Программа внеурочной деятельности "Ступеньки к успеху"
рабочая программа по логопедии (1 класс)

Криницкая Светлана Геннадьевна

Программа внеурочной дечтельности "Ступеньки к успеху" представляет собой курс дефектологических занятий в рамках реализации АООП для обучающихся по варианту 7.2. Программа поможет постороить систему работы с ребенком с ОВЗ по восполнению пробелов в освоении школьной программы. Предназначение программы- коррекционно-развивающее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krz_defekt_variant_7.2_1_klass.docx86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

города Бийска Алтайского края

Рассмотрено

на МО учителей начальных классов

МБОУ «СОШ №1»

протокол № 5

от 28.05.2020 г.

Согласовано

заместитель директора

по УВР

 МБОУ «СОШ №1»

_______/В.В. Шипилова/

28.05.2020 г.

Принято

Педагогическим

советом

МБОУ «СОШ № 1»

протокол № 1  

от 27.08.2020 г.

Утверждаю

Директор

МБОУ «СОШ №1»

_________/ О.А. Киреева/

приказ № 189

от 28.08.2020 г.

                                                                 

                                                

        

Рабочая программа по курсу

 «Коррекционно-развивающие  (дефектологические) занятия»

для ученицы 1Д класса Лантуховой Евгении,

обучающейся по АООП (вариант 7.2)

Учитель-логопед, дефектолог: Криницкая Светлана Геннадьевна

Квалификационная категория: высшая

2020 – 2021 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Стр.

Пояснительная записка………………………………………………....………………..3

  1. Планируемые результаты к концу обучения по курсу ……………………….6

  1. Календарно-тематическое  планирование …………………………………………8

  1. Лист корректировки…….………………………………………………...…..….…19

Пояснительная записка

Данная рабочая программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога  с учащимися 1 класса, имеющими задержку психического развития и обучающихся по АООП (вариант 7.2).

Дефектологическое сопровождение направлено на создание благоприятных условий для развития у ребёнка эмоционального и интеллектуального потенциала, для формирования продуктивных видов деятельности, коммуникативных навыков в различных ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Всё вышеперечисленное определяет, насколько успешно ребёнок сможет успешнее осваивать общеобразовательную программу.

Организованные коррекционные занятия направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности.

Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.

Программа коррекционно-развивающего курса «Коррекционно-развивающие (дефектологические) занятия» для 1 класса составлена на основании требований к результатам освоения АООП НОО, программы формирования универсальных (базовых) учебных действий в соответствие со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598);
  • Решения коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ от 08.04.97г №4/2 «Об организации работы с детьми со школьной дезадаптацией»;
  • Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) МБОУ «СОШ № 1»;
  • приказа МБОУ «СОШ №1» от 30.08.2019  № 244 «Об утверждении Годового календарного учебного графика на 2019/2020 учебный год МБОУ «СОШ №1»;
  • приказа МБОУ «СОШ № 1» от 05.08.2019 № 203 «Об утверждении Учебного плана основного общего образования на 2019/2020 учебный год МБОУ «СОШ №1»;
  • приказа МБОУ «СОШ №1» от 14.05.2018 № 183 «Об утверждении Положения о рабочей программы учебного предмета, курса МБОУ «СОШ №1»
  • Санитарных правил и норм (СанПин 2.42. – 2821 10).

Цель изучения курса «Коррекционно-развивающие (дефектологические) занятия»:

  • максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта, на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта,  его свойств, качеств, признаков; дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Задачи:

  • способствовать полноценному психическому и личностному развитию школьника, коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся путем целенаправленного систематического развития у них правильного восприятия цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов;
  • выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному обучению;
  • развивать и корректировать психические функции учащихся;
  • развивать способность учащихся к обобщениям; содействовать развитию у воспитанников аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, классифицировать;
  • научить учащихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру;
  • снижать эмоциональную напряженность учащихся; создавать ситуацию успеха; корректировать поведение учащихся с помощью игротерапии;
  • изучать индивидуально-психофизические особенности учащихся;
  • способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и речи обучающихся, исправлять недостатки их общей моторики совершенствовать их зрительно-двигательную координацию и ориентацию в пространстве;

Адресат: ученица 1Д класса Лантухова Евгения, обучающаяся по АООП (вариант 7.2)

Характеристика обучающихся, имеющих диагноз ЗПР

Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Все учащиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития, нарушениями в организации деятельности или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения мелкой ручной моторики, зрительного восприятия, пространственной ориентировки, умственной работоспособности, эмоциональной сферы, а также речевого развития.

