Интегрированный урок "Фразеологизмы".
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Хомякова Светлана Евгеньевна

Интегрированный урок во 2 классе "Фразеологизмы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_frazeologizmy.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по теме: «Фразеологизмы и употребление их в речи», 3 класс. (русский язык, логопедическое занятие)

(В классе обучаются 5 детей с ТНР).

Светлана Евгеньевна, учитель-логопед

                                        Шарапова Елена Васильевна, учитель начальных классов

                                                                 

Цель: обучение пониманию фразеологизмов.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить понятие «фразеологизм».
  2. Научить узнавать и объяснять лексическое значение фразеологизмов.
  3. Научить употреблять фразеологизмы в речи.
  4. Повторить изученные темы.

Развивающие:

  1. Формирование и развивать различные виды связной устной речи.
  2. Формировать, развивать и обогащать лексический строй речи.
  3. Корригировать и развивать связную письменную речь.
  4. Развивать внимание, память, слуховое восприятие, мыслительные операции.
  5. Развивать познавательную активность учащихся.
  6. Развивать способы самоконтроля и самооценки.

Воспитательные:

  1. Воспитывать положительную мотивацию к учению, интерес к предмету русского языка.
  2.  Воспитывать доброжелательность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
  3. Воспитывать умение вести диалог, учить взимопониманию.
  4. Воспитывать умение работать парами.
  5. Воспитывать самостоятельность.

Здоровьесберегающие:

  1. Следить за правильной посадкой обучающихся.
  2. Соблюдать режим охраны зрения.
  3. Чередовать статические и динамические задания.
  4. Применять элементы психогимнастики.
  5. Использовать кинезеологические упражнения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

Компьютер

Интерактивная доска

Маски животных

Листы для заданий

1. Организационный момент.

-Ребята, послушайте стихотворение и найдите в нём фразеологизмы:

Оказался молодцом,

Смог осилить ношу-

Не ударил в грязь лицом

И не сел в калошу.

2. Актуализация знаний.

-Давайте вспомним, какие выражения мы называем фразеологизмами.

(Слайд №1).

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению к одному, например:

Бить баклуши – бездельничать, заниматься пустяками.

 У этого фразеологизма есть синоним – «валять дурака» или «валять ваньку».

Есть и атоним – «не покладая рук» работать, трудиться.

3. Основная часть.

1). -Возьмите листок №1 и соедините стрелочкой фразеологизмы с противоположным значением, работайте парами:

ни свет, ни заря                                     грош цена

ума палата                                              мчать во всю прыть

в двух шагах                                          на ночь глядя

на вес золота                                          плясать под чужую дудку

гнуть свою линию                                 за тридевять земель

тянуть кота за хвост                              без царя в голове

2). – А теперь возьмите листок №2 и соедините стрелочкой фразеологизмы с близкими значениями к словам «много», «мало», работайте парами.

с гулькин нос, куры не клюют, хоть отбавляй, всего ничего, сколько душе угодно, девать некуда, хоть отбавляй, раз-два и обчёлся, пруд пруди, по пальцам можно пересчитать, видимо-невидимо, конца-краю нет, самая малость, капля в море

Много                                                            Мало

3). – Давайте посмотрим, как ребята покажут действия, которые являются фразеологизмами с противоположным значением. Дети показывают, как работают «спустя рукава» и «засучив рукава». Дружат «как кошка с собакой», «не разлей вода». Ходят «черепашьим шагом», «не успеешь глазом моргнуть».

5). Зрительная гимнастика.

6). Слайд №2.

-Рассмотрите картинки. Объясните фразеологизмы. Замените фразеологизмы одним словом.

7). Слайд №3.

-Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

Его держат кверху, им клюют, его воротят, оставляют с ним кого-то (нос).

В них правды нет, их берут в руки, они подкашиваются, их не чувствуют под собой, на них твёрдо стоят (ноги).

Его надо держать за зубами, он бывает острый, на нем бывает типун, его можно развязать, с него можно соскочить, он может быть без костей (язык).

Их можно мозолить, им можно не верить, их можно вылупить, они могут повылазить, они могут загореться (глаза).

Они могут чесаться, ими можно разводить, они могут быть золотые, от них можно отбиться, их можно опускать, их можно умывать (руки).

8). Слайд №4.

-Выберите нужное слово из скобок, чтобы получился фразеологизм.

Составьте с ним предложение и запишите его.

труд (обезьяний, мартышкин, бараний)

тёмная (корова, свинья, лошадка)

скребут на душе (мошки, кошки, мышки)

делать из мухи (слона, крокодила, осла)

услуга (заячья, медвежья, ежиная)

9). - Кто может объяснить фразеологизм «как с гуся вода?»

- А теперь сделаем зарядку под песенку гусей.

10). Слайд №5.

-Ребята, на слайде текст. Выпишите из него фразеологизмы в тетрадь.

10).  –Послушайте, о каком человеке так говорят?

Семи пядей во лбу (умный человек)

Душа компании (человек, оживляющий общение)

Витать в облаках (человек-романтик)

 Мухи не обидит (безобидный человек)

 Серая мышь (незаметный человек)

 Рабочая лошадка (человек, на которого взваливают много работы)

 Козел отпущения (человек, на которого сваливают чужую вину)

 Язык без костей (болтливый человек)

  Лиса Патрикеевна (хитрая женщина)

  Себе на уме (скрытный человек)

  Семь пятниц на неделе (человек, часто меняющий свои решения)

 Профессор кислых щей (шарлатан, некомпетентный человек)

 Дубина стоеросовая (очень глупый человек)

 Косая сажень в плечах (рослый, плечистый человек)

  Аршин проглотил (человек, который держится очень прямо)

 Коломенская верста (человек высокого роста)

12). – Вы знаете откуда берутся фразеологизмы?

(Учитель рассказывает о возникновении 1-2 фразеологизмов).
11). – А сейчас сделаем зарядку для рук.

4. Итог.

Слайд №6. (Рефлексия деятельности.)

-Выбери подходящее выражение о своей работе на занятии:

работал не покладая рук

бил баклуши

заговаривал зубы соседу

работал спустя рукава

витал в облаках

переливал из пустого в порожнее

устал и вышел из себя

устал, но взял себя в руки

работал с огоньком

вкладывал душу

работал засучив рукава

трудился в поте лица

работал для галочки

гонял лодыря

просиживал штаны

сидел сложа руки

ваньку валял


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок окружающего мира и математики 2 класс ("Виды животных", "Время")

Интегрированный урок по окружающему миру "Виды животных" и математики "Время" 2 класс...

Презентация к интегрированному уроку по ИЗО, литературному чтению, музыке. Тема:"Весна идёт!"

Урок способствует совершенствованию навыков работы с поэтическим текстом, обогащению словарного запаса, развивает эмоциональные чувства, воображение, творческую активность обучающихся, основываясь на ...

Интегрированный урок русского и английского языка по теме:"Удвоенные согласные в корне слова"

Урок проведен на конкурсе "Учитель года России2008" и заслужил победу в номинации "Первый учитель" и годовую подписку в журнале "Начальная школа", где и был опубликован....

Интегрированный урок (краеведение+ ИЗО) "Птицы Алтайского края"

Интегрированный урок (краеведение+ ИЗО) "Птицы Алтайского края" можно провести в любом классе начальной школы....

Интегрированный урок с презентацией

На уроке на доступном уровне раскрываются понятия экономика, цена, прибыль. Дети учатся выявлять связи между составными частями экономики....

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...