Открытое фронтальное занятие на тему "Антонимы"
план-конспект занятия по логопедии (4 класс) на тему

Балданова Людмила Александровна

Антонимы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon antonimy.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое фронтальное логопедическое занятие на тему «Антонимы»

Класс – 4

Учитель-логопед: Балданова Л.А.

    Цель: совершенствовать навыки правильного распознавания, подбора и употребления слов-антонимов в речи.

   Задачи:

  Обучающие и коррекционно-развивающие:

  - расширять и активизировать словарный запас;

   - развивать слуховое и зрительное внимание, словесно-логическое и пространственно-  образное мышление;

   - развивать фонематическое восприятие и слух;

    - закреплять навыки звуко-буквенного  и слогового анализа слов;

  - совершенствовать  навыки построения предложений из слов, данных в начальной форме;

  - совершенствовать навыки правильного чтения и письма;

  - закреплять навыки контроля  за собственной речью.

  Воспитательные:  

  - воспитывать умение адекватно принимать установленные учителем правила и выполнять их;

   - воспитывать чувство взаимовыручки и  поддержки в коллективной деятельности;

   - стимулировать  учащихся к результативной деятельности через похвалу и поощрение;

   - способствовать  рабочему настроению учащихся;

   - развивать коммуникативную сторону речи;

   - соблюдать здоровьеохранительный режим обучения.

 Оборудование:

    - предметные и сюжетные картинки по теме;

    - пазлы из  дидактической игры «Противоположности»;

    - карточки  и плакаты со словарным материалом, заданиями;

    - кроссворд;

    - цветные магниты.

ПЛАН  ЗАНЯТИЯ.

I.Организационный момент.

II. Основная часть.

     1. Знакомство с темой занятия.

     2. Работа с таблицей.

     3. Отгадывание загадок.

     4. Редактирование предложений.

     5. Составление предложений.

     6. Физкультминутка.

     7. Звуко-буквенный  и слоговой анализ  слов.

     8. Игра «Плюс-Минус».

     9. Заполнение кроссворда.

     10.Игра «Найди пару».

    10. Игра «Наоборот».

III. Итог занятия.

ХОД   ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

     Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Надеюсь, что вы покажите им хорошие знания и умения. Давайте настроимся на работу, вспомним наше основное правило:

                             Кто хочет разговаривать,

                             Тот будет выговаривать

                             Всё правильно и внятно,

                             Чтоб было всем понятно!

                            (чтение по таблице хором)

     II. Основная часть.

     1.Знакомство с темой занятия.

  К нам в гости приехали Антон и Антонина  (Демонстрация иллюстрации).

  Посмотрите, кто они? (мальчик и девочка)

    Как вы думаете, девочки отличаются от мальчиков?

    Антон и Антонина тоже очень разные дети. Я думаю, что нам интересно будет  поближе с ними познакомиться. Дело  в том, что я знаю только Антонину. Помогите мне побольше узнать об Антоне.

    Антонина высокого роста, а Антон … (низкого).

У Антонины тёмные волосы, а у Антона … (светлые).

Тоня видит хорошо,  Антоша … (плохо).

( Логопед: «Почему вы  так думаете?» Дети: «Он носит очки»)                                

Антонина просыпается рано, а Антон … (поздно).

Утром Тоня  пьёт чай горячий, а  Тоша   молоко … (холодное).

Антонина болеет редко, а Антон … (часто).

Тоня  сильная, а  Антоша …. (слабый).

Антонина любит трудиться, а Антон … (отдыхать).

У Тони много друзей, а у Тоши … (мало).

                               

  Мы познакомились с ребятами. Они живут в стране Наоборот.  А сейчас они нас приглашают к себе в гости. Выполняя задания жителей страны Наоборот, мы много узнаем о словах-антонимах (словах, противоположных по значению).

2. Работа с таблицей.

-  Подберите антоним к каждому слову (работа с магнитами).

-  Какие  слова остались без пары? Назовите  антонимы к данным словам.

   

      бледный                         съедобный               вежливый

      поздний                         трусливый                сырой

      близкий                          длинный                   передний                    

      храбрый                         ранний                      румяный

      полезный                       короткий                  дорогой

      грубый                           дешёвый                   ядовитый

      вредный                         стройный                  далёкий

Знакомство с антонимом слова «стройный» -  « сутулый» (показ пары картинок (мальчик стройный - мальчик сутулый), объяснение значения слов-антонимов).