Как правило, у детей с ЗПР к началу школьного обучения оказываются несформированными школьно-значимые умения и навыки. Они не приучены подчиняться требованиям, не умеют доводить дело до конца, быть внимательными в процессе выполнения задания. Они неусидчивы, нецеленаправленны в работе. Эти дети имеют бедный запас общих сведений и представлений, ограниченный словарный запас. У этих детей способность к приобретению новых знаний ниже, чем у их сверстников.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

В результате обучения по данной программе обучающиеся должны научиться:

Личностные результаты:

  • осознавать внутреннюю позицию обучающегося, адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;
  • проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия: 

  • научатся принимать и понимать словесную или письменную инструкцию;
  • овладеют навыками планирования своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • научатся осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные универсальные учебные действия.

  • ориентироваться в тетради, учебниках, книгах с целью извлечения нужной информации;
  • определять оптимальные пути решения и средства для выполнения заданий;
  • использовать знаково-символические средства (план, схему, таблицу);
  • осуществлять логические операции анализа, синтеза, обобщения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи.
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • владеть приёмами сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
  • уметь концентрировать, переключать своё внимание;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

  • оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • владеть навыками монологической и диалогической речи (начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор);
  • корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
  • обратиться к взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной помощи;
  • научатся договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • вербализовать оценку успешности своей деятельности, адекватности поведения и дать аналогичную оценку однокласснику.

Предметные результаты

В результате коррекционно-развивающей работы учащиеся должны знать и уметь:

В области звуковой формирования математических представлений:

  • знать все цифры;
  • уметь сравнивать предметы по цвету, форме, размеру;
  • считать различные предметы в пределах 10, отвечать на вопросы: сколько? который?;
  • знать названия и обозначения действий сложения и вычитания;
  • читать и записывать арифметические действия;
  • решать простые задачи с помощью сложения и вычитания;
  • распознавать простейшие геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, треугольник.

В области формирования навыков письма и чтения:

  • знать все буквы;
  • различать гласные и согласные;
  • выделять звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные, обозначать их схематически;
  • называть последовательность слогов и звуков в слове, определять место звука в слове;
  • писать под диктовку слоги и слова с простой слоговой структурой;
  • списывать с печатного текста;
  • читать  простой текст по слогам.

В области формирования представлений об окружающем мире и развитии речи:

  • составлять описательный рассказ, рассказ на заданную тему;
  • моделировать простые диалоги на заданную тему;
  • владеть элементарными правилами построения связного высказывания (последовательности, полноты используемых предложений, точности в определении слов, четкости артикуляции, интонационной выразительности);
  • расширить, углублять и систематизировать знания о предметах и явлениях окружающего мира;
  • научиться устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • владеть правилами нравственного поведения в мире природы и людей. 

Содержание коррекционного курса

«Коррекционно-развивающие (дефектологические) занятия» для 1 класса

Коррекционно–развивающий курс реализуется через следующие направления:

Направления работы

Основные задачи реализации содержания

1

Сенсомоторное развитие (СР) 

развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв;

развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов;

развитие слухового восприятия и слухового внимания;

развитие тактильных ощущений;

развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;

развитие тонкости и целенаправленности движений; развитие кинестетических основ движения;

развитие межполушарного взаимодействия;

формирование способности выделять признаки предметов

2

Формирование

пространственных

представлений (ФПП)

формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;

формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса);

формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);

развитие пространственного праксиса;

развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов.

3

Развитие высших психических функций (ВПФ)

Развитие процессов памяти и внимания:

тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;

произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;

развитие тактильной и кинестетической памяти;

Развитие мыслительных процессов:

установление сходства и отличия предметов (сравнение);

разделение элементов объект на составляющие (анализ);

объединение отдельных элементов в целое (синтез);

выделение общих признаков на основе сходства (обобщение);

выделение какой-либо особенности объекта или явления, не существующей по отдельности от него (абстрагирование);

подчеркивание частного признака предмета (конкретизация);

мыленная классификация объектов и явлений по группам (систематизация).

