Индивидуальная программа логопедического сопровождения
календарно-тематическое планирование по логопедии

Копысова Анастасия Валерьевна

Представлена индивидуальная программа логопедического сопровождения обучающегося

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа логопедического сопровождения

ФИО ребёнка, класс

Логопедическое заключение

ЗПР (вар. ). ОНР (II уровень речевого развития). Дизартрия, (моторная алалия?)

Цель программы

Создание условий для преодоления нарушений устной и профилактики нарушений письменной речи у обучающихся с ЗПР, препятствующих усвоению академической составляющей образовательной программы и коррекции когнитивных функций.

Задачи

#1056;азвитие артикуляционного праксиса.

2. Развитие мелкой моторики.

3. Коррекция высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия.

4 Развитие фонематического слуха.

5 Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.

6. Коррекция слоговой структуры слова.

7. Коррекция звукопроизношения.

8. Обогащение пассивного и активного словарного запаса.

9. Коррекция лексико-грамматического строя и связной речи.

#1055;рофилактика дисграфии и дислексии.

Срок реализации

2023-2024 уч. год, 2 занятия в неделю

Результаты логопедического обследования на данный период

Содержание коррекционной работы

Развитие артикуляционного праксиса

арт. моторика недостаточно развита: подвижность ограничена, движения языка неточные, недостаточные объем и переключаемость движений

Выполнение активной артикуляционной гимнастики. Упражнения, направленные на развитие статического и динамического праксиса артикуляционного аппарата: «Улыбка» (губы растянуты в улыбке, зубы не видны), «Трубочка» (губы вытягиваются в трубочку), чередование «Улыбка-трубочка», «Лопата» (распластанный язык спокойно лежит на нижней губе под счет до 5), «Маляр» (широким кончиком языка водим вперед-назад по нёбу), «Парус», «Чашечка», «Лошадка» (цокать языком), «Грибочек» (язык присосать к нёбу и удерживать под счет до 5), «Барабанщик» (ударять широким кончиком языка по альвеолам).

Развитие мелкой моторики

недостаточное развитие мелкой моторики: отмечается неточность, скованность, напряженность движений пальцев рук; нарушение переключаемости с одного движения на другое; недостаточный объем движений; при выполнении проб подключает зрительный контроль.

Кинезиологические упражнения: «Кулак-ребро-ладонь», «Блинчики», «Лезгинка», «Заяц-коза».

Упражнения, направленные на развитие динамической организации движений: «Пальчики здороваются» (поочередно соединять каждый палец одной руки с одноименными пальцами другой), «Колечки» (поочередное соединение каждого пальца одной руки с большим).

Развитие высших психических функций

сформированы недостаточно, путает лево-право. Концентрация внимания неустойчива, кратковременна.

Графические диктанты. Упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия.

Дидактические игры с картинным материалом и речевым: «Найди отличия», «Что пропало?», «Продолжи ряд», «Что изменилось?»

Развитие фонематического слуха

фонематический слух развит ниже возрастной нормы

Повторение за логопедом цепочек слогов разной сложности. Дифференциация звуков, близких по акустическим параметрам. Выделение звука в ряде других звуков, из слов.

Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза

навыки звукового анализа и синтеза не сформированы

Визуализация каждого слова в предложении (выкладывание схемы предложения). Определение количества слогов в слове (отхлопывание, отстукивание каждого слога). Звуковой анализ слогов, слов с выкладыванием наглядной схемы. Звуко-буквенный анализ слов. Определение количества звуков в слове с помощью звуковой линейки. Определение места звука в слове с использованием наглядных материалов. Раскладывание карточек на 2 стопки: с определенным звуком и без него. Синтезирование слов из предложенных слогов, звуков («Доскажи словечко», «Измени слово»).

Коррекция слоговой структуры слова

грубо нарушена: искажение структуры отдельного слога (космонавт – кининат, вертолет – итиёт, аквариум – акавум, поспал – папау, бабочка – бабака, морковка - макока), элизии (регулировщик – игощик, живёт - ёт), антиципации (посуда - тасута)

Работа со словами различной слоговой структуры (от 1 класса и в пределах речевых способностей ребенка). Последовательное выделение каждого слога, отстукивание/отхлопывание слогов, их визуализация и анализ. Проговаривание чистоговорок.

Коррекция звукопроизношения

полиморфное нарушение звукопроизношения; фонологический дефект: замены – [р]→[j] (рыба - йиба), [р´]→[j] (ремень - йимень), [л´]→[j] (лимон - йимон), [л]→[у] (лампа - уампа), [з]→[с] (замок - самок), [з´]→[с´] (зеленый - сиёный), [ц]→[с´] (цветы - сьветы), [ш]→[с] и [ф] (шапка - сапка, Чебурашка - чииафка), [ж]→[с] (жук - сук), [щ]→[с´] (овощи - овоси), [ч]→[с´] и [т´] (чайник – сяйник, бабочка - баботька), [г]→[к] (газета - касета), [к]→[х] (мог- мох).

