Автоматизация звука Р
план-конспект урока по логопедии

Денисова Анастасия Евгеньевна

Конспект подгруппового урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novyy_avtomobil.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема НОД: Автоматизация звука Р.

«Новый автомобиль»

Цель: автоматизация звука р – изолированно, в слогах, в словах и предложениях.

Задачи: совершенствовать произношение Р– изолированно, в слогах, словах, предложениях. Продолжить учить включать нормальный звук в поток речи, выделять звук из потока речи. Развитие фонематических процессов; психических процессов (внимания и памяти), совершенствование органов артикуляционного аппарата и мелкой моторики.

Оборудование: схема характеристики звуков, картинки, мелкие игрушки, зеркало.

Ход НОД

  1. Организационный момент. Сообщение темы занятия.

Новенький автомобиль

Папа в городе купил…

  1. Общая разминка (ребенок выполняет упражнения по показу педагога)

Подошли мы рассмотрели…

(повороты головой и наклону влево и вправо, приседания, имитация рассматривание автомобиля)

#1040;ртикуляционная гимнастика.

Есть : колёса, окна, двери.

(артикуляционные упражнения: «Бегемот», «Окошечко», «открывать-закрывать рот»).

Чистят дворники стекло,

Так, что светится оно.

(«Часики»)

Мы заправили бензин,

Распахнули двор,

(«Хоботок» - «Окошко»)

Но не едет лимузин.

(«Гармошка»)

Ни шумит мотор.

Порычал лишь неумело

И заглох совсем.

Что такое в чём же дело?

Не умеет? Лень?

  1. Пальчиковая гимнастика.

Папа взял отвёртку, ключ.

Подтянул болты.

(массаж пальцев рук)

  1. Дыхательная гимнастика.

Мы с сестрёнкою стоим.

Раздуваем пыль.

  1. Мимическая разминка.

- Миленький, хорошенький грустная сестра,

- Улыбнись дружочек к бабушке пора.

- Заведись дружочек, дедушка нас ждёт.

Ехать нужно очень.

- Тётя торт печёт!

(сопровождаем слова мимическими упражнениями)

Папа весь уже чумазый,

В копоти, пыли.

Мы с сестренкою устали,

На траву легли.

  1. Автоматизация Р изолированно.

И давай рычать от скуки,

Как умеем на все руки:

- Р-Р-Р-Р-Р-Р

- сказал сестренке я.

- Р-Р-Р-Р-Р-Р

- ответила сестра.

- Р-Р-Р-Р-Р-Р

- ответили не мы, это был автомобиль!

Подхватил он нас умело,

Ну и принялся за дело:

Зашумел мотор…

Запыхтел мотор…

Зарычал мотор…

(произносить звук Р с разной интонацией).

Оказалось он забыл, как рычать,

А теперь уже не мог замолчать.

Сели мы в кабину и поехали!

И до дома бабушки,

И до дома дедушки

Мы с сестрой не замолкали,

Мы дружочку помогали

РА-РО-РУ-РЫ

РО-РЫ-РУ-РА

РЫ-РУ-РА-РО

РО-РА-РЫ-РУ

АРА-ОРА-УРА-РО

ЭРА-ОРО-УРА-РА

  1. Автоматизация Р в словах.

- А потом еще в словах:

Проговаривать слова:

Рак, раб, рама, рана, рога, радость, рассвет, ранец, расчёт, район, радио, розетка, ромашка, ранетки, ракушка, радуга, работа, раковина, растение, ура, нора, гора, штора, дыра; Рот, ров, рог, рожь, роза, рота, рожки, рондо, ровный, роспись, роскошь, робот, ролики, Родина, перо, озеро, сырок, урок, курок, горох, укроп, герой, простынь, мороз, перрон, пирог, творог; рубль, Русь, рука ,ручей, ручка, рудник, ружьё, румянец, рукопись, рукавицы, рубашка, рубанок, ярус, вирус, прутья, кенгуру, парус, обруч, шуруп, Маруся; Рысь, рык, рыба, рынок, рыжик, рычаг, рысак, рытвина, горы, шторы, шары, фары, игры, комары, товары, обрыв, хмурый, прыжок, старый, корыто, Горыныч, покрытие; Реп, Рекс, регби, Шрек, Фрэд, стресс, кредо, тире, пюре, каре, экспресс, эспрессо.