5

Формирование функции  

программирования

и контроля    собственной

деятельности

формирования умения ориентировки в задании;

формирование умения планирования этапов выполнения задания;

формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;

формирования умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.

6

Формирование навыка

письма (ФП)

развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу;

заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи;

звуко-буквенный анализ слова;

формирование навыка внимательного письма.

7

Формирование навыка

Чтения (ФЧ)

заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных по начертанию букв;

обучение чтению слоговых таблиц; составлению слогов, слов из предложенных букв;

обучение чтению слов, предложений, иллюстрированных изображением;

обучение составлению предложений из слов;

обучение схематической записи слов, предложений.

8

Формирование

математических

представлений (ФМП)

количество и счёт (прямой и обратный; количественный и порядковый);

состав числа;

счётные операции;

решение и составление задач;

геометрические фигуры;

цвет, форма, размер предметов;

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения

Критерием эффективности реализации коррекционной программы является мониторинг диагностических данных первичной, промежуточной, итоговой диагностики психолого-педагогического обследования учащихся с ЗПР.

Диагностическое обследование включает:

  • обследование устной и письменной речи;
  • математических представлений;
  • исследование уровня развития ВПФ;
  • обследование временных представлений:
  • обследование пространственной ориентировки;
  • обследование представлений об окружающем.

Положительным результатом служит динамика в познавательном и речевом развитии детей; заметные улучшения в формировании волевой регуляции и произвольной деятельности, навыков контроля и самоконтроля, умения общаться и сотрудничать.

Данные диагностического исследования фиксируются в заключении специалиста.

Программа по курсу «Коррекционно-развивающие (дефектологические) занятия»  рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю), 66 занятий. Форма занятий – индивидуальная. Продолжительность индивидуального занятия 20 минут.

Календарно-тематический план работы

по курсу «Коррекционно-развивающие

 (дефектологические) занятия» в 1 классе

п/п

Дата проведения

Тема занятия

Виды коррекционно-развивающей деятельности

1.

07.09

2020

Признаки предметов: цвет, форма, размер.

Классифицируют предметы по цвету, форме, размеру. Противопоставляют предметы по размеру. Находят и объясняют сходства и отличия.

Определяют пространственное расположение предметов с использованием слов «вверху», «внизу», «слева», «справа». Выполняют практические действия с предметами по инструкции с предварительным проговариванием.

2.

07.09

Цифры 1, 2.

Соотносят числа 1,2 с количеством предметов и цифрой. Находят число «один» в окружающей действительности, персонифицируют цифру и ее элементы («На что похожа цифра (или ее элементы)?»). Осуществляют запись цифры.

3.

14.09

Временные представления.

«Осень».

Систематизируют имающиеся представления о характерных признаках осени (похолодание, листопад, осадки), активизируют названия осенних месяцев. Принимают активное участие в беседе об осени: отвечают на вопросы и задают их самостоятельно.

На практическом уровне знакомятся с временными представлениями (соотнесение с режимом дня). Актуализируют понятия: день, ночь, вечер, утро; сегодня, вчера, завтра, позавчера, послезавтра.

Устанавливают последовательность между событиями, объясняют свой выбор.

4.

«Деревья и кустарники».

Называют деревья и кустарники леса и сада, их отличительные признаки. Выделяют группы лиственных и хвойных деревьев, называют плодовые деревья. Упражняются в подборе относительных прилагательных, составлении описательного рассказа о дереве.

5.

14.09

Сравню предметы

Сравнивают два предмета по длине с использованием слов длинный, короткий, широкий, узкий, толстый, тонкий; по весу (легкий, тяжелый, легче, тяжелее). Определяют величину предметов, используя термины «короткий», «длиннее», «самый длинный», «тяжелый», «легкий», «самый легкий» и т.д.

Отражают в речи результаты сравнения: длиннее, короче, одинаковые; ниже выше, одинаковые; больше, меньше одинаковые.

Закрепляют название знакомых букв алфавита, соотносят их с изображением пальчиковых букв (выполняют конструирование букв при помощи пальцев по образцу на картинке).

6.

21.09

Число и цифра 3.

Запоминают на слух 10 одно- и двухсложных слов в начале занятия для воспроизведения их в конце занятия.

