Открытое фронтальное занятие "Многозначные слова"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Уварова Анастасия Дмитриевна

Цель: Систематизировать знания о многозначных словах.

Задачи:

Образовательные:

  • учить выделять многозначные слова, определять их значения, устанавливать общность значений многозначных слов;
  • учить различать однозначные и многозначные слова;
  • активизировать и расширять словарный запас детей за счёт уточнения семантики наиболее часто встречающихся многозначных слов и выражений;
  • совершенствовать навыки составления словосочетаний и предложений в соответствии с лексическим значением слова.
  • привлечь внимание детей к лексическому значению слов, учить понимать многозначность значений слов.

 

Коррекционно – развивающие:

  • развивать словесно-логическое мышление;
  • развивать общую и мелкую моторику.
  • расширение и обогащение словарного запаса; развитие языкового чутья, памяти, связной речи.
  • развивать слухоречевую память, творческие способности, межполушарное взаимодействие, координацию движений, мелкую моторику.

Воспитательные:

  • Воспитывать любознательность, творческое воображение, навык самоконтроля и организованности в работе.
  • воспитывать адекватную самооценку, способствовать улучшению эмоционального благополучия обучающихся.
  • повышать речевую активность.

 

Оборудование: предметные картинки: «Буратино», «Пьеро», «Мальвина»,

картинки для демонстрации многозначности слов, символы эмоций для рефлексии.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finalnyy_konspekt_mnogoznachnye_slova.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида"

Конспект

фронтального логопедического занятия по теме:

«Многозначные слова»

Учитель-логопед: Уварова

Анастасия Дмитриевна

Улан-Удэ,

2023 г.

Цель: Систематизировать знания о многозначных словах.

Задачи:

Образовательные:

  • учить выделять многозначные слова, определять их значения, устанавливать общность значений многозначных слов;
  • учить различать однозначные и многозначные слова;
  • активизировать и расширять словарный запас детей за счёт уточнения семантики наиболее часто встречающихся многозначных слов и выражений;
  • совершенствовать навыки составления словосочетаний и предложений в соответствии с лексическим значением слова.
  • привлечь внимание детей к лексическому значению слов, учить понимать многозначность значений слов.

Коррекционно – развивающие:

  • развивать словесно-логическое мышление;
  • развивать общую и мелкую моторику.
  • расширение и обогащение словарного запаса; развитие языкового чутья, памяти, связной речи.
  • развивать слухоречевую память, творческие способности, межполушарное взаимодействие, координацию движений, мелкую моторику.

Воспитательные:

  • Воспитывать любознательность, творческое воображение, навык самоконтроля и организованности в работе.
  • воспитывать адекватную самооценку, способствовать улучшению эмоционального благополучия обучающихся.
  • повышать речевую активность.

Оборудование: предметные картинки: «Буратино», «Пьеро», «Мальвина»,

картинки для демонстрации многозначности слов, символы эмоций для рефлексии.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и слушайте меня и повторяйте за мной:

- «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому.

Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу.

Память моя крепка. Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.

Откройте глаза. Приступаем к работе.

II. Основная часть.

Сообщение темы занятия.

  • Сегодня мы совершим путешествие в волшебный город одной загадочной страны и познакомимся с жителями этого города.
  • Но прежде, чем отправится в путешествие, нам нужно выбрать транспорт. (Дети предлагают разные варианты и определяют главный).
  • Закроем глаза, расправим руки, словно крылья и отправимся в полет.
  • (Логопед предлагает детям угадать, с какими героями волшебной страны могут встретится дети).
  • Хорошо. Я дам вам подсказку. Но для этого вам нужно отгадать загадку.

Это что за очень странный

человечек деревянный?

Мальчик с Азбукой под мышкой

- деревянный шалунишка.

Победил он Карабаса,

не подвёл друзей ни разу.

Кто не слушался Мальвину?

глупый, добрый… .?

Ответ детей: Буратино.

Сюрпризный момент.

Появляется грустный Буратино: Здравствуйте, ребята

Логопед говорит Буратино, что дети рады встретить его в волшебной стране и спрашивает, почему он такой грустный. Буратино сообщает, что потерял ключ.

Логопед: Буратино, мы можем тебе помочь! На прошлой неделе мы с ребятами путешествовали и говорили о инструментах. Помните, ребята? И у нас остался ключ, который тебе нужен. Демонстрирует Буратино гаечный ключ.

Буратино говорит, что такой ключ ему не подходит, и он ищет другой ключ.

Логопед спрашивает Буратино«А какой ключ ты потерял?»

Буратино:

Далёко, далёко за морем

Стоит золотая стена.

В стене той заветная дверца,

За дверцей - большая страна

Ключом золотым открывают

Заветную дверцу в стене,

Но где этот ключик — не знаю?

Никто не рассказывал мне.

(Постановка проблемного вопроса)

Логопед: Ребята, у меня в руках гаечный ключ, а Буратино ищет золотой ключ. Как же много значений у слова «ключ».. может быть вы вспомните другие значения? Педагог загадывает детям загадку, а отгадки-картинки появляются на доске.

Он в дверях, он в замке,

Он и в нотной строке,

Он и гайку отвернет,

Он и может, если хочет,

Телеграмму передать

И загадку разгадать.

Логопед спрашивает детей, о каких ключах здесь говорится.

Дети отвечают: дверной ключ, нотный (а по-другому он называется скрипичный, гаечный ключ.

