Звуки речи.Буквы
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Байгильдина Гульзана Байрамгалимовна

Конспект фронтального логопедического занятия для детей 1 класса с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k5_ponyatie_o_zvukakh_rechi.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР “Звуки речи и буквы”.

Байгильдина Г.Б., учитель-логопед

Тема: Звуки речи и буквы.

Цель: уточнить понятие звуков речи и букв.

Задачи:

Образовательные:

  1. уточнить понятие звуков речи и букв;
  2. учить различать гласные и согласные звуки.

Развивающие:

  1. развивать фонематический слух;
  2. совершенствовать навыки фонематического анализа;
  3. развивать умение отвечать полным предложением;
  4. развивать зрительный гнозис, внимание;
  5. развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к логопедическим занятиям.

Оборудование: зеркала; цветные карандаши; плакат для дифференциации звуков и букв; картинка с заштрихованными буквами; чудесный мешочек с буквами; индивидуальные красные и синие кружки; индивидуальные карточки с буквами; фишки красного и синего цвета.

Ход занятия

  1. Организационный момент (1 мин).

Логопед приветствует детей, раздает зеркала.

Читает стихотворение:

Ну-ка вот проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, зеркало, тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Дети приветствуют логопеда.

  1. Артикуляционная гимнастика (3 мин).

Упражнения для губ:

“Улыбочка”, “Трубочка”, “Окошко”, “Улыбочка – трубочка – окошко” (5 раз).

Упражнения для язычка:

“Блинчик”, “иголочка”, “Парус”, “Назойливая муха”.

Каждое упражнение дети выполняют 3 раза.

  1. Основная часть (16 мин).

А) Повторительная беседа. Объявление темы занятия.

- А теперь отложим зеркала.

Дети убирают зеркала на край парты.

- Давайте вспомним, что такое наша речь? /Разговор, вопрос, рассказ – это наша речь/.

- Из чего состоит наша речь? /Наша речь состоит из предложений/.

- Как стоят предложения в рассказе? /Предложения в рассказе стоят по порядку/.

- Как они связаны между собой в рассказе? /Они связаны между собой по смыслу/.

- Из чего состоят предложения? /Предложения состоят из слов/.

- Как связаны слова в предложении? /Слова в предложении связаны по смыслу/.

- Как они стоят в предложении? /Они стоят в предложении по порядку/.

- Из чего состоят слова? /Слова делятся на слоги/.

- А сегодня мы узнаем, из чего состоят слоги.

Б) Беседа о звуках (речевых и неречевых) и органах, участвующих в речи.

- Ребята, какие звуки мы можем услышать на улице? /Мы можем услышать скрип, мяуканье, стук, грохот/.

- Да. Эти звуки называются неречевые. А теперь послушайте. [М, п, ш]. С помощью чего я говорила эти звуки? /Вы их говорили с помощью органов речи/.

- Чем отличаются речевые и неречевые звуки? Кто говорит речевые звуки? /Речевые звуки говорит человек/.

- А неречевые звуки – что это за звуки? /Это звуки, которые говорит не человек/.

- Правильно. Это звуки окружающего нас мира.

- Хорошо. А что нам помогает произносить речевые звуки? /Нам помогают губы, зубы, язык/.

- А ещё что? Скажите [с], подставьте ладошку. Что чувствуете? /Мы чувствуем ветерок/.

- Да. Воздух выходит из наших легких. Легкие нам помогают говорить. А теперь скажите [з], ручку на горлышко положите. Что чувствуете? /Горлышко вибрирует/.

- Правильно. Это наши голосовые связки так работают. Без них мы не сможем говорить. А что ещё нам помогает говорить? Перед тем, как что-то сказать, что нужно сделать? /Нужно подумать/.

-Хорошо. Значит, нам ещё помогает мозг. Всё назвали? А мы слышим, что нам говорят? /Да/.

- С помощью чего мы слышим? /С помощью слуха/.

- Да. Теперь давайте повторим всё, что мы сказали. Что нам помогает говорить? /Нам помогают говорить губы, зубы, язык, мозг, слух, легкие/.

В) Фонематический анализ.

- Ребята, я говорю слово, а вы называйте первый звук в этом слове.

Осы, собака, машина, шапка, астра, утка, самолет.

Логопед спрашивает всех детей по очереди.

Г) Сказка про звуки и буквы.

- А теперь послушайте маленькую сказку про звуки и буквы. Давным-давно жили-были звуки. Ходили звуки по свету, но никто их не видел. Однажды их записали на доске, и стали они видимыми. С тех пор называют их буквами.