Формирование правильного артикуляционного уклада нарушенных звуков посредством артикуляционной гимнастики. Постановка звуков. Автоматизация звуков изолированно, в слогах, словах различной сложности и предложениях. Введение звука в собственную речь (проговаривание чистоговорок).

Обогащение пассивного и активного словарного запаса

пассивный словарь сформирован недостаточно (нарушено понимание инверсионных и сравнительных конструкций, логико-грамматических отношений), активный словарный запас ограничен

Объяснение смысла сравнительных конструкций и логико-грамматических отношений по смысловым частям.

Коррекция лексико-грамматического строя и связной речи

отмечаются множественные аграмматизмы: нарушения словоизменения (не согласует числительные с существительными: 5 домов – 5 дом), словообразования (затруднено образование уменьшительной формы существительных: стул - маленький стул; не образует названия детенышей животных, мн. число существительных, прилагательные от существительных, сложные слова, относительные, притяжательные прилагательные: лисий хвост/хвост лисы – хвост лиса, формы Р.п. множественного числа существительных); затруднено употребление простых предлогов (на крыше – а кысе, в трубе – тйубе, под домом - дом), не употребляет сложные предлоги.

Обучение навыкам словообразования и словоизменения на материале, актуальном для употребления обучающимся в собственной речи.

Связная речь

в самостоятельных высказываниях использует простые распространенные предложения; затруднено использование простых предлогов, сложные предлоги в речи отсутствуют; пересказ невозможен.

Обучение составлению повествовательных, описательных рассказов по алгоритмам, соответствующим типу рассказа.

Обучение пересказу с использованием мнемотаблиц.

Чтение и письмо

Чтение: послоговое; доступно чтение простых по слоговому составу слов; более сложные по слоговому составу слова читает с трудом или совсем не может, при чтении таких слов не синтезирует слоги в целое слово и не понимает его смысл.

Письмо: доступно списывание и автоматизированное письмо (фамилия, имя); частично не усвоена связь звук-буква, частично не переводит печатные знаки в письменные; при письме под диктовку отмечаются пропуски слогов, букв. (Уи – у Миши), неправильное написание письменных знаков и соединений букв; требуется побуквенная и послоговая диктовка слов.

Профилактика дисграфии и дислексии

Профилактика дисграфии и дислексии

Профилактика дисграфии

Профилактика дислексии

ППС (пед. программные средства)

Компьютерные программы: «Игры для Тигры», «Развитие речи. Учимся говорить правильно», интерактивные игры на портале Мерсибо, презентации.

Сроки динамического контроля

Динамические показатели

Сентябрь 2023

Особенности речевого развития: грубое нарушение всех компонентов речи

Май 2024

Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная_____________________

Причины отрицательной или нулевой динамики ______________________________________

________________________________________________________________________________

Корректировка программы ________________________________________________________________


Календарно-тематическое планирование с обучающимся (ФИО РЕБЕНКА)

№ п/п

Тема

Содержание

Часы

Дата

план

факт

1.

Диагностика устной и письменной речи

Исследование звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематических процессов, лексико-грамматических категорий импрессивной и экспрессивной речи. Исследование формирования процесса письма.

2

2.

Работа над дыханием

Постановка нижнедиафрагмального типа дыхания.

1

3.

Работа над дыханием

Развитие сильного и длительного ротового выдоха.

1

4.

Развитие произвольной моторики пальцев рук

Совершенствование динамического праксиса и дифференциации движений пальцев.

3

5.

Развитие моторики артикуляционного аппарата

Совершенствование динамической организации движений артикуляционного аппарата.

3

6.

Звуки

Знакомство с неречевыми и речевыми звуками. Дифференциация понятий «речевые» и «неречевые» звуки

2

7.

Развитие фонематических процессов

Развитие фонематического слуха на материале сохранных звуков. Умение слышать и выделять заданный звук в потоке речи.

2

8.

Понятия звук, буква

Дифференциация понятий «звук» и «буква». Гласные и согласные звуки. Характеристики звуков, отличия гласных звуков от согласных. Обозначения звуков, звуковые схемы. Связь звука с буквой.

2

9.

Звук и буква А

Анализ артикуляции, характеристика звука [А]. Обозначение звука [А] на письме. Анализ буквы (на что похожа, из скольких элементов состоит). Складывание буквы из шнурков, счетных палочек.

2

10.

