Формирование речевой деятельности у неговорящих детей на основе полимодального подхода.
статья по логопедии (3 класс)

Бельчикова Екатерина Федоровна

Выступление на заседании школьного методического объединения специалистов службы сопровождения

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   

                          ОКОУ «Курская школа «Ступени»

Формирование речевой деятельности  у неговорящих детей на основе  полимодального подхода.

                                                                       Подготовила учитель-логопед  

                                                                   Бельчикова  Екатерина Федоровна

                                                2020г.  

Логопедическая работа с неговорящими детьми требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении образовательных технологий.       СЛАЙД 2

 Полимодальный подход это - опора на разные модальности (зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую), с целью формирования большего количества межанализаторных, ассоциативных связей в головном мозге.

Достоверных статистических сведений о распространенности тяжелых речевых нарушений в детской популяции нет. Однако запрос родителей и педагогов показывает значительную частоту встречаемости безречевых, неговорящих детей в возрасте от 3 лет. Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с временной задержкой речевого развития, экспрессивной и импрессивной алалией, анартрией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью. Однако, для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность базовых представлений (концептов) о значениях предметов и явлений окружающей действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функций речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности. Таким образом, на начальных этапах работы с неговорящими детьми цели и задачи ее будут сходными, не зависимо от этиопатогенеза и механизмов речевого нарушения

Несмотря на многочисленные исследования, эти системные речевые нарушения остаются малоизученными, особенно в аспекте специальных технологий на первоначальных этапах работы. Однако многие приведенные здесь игры и игровые упражнения могут быть использованы с любыми детьми, в том числе и без речевых нарушений, начиная с раннего возраста.

Тяжелое недоразвитие речи приводит к нарушениям саморегуляции, поведения, произвольного внимания, различных типов мышления, психической активности в целом, следовательно, вызывает нарушение социализации ребенка. Элиминация видов речевой деятельности перестраивает все поведение ребенка.

Логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребенка.  СЛАЙД 3

Обозначим основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми (1-й уровень речевого развития по Р.Е. Левиной) на начальном этапе (состояние речи, когда у ребенка появляются фразы в самостоятельной речи, относится ко 2-му уровню речевого развития, к следующему этапу логопедической работы, рассмотрение которого не входит в содержание данного пособия).

1.        Стимуляция речевой и психической активности.

2.        Развитие эмоционального общения со взрослым.

3.        Совершенствование способности к подражанию действиям (эхопраксии) взрослого, сверстников (в том числе речевому подражанию - эхолалии).

4.         Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т.д.

5.        Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.        

6.        Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного и атрибутивного), или обеспечивающего минимальное общение.

7.        Формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого сообщения.

8.        Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.

Поставленные цель и задачи достигаются на основе целого ряда общедидактических и специальных принципов логопедии.

СЛАЙД 4

Логопедическая работа с безречевыми детьми также основывается на ряде общепринятых принципов: наглядности, индивидуализации, постепенного повышения требований, доступности и др.

Еще несколько лет назад велись споры о целесообразности внедрения информационных технологий (ИТ) в коррекционно-образовательный процесс. В настоящее время этот вопрос решен однозначно положительно. Исследователями доказаны преимущества развития информационных технологий и широкие возможности их применения. Обоснована необходимость дополнить традиционные средства информационными технологиями (Малофеев Н.Н., Кукушкина О.И., Зеленская Ю.Б., Китик Е.Е. и др.).

СЛАЙД 5

Использование компьютерных технологий в коррекционно-педагогическом процессе позволяет рационально сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу.

Можно выделить основные и дополнительные направления коррекционной работы с неговорящими детьми, исходя из определенных задач формирования компонентов речевой деятельности, а также других видов деятельности, связанных с речевой (игровой, предпосылок к учебной, с одной стороны; перцептивной, мнестической, мыслительной и т.п. — с другой).

СЛАЙД 6

К основным направлениям логопедической работы по речевой деятельности относятся формирование:

♦        коммуникативной и обобщающей функций речи;

♦        планирующей и регулирующей функций речи;

♦        артикуляционных навыков, физиологического и речевого дыхания;

♦        звукослоговой структуры слова;

♦   внутреннего и внешнего лексикона;

♦        начальных навыков грамматического оформления высказывания;

♦        внутренней глубинно-семантической структуры предложения (из 2-3 слов).