Упражняются в образовании числа 3, приемом присчитывания и отсчитывания по одному, в назывании конечного результата. Соотносят число и количество предметов с соответствующей цифрой. Поводят Персонификацию цифры («На что похожа цифра), выполняют запись цифры. Находят числа «два» в окружающей действительности («Назови предметы, которые встречаются по два»), считают до двух.

7.

21.09

«Геометрические фигуры».

Сходство и различия предметов по форме, цвету, размеру. Упражняются в назывании понятий: квадрат – квадратный, четырехугольный; круг – круглый и т.д.

Выполняют упражнение на дыхание (глубокий вдох – поднимают прямые руки ладонями вверх до уровня груди, задержка дыхания, медленный выдох – рисуют перед собой обеими руками одновременно геометрические фигуры).

Рисуют в тетради одновременно обеими руками круги, квадрат, треугольники.

8.

28.09

«Домашние животные».

Активизируют имеющиеся представления о домашних животных, об отношении людей к животным: каким оно должно быть?

Размешают кота в зависимости от услышанного предложения. Самостоятельно составляют аналогичные предложения с предлогами, например, Кот сидит под деревом.

Составляют рассказ по серии сюжетных картинок

«Неудачная охота».

Рисуют своего домашнего питомца.

9.

28.09

«Прямая и кривая линия».

Моделируют кривую линию с помощью нити. Сравнивают длины прямой и кривой линии. Выполняют зарисовку кривой, вертикальных и горизонтальных прямых линий.

Активизируют в самостоятельной речи слова относящиеся к порядку следования:

первый, последний, крайний, перед, после.

10.

05.10

Овощи. Фрукты.

Активизируют словарь по теме «Овощи», осуществляют прослушивание и краткий пересказ сказки «Мужик и медведь».

11.

05.10

«Элементы букв. Написание элементов букв».

Называют элементы строчных, заглавных букв: крючки, петли. Конструируют буквы из элементов.

Активизируют имеющиеся знания о перелетных птицах. Участвуют в беседе о перелётных птицах, запоминают названия перелётных птиц, называют их характерные отличия. Сравнивают птиц по размерам и окраске, располагают изображений птиц в порядке увеличения (уменьшения) размеров. Внимательно слушают текст И.С. Соколова – Микитова «Улетают журавли», отвечают на вопросы по содержанию, осуществляют пересказ текста с опорой на картинно-графический план.

12.

12.10

Число и цифра 4.

Считают различные предметы в пределах 4, отвечают на вопросы: сколько? который?

Один, первый; два, второй; три, третий.

Осознают, что грибы – не растения. Уточняют представления о разнообразии грибов, распознают на рисунках. Определяют съедобные и ядовитые грибы, проводят сравнительный анализ их отличительных признаков. Выполняют штриховку и раскрашивание изображений.

Активизируют номинативный и глагольный словарь по теме «Грибы». Осуществляют прослушивание и пересказ рассказа по картинному плану.

  13.

12.10

Звук [А], буква А.

Выделяют, дают характеристику звука [А], определяют место звука в словах. Подбирают слова на букву а.

Закрепляют образ печатной буквы, упражняются в написании письменной строчной и заглавной букв Аа. Составляют и читают открытые и закрытые слоги с буквой А.

Собирают предметы из отдельных элементов, оперируют понятиями «целое», «часть».

  14.

19.10

Число и цифра 5.

Присчитывают и отсчитывают по одному с опорой на предметные действия, называют конечный результат. Соотносят число, количество предметов с цифрой, записывают цифру 4.

15.

Математические знаки «˃», «˂», «=».

Закрепляют знание математических знаков «˃», «˂», «=», упражняются в их практическом применении при сравнении чисел, количества предметов.

16.

19.10

Звук [У], буква У.

Выделяют, дают характеристику звука [У], определяют место звука в словах. Подбирают слова на букву У.

Закрепляют образ печатной буквы, упражняются в написании письменной строчной и заглавной букв Уу.

Составляют и читают открытые и закрытые слоги с буквой У.

Составляют предложения с предлогом «У» по картинке, определяют количество слов в предложениях.

17.

02.11

«Одежда»

Знакомятся с видами ткани, определяют для какого вида одежды она подходит. Делают заказ на пошив одежды. Рассказывают об уходе за одеждой.

18.

02.11

«Слоговой состав слова».

Отрабатывают понятия «слог», «ударный слог». Упражняются в делении слов на слоги разными способами. Определяют количество и последовательность слогов в слове, чертят слоговую схему слова.

