Картотека игр по логопедии
картотека по логопедии

Гринёва Наталия Евгеньевна

Картотека игр по логопедии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_2.docx993.06 КБ

Предварительный просмотр:

I этап. Узнавание неречевых звуков

«Продавец и покупатель»

Один ребенок - продавец. Перед ним две коробки (затем число их можно увеличить до четырех - пяти), в каждой разный вид продуктов, например, горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти её. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужная ему крупа или другой требуемый товар. Учитель, предварительно познакомив детей с продуктами, помещает их в коробку, встряхивает каждую и дает возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.

«Найди игрушку»

Дети стоят полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребенок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого - нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора» водящий идет к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того, как водящий приближается к ребенку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают.

«Угадай, что за звук»

Ребёнку предлагается послушать несколько музыкальных инструментов, а затем определить какой инструмент звучит. Усложняем задание, предлагая для угадывания последовательность из 2-3 инструментов

II этап. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру

«Лягушка»

Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит в центре круга и говорит:

Вот лягушка по дорожке,

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара,

Закричала…

Тот, на кого он указал в тот момент, говорит «Ква» По голосу водящий должен определить, кто лягушка.

«Произнеси по образцу»

Взрослый произносит один и тот же звук с изменением его характера, тембра и

эмоциональной окраски, а затем просит ребенка воспроизвести образец.

А - плачет, кричит девочка

А - показывает горло врачу

А - поет певица

А - качает малыша

А - девочка укололась иголкой

О - удивилась мама

О - стонет бабушка

О - поет певица

О - потягивается папа

О - кричит охотник в лесу

У – гудит пароход пароход

У - звучит дудочка

У - плачет мальчик

«Три медведя»

Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:

- Кто сидел на моем стуле?

- Кто ел из моей чашки?

- Кто спал в моей постели?

- Кто же был в нашем доме?

Затем ребенок сам произносит одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

Предметные картинки: изображение трех разных медведей

http://pandia.ru/text/78/112/images/image018_10.jpg                 http://pandia.ru/text/78/112/images/image019_10.jpg                              http://pandia.ru/text/78/112/images/image020_10.jpg

III этап. Различение слов близких по звуковому составу

«Назови правильное слово»

У детей по два кружка – красный и зеленый. Если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный. (Или: услышишь правильное название картинки, хлопни).

Педагог показывает картинку и четко произносит звукосочетания:

Бамам, ваван, паман, даван, банан, баван, банам, ванан.

Витамин, витанин, митанин, митавин, фитамин, фитавин, виталим, витаним.

Альбом, альпом, айбом, альмом, аньбом, альном.

Бамт, пант, бант, банп.

http://pandia.ru/text/78/112/images/image021_0.png http://pandia.ru/text/78/112/images/image023_0.pnghttps://re-body.ru/image/cache/catalog/temp/0/ge-catalog-temp-0-ponents-com_jshopping-files-img_products-full_94-1200x630.jpghttps://kancopt.com/upload/iblock/e99/e993265b52c73897b56902084d62beb8.jpg

«Задачки»

Педагог читает детям стихотворение, они выбирают из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятия.

Я тебе задачу дам – все расставить по местам:

Что скатали мы зимой?..

Что построили с тобой?..

На крючок в реке попал?..

Может все, хоть ростом мал?..

(Слова для подстановки: дом, ком, гном, сом)

Я еще задачу дам – все расставить по местам:

Вот печать на простыне - …

Зеленеет на окне …

Волейбольная висит …

Канарейка в ней сидит - …

(Слова для подстановки: сетка, клетка, метка, ветка)

Понятия «метка» и «сетка» нужно уточнить с детьми до чтения стихотворений.

Я опять задачу дам – все расставить по местам:

Что стащил игривый кот?..

Детям мамочка плетет?..

С гор спускается, течет?..

Что за скользкий, ровный лед?..

(Слова для подстановки: каток, поток, венок, моток)

Понятия «моток» и «поток» уточняются с детьми до начала упражнения.

«Доскажи словечко»

Педагог читает детям две стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Дети выбирают одно слово из трех предложенных, чтобы в стихотворении была рифма.

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные…(перина, подушка, рубашка)

Ой, ребята, верь, не верь –

От меня сбежала… (кошка, дверь, стенка)

Сказала дверь: «Мой дорогой!

Не открывай меня … (плечом, коленом, ногой)

От грязнули даже стол

Поздним вечером …(сбежал, ушел, ускакал)

Две лисички, две сестрички

Отыскали где-то… (спички, щетку, ножик)

Опустела мостовая,

И уехали… (автобусы, трамваи, такси)

Говорила мышка мышке:

- До чего люблю я … (сыр, мясо, книжки)

Сел в машину верный пес,

У него в чернилах … (лапа, шея, нос)

В выходной пошли куда-то

Мама, папа и … (детишки, ребята, малыши)

Катя Лену просит дать

Краски, карандаш … (ручку, тетрадь, книгу).

Портфель я выронил из рук,

Такой большой на ветке … (жук).

Шел по лесу шустрый мишка,

На него свалилась … (шишка)

Здесь в лесу есть злые звери,

Запирайте на ночь … (двери).

Как-то вечером две мышки

Унесли и Маши … (книжки)

Мы собирали васильки,

На головах у нас … (венки).

IV этап. Дифференциация слогов

«Телефон»

Дети сидят в ряд друг за другом. Взрослый называет слог или серию слогов, состоящие из звуков, не нарушенных в произношении детей, на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.

1 уровень

Педагог называет 1 слог.

