Рекомендации родителям от учителя-логопеда
консультация (1 класс) на тему

Миронова Наталья Олеговна

В данном консультативном материале содержатся примеры домашних игровых занятий-закреплений родителей с детьми,которые помогают ребёнку усвоить необходимые навыки.Материал направлен на комплексное развитие ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям от учителя-логопеда

Сегодня в первые классы приходят  50 - 60% первоклассников, у которых отмечаются речевые нарушения, способные вызвать серьёзные трудности при обучении в школе.  Большинство этих нарушений не заметны для учителей и родителей, то есть «не специалистов», и не вызывают у них тревоги. А между тем ребёнок, не различающий звуки на слух, пропускает буквы при записи слов, заменяет  одну букву на другую. Дети с недостаточным словарным запасом не могут быстро подобрать проверочные слова, и, даже зная правила, допускают ошибки на правописание безударных гласных, парных согласных и т.д. Не все знают, что серьёзные проблемы в обучении письму и чтению возникают и у тех детей, у которых плохо развита моторика рук. И это отражается не только на почерке. Такие школьники  смешивают на письме буквы, написание которых осуществляется  тонкими дифференцированными движениями руки (б – д, в – д, ш – щ и др.). А недостаточная сформированность зрительных и пространственных представлений, зрительной и слуховой памяти -  серьёзное препятствие в обучении не только письму и чтению, но и математике, рисованию и другим предметам.

Поэтому основная задача школьного логопеда – вовремя заметить этих детей, попытаться так построить занятия, чтобы трудности ребёнка не отражались на письме и чтении, чтобы учиться было легко и интересно. Конечно, 2 – 3 занятия в неделю ребёнку недостаточно. К тому же и малыши – первоклассники, и более старшие школьники очень любят играть, а учебные занятия не всегда оставляют для этого время, поэтому родители дома в игровой форме должны помочь своему малышу закрепить полученные в школе знания и усвоить необходимые навыки.

В первую очередь следует отметить, что на логопедических занятиях весь учебный материал  направлен на комплексное развитие ребёнка, а не отдельных умений и навыков. Поэтому в каждое занятие включаются игры и упражнения, направленные на реализацию этой  цели. Приводим примеры логопедических занятий, они разнообразны в зависимости от цели.

1. Занятие по развитию умения ребёнка ориентироваться в окружающем пространстве по отношению к самому себе, т.к. ему следует чётко представлять себя в пространстве, знать названия частей своего тела.

Запомнить название и расположение частей тела помогают простые считалочки:

Есть у нас на пальцах ногти,

На руках – запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь,

И животик не забудь,

Бёдра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп,

Есть колени и спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове

Уха два и мочки две,

Скулы, брови и виски,

И глаза, что так близки,

Щёки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри,

Подбородок под губой –

Вот что есть у нас с тобой!

В логопедическом кабинете много игровых и дидактических пособий и ориентиров, помогающих ребёнку запомнить основные точки пространства. А логопедические занятия начинаются с простых заданий, например,  «Пришли письма от дяди Фёдора». Алёша возьмёт письмо в синем конверте, Катя возьмёт конверт, который расположен слева, а Виталик – тот, который справа.

2. Для общего речевого развития ребёнка, необходима тренировка артикуляторного аппарата. Можно выполнять специальную гимнастику, которую подскажет логопед, но если у ребёнка нет нарушений звукопроизношения, лучше брать чистоговорки и скороговорки. Например,  чистоговорка «Жил бычок тупогуб, тупогубенький бычок, у бычка бела губа была тупа». Дети проговаривают медленно, быстро, громко, тихо, шёпотом.

3. Развитию моторики и зрительно-пространственных представлений способствуют и упражнения по составлению разрезной картинки. Дома дети могут собирать пазлы или картинки, разрезанные на части взрослыми, например квадрат, круг. Можно сделать игру-лото из старых открыток, разрезанных на 4 части, тогда детям нужно будет ориентироваться  и в цветовой гамме. Этой же цели способствуют различные графические диктанты, упражнения в срисовывании и дорисовывании фигур. Фигуры для графических диктантов может придумать сам ребёнок.

4. Рассматривая собранный из разрезанных деталей рисунок, дети  могут называть первый, второй или третий звук в названии картинок (Рыба, лопата). Задания по выделению звуков из слов и по определению позиции конкретного звука в слове тренируют детей в звуковом анализе и синтезе, учат прислушиваться к звучащему слову. Дома детям можно предложить самостоятельно придумать слово на заданный звук или со звуком в заданной позиции.

5. Многие школьники смешивают на письме буквы, состоящие из одинаковых элементов, поэтому на занятиях много внимания отводится закреплению зрительного образа букв, их конструированию и реконструированию. Предложите ребёнку сложить буквы из палочек, преобразовать одну букву в другую: "преврати букву  Б в букву В, букву Г – в букву П".

