детей с особыми образовательными потребностями в работе учителя – логопеда и учителя – дефектолога.

Ребенок с особыми образовательными потребностями — это ребенок с нарушениями, вследствие которых к нему нужно применять особые образовательные программы, отличные от стандартных.Что включает в с...

«Использование возможностей цифровой образовательной среды в коррекционной работе учителя-логопеда»

    Использование ИКТ в логопедической практике не просто является одним из возможных способов коррекции, а настоящей необходимостью в условиях современного мира. Только такой подход ...