Формирование цели урока и постановка учебных задач

Буратино: Вот это настоящая магия! Значит, слово «ключ» может быть использовано в нескольких смыслах? Значит, у него несколько значений? Как же тогда назвать такое слово? (многозначным) Да, действительно, слова, которые имеют много значений называются многозначными.

Как вы думаете, какой будет цель нашего путешествия? И какие перед нами стоят задачи?

Тема: Многозначные слова

Задачи занятия:

1. Познакомиться с многозначными словами.

2. Научиться различать эти слова и употреблять их в речи.

Ребята, Буратино очень интересно узнать, а что объединяет все значения этого многозначного слова? Поможем ему?

- У каждой группы на партах лежат конверты со словом «ключ». Достаньте из конвертов слова, составьте из них предложения. И скажите, в каком из трёх значений было использовано слово «ключ» в вашем предложении.

1.Папа купил новый гаечный ключ. 2 Среди гор течёт ледяной прозрачный ключ. 3 В нотной тетради пишем скрипичный ключ. 4. Я достал из кармана ключ от двери.

Много разных значений имеет это слово. Ключ - родник с чистой, свежей и прохладной ключевой водой. Ключ от замка, которым запирают квартиру, ворота или чемодан. Гаечный ключ, без которого не починить велосипеда, не исправить системы водяного отопления. Наконец, самый интересный ключ - ключ к шифру, при помощи которого можно прочесть таинственное послание. Вот это последнее значение слова ключ больше всего напоминает его музыкальный смысл. В самом деле: чтобы прочесть какие-то ноты, ключ совершенно необходим, иначе запись их окажется зашифрованной. Это знак, который всегда ставится в начале нотного стана и указывает положение на нем одной из нот, а в зависимости от нее и всех остальных.

Во всех вышеперечисленных значения КЛЮЧ - многозначное слово, которое имеет общий смысловой корень - открыть/закрыть.

2. Динамическая пауза

Логопед сообщает детям, что нужно набраться сил, чтобы продолжить путешествие по сказочному городу многозначных слов и предлагает сделать физкультминутку.

Буратино потянулся,

(руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

(наклоны корпуса вперед)

Руки в сторону развел,

(руки развести в стороны)

Ключик, видно, не нашел.

(повороты вправо и влево)

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(руки на поясе, подняться на носочки)

- Раз вы всё поняли, тогда мы можем перейти к следующему заданию. Перед вами на доске список слов. Прочитайте его. Подумайте, и выберите слова, которые являются многозначными.  Ребята, а что объединяет значения всех этих слов?

Колокольчик, груша, иголка, хвост, лисичка, шляпа, береза.

Колокольчик – форма, хвост - так как он расположен сзади и похож на хвост птиц, лисичка – окраска.

А как же называются слова, у которых только одно лексическое значение?

- А теперь. Обратите своё внимание на листочки, лежащие перед вами. В каждом из конвертов даётся несколько значений, но только одного многозначного слова. Прочитайте эти толкования и узнайте, о каком многозначном слове идёт речь.

  1. Группа учеников одного и того же года обучения; комната для занятий в школе; степень, уровень выполнения чего-нибудь. (класс)
  2. Часть тела человека; Часть предмета, за которую его держат; письменная принадлежность в виде палочки, стерженька. (ручка)
  3. Учебная работа, заданная ученику; учебный час, посвящённый одному предмету; нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. (урок)

- Составьте с каждым словом предложение, используя его только в одном из значений.

Буратино:  Какие интересные у вас получились предложения! А есть ещё такие интересные слова?

Логопед : Конечно, в стране многозначных слов вы встретите ещё много интересного, нужно быть очень внимательным и любознательным.

Ребята, давайте ещё попробуем вспомнить многозначные слова.

Буратино: Ребята, я все понял! И сейчас я загадаю вам загадки.

- Какой иглой нельзя шить?

- Какую шляпку нельзя надеть на голову?

Сколько нового я узнал от вас. Спасибо большое вам ребята. Я пойду искать свой ключик «дверной» и обо всем расскажу своим друзьям. Прилетайте к нам ещё. (Машет рукой и уходит).

III. Рефлексия занятия.

- Итак, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?

(Познакомиться с многозначными словами, и научиться их различать и употреблять в речи).

Какие же многозначные слова вы теперь знаете?

…………………………..

А почему эти слова называются многозначными?

……………………………………….

- Выполнили мы поставленные задачи и помогли? (Да)

Сейчас я раздам каждому из вас 3 смайлика. Если вам все было понятно и трудностей не возникало, покажите мне зеленый смайлик. Если у вас возникали трудности с каким-либо заданием, отдайте мне желтый смайлик. Если вы ничего не поняли и у вас было много затруднений, отдайте мне красный смайлик.

- На этом наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого фронтального логопедического занятия для детей 1 класса, имеющие ФФНР. Тема: Дифференциация звуков [б – п].

Цель: Сформировать у учащихся умения различать согласные [Б и П] в устной и письменной речи....

Конспект открытого фронтального логопедического занятия с группой детей с НВОНР 4 класс

Цель логопедического занятия - восполнение пробелов в формирование связной речи.  Работа над коммуникативной деятельностью учащихся на данном этапе усложняется. Закрепляются навыки звукобуквенног...

Открытое фронтальное занятие"Состав слова"

В данном документе представлен конспект логопедического занятия в 3 классе "Состав слова"....

Открытое фронтальное логопедическое занятие "В поисках клада"

Цель:Совершенствовать навыки согласования имен прилагательных с именами существительными в  роде, числе и падеже. Способствовать формированию  представления о связи согласования прилагательн...