Статья: "Музыкотерапия в коррекционно-логопедической работе"
статья по логопедии

Аверкина Галина Николаевна

В статье рассказывается о комплексном положительном воздействии музыки на организм человека и личность в целом. Перечисляются приёмы работы. Данная статья будет интересна широкому кругу читателей. Сведения из статьи могут использовать в работе учтеля начальных классов, логопеды, воспитатели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_muzykoterapiya_i_logopediya_averkina_g.n.docx31.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

[ВВЕДИТЕ НАЗВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ]

статья

Музыкотерапия в коррекционно-логопедической работе

Автор: учитель - логопед

Аверкина Галина Николаевна

[Введите имя автора]

11.03.2024

Содержание

1.        Влияние музыки в целом на организм человека        3

2.        Музыкотерапия в комплексном воздействии на детей-логопатов        3

3.        Задачи, которые решаются на коррекционно-логопедических занятиях, включающих музыкотерапию        4

4.        Музыкотерапевтические приемы, применяемые на занятиях по логопедической коррекции        5

5.        Вывод        7

Список литературы        9


  1. Влияние музыки в целом на организм человека

В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с речевыми нарушениями. О том, что музыка способна влиять на душевное и физическое состояние человека знали еще в Древней Греции. Ученые установили, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, стимулируют дыхание, повышают тонус коры головного мозга, улучшается обмен веществ и кровообращение. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему. Ученые заметили, что музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения и от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, игра на кларнете сильно влияет на кровообращение, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее воздействие. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии, как важного средства воспитания и культурного развития гармоничной личности.

  1. Музыкотерапия в комплексном воздействии на детей-логопатов

Музыкотерапия – это эффективное средство здоровьесбережения и коррекции речевых нарушений детей-логопатов. Применение музыкального звука в лечебных целях способствует активизации резервных возможностей организма.

Поэтому в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, эффективным средством коррекции является включение музыкотерапевтических приемов. Широко применяются на практике занятия по логоритмике. Они представляют собой объединение системы движений, музыки и обогащение словаря.

Музыкотерапия в сочетании с движениями способствует преодолению речевых нарушений и предупреждение дисграфии у учащихся с речевой патологией путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

  1. Задачи, которые решаются на коррекционно-логопедических занятиях, включающих музыкотерапию

Коррекционные занятия, включающие приёмы музыкотерапии и логоритмики решают комплекс задач:

  • Развитие и коррекция неречевых процессов:
  • внимания, памяти;
  • оптико-пространственных представлений, координации движений;
  •  артикулярного праксиса,
  •  чувства темпа и ритма.
  • Развитие и коррекция речи:
  • формирование правильного речевого дыхания,
  • коррекция нарушений голосообразования,
  • коррекция интонационного оформления речи,
  • развитие фонематического восприятия,
  • коррекция речевых нарушений.

Коррекционные занятия, включающие музыкотерапию, ритмику и логопедическую коррекцию, настоящее время являются составной частью комплекса методик по коррекции нарушений речи не только детей, но и взрослых, используется в детских садах, школах, медицинских учреждениях. Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств, тиков, заикания. Нарушений координации, расторможенности, моторных стереотипов, коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания.

  1. Музыкотерапевтические приемы, применяемые на занятиях по логопедической коррекции

  • Пропевание гласных звуков и нот звукоряда на диафрагмальном дыхании. Использование «слогопесенок». Звуковые игры с согласными звуками. Позволяют автоматизировать звуки, совершенствуют дыхательную функцию.
  • Дыхательная гимнастика: направлена на выработку диафрагмального дыхания, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
  • Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла, которые развивают высоту, силу голоса, укрепляют голосовой аппарат. Также эти упражнения используются для профилактики простудных заболеваний.
  • Двигательные ритмические упражнения, танцы под музыку.

Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Движение и танец снимают нервно-психическое напряжение, обладая психотерапевтическим эффектом.

  • Речевые и ритмические игры подразумевают ритмодекламацию, игры со звуков, игры со звучащими жестами, игры-диалоги и др. Использование русских народных песенок, потешек, прибауток, считалок, дразнилок облегчает выполнение логоритмических задач и решает социокультурные задачи.

Чистоговорки: отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. Развивается фонематический слух и слуховое внимание.

  • Психогимнастические упражнения и этюды под музыку.

Упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением, игры на устранение отрицательных эмоций, релаксационные упражнения и этюды с музыкальным сопровождением развивают мимику и выразительность движений, снимают напряжение, создавая спокойное настроение и расслабленное состояние мускулатуры.

  • Самомассаж под музыку.

