Рекомендации родителям от учителя-логопеда на летний период
консультация по логопедии (1 класс)

Тирон Татьяна Ивановна

Во время школьных каникул важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Летом можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.  Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идёт введение звуков в речь ребенка. Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую надо решать ежедневно. Лето - прекрасная пора, чтобы общаться с ребёнком грамотно!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_logopeda_na_leto_1.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям от учителя-логопеда на летний период

Уважаемые мамы и папы! Во время школьных каникул важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Летом можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. Если ребенок уезжает на лето к бабушке, то необходимо бабушку подключить к закреплению речевых навыков (передать логопедические тетради) и объяснить, как важны для ребенка эти упражнения.

Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идёт введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.

Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую надо решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).   

Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, но и в любой другой обстановке: на прогулке, в поездке, в походе по магазинам и т.д.

Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.

Упражнения для автоматизации звуков

  1. Следите за медленной, громкой и чёткой речью ребёнка, за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: "недоавтоматизированные" звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.
  2. Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова.  Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово верно,  не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!
  3. Повторяйте выученные задания по логопедической тетради.

Упражнения для развития фонематических процессов

  1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4 звук?)
  2. Придумывание слов с определённым количеством звуков.
  3. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из звуков: «к-л-у-м-б-а»).
  4. Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к лову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).
  5. Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком, рак - лак.)
  6. Назвови слова, в названиях которых 4-5 звуков.
  7. Упражнение «Лесенка слов». (Лис, лист, лента, льдина, львёнок, …) Подбери слова, которые начинаются на заданный звук, но в первом слове 3 звука (буквы), а в каждом последующем на один звук (букву)  больше.
  8. Упражнение «Сквозная буква» (Шуба, уши, кошка). Подбери слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте.

Упражнения для развития слоговой структуры слова (слогового анализа и синтеза)

  1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой слог1?2?3?)
  2. Придумывание слов с определённым количеством слогов.
  3. Составление слов из слогов, данных вразбивку. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).
  4. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).
  5. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
  6. Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д.

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи

  1. Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много – сады;  гулял (где?) за садом; много - это глаза – а один …; много - это уши,  а одно …; одна конфета – а шесть … и т.д.)
  2. Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.): кот – котик, кошка – кошечка, котёнок – котёночек, цветок – цветочек, лоб – лобик, … .
  3. Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …,     маленькая куколка, а большая …,
  4. Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …
  5. Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у   коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.
  6. Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха - (какая шуба?) и т.д.
  7. У лисы хвост лисий, а у зайца - заячий, у собаки - .., у кошки - …,  и т.д.
  8. Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.
  9. Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)
  10. Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты: Дети во дворе … … … .

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка

  1. Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся новые слова. Спросите, догадался ли ребёнок об их значении. Если нет, объясните сами.
  2. Сочиняйте стихи, рифмы.
  3. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
  4. Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»
  5. Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

Упражнения на развитие связной речи

  1. Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
  2. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
  3. Расспрашивайте о важных для него событиях.
  4. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
  5. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
  6. Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложения с заданными словами и т.д.

Совершенствование навыка чтения

  1. Следите за тем, чтобы чтение у детей было ежедневным занятием. Лучше в день  читать несколько приёмов не очень долго, чем однократно длительно. Это предупредит переутомление.
  2. Задавайте вопросы по пониманию прочитанного.
  3. Если при чтении ребёнок делает много ошибок, то используйте повторное чтение этого отрывка. Это приведёт и к повышению темпа чтения, и к улучшению точности чтения.

Упражнения для развития каллиграфического письма, запоминания письменных букв

  1. Упражнения для улучшения движений кистей «Две змеи», пальчиковые упражнения «Коза – корова»
  2. Упражнения с гироскопическим кистевым тренажёром.
  3. Упражнения по прописям.

Литература для родителей.

1. Косинова Е.М. Домашний логопед или Азбука произношения. М., 2005.
2. Азова О.И. Чтение с увлечением. Книга 4. Сфера, 2009.
3. Косинова Е.М. Грамматическая тетрадь №1, 2, 3, 4. Сфера, 2014.
4. Косинова Е.М. Лексическая тетрадь №1, 2, 3. Сфера, 2014.
5. В.А.Илюхина «Чудо – пропись». В 4-х частях. Москва. «Просвещение» - 2022
6. В.Волина. 1000 игр с буквами и словами. Москва. «АСТ – ПРЕСС» - 1996

7. С.В.Коноваленко. «Домашняя тетрадь №1 для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей» Издательство: ГНОМ, 2015.

8. С.В.Коноваленко. «Домашняя тетрадь №2 для закрепления произношения свистящих звуков С’, З’. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей» Издательство: ГНОМ, 2015.

9. С.В.Коноваленко. «Домашняя тетрадь №3 для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей» Издательство: ГНОМ, 2015.

10. С.В.Коноваленко. «Домашняя тетрадь №4 для закрепления произношения шипящих звуков Ч, Щ. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей» Издательство: ГНОМ, 2015.

11. С.В.Коноваленко. «Домашняя тетрадь №5 для закрепления произношения звука Л: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей» Издательство: ГНОМ, 2015.

12.  С.В.Коноваленко. «Домашняя тетрадь №6 для закрепления произношения звука Л’. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей» Издательство: ГНОМ, 2015.

13. С.В.Коноваленко. «Домашняя тетрадь №7 для закрепления произношения звука Р. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей» Издательство: ГНОМ, 2015.

14. С.В.Коноваленко. «Домашняя тетрадь №8 для закрепления произношения звука Р’. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей» Издательство: ГНОМ, 2015.

15. Л.А.Комарова. Автоматизация звука С (З, Ц, С’, З’,Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Л’, Р, Р’) в игровых упражнениях. Издательство ГНОМ. 2008.

Пособия доступны для скачивания в интернете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям от учителя-логопеда

В данном консультативном материале содержатся примеры домашних игровых занятий-закреплений родителей с детьми,которые помогают ребёнку усвоить необходимые навыки.Материал направлен на комплексное разв...

Рекомендации родителям от учителя-логопеда на летний период

В презентации предложены упражнения, которые можно выполнять в каникулярный летний период родителям с детьми для закрепления результата логопедической работы....

Рекомендации логопеда по развитию речи на летний период

Рекомендации включают в себя упражнения для автоматизации звуков, задания для развития фонематических процессов, упражнение на развитие слоговой структуры слова, задания для формирования правильного г...

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ.

Краткие рекомендации для родителей, чьи дети поступают в первый класс общеобразовательной школы, для успешного обучения в период адаптации....

Рекомендации родителям. "Как организовать жизнь семьи в период самоизоляции?"

Положительные и отрицательные стороны изоляции. Как с пользой провести время во время карантина....

Обеспечение учителем - логопедом поддержки обучающихся в период применения дистанционных образовательных технологий.

Обеспечение учителем - логопедом поддержки обучающихся в период применения дистанционных образовательных технологий....