Для того чтобы ребёнок легко запомнил образ буквы, «оживите» его. Пусть буква б станет белкой с пушистым хвостом, в – «завоет» волком на луну,  а с – «смотрит» при письме в ладошку ребёнка.  

6. Родители часто спрашивают, как развивать моторику рук дома. Для этого не требуется специальных приспособлений, сил и времени. Можно использовать всё, что в данный момент находится под рукой: Карандаш (строим заборчик на пальцах), шнурок (выложите букву Б из шнура), маленькие мячики или шарики для настольного тенниса:

« Я катаю мой орех, Будет он круглее всех».

Ребёнок может помочь вам перебрать крупу, или же просто насыпать её из мешка или банки горстью.

7. Зрительная гимнастика не только позволяет закреплять в памяти ребёнка образ той или иной буквы, но и позволяет тренировать мышцы шеи. Предложите малышу  нарисовать букву в воздухе кончиком носа, глазами, ручкой.

8. Недостаточный словарный запас – одна из основных проблем младших школьников. Большинство правил требует от учащихся быстро и правильно подобрать несколько однокоренных слов. Это вызывает трудности у всех детей, даже в старших классах школы ошибки на правописание безударных гласных занимают первое место среди прочих. Пополнять словарь малыша следует постоянно. Вспомните, что дети очень хорошо и быстро запоминают рекламные ролики. Дело в том, что детская память устроена таким образом, что ребёнок легче запоминает то, что мелькает перед глазами быстро и достаточно часто. Если вы систематически будете приучать его играть в те игры, о которых сами уже забыли, да ещё и сами активно включитесь в игру,  ошибок у вашего ребёнка станет  значительно меньше, а со временем они, возможно, исчезнут совсем.

Вспомним детские игры со словами:

Я знаю пять имён мальчиков: Саша, Ваня, Толя, Вова, Андрей. (имён девочек, названий городов и т.д.)

«Да» и «нет» не говорите, чёрный с белым не берите. Вы поедете на бал? (Знаменитая «да-нетка»).

«Поле чудес».

«Найди слово»  (в небольшом тексте, находите и загадываете одно из слов, а ребёнок должен задавать наводящие вопросы, характеризующие это слово: «В этом слове пять букв? В нём есть мягкий знак?» и т.д.)

«Наборщик»  (составить как можно больше новых слов из букв, входящих в состав, например, слова – слонопотам).

«Палиндромы» (найти и записать предложения, которые одинаково читаются в одну и другую стороны, например, «А роза упала на лапу Азора»).

Какие слова живут в кухне, в комнате, в классе?

Играем в города (записать названия города, имя, дерево и т.д., начинающиеся  с одной буквы). 

9. Развитие зрительной памяти и внимания можно тренировать в играх Пекессо,  Меморина и др. Разложите перед ребёнком несколько пар картинок лицевой стороной вниз и предложите вспомнить, где какая пара расположена. Угаданные картинки ребёнок «выигрывает».

Итак, больше занимайтесь со своими детьми, играйте с ними, вместе придумывайте новые игры.  Совместные с ребёнком игры не только разовьют речь вашего малыша, но и сделают семью крепче и дружнее. Игра – любимое занятие детей любого возраста, а если есть возможность соревноваться и выигрывать у папы и мамы – то успех в учении обеспечен! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ТЕСНОГО КОНТАКТА РОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЕМ - ЛОГОПЕДОМ

Родители должны знать, что дети-логопаты, как правило должны заниматься не только с учителем - логопедом , но и дома.Именно в семье создаются большие возможности для закрепления произносительных навык...

Рекомендации учителя- логопеда родителям будущих первоклассников.

Рекомендации родителям будущих первоклассников...

Рекомендации учителя-логопеда для родителей первоклассников

1 класс - это старт, и от того, как он пройдёт, зависит скорость и качество всей дальнейшей дистанции. Поэтому прежде, чем стартовать, убедитесь, что ваш ребёнок готов к этому. Убедитесь, что его речь...

Рекомендации родителям от учителя-логопеда на летний период

В презентации предложены упражнения, которые можно выполнять в каникулярный летний период родителям с детьми для закрепления результата логопедической работы....

Организация консультативного сопровождения родителей школьным учителем-логопедом.

В данном материале кратко представлен опыт организации консультативной работы учителя-логопеда на базе массовой школы....

Рекомендации учителя-логопеда для родителей учеников начальной школы с ЗПР.

Учитель-логопед делится с родителями  учеников начальной школы с ЗПР рекомендациями по коррекции  и своевременному оказанию адекватной помощи учащимся со стороны учителей, воспитателей и род...

Практические рекомендации учителя-логопеда. (для учителей, воспитателей и родителей)

laquo;Правильная речь открывает человеку новый мир»Н. М. Карамзин...