Составляют слова из слогов.

Вспоминают знакомые считалки, произносят их, деля слова на слоги. Заучивают скороговорку:

Мча-лась реч-ка че-рез ска-лы,

И по-пут-чи-цу ис-ка-ла.

А у лу-жи дело ху-же,

Лу-же не-ку-да бе-жать,

Вот кто бу-дет нас ис-кать!

19.

09.11

«Животные нашей местности» (дикие животные).

Выполняют самомассаж подушечек пальцев рук (на каждую строчку стихотворения – разминание подушечки одного пальца).

Обогащают имеющиеся представления о разнообразии зверей Алтайского края, определяют их отличительные признаки. Сравнивают по размерам, форме тела, окраске.

Располагают изображения зверей в порядке увеличения (уменьшения) размеров.

Припоминают правила безопасности при встречах и общении с животными.

Осуществляют пересказ рассказа В.В. Бианки «Купание медвежат».  Оценивают рассказ товарища.

20.

09.11

Звуки [М], [М’], буква Мм.

Выделяют и дают характеристику звуков [М], [Мʼ]. Определяют место звуков в словах. Упражняются в различении твердого и мягкого звуков. Подбирают слова на букву м в предметах, изображённых на картинке. Упражняются в написании письменных строчной и заглавной букв М. Списывают буквы с печатного текста, осуществляют перевод печатных букв в письменные.

Упражняются в делении слов на слоги, определяют количество и последовательность слогов в слове, чертят слоговую схему слов.

21.

16.11

Прямой и обратный счёт в пределах 5.

Выполняют самомассаж фаланг пальцев (на каждый слог слова – разминание одной фаланги).

Считают предметы в различном направлении и пространственном расположении с опорой на различные анализаторы: слух, осязание, счет движений с называнием итога.

Собирают предметы из частей, считают количество частей, упражняются в обозначении действий словами: целый, часть. 

22.

16.11

Звук [О], буква О.

Выделяют, дают характеристику звука [О], определяют место звука в словах. Подбирают слова на букву О. Закрепляют образ печатной буквы, упражняются в написании письменной строчной и заглавной букв Оо. Составляют и читают открытые и закрытые слоги с буквой О.

Упражняются в умении складывать звуки в слоги, слоги – в слова.

Учатся внимательно слушать инструкцию и действовать в соответствии с ней. На практике отрабатывают пространственные понятия: «вперед» (прямо), «назад», «налево», «направо», «слева», «справа».

 23.

23.11

«Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5»

Упражняются в определении понятий «перед» числом, «после» числа, «соседи» числа. Соотносят число, количество предметов с цифрой, записывают соответствующую цифру.

Участвуют в беседе о зимних развлечениях, активизируют и систематизируют имеющиеся представления и зиме, зимних месяцах, зимних видах спорта.

Составляют небольшой рассказа по сюжетной картине с использованием опорных слов.

 24.

23.11

Звуки [И], [И’], буквы И, Й

Выделяют, дают сравнительную характеристику звуков [И], [И’], определяют место звуков в словах. Подбирают слова на букву И. Закрепляют образ печатных букв, упражняются в написании письменных букв Ии, й. Составляют и читают открытые и закрытые слоги с буквами И, й.

Упражняются в умении складывать звуки в слоги, слоги – в слова.

Находят отличия в картинках.

25.

30.11

«Зимующие птицы».

Обогащают и систематизируют представления о зимующих птицах в нашей местности (чем питаются птицы, их образ жизни). Определяют отличительные признаки птиц. Рассказывают о том, как люди заботятся о птицах в зимнее время.

26

30.11

«Звук [ы], буква ы».

Выделяют, дают характеристику звука [ы], определяют место звука в словах. Подбирают слова с буквой ы. Закрепляют образ печатной буквы, упражняются в написании письменной буквы. Определяют отсутствие заглавной буквы Ы. Выполняют упражнение на образование существительных во множественном числе.

Составляют и читают открытые и закрытые слоги, короткие слова со знакомыми буквами.

Раскрашивают вторую половинку картинки по образцу.

27

07.12

«Число и цифра 6».

Присчитывают и отсчитывают по одному с опорой на предметные действия, называют конечный результат. Упражняются в определении понятий «перед» числом, «после» числа, «соседи» числа. Находят число «шесть» в предлагаемом материале. Соотносят число, количество предметов с цифрой 6, выполняют запись цифры.

