Конспект логопедического занятия по теме "Мебель".
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Прокофьева Елена Витальевна

Конспект логопедического занятия по теме "Мебель", для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуалными нарушениями).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mebel.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

первого (подготовительного) класса

Тема: Мебель

Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Мебель».

  1. Орг момент.

- Сядет тот, кто назовет мебель, используйте в ответе предложение из трёх слов. Пример ответа: «Я знаю стул.»

Пальчиковая гимнастика «Мебель».

Мебель я начну считать:

Кресло, стол, диван, кровать, полка, тумбочка, буфет, шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвал – десять пальчиков зажал.

II. Введение в тему. 

- Что считали в пальчиковой гимнастике?
- Чаще всего в помещениях, квартире много мебели. Давайте поиграем и сделаем из одного предмета – много. 
1. Игра «Один- много» 

Кровать – кровати

Стол – столы

Шкаф – шкафы

Диван – диваны

Стул – стулья

Кресло - кресла

  1. Игра «Подбери признак»

- Какая может быть кровать? 

- Какой может быть стол?

- Какое может быть кресло?

3. Игра «Из чего изготавливают мебель?» (работа с презентацией, картинками)

- Мы с Вами отправляемся в магазин, где продают мебель.

- Как называется этот магазин?

- В мебельном магазине продается мебель, которую изготавливают из разных материалов.

- Если мебель сделана из дерева, она какая?

- Какую деревянную мебель вы знаете?

Трельяж – трехстворчатое зеркало, центральная часть которого закреплена на тумбе или столике. Другие отражающие элементы, расположенные по бокам среднего звена, являются движущимися. Это позволяет человеку рассматривать себя со всех сторон. Как правило, центральная часть трельяжа обладает большим размером, чем боковые створки.

Трюмо – большое зеркало, дополненное шкафчиками и полочками.
- Если мебель сделана из железа, она какая?

- Какую железную мебель вы знаете?


- Если мебель сделана из пластмассы, она какая?

- Какую пластмассовую мебель вы знаете?

Этажерка - предмет мебели в виде нескольких горизонтальных полок, соединенных между собой ажурными стойками

- Если мебель сделана из стекла, она какая?

- Какую стеклянную мебель вы знаете?

- Если обивка на диване сделана из кожи, она какая?

- Какую мебель могут обить кожей?

- Мы купили с вами мебель? Давайте назовём, какую? (детям раздаются цветные картинки)

- Я купил ….

  1. Физкультминутка.

Утром в магазин пойдём,

Мебель там приобретём:

Высокий шкаф

И табурет,

Кровать – на ней нам будет мягко спать

Купим стул

И стол большой

И отвезем домой.

5. Упражнение «Скажи одним словом».

Закончи предложение:

- Стол, за которым пишут, называется ...

- Стол, за которым обедают, называется ...

- Стол для компьютера, называется ...

- Стол для газет и журналов, называется ..

- Полка для книг, называется ...

- Шкаф для книг, называется ...

8.  Игра «Что это? Из каких частей состоит?» (работа по картинкам – презентация) 

- Вы знаете из каких частей состоит стул? 

- Где еще мы используем понятие «ножка»?

 - А слово «спинка»?

- Из каких частей состоит стол? 

- Из каких частей состоит диван, кресло? 

- Из каких частей состоит шкаф?

- Где еще мы используем понятие «ручка»?

падеж

Мн.ч

Ед.ч.- ж.р.

И.п. Кто, что?

Дверцы

Дверца

Р.п. Кого, чего?

Дверец

Дверцы

Д.п. Кому, чему?

Дверцам

Дверце

В.п. Кого, что?

Дверцы

Дверцу

Т.п. Кем, чем?

Дверцами

Дверцею

П.п. О ком, о чём?

Дверцах

Дверце

- Что есть у кровати?

9. Игра «Подумай и ответь» 


- У какой мебели есть ножки?

- У какой мебели есть сиденье?


- У какой мебели есть спинка?

- У какой мебели есть ручка?

9. Игра «Угадай что без чего?»

- Мебель иногда ломается. (демонстрация картинки)

- Рассмотрите рисунок. Назовите, чего не хватает у предмета.

- Человек какой профессии нам поможет отремонтировать её?

9. «Рисуем по пунктирным линиям»

- Обведите те предметы, которыми пользуется столяр.

10. Артикуляционная гимнастика.

Игра «Веселый язычок», чистоговорки со звуком К.

Детям рассказывается сказка о «веселом язычке», в ходе которой выполняется комплекс артикуляционных упражнений.

