"Формирование навыков самоконтроля за произношением у обучающихся с нарушением слуха".
статья по логопедии (1 класс)

Кравченко Екатерина Юрьевна

В данной теме раскрывается проблема формирования устной речи у детей с нарушением слуха. Какого значение устной речи в жизни каждого человека, важноссть ее становления. Судопедагоги формируют базу произносительных навыков. Они используют пошаговое формирование устной речи от формирования произношения звуков до правил орфоэпии. Если нет постоянно контроля над речью любые мотоды и приемы малоэффективны. Внешняя обратная связь готовит почву для формирования в дальнейшем внутренней обратной связи. В работе сурдопедагога важна взаимосвязь с другими педагогами работующими с данной категорией детей, воспитатель - педагог - сурдапедагог. Только взаимная работа даёт свои положительные плоды. В первую очередь нужно исправлять стойкие и грубые дефекты. Работа сурдопедагога слышать и исправлять дефекты, учить приёмам самоконтроля.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navykov_samokontrolya_za_proiznosheniem_.docx16.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование навыков самоконтроля за произношением у обучающихся с нарушением слуха».

Одной из наиболее сложных и важных задач в обучении и воспитании у детей с нарушением слуха – это формирование устной речи. Устная речь играет большую роль в жизни людей, это способ общения, основа владения языком и инструмент мысли. Базу для формирования произносительных навыков создают сурдопедагоги. Они готовят артикуляционный аппарат к постановке звуков, потом используя различные методы учат детей произносить звуки, закрепляют их в слогах, словах, предложениях, формируют у детей представления о нормальном темпе речи, словесном и логическом ударении, правилах орфоэпии.

«Нет необходимости доказывать, что применение даже самых искусных приемов обучения произношению на специальных занятиях может оказаться малоэффективным, если отсутствует постоянный контроль над речью детей и попутная ее коррекция во время любых занятий, а также в быту, в процессе общения. Такого рода контроль должен обеспечивать внешнюю обратную связь, позволяющую детям на основе поступающего извне положительного аппарата.

        Внешняя обратная связь готовит фундамент для формирования в дальнейшем внутренней обратной связи на основе кинестетического акцептора действия, без которого немыслимы автоматический самоконтроль над произношением и прочные произносительные навыки.

        Дошкольники, обладая теми или иными произносительными навыками, часто не реализуют их в своей речи, в результате чего практика речевого общения не способствует автоматизации этих умений, превращению их в прочные навыки. Вместе с тем, одной фиксации внимания ребёнка на произношении с помощью инструкции «Говори хорошо! Четко, выговаривай все звуки!» оказывается порой достаточно для того, чтобы актуализировать его произносительные навыки и умения.

        В процессе систематической работы дети, особенно в старших классах, хорошо знают приемы самоконтроля. Другое дело с младшими школьниками и вновь прибывшими детьми. Ребёнка надо научить приёмам самоконтроля, а для этого их надо хорошо знать самому педагогу. В первую очередь нужно исправлять стойкие, грубые дефекты, которые очень влияют на внятность речи. Например, при исправлении фальцета дать почувствовать ребёнку вибрацию грудной клетки (руку держать на груди). При открытой гнусавости показать, что выдыхаемый воздух должен идти через рот, вибрирует грудная клетка, а при произнесении звука «И» можно осязать вибрацию гортани, напряжение дна ротовой полости, а также вибрацию темени. При значительных остатках слуха и систематическом использовании слуховых аппаратов при исправлении любого дефекта можно опираться и на слуховой самоконтроль. При закрытой гнусавости, например, в слове «МБАБушКА», можно дать образец правильного произношения, можно показать графически, что в слове появляется лишний звук, а можно использовать и тактильно – вибрационный контроль. Если в речи ребёнка появляются призвуки, показать жестом или графически, что голоса нет.

        Таким же образом обращается внимание школьника на дефектное произнесение поставленных сурдопедагогом звуков или их пропуски:

Например: на этапе автоматизации глухих свистящих – обращается внимание на холодную воздушную струю, звонких свистящих – на холодную воздушную струю и участие голоса в произношении, шипящих – воздушная струя становится теплой, участие голоса контролируется наличием или отсутствием вибрации гортани. Звука Н – вибрация крыльев носа, если ученик слепил зайца, но при этом само слово «заяц» сказал с призвуком, а педагог его не исправил, это «минус» нашей работе. Наша работа – слышать, исправлять дефекты, учить приемам самоконтроля, доводить навыки звукопроизношения до автоматизма. Для этого и существует тесная связь: учитель – воспитатель – сурдопедагог. Чтобы исправлять или контролировать тот или иной дефект воспитатель должен хорошо знать профиль произношения класса и рабочие звуки каждого ребёнка. Не стесняться обращаться к сурдопедагогу, спрашивать, как контролировать тот или иной дефект и закреплять приемы самоконтроля на своих занятиях и во внеурочное время, вести в системе рабочую тетрадь учитель – воспитатель – сурдопедагог. Нужно найти «золотую» середину при выполнении воспитательной цели и коррекционной одновременно. Опытный педагог должен на материале темы занятия закрепить у ребёнка навык самоконтроля над собственным произношением и взаимоконтроля за произношением товарищей.

        Разумеется, такой контроль должен иметь различную степень строгости в зависимости от возраста детей и ступени их обучения.

        У самых маленьких педагог должен скорее поощрять всякую попытку к звукопроизношению, чем исправлять то, что получается при этом. Иначе звукопроизносительные реакции ребёнка, его спонтанная вокализация могут затормозиться. Другое дело – старшие школьники, к ним может быть применен достаточно строгий контроль. Впрочем, и по отношению к старшим должен быть проявлен необходимый педагогический такт с таким расчетом, чтобы контроль не превращался в постоянное одергивание, которое может отбить у ребёнка охоту говорить.

        Для воспитания должного отношения к произношению и формирования необходимых методов к тому, чтобы «всегда говорить хорошо», огромное значение имеют всякого рода поощрения тех, кто добивается успеха, а также всевозможные мероприятия, связанные с речевыми выступлениями детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности реализации требований ФГОС для обучающихся с нарушением слуха по формированию УУД у учащихся»

Важнейшей задачей  современной системой образования является формирование  совокупности УДД. " универсальных учебных действий" которые обеспечивают возможность каждому ученику  самостоя...

Методическая разработка индивидуального занятия для обучающегося с нарушением слуха 1 класса. Учебный предмет: Развитие слухового восприятия и формирование произносительной стороны устной речи.

Материал предназначен для педагогов службы сопровождения (сурдопедагогов, логопедов). Учебный предмет: Развитие слухового восприятия и формирование произносительной стороны устной речи.Тема ...

Формирование навыков самоконтроля и самопроверки у обучающихся с ОВЗ на уроках математики в начальной школе.

В статье описан метод программированного обучения , который способствует формированию навыков самоконтроля  и самопроверки у обучающихся с ОВЗ на уроках математики...

Формирование навыков самоконтроля у учащихся с нарушениями интеллекта на уроках математики

В статье рассматривается проблема формирования навыков самоконтроля у школьников с умственной отсталостью. Представлены результаты исследования уровня самоконтроля у учащихся 2 и 5 классов....

Доклад «Развитие обучающихся с нарушением слуха в процессе формирования универсальных учебных действий»

laquo;Развитие обучающихся с нарушением слуха в процессе формирования универсальных учебных действий»...

Коррекционно-развивающее занятие по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи для обучающихся с нарушенным слухом по теме "Космическое путешествие"

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи включает в себя комплекс заданий по предметам : окружающий мир, развитие речи, русский язык и грамматика, математи...