СЛАЙД 7

К дополнительным направлениям коррекционной работы, необходимым для преодоления или профилактики вторичных нарушений в структуре дефекта, преодоления нарушений первоначальных нейропсихологических предпосылок, относится совершенствование:

♦        моторной сферы: общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики;

♦        перцептивной деятельности: зрительного, слухового, тактильного, вкусового и обонятельного видов восприятия;

♦        пространственно-временных представлений;

♦        разных видов и операций мышления;

♦        развитие всех видов внимания;

♦        обучение поисковым способом ориентирования: рассматриванию, планомерному наблюдению, ощупыванию, обследованию, сравнению;

♦        коррекция и профилактика нарушений эмоционально-личностной сферы, в первую очередь — преодоление негативизма;

♦        совершенствование предметно-практической, игровой деятельности, формирование трудовой и предпосылок к учебной;

♦        нравственно-эстетическое воспитание неговорящих детей;

♦        воспитание активности ребенка, развитие самосознания, самоорганизации, возможности планировать и контролировать свою деятельность.

СЛАЙД 8

Реализация задач и принципов логопедической работы с безречевыми детьми происходит в процессе использования следующих средств:

  • игр и упражнений, активизирующих все высшие психические функции ребенка;
  • игр и упражнений, регулирующих мышечный тонус детей, позволяющих корректировать поведение детей, воздействовать на эмоционально-личностную сферу;
  • самостоятельной игровой деятельности;
  • игр, формирующих структуру речевой деятельности на всех ее уровнях (от мотивационно-побудительного до исполнительного);
  • особым образом организованной коррекционно-развивающей среды;
  • организованным семейным воспитанием детей.

СЛАЙД 9

Подобранная система игр и игровых упражнений позволяет в полной мере реализовать определенные цели и задачи по указанным направлениям, а так же может быть использована учителями надомного обучения в рамках «Предметно-практическая деятельность», «Развитие речевой коммуникации» и т.д.

СЛАЙД 10, 11

СЛАЙД 12 спасибо

ЛИТЕРАТУРА

  1. Битова A.JI. Формирование речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы // Особый ребенок: исследования и опыт помощи: Научно- практический сборник. — М.: Центр лечебной педагогики, 1999. — Вып. 2. — С. 44-52.
  2. Вальдес Одриосола М.С. Арттерапия в работе с под-ростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: метод, пособие. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 63 с.
  3. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. - М.: Просвещение, 1987.
  4. Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 64 с.
  5. Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. — М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997. - 88 с.
  6. Сударикова С.Л. Организация учебного процесса с использованием новых информационных технологий обучения. /Организация и содержание образования детей с нарушениями развития. Тезисы Международной научно-практической конференции. 25-27 июня 2008 года. Часть II. — М.—С. 505-510.
  7. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолоа, педагога и логопеда. — СПб.: Речь, 2006. — 102 с.
  8. Тураносов Э.Д., Тураносова Е.Н. Использование информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. /Организация и содержание образования детей с нарушениями развития. Тезисы Международной научно-практической конференции. 25—27 июня 2008 года. Часть II. — М., С. 1 531-534.
  9. Формирование и развитие предметно-практической деятельности на индивидуальных занятиях / Л.В. Шаргоская. — М.: Теревинф, 2006.
  10.         Янушко Е.Л. Игры с аутичным ребенком. Установление контактов, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. —М.: Теривинф, 2004. —136 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОКОУ «Курская школа «Ступени» Формирование речевой деятельности у неговорящих детей на основе полимодального подхода. Подготовила учитель-логопед Бельчикова Екатерина Федоровна

Слайд 2

Логопедическая работа с неговорящими детьми требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении образовательных технологий. Полимодальный подход это - опора на разные модальности (зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую), с целью формирования большего количества межанализаторных, ассоциативных связей в головном мозге.

Слайд 3

Основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми (1-й уровень речевого развития по Р.Е. Левиной) Стимуляция речевой и психической активности. Развитие эмоционального общения со взрослым. Совершенствование способности к подражанию действиям ( эхопраксии ) взрослого, сверстников (в том числе речевому подражанию - эхолалии ). Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т.д. Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности. Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного и атрибутивного), или обеспечивающего минимальное общение. Формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого сообщения. Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.

Слайд 4

Логопедическая работа с безречевыми детьми также основывается на ряде общепринятых принципов: наглядности, индивидуализации, постепенного повышения требований, доступности и др.

Слайд 5

Использование компьютерных технологий в коррекционно-педагогическом процессе позволяет рационально сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу.

Слайд 6

К основным направлениям логопедической работы по речевой деятельности относятся формирование: коммуникативной и обобщающей функций речи; планирующей и регулирующей функций речи; артикуляционных навыков, физиологического и речевого дыхания; звукослоговой структуры слова; внутреннего и внешнего лексикона; начальных навыков грамматического оформления высказывания; внутренней глубинно-семантической структуры предложения (из 2-3 слов).