28

07.12

Звуки [Н], [Н’], буква Нн.

Выделяют, дают сравнительную характеристику звуков [Н], [Н’], определяют место звуков в словах. Подбирают слова на букву Н. Закрепляют образ печатных букв, упражняются в написании письменных букв Нн. Составляют и читают открытые и закрытые слоги с буквой Н.

Упражняются в умении складывать звуки в слоги, слоги – в слова.

29

14.12

«Число и цифра 7».

Присчитывают и отсчитывают по одному с опорой на предметные действия, называют конечный результат. Упражняются в определении понятий «перед» числом, «после» числа, «соседи» числа. Находят число «семь» в предлагаемом материале. Соотносят число, количество предметов с цифрой 7, выполняют запись цифры.

30.

14.12

«Мебель».

Слушают стихотворения «Откуда стол пришёл?», участвуют в беседе о профессиях людей, изготавливающих мебель (плотник, столяр, мастер-краснодеревщик, лесоруб).

 

31

21.12

Звуки [Л], [Л’], буква Лл.

Расширяют и активизируют словарь по теме «мебель». Упражняются в образовании антонимов и приставочных глаголов, составлении рассказа «Как изготавливают мебель».

32

21.12

«Число и цифра 8».

Овал и круг. Распознавание геометрических фигур.

Соотносят числа с количеством предметов. Образовывают число 8 присчитыванием единицы. Упражняются в счете и определении последовательности чисел от 1 до 8, чтении и записи арифметических действий.

Различие круга и овала.

Обведение и раскраска шаблонов, опредмечивание.

33.

28.12

Звуки [К]-[К’], [Г]- [Г’], буквы К, Г

Учатся давать сравнительную характеристику звуков г-к, упражняются в правильном написании парных согласных в слогах, словах, предложениях.

34.

28.12

«Дом, в котором я живу»

Упражняются в умении строить распространение предложения, связное монологическое выказывание на тему «Дом, в котором я живу», опираясь на готовый план и личный опыт.

35.

11.01.

2021

Звуки [Ш], [Ж] буквы Ш, Ж.

Учатся давать сравнительную характеристику звуков: ж-ш. Упражняются в правильном написании парных согласных в слогах, словах, предложениях.

36.

11.01.

2021

«Число и цифра 9».

Соотносят числа с количеством предметов. Образовывают число 9 присчитыванием единицы. Упражняются в счете и определении последовательности чисел от 1 до 9, чтении, выполнении и записи арифметических действий.

  37.

18.01

Звуки [Д]-[Д’], [Т]-[Т’], буквы Д, Т.

Учатся давать сравнительную характеристику звуков: д-т. Упражняются в правильном написании парных согласных в слогах, словах, предложениях.

   38.

18.01

«Семья»

Внимательно рассматривают сюжетную картину, описывают её содержание. Придумывают события, предшествующие изображенным. Участвуют в коллективном составлении рассказа, выслушивают мнение товарища, оценивают получившийся рассказ.

При выполнении упражнения «Продолжи логический ряд», называют геометрические фигуры, устанавливают закономерность их чередования, дополняют логический ряд.

39.

25.01

Звуки [Р], [Р’], буква Р.

 

Закрепляют знания о военных профессиях, активизируют и расширяют словарь по теме занятия. Упражняются в составлении рассказа по серии сюжетных картинок.

40.

25.01

«Число 10, цифры 1и 0».

Упражняются в счете и определении последовательности и составе чисел от 1 до 10, чтении, выполнении и записи арифметических действий.

41.

01.02

Звуки [Б]-[Б’], [П]-[П’], буквы Б, П.

.

Развитие фонематических дифференцировок на материале звонких и глухих согласных. Буквы и звуки «б – п». Учатся давать сравнительную характеристику звуков: б-п,. Упражняются в правильном написании парных согласных в слогах, словах, предложениях.

42.

01.02

«Алтайский край.  Город Бийск».

Активизируют понятие «Малая Родина». Знакомятся с достопримечательностями города.

Закрепляют знания о военных профессиях, активизируют и расширяют словарь по теме занятия.

43.

08.02

Звуки [В]-[В’], [Ф]-[Ф’], буквы В, Ф.

Развитие фонематических дифференцировок на материале звонких и глухих согласных. Буквы и звуки «в – п». Учатся давать сравнительную характеристику звуков: в-ф, упражняются в правильном написании парных согласных в слогах, словах, предложениях.

