ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ НА ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ БУКВ
статья по логопедии

Аннотация: в статье рассматриваются основные направления работы по профилактике дисграфии у детей с различными речевыми нарушениями на раннем этапе обучения грамоте и приводится анализ ряда авторских методик, разработанных современными отечественными специалистами, в которых представлен комплекс упражнений, направленных на то, чтобы данная работа проводилась наиболее эффективно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx16.51 КБ

Предварительный просмотр:

Дюканова Юлия Владимировна

учитель-логопед

МБОУ- лицей №32 им. И.М.Воробьева г. Орла

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ НА ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ БУКВ

Аннотация: в статье рассматриваются основные направления работы по профилактике дисграфии у детей с различными речевыми нарушениями на раннем этапе обучения грамоте и приводится анализ ряда авторских методик, разработанных современными отечественными специалистами, в которых представлен комплекс упражнений, направленных на то, чтобы данная работа проводилась наиболее эффективно.

Ключевые слова: ТНР, тяжелые нарушения речи, профилактика дисграфии, авторские методики, буквари.

За последние годы уровень грамотности среди детей как младших, так и старших классов резко снизился – и это не является секретом ни для кого. Одной из причин данного процесса становятся речевые нарушения, которые влекут за собой различные дисграфические расстройства. Избежать подобных расстройств либо снизить их интенсивность возможно, если начинать работу по профилактике дисграфии уже на этапе изучения букв. Неслучайно разработчики букварей (в том числе, для детей с нарушениями речи) уделяют в своих пособиях большое внимание заданиям, направленным на пропедевтику данной проблемы.

На сегодняшний день существует множество авторских методик знакомства с буквами для дошкольников с нарушениями речи, в которых прослеживается направление работы, призванное помочь на раннем этапе трудности, неизбежно возникающие у детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) в процессе школьного обучения. Рассмотрим некоторые из них.

Наиболее популярным среди педагогов и родителей на данный момент является многократно переиздававшийся букварь учителя-логопеда высшей категории Н. С. Жуковой. Букварь адаптирован для детей, имеющих проблемы речевой сферы. Надежда Сергеевна Жукова применяет особый порядок изучения букв. Сначала для знаакомства предлагаются 3 гласные буквы: А, О, У. Затем – несколько согласных, которые при произнесении возможно слегка потянуть (М, С, Х, Р, Ш), что помогает предотвратить проблемы при слиянии их в слоги с гласными (образование слогов-слияний). Также при знакомстве с каждой буквой обучающимся предлагаются изображения предметов, названия которых содержат звук, обозначающий изучаемую букву. Причем материал этот выстраивается по принципу «от простого – к сложному»: если в начале букваря искомый звук находится только в начале слова, то затем появляются названия с нужным звуком в конце, а потом – и в середине слова. Подобные упражнения имеют целью предупреждение акустической дисграфии в частности и коррекцию фонематического слуха и восприятия, вызывающих дисграфические расстройства, в целом. Что же касается графического облика букв, запоминание которого, как правило, вызывает значительные сложности у детей-логопатов, работа по его закреплению у Н.С. Жуковой сводится исключительно к запоминанию путем неоднократного повторения и не предусматривает отдельных видов упражнений, что является бесспорным минусом методики. К недостаткам данного букваря для работы с детьми, страдающими тяжелыми нарушениями речи, можно также отнести порядок изучения букв: трудные для произношения звуки (свистящие, шипящие, соноры) вынесены в начало пособия, что для дошкольников с сигматизмом, ламбдацизмом и ротацизмом (а это наиболее часто встречающиеся нарушения произношения) может составить проблему при изучении букв.

Избежать вышеназванных недостатков и разработать методику, позволяющую с наибольшим эффектом проводить работу по профилактике дисграфии на этапе знакомства с буквами, удалось составителю пособия «Мой букварь», входящего в учебно-методический комплекс учителя-логопеда высшей категории Н.В. Нищевой. Наталия Валентиновна Нищева, определяя порядок изучения букв, в начало букваря вынесла гласные и наиболее простые для произношения согласные (Т, Н, П, М…). Звуки, обозначаемые данными согласными, как правило, не нарушены у детей-логопатов, так как являются звуками раннего онтогенеза, поэтому проблем при их изучении не возникает. Сложные же звуки отнесены к середине и концу букваря, чтобы у ребенка было время научиться их произносить, автоматизировать и ввести в речь. Кроме того, в данном пособии присутствуют многочисленные упражнения на закрепление графического облика букв, их узнавание, анализ элементов и их расположения, дифференциацию со схожими по начертанию буквами и т. п., что является очень важной работой по предупреждению оптической дисграфии. Вот некоторые из видов таких упражнений:

− поиск «спрятавшейся» изучаемой буквы на сюжетной картинке;

− поиск на предметных и сюжетных картинках предметов, напоминающих изучаемую букву;

− узнавание изучаемой буквы на зашумленных и наложенных изображениях (на последних возможно узнавание не одной, а нескольких разных букв);

− поиск изучаемой буквы в ряду других букв;

− реконструирование букв с отсутствующими элементами;

− восстановление деформированной буквы с неправильно расположенными элементами и другие.