Проговаривать слова:

Пар, жар, шар, бар, комар, удар, юмор, товар, повар, загар, сахар, табор, базар, гончар, пожар, спонсор, штопор, самовар, комиссар, ягуар; Вор, бор, хор, сор, спор, сбор, забор, топор, бугор, узор, упор, затор, набор, напор, Егор, дозор, помидор; Тур, шнур, Тимур, ажур, тамбур, ящур, шампур, штукатур, абажур; Мир, пир, жир, тир, сыр, зефир, кумир, копир, факир, кассир, кефир, пассажир, ювелир, командир, Мойдодыр, веер, фужер, шифер, сканер, Киндер, офицер, пионер, Юпитер, компьютер, дизайнер, шифоньер, менеджер, жонглёр, шофёр, ковёр, шахтёр, маникюр.

Относительные прилагательные

Варенье из персиков – какое? (персиковое варенье), кровать из дерева-(деревянная кровать),каша из перловки-(перловая каша),компот из фруктов-(фруктовый компот),фужер из хрусталя–(хрустальный фужер), пюре из картофеля-(картофельное пюре), сок из груш –(грушевый сок),икра из моркови- (морковная икра),суп из гороха- (гороховый суп), коробка из картона- (картонная коробка), йогурт из абрикосов- (абрикосовый йогурт), тарелка из фарфора-(фарфоровая тарелка), браслет из серебра –(серебряный браслет), люстра из бронзы –(бронзовая люстра), куртка из бархата-(бархатная куртка), вино из винограда –(виноградное вино), печенье из сахара-(сахарное печенье).

  1. Автоматизация Р в стихах.

- А потом еще в стихах:

См. приложение

  1. Работа с предложениями.

- Так мы к бабушке приехали,

Так мы к дедушке приехали,

Сели, съели тетин торт,

Сладкий, вкусный тетин торт,

Ароматный, преприятный….

А еще пирог, печенье…

Вот такое приключенье.

  1. Итог НОД

Так полезно оказалось,

Что с сестрою мы умели заводить во рту мотор!

  1. Домашнее задание.

Приложение

РА

1
Жираф у озера бродил,
А крокодил его дразнил:
— Жара, не правда ли, жираф?
А мне — прохладно!.. Я не прав?..
— Вам, крокодил, узнать пора:
Жирафам не страшна жара!

2
Рада, рада детвора:
В небе радуга с утра!
Всеми красками играет!
Здравствуй, радуга! Ура!

3
У бобра —не нора,
Не берлога, не дыра!
Он — работник, он — творец!
У бобра в реке — дворец!

4
С утра до вечера играл,
Потом в кровать ракету взял!..
Теперь продолжится игра
От вечера и до утра!

5
Утром радио играло
И прогноз передавало:
— У окраин Петрограда
Ждите ветра, грома, града,
И бурана ждите!.. Впрочем,
Наш прогноз ещё не точен!..

6
Рая — старшая сестра
Карачарова Петра!
Для программ эстрадных Рая
Подбирает номера!

7
Рая раму протирала,
Рая тряпку разорвала…
Рая, раму тебе — рано!
На руке у Раи — рана!

РО

8
Шёл сурок на урок,
Нёс в коробочке пирог…
Съест сурок свой пирог,
Как закончится урок!

9
У сороки и вороны
В сковородке — макароны!
У воробушка Ерошки
Есть горошки на дорожке!

10
Шёл морозною порой
Рома в рощу, как герой!
Рома весел и здоров:
В роще он нарубит дров!

11
У Мирона и Андрона
Нет ни трона, ни короны!
Но зато Мирон с Андроном
Не боятся бури с громом!

РЫ

12
Рысь брала на рынке
Рыжики в корзинке!
Рысь брала на рынке
Брынзу в рыжей крынке!

13
Рыбак на рынок шёл, а там — закрыто!
Закрыли старый рынок до поры…
Рыбаку рыбки попросил корыто
И пёстрые шары для детворы!