44.

08.02

«Сложение и вычитание в пределах 10».

Оперируют понятиями: состав числа, порядок числа, выполняют практические задания на сложение и вычитание в пределах 10, называют знаки действия.

Устанавливают причинно-следственные связи событий, упражняются в составлении сложноподчиненных предложений.

45.

22.02

«Растения. Цветы».

Закрепляют знания о весенних цветах активизируют и расширяют словарь по теме. Классифицируют цветы на группы: лесные, полевые, садовые. Составляют небольшие связные высказывания описательного характера.

46.

22.02

«Простая арифметическая задача».

Выделяют главную мысль в задаче. Определяют вопрос. Получают представления о структурных компонентах текстовых задач (условие, вопрос, решение, ответ). Выделяют главную и второстепенную информацию в задаче. Упражняются в выделении условия, вопроса, решения, ответа.

47.

01.03

Звуки [З]-[З’], [С]-[С’], буквы З, С.

Закрепляют знания о весне, сезонных изменениях в природе, активизируют и расширяют словарь по теме «Весна». Осуществляют творческий пересказ рассказа Г.А. Скребицкого «Весна» с добавлением последующих событий.

48.

01.03

«Мамин праздник»

Закрепляют знания о международном женском дне 8 Марта, активизируют и расширяют словарь по теме. Упражняются в самостоятельном придумывании связного высказывания по картинно-графическому плану на тему «Поздравляем маму».

49.

15.03

Решение задач

Выделяют главную мысль в задаче. Определяют вопрос. Получают представления о структурных компонентах текстовых задач (условие, вопрос, решение, ответ). Выделяют главную и второстепенную информацию в задаче. Упражняются в выделении условия, вопроса, решения, ответа.

50.

15.03

Звуки [С]-[С’], [Ц]

буквы С - Ц.

Усваивают понятия «свистящие» согласные звуки. Учатся давать сравнительную характеристику звуков с-ц, упражняются в выделении, отличии и правильном написании их в слогах, словах, предложениях.

51.

05.04

«Страна, где мы живём».

Внимательно слушают текст С. А, Баруздина «Страна, где мы живём». Упражняются в построении монологического и диалогического выказывания. Осуществляют творческий пересказ текста с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий.

52.

05.04

«Устное сложение чисел в пределах 10».

Оперируют понятиями: состав числа, порядок числа, выполняют практические задания на сложение и вычитание в пределах 10, называют знаки действия.

Устанавливают причинно-следственные связи событий, упражняются в составлении сложноподчиненных предложений.

53.

12.04

Звуки [Ц]-[Ч’], буквы Ц, Ч.

Усваивают понятия «свистящие», «шипящие» согласные звуки. Учатся давать сравнительную характеристику звуков ч-ц. Упражняются в выделении, отличии и правильном написании их в слогах, словах, предложениях.  

54.

12.04

Геометрические фигуры

Оперируют понятиями: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, находят их в окружающей обстановке. На практике осуществляют подбор геометрических фигур по признакам (цвет, форма, размер), объясняют свой выбор.

55.

19.04

Числа и цифры.

Оперируют понятиями число, цифра. Выполняют практические задания на сложение и вычитание, сравнение чисел в пределах 10, называют знаки действия, равенства и неравенства.

56.

19.04

Звуки [Ч’] - [Щ’], буквы Ч, Щ

Усваивают понятия «шипящие» согласные звуки. Учатся давать сравнительную характеристику звуков ч-щ. Упражняются в выделении, отличии и правильном написании их в слогах, словах, предложениях, в правописании буквосочетаний ЧА, ЩА.

57.

26.04

«Апрель».

Внимательно рассматривают сюжетную картину, называют весенние признаки, активизируют словарь по теме весна, называют весенние месяцы, устанавливают их последовательность. Составляют небольшой рассказа о весне по картинно-графическому плану, раскрашивают рисунок. Разучивают стихотворение С. Маршака «Апрель».

58.

26.04

Прямой и обратный счет в пределах 10.

Оперируют понятиями: состав числа, порядок числа, выполняют прямой и обратный счет,

практические задания на сложение и вычитание в пределах 10, называют знаки действия.

59.

03.05

Звуки [С]-[С’], [Ш] буквы С - Ш.