Особое внимание следует обратить на предложенные Н.В. Нищевой упражнения по выкладыванию изучаемой буквы из палочек, лепке из пластилина, раскрашиванию. Это привлекает к процессу запоминания графического облика буквы не только речеслуховой и зрительный, но и тактильный анализатор.

Большое внимание работе по профилактике дисграфии на этапе изучения букв уделяется и в «Логопедическом букваре», составленном учителем-логопедом высшей категории Е.М. Косиновой. Данная авторская методика так же, как и методика Н.В. Нищевой, предполагает подчинение порядка изучения букв сложности обозначаемых ими звуков для детей с тяжелыми нарушениями речи. После гласных следуют согласные, произношение которых нарушается у дошкольников реже (М, Н, Т, К, Х…), «сложные» же звуки (свистящие, шипящие, Р, Л) отнесены на более поздний этап. Также Елена Михайловна Косинова вводит в свое авторское пособие ряд упражнений, непосредственно направленных на профилактику дисграфии. Вот некоторые из них:

− поиск предметов, в названиях которых есть звуки, обозначаемые изучаемой буквой;

− поиск заданной буквы в ряду других букв и небуквенных изображений;

− поиск правильно написанных букв среди неверных изображений с недостающими или лишними элементами, неправильным расположением на листе бумаги (в том числе, перевернутых и зеркальных изображений) и т. д.;

− конструирование изучаемых букв в «волшебном квадрате», разделенном вертикальными, горизонтальными и диагональными линиями;

− восстановление деформированного изображения букв путем добавления недостающего либо исключения лишнего элемента и другие.

Таким образом, существующие на данный момент авторские учебнометодические комплексы, включающие буквари, направленные на знакомство дошкольников с нарушениями речи с буквами и обучение их чтению, должны включать в себя различные комплексы упражнений для профилактики дисграфии. Наличие подобных упражнений выгодно отличает пособия, созданные опытными практикующими учителями-логопедами. Разработан- ные Н.С. Жуковой, а в особенности – Н.В. Нищевой и Е.М. Косиновой задания дают возможность не только наиболее эффективно закрепить графический образ букв у дошкольников, но и предупредить возникновение серьезных дисграфических расстройств даже у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Список литературы

  1. Богатая О.Ф. Обучение грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) / О.Ф. Богатая. – М.: Владос, 2018.

2. Жукова Н.С. Букварь. ФГОС / Н.С. Жукова. – М.: Эксмодетство, 2023.

3. Косинова Е.М. Логопедический букварь / Е.М. Косинова. – М.: Махаон, 2023.

4. Нищева Н.В. Мой букварь. Книга для обучения дошкольников чтению / Н.В. Нищева. – СПб.: Детство-пресс, 2021.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей с нарушением речи в условиях современного образовательного процесса

Статья по проблеме социализации детей с нарушениями речи в начальной школе....

Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.

Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...

Выступление учителя-логопеда на общегимназическом родительском собрании в начальной школе по теме: «Игровые технологии как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста».

Логопедическое выступление на родительском собрании по теме: "Игровые технологии как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии" представлено в виде семинара...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛНОЦЕННОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Государственное бюджетное образовательное учреждение «Казанская школа-интернат №7 для детей с ОВЗ» г. Казань Усманова Ф.А.

Методическая публикация "Формирование полноценной речевой деятельности у детей с нарушениями речи. Материаля международной научно-образовательной конференции, организованной Министерством образов...

17 дидактических игр для профилактики дисграфии у детей

17 дидактических игр для профилактики дисграфии у детей...

Теоретические основы изучения проблемы профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста

Нарушения письма (дисграфия) является  распространенной формой речевой патологии у младших школьников. Дисграфия является большей частью врожденным расстройством, когда процесс письма изначально ...

Игры, используемые для профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи.

В статье приведены игры, способствующие профилактике дисграфии....