РУ

14
Бруснику в кружку соберу —
Ватрушку сделаю к утру!

15
Маруся, как зашить дыру?
Иголку в руки я беру…
Кручу, верчу её в руках…
Маруся, как зашить рукав?

РЁ

16
У матрёшки в поварёшке
Три берёзовых серёжки!

17
Игорёк Ерёмушку
Рвать берёт черёмушку.
Он Ерёмушку берёт
И командует: — Вперёд!

РЯ

18
На крейсере «Варяг»
Кудрявый был моряк.
Моряк привык к порядку —
Моряк любил зарядку!

РЕ

19
Редкий гость — царевич Боря
Плыл в деревню через море.
Говорил царевич речь:
— Нужно речку поберечь!

20
Редьку, репку, огурец
Ест для крепости борец!
Канарейка ест варенье.
Говорит, для оперенья…

РЮ

21
Подарю я хрюшечке
Брючки, шляпку с рюшечкой,
Три кастрюльки, рюкзачок,
Для вязания крючок!

22
Ни Андрюшу я, ни Борю
Никогда не переспорю!
Варю не уговорю…
Зря словами не сорю…

РИ

23
Шарик курице подарит
Три рисунка, и фонарик,
И парик!.. Прикрывши двери,
Курица парик примерит…

Р, РЬ

24
Картонную квартиру
Раскрашивала Ира:
Серебряные двери,
Коричневый паркет…
А Ирин брат Тарасик
Весь коридор раскрасил…
Прекрасней той квартиры
В картонном мире нет!

25
Раку рак на день рожденья
Подарил стихотворенье,
Приготовил рак сюрприз —
Перламутровый сервиз!

26
Пирамидки и матрёшки,
Погремушки, поварёшки,
И конструктор, и зверюшки…
Зря разбросаны игрушки!

27
Крыса в норке
Грызла корки!
В парке Мурка
Грела шкурку!

28
Пригорюнилась прекрасная принцесса:
Трубадур пришёлся сразу ей по сердцу!
Но король мечты принцессы разрушает,
С трубадуром ей дружить не разрешает!..

29
Раз Егор к Петру пришёл,
Разговор произошёл:
Рассказал Егору Пётр
Про ритмичный рок-н-ролл!

30
У Ромы — кавалерия,
У Гриши — артиллерия!
Патроны — из гороха,
Снаряды — из репья!
Здесь барабанный грохот,
Преграды из тряпья!..
Гремят, гремят снаряды!..
Героев ждут награды!..

31
Грузовик развозит фрукты,
Сыр и прочие продукты,
А фургон для зоопарков
Возит тигров и гепардов!

32
Мурзик в погреб пробирался…
Мурзик-Мурзик! Зря старался!
Мурка первая прокралась,
С простоквашей разобралась…

33
В театре вечером премьера
Про перламутровый ларец…
Висят пурпурные портьеры,
Чарует роскошью дворец!..

34
Разрешает тренер Гришке
Первый круг бежать вприпрыжку…
Тренируйся, друг Григорий! —
Вратарём ты станешь вскоре!

35
По первой программе —
Концерт юмористов!
По третьей программе —
Рассказ про артистов!

36
Разговаривал с Барбосом
Раз эрдельтерьер Трезор.
Заводил Трезор с Барбосом
Пресерьёзный разговор.
Он спросил о том, что завтра
Будет грызть Барбос на завтрак.
Прорычал Барбос: «Ирррис,
Карррамель и «Барррбаррис


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Конспект открытого индивидуального занятия по РРС и ФП. Звук [c]. Автоматизация звука [c] во всех позициях.

Закрепление правильного произношения звука [c]  в слогах, словах, предложениях; развитие речевого слуха на материале адаптированного текста «Моя семья»; развитие внимания, памяти и логического мы...

Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.

Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...

Технологическая карта индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению 3 класс 2 отделение Тема: Постановка звука «Р»; автоматизация звука «Э» «Времена года. Зима», «В магазине».

выработка удлинённого выдоха;развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;развитие артикуляционной моторики;постановка звука «Р»;автоматизация звука «Э»...