Усваивают понятия «свистящие», «шипящие» согласные звуки. Учатся давать сравнительную характеристику звуков с-ш. Упражняются в выделении, отличии и правильном написании их в слогах, словах, предложениях. Выполняют упражнение на развитие слухового восприятия: «Хлопни в ладоши, если услышишь звук».

 

60

03.05

«Насекомые».

Систематизируют и закрепляют знания о насекомых, активизируют и расширяют словарь по теме. Составляют небольшие связные высказывания описательного характера.

61

10.05

Сложение и вычитание в пределах 10.

Определяют состав числа, порядок числа, выполняют практические задания на сложение и вычитание, сравнение чисел в пределах 10, называют знаки действия, равенства и неравенства.

62

10.05

Звуки [З]-[З’], [Ж] буквы З, Ж.

Усваивают понятия «свистящие», «шипящие» согласные звуки. Учатся давать сравнительную характеристику звуков з-ж. Упражняются в выделении, отличии и правильном написании их в слогах, словах, предложениях.  

63

17.05

Простая арифметическая задача.

Производят устное сложение и вычитание чисел в пределах 10. Решают простые арифметические задачи в одно действие, выполняют арифметические действия сложения и вычитания, осуществляют запись задачи с проговариванием.

Активизируют имеющиеся представления о временах года, последовательности их смены

64

17.05

«Времена года».

Называют характерные признаки сезонов. Моделируют последовательность времён года. Выявляют причинно-следственные связи между различными сезонными изменениями (погода, жизнь растений и животных, занятия людей).

Осуществляют пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания» близко к тексту.

65

24.05

Что я знаю?

66

24.05

Что я умею?

Итого:

 66 занятий

        

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п/п

Название

Автор

Издательство

Год

издания

Методическая литература

1

«Пальчиковые игры»

Крупенчук О. И.

СПб.: Издательский дом «Литера»

2007

2

«Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий»

Гомзяк О. С.

М.: ТЦ Сфера

2007

3

«Тренажер по обучению письму детей 6-7 лет». Рабочая тетрадь.

Голубь В. Т.

Воронеж: ООО «Метода»

2013

4

«Как хорошо уметь читать»

Смирнова М.В.

М.: Эскимо

2006

5

«Азбуковедение»

Волина В.В.

М.: «Олма-Пресс»

1999

6

«Учим детей писать правильно»

Румега Н.А.

Ростов-на-Дону, «Феник»

2009

7

«Развитие познавательной деятельности детей от 6 до 9 лет»

Коновленко С.В.

М.: «Гном-Пресс», «Новая школа»

1998

8

«Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии»

Новоторцева Н.В.

Ярославль: «Академия развития»

1999

Материально – техническое обеспечение

1

Доска с набором магнитов.

2

Разрезная азбука, таблицы слогов.

3

Сюжетные (предметные) картинки в соответствие с тематикой, определенной в курсе.

4

Карточки с заданиями для учеников по темам дефектологических занятий.

Лист внесения изменений

Дата урока по журналу, на который была сделана корректи

ровка

Номера уроков, которые были интегрированы

(дополне

ны)

Тема урока, которая стала после интеграции

(дополнения)

Основание для корректировки

Подпись представителя администрации  школы, контролирующего выполнение корректировки

14.09.2020

№№ 3 и 4

Осень. Деревья и кустарники.

Для прохождения программы в полном объеме

19.10.2020

№№ 14 и 15

Число и цифра 5. Математические знаки.

Для прохождения программы в полном объеме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Путь к успеху» (социальное направление)

Цели курса:формирование ключевых компетентностей у учащихся по­средством интеграции самостоятельной познавательной исследо­вательской деятельности, направленной на исследование актуаль­ных социальных ...

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Путь к успеху"

Программа "Путь к успеху" -это программа проектной деятельности в начальной школне. Прорамма разработана на основе учебных проектов, включённых в учебники для начальных классов по математике, русскому...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Путь к успеху" для учащихся 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Путь к успеху" для учащихся 2 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Путь к успеху" для учащихся 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Путь к успеху" для учащихся 3 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Секрет моего успеха"

Программа по духовно-нравственному направлению для учеников 4 класса....

Педагогический лекторий "Программа внеурочной деятельности "Лучики творчества и успеха"

В данном лектории автор рассматривает вопросы организации внеурочной деятельности младших школьников в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образован...