Слайд 7

К дополнительным направлениям коррекционной работы, необходимым для преодоления или профилактики вторичных нарушений в структуре дефекта, преодоления нарушений первоначальных нейропсихологических предпосылок, относится совершенствование: моторной сферы: общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики; перцептивной деятельности: зрительного, слухового, тактильного, вкусового и обонятельного видов восприятия; пространственно-временных представлений; разных видов и операций мышления; развитие всех видов внимания; обучение поисковым способом ориентирования: рассматриванию, планомерному наблюдению, ощупыванию, обследованию, сравнению; коррекция и профилактика нарушений эмоционально-личностной сферы, в первую очередь — преодоление негативизма; совершенствование предметно-практической, игровой деятельности, формирование трудовой и предпосылок к учебной; нравственно-эстетическое воспитание неговорящих детей; воспитание активности ребенка, развитие самосознания, самоорганизации, возможности планировать и контролировать свою деятельность.

Слайд 8

Реализация задач и принципов логопедической работы с безречевыми детьми происходит в процессе использования следующих средств: игр и упражнений, активизирующих все высшие психические функции ребенка; игр и упражнений, регулирующих мышечный тонус детей, позволяющих корректировать поведение детей, воздействовать на эмоционально-личностную сферу; самостоятельной игровой деятельности; игр, формирующих структуру речевой деятельности на всех ее уровнях (от мотивационно-побудительного до исполнительного); особым образом организованной коррекционно-развивающей среды; организованным семейным воспитанием детей.

Слайд 9

Подобранная система игр и игровых упражнений позволяет в полной мере реализовать определенные нами цели и задачи по указанным направлениям. Раскрашивание водой

Слайд 10

«Сухой бассейн». Для этой игры заранее необходимо подготовить прозрачную емкость (миску, банку с широким горлышком и т.п.), в которую насыпать любую крупу, например, гречневую. Игру желательно проводить на полу, предварительно постелив на полу покрывало или старую простынь. Возможно большое количество вариантов данной игры, в зависимости от целей занятия.

Слайд 12

Литература 1 . Битова A.JI. Формирование речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы // Особый ребенок: исследования и опыт помощи: Научно- практический сборник. — М.: Центр лечебной педагогики, 1999. — Вып . 2. — С. 44-52. 2. Вальдес Одриосола М.С. Арттерапия в работе с подростками . Психотерапевтические виды художественной деятельности: метод, пособие. — М.: Гуманитар . изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 63 с. 3. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. - М.: Просвещение, 1987. 4. Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 64 с. 5. Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. — М.: Издательский центр « Техинформ » МАИ, 1997. - 88 с

Слайд 13

Литература 6. Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 64 с. 7. Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. — М.: Издательский центр « Техинформ » МАИ, 1997. - 88 с.я 8. Сударикова С.Л. Организация учебного процесса с использованием новых информационных технологий обучения. /Организация и содержание образования детей с нарушениями развития. Тезисы Международной научно-практической конференции. 25-27 июня 2008 года. Часть II. — М.—С. 505-510. 9. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолоа , педагога и логопеда. — СПб.: Речь, 2006. — 102 с. 10. Тураносов Э.Д., Тураносова Е.Н. Использование информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. /Организация и содержание образования детей с нарушениями развития. Тезисы Международной научно-практической конференции. 25—27 июня 2008 года. Часть II. — М., С. 1 531-534. 11. Формирование и развитие предметно-практической деятельности на индивидуальных занятиях / Л.В. Шаргоская . — М.: Теревинф , 2006. 12. Янушко Е.Л. Игры с аутичным ребенком. Установление контактов, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. —М.: Теривинф , 2004. —136 с.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация- сопровождение на тему "Формирование речевой деятельности"

Эта презентация является сопровождением к выступлению на конкурсе "Учитель Года - 2009" по теме самообразования "Формирование речевой деятельности младших школьников". Обобщается опыт работы над разви...

Консультация для педагогов "Формирование речевой мотивации у детей"

В статье раскрыты задачи данного направления работы по потребности в речевом общении у детей, а так же,  какие приёмы работы должны использовать педагоги,  чтобы вызвать у детей коммуникатив...

формирование речевой грамотности у детей с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время увеличилось количество детей с недоразвитием речи. Эти ученики занимаются по адаптированной программе в общеобразовательном классе. Мой материал поможет в работе с такими детьми....

Формирования речевого этикета у детей. Ненормативная лексика, причины её появления и распространения.

Культурный уровень того или иного человека, в первую очередь, оценивается по его внешним проявлениям, т.е. поведению. Этикет, являясь одним из способов оформления социальных взаимодействий, позволяет ...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛНОЦЕННОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Государственное бюджетное образовательное учреждение «Казанская школа-интернат №7 для детей с ОВЗ» г. Казань Усманова Ф.А.

Методическая публикация "Формирование полноценной речевой деятельности у детей с нарушениями речи. Материаля международной научно-образовательной конференции, организованной Министерством образов...

"Формирование речевой деятельности на уроках устной речи в начальных классах у детей с глубокой умственной отсталостью".

Особенности реализации дидактических принципов на уроках развития устной речи....