Под влиянием массажа (поглаживание, растирание, разминание) в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, достигающие коры головного мозга. Массаж тонизирует центральную нервную систему, повышая её регулирующую роль в работе всех систем и органов, оказывает общеукрепляющее действие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, стимулирует деятельность нервных центров.

  • Музыкальная гимнастика для глаз.

Способствуют развитию концентрации внимания, навыков волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение.

  • Музыкально-психологические формулы.

Песенки-приветствия (создают доброжелательный настрой, «прощальные» песенки (подводится итог прошедшей деятельности, создается настрой на предстоящую деятельность, музыкальные формулы самовнушения на преодоление стрессовых ситуаций эффективны для поддержания душевного здоровья и эмоционального фона. Являются важным фактором психологической устойчивости, что необходимо в достижении физического здоровья.

Пение песен: развивает внимание, память, эмоциональную отзывчивость, укрепляет голосовой аппарат, способствует автоматизации гласных звуков, коррекции голоса, артикуляции и дыхания.

  • Мимические и пантомимические упражнения, направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики, творческой фантазии, воображения.
  • Пальчиковые игры способствуют речевому развитию. Проводятся под ритмическое или музыкальное сопровождение.
  • Упражнение «Хор рук». 

Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров». «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего ведущего-«дирижера», «вторую» - другая (стоящая позади них), соответственно копируя движения стоящего ведущего-«дирижера». В зависимости от темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс» и др.). Данная форма направлена на развитие координационной свободы движения, чувства ритма, внимания.  ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.

  • Прослушивание классических произведений.

Музыка оказывает воздействие на психофизиологический уровень активности организма. Мажорная динамичная мелодия тонизирует центральную нервную систему, поднимает настроение, ускоряя работу сердца, а минорная мелодичная спокойная музыка снимает перевозбуждение, уместна для релаксации.

  1. Вывод

Таким образом, неоспорим тот факт, что музыкотерапия эффективно способствует решению коррекционно-развивающих задач при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. В результате, у логопатов появляется интерес к музыке, создаются эмоциональная отзывчивость. Ребёнок-логопат учится координации движений, тренирует свой артикуляционный и дыхательный аппараты, развивает память, музыкальный слух, внимание. Альтернативные формы музыкотерапии благотворно воздействуют на эмоциональную сферу воспитанника, оказывают положительное воздействие на развитие коммуникативных способностей.

Список литературы

  1. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика/ Г.А.Волкова. . – М.: Просвещение, 1985. – 205 с.
  2. Галанов, А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников/ А.С.Галанов. – СПБ: .: Речь, 2007. – 180 с.
  3. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н.Корнев.-СПб.:Речь,1997. -  286с.
  4. Белобрыкина, О.А. Речь и общение/ О.А.Белобрыкина. - Ярославль, 1998. - 240 с.
  5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве/ Л.С. Выготский. – М.,1991. – 93 с.
  6. Гальцова, Е.А. Забавные истории обо всем на свете: театрализованные и игровые занятия с детьми/ Е.А.Гальцова. – Волгоград, 2008 – 120 с.
  7. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с нарушениями речи. – М.: ГНОМ и Д, 2002.
  8. Куликовская, Т.А.Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2005.
  9. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПБ.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2001.
  10. Петрушинский. А.В. Игры, обучение, тренинг/А.В. Петрушинский. – М.: Новая школа,2003. – 168 с.
  11. Петрова, Т.И.  Сергеева,  Е.Л.  Петрова,  Е.С. Театрализованные игры в школе/ Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева// Воспитание школьников. -2000, № 12 .
  12. Узорова, О.В. Пальчиковая гимнастика/ О.В.Узорова. – М.: Изд-во АСТ, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе.

Использование информационно-коммуникационных технологий на логопедических занятиях....

Основные направления коррекционно-развивающей и коррекционно-логопедической работы с неуспевающими младшими школьниками.

Данная статья - стремление поделиться положительным опытом взаимодействия и сотрудничества участников педагогического, воспитательного процессов в аспекте деятельности школьного логопеда, стремление о...

Коррекционно–логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у младших школьников. (Из опыта работы).

Одной из важных задач в общей системе коррекционно-логопедической работы является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность полноц...

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи» (коррекционные блоки для составления индивидуальной логопедической программы обучающихся с НОДА 1-4 классов)

Коррекционно – логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи» направлена на реализацию системы логопедической помощи обучающихся с нарушением ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности (коррекционно-развивающей области) для обучающихся с ЗПР по АООП (вариант 7.1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности(коррекционно-развивающей области)для обучающихся с ЗПРпо АООП (вариант 7.1)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности (коррекционно-развивающей области) для обучающихся с ТНР по АООП (вариант 5.1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности(коррекционно-развивающей области)для обучающихся с ТНРпо АООП (вариант 5.1)...