3. Отгадывание  загадок.

    Учащиеся сами читают загадки на карточках,  находят в тексте и называют слова-антонимы и отгадку.

                 

                                Толстым в школу я хожу,

                                Летом тоненький лежу.

                                Детям нужно отдыхать,

                                Вот и мне пора поспать.              (портфель)

                                Самый кислый он, друзья,

                                Утверждаю это я.

                                Нужно сладкого вагон,

                                Чтоб с улыбкой съесть …        (лимон)

                                Это что за потолок?

                                То он низок, то высок,

                                Звёзды яркие сверкают…

                                Как его мы называем?               (небо)

                                Летом рад я свежей

                                Ягоде медвежьей.

                                А сушёная в запас

                                Как лекарство, лечит нас               (малина)

                                Он – недели день последний,

                                Он – всеобщий выходной.

                                Хоть он зимний,

                                Хоть он летний,

                                Он коротенький такой.                (воскресенье)

                                Домашние ласкаются,

                                А дикие кусаются.

                                И всё же очень-очень

                                Они ребятам нравятся.

                                Лесные ли , болотные,

                                Зовём мы их   …                       (животные)

                                 На ночь два оконца

                                 Сами закрываются

                                 А с восходом солнца

                                 Сами открываются,

                                 Потому что люди

                                 Утром просыпаются.                   (глаза)

                                 

                                 Всегда он в работе,

                                 Когда говорим.

                                 А отдыхает,

                                 Когда мы молчим.                     (язык)

4. Работа по индивидуальным карточкам. Редактирование предложений.

- Замените выделенные слова противоположными по смыслу. Напишите правильный вариант предложений.

1 вариант.

Моя младшая сестра Оля  учится  в  школе очень плохо.

2 вариант.

Мы с мамой сели в маленький автобус и медленно поехали в магазин.

Чтение вслух учащимися сначала данных вариантов, а затем  редактированных.

5.   Составление предложений.

  Учащимся     предлагается составить  предложения из слов, данных в начальной форме. Слова располагаются на доске. По мере составления учащимися предложений логопед переворачивает таблички (открывает правильный вариант).

(сначала логопед помогает определить первое слово в предложении  и направляет учащихся вопросом «что делает?»).

         1 вариант.   широкий, мама, юбка,  Рита, шить, для.

         2. вариант. горячий, в, Витя, налить, молоко, чашка.

Детям предлагается найти в предложениях слова, обозначающие признаки предметов, подобрать к ним антонимы и составить с ними предложения.

6.       Физкультминутка.

           Мы шагаем, мы шагаем, выше ноги поднимаем,

           Влево шаг и … (вправо)  шаг, шаг вперёд – шаг … (назад).

           Мы шагаем, мы шагаем, ноги дружно поднимаем,

           Шаг немного замедляем, постепенно … (ускоряем).

           Сейчас быстро мы идём, затем … (медленно) пойдём.

           Руки вверх мы поднимаем, очень плавно … (опускаем).

           А теперь мы полетаем, в мяч немного поиграем.

           Теперь сядем за столы… Снова стали мы бодры! 

Упражнение "Ухо – нос».

Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".

Упражнение "Змейка"

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе.

1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог.

2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.

6. Звукобуквенный анализ слов.

    Работа с цветными магнитами и настенной азбукой.

 

А) -В этом слове 8 букв.

    -Четвёртый звук в этом слове такой же, как первый звук в слове «ровный». Какой буквой обозначим этот звук? (буквой «р»). А последний звук совпадает с последним звуком слова-антонима («кривой»). Какой буквой обозначим этот звук? (буквой «й»).

Первый звук в этом слове такой же, как первый звук в слове «зло». Какой буквой обозначим этот звук? (буквой «з»). А второй звук такой же, как первый звук слова-антонима («добро»).

   - Догадались, что это за слово? Так называют человека, когда он хорошо себя чувствует и у него нет температуры («здоровый»).

- Подберите антоним к этому слову («больной»).

Сравнение двух слов-антонимов (звукобуквенный и слоговой анализ, составление слого-ритмических схем).

Б) Составим синквейн со словом «Здоровье»

7. Работа с парой антонимов.

   Вставить в текст пропущенные слова «сегодня» - «завтра» и «враг» - «друг» в соответствии со смыслом высказывания.