Жил-был на свете веселый язычок, и был у него домик волшебный, который открывался и закрывался. (упражнение «Окошечко»)

Язычок часто ходил на прогулку (упражнение «Блинчик»)

и прятался, когда шел дождик. Когда его заборчик становился грязным, он его чистил

(упражнение «Почистим зубки»). Он очень любил играть на барабане  (упражнение «Барабанщики»).

А когда к нему приходили друзья, например, лошадка («Лошадка»), они садились пить чай («Горячий чай»).  Вот так он весело жил.

- Споём песенку-чистоговорку.

(проговаривается (поётся) двустишьями)

- ка-ка-ка, ка-ка-ка

вот течёт река Ока.

- ко-ко-ко, ко-ко-ко

там рыбак недалеко.

- ке-ке-ке, ке-ке-ке

ловит рыбу на Оке

- ку-ку-ку, ку-ку-ку

нет удачи рыбаку.

- Ки-ки-ки, ки-ки-ки

помогите, рыбаки!

- Ку-ку-ку, ку-ку-ку

Вот подмога рыбаку.

- ко-ко-ко, ко-ко-ко

рыба ловится легко,

- ка-ка-ка, ка-ка-ка

есть улов у рыбака.

11. Игра «Назови ласково»

- Большой стул, а маленький …

- Большой диван, а маленький …

- Большой шкаф, а маленький…

- Большой стол, а маленький…

- Большая кровать, а маленькая…

12. Упражнение «Скажи наоборот».

- Закончите предложение.

Шкаф высокий, а тумбочка...

Комод большой, а стул ….

Диван мягкий, а табурет….

Кровать широкая, а полка….

13. Упражнение «Сосчитай стульчики». (работа по картинке – презентации)

- Нас пригласили в гости. Мы сядем за большой стол. Сколько стульчиков нам понадобится?

- Давайте сосчитаем до 5 стульев, называя их цвет.

14. Игра «Чей, чья, чьё?»

Как правило, притяжательные прилагательные образуются от существительных, называющих одушевленные предметы (лиц и животных) при помощи суффиксов:

-й (-ий), -ов (-ев), -ин (-ын).

- У дедушки есть кресло, оно чьё?

- У мамы есть комод, он чей?

- У папы есть диван, он чей?

- У Саши есть стол, он чей?

- У бабушки есть кровать, она чья?

15. Пальчиковая игра «Мебель»

В доме жалуется пол

«До чего мой труд тяжел!»

Тумба, кресло и столы

Там кровать, а тут шкафы

Еле-еле их терплю,

Только жалобно скриплю!

16. Упражнение «Предлоги».

(работа по картинке – презентация)

- Рассмотрите, что нарисовано на картинке?

- На чём сидит мишка?

- Подо что закатился мяч?

- Над чем висят часы?

- На чём стоит чашка?

- Где стоит сумка?

- Над чем висит картина?

III. Итог

- О чем мы говорили сегодня?

- Что мы делали на занятии?

- Что особенно вам понравилось?

Упражнение «Исправь меня»

- Я купила красивая шкаф.

- Я купила новую диван.

- Я купила удобный кресло.

Упражнение «Что с чем, дружит?» (направленно на формирование звуко-буквенного анализа и синтеза)

- Стул «дружит» с кроваткой или тетрадкой?

- Стол «дружит» с креслом или тестом?

- Шкаф «дружит» с полкой или иголкой?

- Кресло «дружит» с диваном или Иваном?

- Полки «дружат» с книжкой ли крышкой?

- Диван «дружит» с кушеткой или конфеткой?

Ответы детей.

Загибают по одному пальчику поочерёдно на обеих руках.

Обобщают предметы.

Мебель


Образовывают множественное число существительного.

Подбирают признак к существительному.

Согласовывают существительное с прилагательным в роде, числе и падеже.

– деревянная, детская, мягкая, застеленная, удобная, прямоугольная, низкая, новая,…

– новый, детский, деревянный, кухонный, низкий, грязный, чистый, обеденный, сломанный, старый, …

– удобное, мягкое, уютное, огромное, новое, купленное, красивое, старое, сломанное, …

Ответы детей.

Образовывают относительные прилагательные.

Мебельный

Деревянная

Стол, шкаф, комод, кровать, шифоньер, трельяж, трюмо …

Железная

Стол, стул, скамейка, лавка, шкаф, обувница…

Пластмассовая

Стол, стул, скамейка, этажерка, табурет, шкаф…

Стеклянная

Стол

Кожаная

Диван, кресло, стул, табурет

Образовывают относительные прилагательные.