2 уровень

Педагог называет цепочку слогов с оппозиционными звуками. После того, как последний ребенок назвал слоги, уточняется вопрос о сходстве и различие слогов.

3 уровень

Повторить серию слогов и придумать слова с заданными звуками.

«Какой отличается?»

Взрослый произносит серию слогов (например: ну–ну–но, сва– ска–сва, са–ша–са и т. д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.

«Клубочек»

 Дети передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст:

«По дорожке (Имя) шла/шёл,

Клубок ниточек нашла/нашёл,

Вы слова на (заданный слог) скажите,

Нашу нитку не порвите».

Ребенок, у которого оказался клубочек должен назвать слово на заданный слог и передать клубочек дальше

V этап. Дифференциация фонем

«Звуковой цветочек»

Педагог заранее вырезает яркий цветок из плотной бумаги, готовит символы звуков и предметные картинки.

Вариант 1. Педагог в серединку цветка кладёт любой символ и просит ребёнка на лепестках разложить картинки, где есть такой звук.

Вариант 2. Педагог сам раскладывает картинки и просит ребёнка найти и исправить ошибку

https://placepic.ru/wp-content/uploads/2021/08/4.pnghttp://zabavniks.com/wp-content/uploads/kartinki_predmetov_dlya_detey_4_19192901.jpghttps://haski-mana.ru/wp-content/uploads/9/1/0/910293bf4284753717e4ecf2196c3411.jpeg

«5 драгоценных камешков»

Педагог предлагает ребёнку 5 красивых камешков и предлагает различные задания. Ребенок выполняет задание и выкладывает камешки в ряд.

1. Назови 5 слов, которые начинаются со звука __

2. Назови 5 слов, которые заканчиваются на звук __

3. Придумай и назови 5 слов, в которых есть звук__

4. Придумай и назови 5 слов, в которых 3 слога

5. Придумай и назови 5 слов, которые начинаются с мягкого согласного __

https://i.pinimg.com/originals/97/7b/c3/977bc3a6aa2dd71f5942f52e63d54378.jpghttp://top5-top10.ru/wp-content/uploads/2019/07/%D0%91%D0%B8%D0%BA%D1%81%D0%B1%D0%B8%D1%82.jpghttps://i.pinimg.com/originals/e0/79/77/e07977abc3511267a5fa6ebc45656500.pnghttps://xn--80akssk6d.xn--p1ai/dataFiles/articles/goods/sapfir-.jpghttps://buddhismencyclopedia.files.wordpress.com/2016/10/dragocennosti_03.jpg

«Звуковая мозаика»

На листе бумаги нарисована сетка 3х3. Педагог называет место и звук, например: верхний левый угол, звук А. Ребёнок должен закрасить клеточку красным цветом. Игра заканчивается, когда заполнены все клетки.

VI этап. Развитие навыка звукового анализа

«Цепочка слов»

Педагог называет любое слово, например АРБУЗ. Следующий игрок произносит своё слово, которое должно начинаться на последний звук предыдущего игрока: АРБУЗ – ЗОНТ. Следующий игрок продолжает цепочку: АРБУЗ – ЗОНТ – ТОРТ…

Если игрок не может придумать слово, то он выбывает из игры. Игра продолжается, пока не останется самый внимательный и эрудированный

«Одень куколку»

Педагог показывает куколку и разные платья с картинками - принтами на них. Сообщает: это кукла Маша, она собирается в гости. У неё так много платьев, что она не знает какое ей надеть. Давай мы поможем ей, и найдём платье с принтом, в котором есть звук _____. Ребёнок ищет нужный наряд.

https://boxbat.ru/wp-content/uploads/4/9/1/491ba4c9d80e6680d23f75b964190abf.jpeghttps://kids-fantasy.com/upload/iblock/332/332cc375a6e0cbe04c8383ce4069643a.jpeghttps://advour.ru/wp-content/uploads/2/c/5/2c55b090b9ad741c9d6fee76e4157d33.png

«Гусеница»

Педагог предлагает голову гусеницы и цветные круги (синий, зелёный и красный) – части туловища гусеницы. Перед ребёнком кладётся картинка, он должен составить к ней схему из кругов, тем самым собрать гусеницу. (Картинки можно взять из упражнения «Звуковой цветочек»)

                                                                                                               https://kartinki-dou.ru/sites/default/kartinki/310.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы логопеда при подготовке детей к школе ( учитель-логопед Добрынина Э. Г.)

В подготовке будущих первоклассников к школе принимают участие не только учителя начальных классов, но и психолог, учитель-логопед. В такой помощи остро нуждаются дети, не получившие дошкольного...

Городской семинар практикум для учителей -логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"

Семинар- практикум для учителе-логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"...

Методическая разработка по логопедии на тему: СКАЗКА ПРО ТО, КАК ЯЗЫЧОК В ЗООПАРК ХОДИЛ (Картотека основного комплекса артикуляционной гимнастики)

При составлении картотеки были использованы материалы книги Е. Косиновой «Гимнастика для развития речи» с учетом рекомендаций практикума по логопедии М.Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного прои...

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (из опыта работы учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Григорьевой Надежды Анатольевны)

В данной статье речь идет о необходимости взаимодействия учителя-логопеда с родителями, психологом, учителями начальных классов. Дана структура и формы такого взаимодействия, сложившиеся на протяжении...

статья "Может ли учитель исправить у ребёнка нарушения письменной речи или логопедия без логопеда?"

В статье дана краткая характеристика  видов нарушения речи и предоставлены игры и занятия. которые может проводить рядовой учитель с ребёнком....

Презентация. Выступление учителя-логопеда на тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»

РАЗРАБОТКАВыступление учителя-логопедана тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»...