«Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте»
статья по логопедии

Игры и упражнения для профилактики дисграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

«Профилактика дисграфии

в дошкольном возрасте»

  

В настоящее время остро стоит проблема дисграфии у детей младшего дошкольного возраста: ребенок с нормальным интеллектом, зрением и слухом, с мотивацией к обучению может неправильно читать и безграмотно писать (не дописывать слова, пропускать и менять буквы, слоги). То есть ученик допускает многочисленные типичные ошибки стойкого характера. Такое расстройство письменной речи называется дисграфией. Это нарушение обусловлено незрелостью некоторых отделов мозга, отвечающих за развитие моторики рук, речевого внимания, зрительно-пространственных представлений.

Учителя-логопеды, работающие с детьми пяти-семи лет, считают, что актуально говорить о профилактике дисграфии. Практикой доказано, что дисграфию, как и другую форму речевой патологии, легче предупредить, чем устранить.

Уже в дошкольном возрасте по ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей в дальнейшем могут поставить логопедическое заключение – дисграфия.

Дисграфия – это не приговор и это нарушение можно скорректировать.

Что же делать родителям, желающим научить ребёнка родному языку? С чего же надо начинать?

С игры! Лучшее обучение – это игра.  В игре формируются все учебные навыки, в частности – грамотное письмо.

Игровые приёмы, для подготовки к обучению грамоте.

  • «Путаница». Взрослый намеренно показывает не те движения, которые называет. Ребенок должен выполнить правильно.
  •  «Хождение по интерактивному полю». Ребенок изображает робота, точно выполняя команды: два шага вперед, один влево; шаг назад, три вправо и т.д.
  • «Юла». Раскручиваем юлу поочередно большим и указательным пальцем, большим и средним и т.д.
  • «Утро». Выполнить упражнения по серии картин, на которых дети делают зарядку. Проговаривать движения.
  • «Мячики». Прижимаем мячик (из поролона) к столу разными пальцами, сначала одной рукой, потом два мячика обеими руками.
  • «Буква + движение». Называем букву и выполняем оговоренное движение.

           А – поднять и соединить руки над головой

           В – нагнуться

           Н – присесть

           О - хлопнуть

           Т – топнуть

           Х – поднять и скрестить руки над головой

  • «Фотография». Игрушечный фотоаппарат. 6 игрушек. Располагаем игрушки: мишка в центре, зайка справа от мишки, лиса слева от мишки и т.д.
  • «Домик». Постройка выполнена из геометрических фигур. Назови фигуры по цвету, размеру. Определи их положение.
  • «Собака и кошка». Собака бежит за кошкой. Лего-детали: дерево, куст, скамейка, дом, клумба, конура. Составить предложения, используя пространственные предлоги.
  • «Новоселье». Лего-детали: мебель, посуда. Постройка «Дом», в нем комната, кухня. Расставь предметы, расскажи об их местоположении.
  • «Футбол». Футбольное поле из конструктора Лего: ворота, игроки, мяч. Мяч в центре поля, за воротами, попал в правый верхний угол ворот и т.д.
  • Нарисуй букву в воздухе указательным пальцем правой руки либо всей рукой.
  • Запомни образ букв. Сделай буквы из палочек, из проволоки.
  • На что похожи буквы? О – обруч, Г – вешалка, Е – расчёска и т.д.
  • Вылепи буквы из пластилина на картоне, солёного теста, узнай на ощупь.
  • Угадай буквы, написанные на ладошке, на спине.
  • Азбука в мешочке. На ощупь угадай пластиковые буквы.
  • Собери буквы из двух половинок.
  • Узнай буквы. Буквы написаны зеркально или стилизованно.
  • Отличи правильное и неправильное написание буквы. Обведи правильные, зачеркни неправильные.
  • Допиши буквы в слове. Например: С_К, Р_К, С_М, Ж_К.  Нарисуй, кто получился.
  • Отгадай какая буква потерялась в слове. Например: К_Ш_, Л_МП_ (А).
  • Какая общая буква в словах: яблоко, деревня (Я).
  • Среди букв найди слова: ООКНОО, ЯЯЯМАЯ.
  • Выучи стихотворение, читая его, взмахом руки ограничивай каждое слово. Особое внимание уделяется предлогам, союзам.
  • Исключи лишнее слово из ряда родственных: гора, гористый, гореть, горный.
  • Употребление неизменяемых слов. Составь предложения со словами: метро, пальто, шоссе и т.д.
  • Игра в мяч. Сок из тыквы – тыквенный, сок из сливы - сливовый.
  • «Наборщик». Из данного слова составь новые слова.
  • Закончи предложение. Дедушка в лесу … . Автобус остановился  … . Строитель – это человек, который … .
  • Граница предложений. Расскажи текст по серии картин. Хлопай в ладоши в конце каждого предложения. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

Основные методы профилактики плоскостопия...

Профилактика осанки у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста.

Профилактикой осанки у детей родителям надо заниматься ещё до поступления в школу. Продолжать эту работу на протяжении всего школьного обучения.  Учитель " в одиночку" не справится с этой проблем...

Выступление учителя-логопеда на общегимназическом родительском собрании в начальной школе по теме: «Игровые технологии как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста».

Логопедическое выступление на родительском собрании по теме: "Игровые технологии как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии" представлено в виде семинара...

"Формирование речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте. Профилактика дисграфии."

Статья в форме презентации создана для родителей будущих первоклассников. Её цель- дать родителям краткое представление о том, какая подготовленность речи старшего дошкольника поможет ему беспрепятств...

Теоретические основы изучения проблемы профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста

Нарушения письма (дисграфия) является  распространенной формой речевой патологии у младших школьников. Дисграфия является большей частью врожденным расстройством, когда процесс письма изначально ...