Пластмассовый стул Стеклянный стол

Деревянный шкаф

Кожаный диван

Деревянный трельяж

Выполняют физминутку.

Координируют речь с движением. 

Импровизируют движения в такт стихотворения.

Ходьба на месте.

Встают на носочки, тянутся руками вверх.

Приседают 

Кладут сложенные ладони под левую щёку.

К прямой правой ладони присоединяют согнутую левую, чтобы получился «стул».

Разводят руки в стороны

Крутят руль.

Образовывают прилагательные суффиксальным способом.

Образовывают относительные прилагательные.

Письменным

Обеденным

Компьютерным

Журнальным

Книжная

Книжный

Отвечают на вопросы.

Стул состоит из спинки, сиденья и ножек.

Ножка гриба, ножка у человека

Спинка у человека

Стол состоит из ножек и столешницы.

Диван и кресло состоят из спинки, сиденья, подлокотников, ножек, подушек.

Шкаф состоит из ножек, двЕрец, полок, ручек, полок, ящиков, стенок. 

Ручка человека, пишущая ручка, ручка у посуды (кастрюли, чайника, сковороды), ручка дверная.

У кровати есть ножки, изголовье, матрац.

Согласовывают существительное с прилагательным в роде, числе и падеже.

Ответы детей.

Ножки есть у стола, у стула, у кровати, у дивана, у шкафа...

Сиденье есть у стула, у табуретки, у кресла, у дивана.

Спинка есть у стула, у кресла, у дивана, у кровати.

Ручка есть у шкафа, трюмо, трельяжа, тумбочки.

Ответы детей.

У стола – ножки.

У стула – ножки.

У кровати – ножки.

У кресла – подлокотника.

Столяр

Обобщают и сравнивают предметы, находят нужный предмет, объясняют свой выбор. Обводят его по пунктирным линиям.

Выполняют артикуляционную гимнастику.

Окошечко – широко открыть рот.

Блинчик – язычок лежит распластанный на нижней губе.

Язык «заходит» в рот.

Языком чистят верхние и нижние зубы.

Барабанщик – рот открыт, языком за верхними зубами произносим звук Д-Д-Д.

Цоканье языком.

Дутьё.

Дети первый раз слушают, второй раз поют.

Образовывают существительные с уменьшительно- 
ласкательными суффиксами. 

Cтульчик

Диванчик

Шкафчик

Cтолик

Кроватка

Подбирают антонимы.

Низкая

Маленький

Жёсткий

Узкая

Согласовывают существительные с числительными и прилагательным в роде, числе и падеже.

Один зелёный стул.

Два зелёных стула.

Три зелёных стула.

Четыре зелёных стула.

Пять зелёных стульев.

Образуют и употребляют в речи притяжательные прилагательные. 

Дедушкино, дедово

Мамин

Папин

Сашин

Бабушкина

Выполняют 1-2х ступенчатую инструкцию. 

Поворачивать кисти то вверх, то вниз ладонями.

Загибают пальцы обеих рук, начиная с мизинца.

Сжимать и разжимать пальцы.

Встряхивать кистями рук.

Рассматривают картинку. Отвечают на вопросы.

Мишка сидит на кресле.

Мяч закатился под стол.

Часы висят над диваном.

Чашка стоит на столе.

Сумка стоит на стуле.

Картина висит над креслом.

Ответы детей.

Согласовывают прилагательные с существительными в роде.

Называют правильную форму, объясняют свой выбор.

Я купила красивый шкаф.

Я купила новый диван.

Я купила удобное кресло.

Различают на слух сходные по звучанию слова и выделяют (произносят) из ряда слов нужное.

Стул «дружит» с кроваткой

Стол «дружит» с креслом

Шкаф «дружит» с полкой

Кресло «дружит» с диваном

Полки «дружат» с книжкой

Диван «дружит» с кушеткой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Конспект логопедического занятия "Проверка слов с безударной гласной в корне"3ласс

Тема:« Проверка слов с безударной гласной в корне». (3-ий логопедический класс)          Цели: развивать умение распознавать проверяемые гласные в корне, ...

Конспекты логопедических занятий

Дифференциация согласных Б - П, Дифференциация согласных Д - Т, Дифференциация согласных В - Ф...

Конспекты логопедических занятий

Дифференциация согласных Б-П, Дифференциация согласных Д-Т, Дифференциация согласных В-Ф...

Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.

Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....