- Запомните, звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем. Повторите за мной. /Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем/.

- Посмотрите на плакат, там возле слова звук нарисован ротик и ушко, а возле слова буква глазик и ручка. Этот плакат поможет вам запомнить.

Д) Дидактическая игра “Буквы спрятались”.

Логопед вешает на доску картинку с заштрихованными буквами.

- Ребята, к нам сегодня прибегал Буратино и спрятал буквы. Давайте их найдем.

Дети называют буквы.

- Хорошо. А теперь давайте придумаем слово, начинающееся с каждой из этих букв.

Логопед спрашивает каждого ребенка.

- Что мы с вами называли? /Мы называли звуки/.

- А искали что? /Искали буквы/.

- Чем отличаются звуки и буквы? /Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем/.

  1. Физминутка (2 мин).

- А сейчас немножко отдохнем. Встаньте в кружок. Повторяем за мной слова и движения.

Дети встают в кружок.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел

И тихонечко пошел.

Буратино шел-шел,

Белый гриб нашел.

Раз грибок, два грибок.

Вот и целый кузовок.

Логопед проговаривает стих и показывает детям движения.

  1. Основная часть (продолжение) (16 мин).

Е) Дидактическая игра “Чудесный мешочек”.

Логопед показывает детям мешочек.

- Ребята, у меня есть чудесный мешочек. В нем буквы. Вам нужно вытащить букву и придумать с ней слово.

Логопед подходит к каждому ребенку. Дети придумывают слова.

Ж) Беседа о гласных и согласных звуках.

- А сейчас подумаем, чем отличаются гласные звуки от согласных. Давайте произнесем а-а-а! Свободно голос выходит? /Да, голос свободно выходит/.

- А так? П-п-п! Что-то мешает? /Да, мешает/.

- А что? /Мешают губы, зубы и язык/.

- Правильно. Это значит, что когда мы произносим согласный звук, у нас есть преграда. Если нет преграды, какой это звук? /Это гласный/.

- А если есть преграда? /Тогда это согласный/.

- Молодцы. Повторим все вместе. Гласные звуки произносятся без преграды, согласные – с преградой. Преграду образуют губы, зубы и язык. /Гласные звуки произносятся без преграды, согласные – с преградой. Преграду образуют губы, зубы и язык/.

З) Дифференциация гласных и согласных звуков.

Логопед раздает детям красные и синие кружки.

- Ребята, я буду называть звуки, а вы, если услышите гласный звук, поднимите красный кружок, а если согласный – синий.

А, п, м, л, а, о, у, м, ф, ы, б.

Дети выполняют задание.

И) Работа в тетрадях. Дифференциация гласных и согласных звуков.

- Я буду произносить звуки, а вы писать букву. В одной строчке у нас будут гласные звуки. Какого цвета мы кружочек нарисуем? /Мы нарисуем красный кружок/.

- А в другой – согласные. А здесь какой кружок нарисуем? /Нарисуем синий кружок/.

Логопед показывает образец на доске.

О, б, с, а, у, м.

Далее – коллективная проверка.

- Какие две группы звуков существуют в русском языке? /Звуки бывают гласные и согласные/.

- Как произносятся гласные звуки? /Гласные звуки произносятся без преграды/.

- А согласные? /Согласные произносятся с преградой/.

- Что образует преграду? /Преграду образуют губы, зубы и язык/.

К) Работа с карточками. Дифференциация гласных и согласных звуков.

Логопед раздает детям карточки с буквами и фишки красного и синего цвета.

- Ребята, вам нужно под буквами обозначить цветными фишками гласные и согласные.

- Каким цветом обозначим гласные? /Гласные обозначим красной фишкой/.

- А согласные? /Согласные обозначим синей фишкой/.

Дети выкладывают фишки под буквами.

Далее – индивидуальная проверка.

  1. Итог занятия (2 мин).

- О чем мы сегодня говорили?

- Что мы делали на занятии?

- Что вам больше всего понравилось?

Логопед оценивает деятельность каждого учащегося.

Желаем успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками.        ...

Конспект урока по чтению ТЕМА: Гласный звук. Звуки [а], [о], [у] – гласные звуки. Обозначение гласного звука красной фишкой.

Урок разработан с учётом индивидуальных особенностей детей. Использованы артикуляционная гимнастика, динамическая минутка, физминутка....

Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.

Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...

"Звуки речи буквы" внеклассное мероприятие

Показать детям роль звуков и букв, развивать умения различать звуки и буквы, воспитывать интерес к знаниям, желание познавать и обучаться....