«… поучусь, а …. погуляю,» - говорит ленивый.

« … погуляю, а … поучусь,» - говорит прилежный.

Далеко мой стук слышится вокруг.

Червякам я …., а деревьям … .               (дятел)

8.  Игра  «Плюс-Минус».

Редактирование предложений. Работа по индивидуальным карточкам.

      Оценка правильности предложений (отметка «+» и «-»), чтение сначала правильных вариантов, а затем неправильных вариантов с исправлением.

1 вариант.

Куст высокий, а дерево низкое.

Камень лёгкий, а  пух тяжёлый.

Днём светло, а ночью темно.

В автобус надо входить через заднюю дверь, а выходить через переднюю.

Весёлые люди плачут, а грустные смеются.

Улитка ползёт быстро, а заяц бежит медленно.

2 вариант.

Река узкая, а ручей широкий.

Дедушка молодой, а внук старый.

Работать тяжело, а отдыхать легко.

Неделя начинается  воскресеньем, а заканчивается понедельником.

Смех громкий , а шёпот тихий.

Переходя улицу, смотри сначала налево, а потом направо.

  9. Заполнение кроссворда.

                           

н

ж

п

р

о

х

л

а

д

а

т

л

ч

р

з

и

м

а

ь

а

ш

ч

и

н

а

Я антоним к слову «лето»,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я … (зима)

Я антоним к слову «холод».

В речке все – и стар, и молод,

Меня любит детвора,

Потому что я … (жара).

Я антоним к слову «день».

Всем давно трудиться лень.

И игрушки тоже прочь,

Спать пора. Пришла уж … (ночь).

Я антоним к слову «смех».

Не от радости, утех,

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это … (плач)

Я антоним к слову «зной».

Я в реке, в тени густой                      

И в бутылке лимонада,

А зовут меня …   (прохлада)

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Называюсь … (тишина).    

10. Игра «Найди пару». Работа с пазлами.

      Учащимся предлагаются сюжетные пазлы из игры «Противоположности». Они должны найти подходящую (противоположную) пару пазлов и составить к ней предложение-подпись (типа «Витя разжигает костёр, а Толя тушит»).

11. Игра «Наоборот»

       

                                    Вот и нам пришёл черёд

                                    Сыграть в игру «Наоборот».

                                    Скажу я слово «высоко»,

                                     А ты ответишь ….             (низко)

                                    Скажу я слово «далеко»,

                                    А ты ответишь ….              (близко)

                                    Скажу я слово «потолок»,

                                    А ты ответишь … .              (пол)          

                                    Скажу я слово «потерял»,

                                    И скажешь ты … .               (нашёл)

                                    Скажу тебе я слово «трус»,

                                    Ответишь ты  … .                (храбрец)

                                     Теперь «начало» я скажу.

                                     Ну, отвечай … .                 (конец)

III. Итог занятия.

    -Вот и наше занятие подошло к концу. Антон и Антонина считают, что вы не зря побывали в Стране Наоборот, многому научились.

     - Ребята, так кто же живёт в Стране Наоборот? (слова-антонимы). Если вы будете правильно использовать эти слова в своей речи, то ваша речь будет красивой и интересной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого фронтального логопедического занятия для детей 1 класса, имеющие ФФНР. Тема: Дифференциация звуков [б – п].

Цель: Сформировать у учащихся умения различать согласные [Б и П] в устной и письменной речи....

Конспект открытого фронтального логопедического занятия с группой детей с НВОНР 4 класс

Цель логопедического занятия - восполнение пробелов в формирование связной речи.  Работа над коммуникативной деятельностью учащихся на данном этапе усложняется. Закрепляются навыки звукобуквенног...

Конспект фронтального занятия логопеда с группой учащихся 1-го класса (ОНР Шур.) Тема занятия: «Слова, обозначающие действие предмета».

Конспект фронтального занятия логопеда с группой учащихся 1-го класса (ОНР Шур.) с самоанализом занятия....

Открытое фронтальное занятие"Состав слова"

В данном документе представлен конспект логопедического занятия в 3 классе "Состав слова"....

Открытое фронтальное логопедическое занятие "В поисках клада"

Цель:Совершенствовать навыки согласования имен прилагательных с именами существительными в  роде, числе и падеже. Способствовать формированию  представления о связи согласования прилагательн...