Звук и буква О

Анализ артикуляции, характеристика звука [О]. Обозначение звука [О] на письме. Анализ буквы (на что похожа, из скольких элементов состоит). Складывание буквы из шнурков, счетных палочек. Чтение слогов с изученными буквами.

2

11.

Звук и буква И

Анализ артикуляции, характеристика звука [И]. Обозначение звука [И] на письме. Анализ буквы (на что похожа, из скольких элементов состоит). Складывание буквы из шнурков, счетных палочек. Чтение слогов с изученными буквами.

2

12.

Звук и буква У

Анализ артикуляции, характеристика звука [У]. Обозначение звука [У] на письме. Анализ буквы (на что похожа, из скольких элементов состоит). Складывание буквы из шнурков, счетных палочек. Чтение слогов с изученными буквами.

2

13.

Звук и буква Ы

Анализ артикуляции, характеристика звука [Ы]. Обозначение звука [Ы] на письме. Анализ буквы (на что похожа, из скольких элементов состоит). Складывание буквы из шнурков, счетных палочек. Чтение слогов с изученными буквами.

2

14.

Звук [К]

Постановка звука [К]. Автоматизация звука [К] на материале слогов, слов. Работа над слоговой структурой.

2

15.

Звук [К]. Буква К

Автоматизация звука [К] на материале слов. Введение отработанных слов в собственную речь. Работа над слоговой структурой. Связь звука с буквой. Чтение слогов и слов.

3

16.

Звук [З]

Постановка звука [З]. Автоматизация звука [З] на материале слогов, слов. Работа над слоговой структурой.

2

17.

Звук [З]

Автоматизация звука [З] на материале слов. Введение отработанных слов в собственную речь. Работа над слоговой структурой. Связь звука с буквой. Чтение слогов и слов.

3

18.

Звук [З´]

Постановка звука [З´]. Автоматизация звука [З´] на материале слогов, слов. Работа над слоговой структурой.

2

19.

Звук [З´]

Автоматизация звука [З´] на материале слов. Введение отработанных слов в собственную речь. Работа над слоговой структурой. Связь звука с буквой. Чтение слогов и слов.

3

20.

Звуки [З]-[З´]. Буква З

Дифференциация звуков [З]-[З´]. Анализ их артикуляции, нахождение сходного и различного. Связь звуков с буквой.

2

21.

Звук [Г]

Постановка звука [Г]. Автоматизация звука [Г] на материале слогов, слов. Работа над слоговой структурой.

2

22.

Звук [Г]. Буква Г

Автоматизация звука [Г] на материале слов. Введение отработанных слов в собственную речь. Работа над слоговой структурой. Связь звука с буквой. Чтение слогов и слов.

3

23.

Дифференциация звуков [К]-[Г]

Дифференциация звуков [К]-[Г]. Анализ их артикуляции, нахождение сходного и различного. Чтение слов с изучаемыми буквами.

2

24.

Звук [Ш]

Постановка звука [Ш]. Автоматизация звука [Ш] на материале слогов, слов. Работа над слоговой структурой. Чтение слогов и слов.

2

25.

Звук [Ш]. Буква Ш

Автоматизация звука [Ш] на материале слов. Введение отработанных слов в собственную речь. Работа над слоговой структурой. Связь звука с буквой. Чтение слогов и слов.

3

26.

Звук [Ж]

Постановка звука [Ж]. Автоматизация звука [Ж] на материале слогов, слов. Работа над слоговой структурой. Чтение слогов и слов.

2

27.

Звук [Ж]. Буква Ж

Автоматизация звука [Ж] на материале слов. Введение отработанных слов в собственную речь. Работа над слоговой структурой. Связь звука с буквой. Чтение слогов, слов.

3

28.

Развитие связной речи. Составление описательного рассказа

Составление рассказа по серии сюжетных картин; по сюжетной картине. Составление описательных рассказов с помощью мнемотаблицы.

3

29.

Развитие связной речи. Составление повествовательного рассказа

Составление рассказа по серии сюжетных картин; по сюжетной картине. Составление повествовательных рассказов с помощью мнемотаблицы.

3

30.

Мониторинг

Диагностика устной и письменной речи.

2

31.

ВСЕГО

68

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа логопедического сопровождения учащихся 1-4 классов общеобразовательного учрежения

Представление коррекционной программы, расчитаной на сопровождение учащихся с речевыми нарушениями....

Программа логопедического сопровождения обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ в условиях реализации ФГОС НОО

Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениям...

Рабочая программа логопедического сопровождения для учащихся начальной школы с легкой умственной отсталостью и средней школы с умеренной умственной отсталостью по обучению грамоте

Программа для работы с детьми, обучающимися в начальной школе, с легкой умственной отсталостью и детьми, обучающимися в средней школе с умеренной умственной отсталостью....

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР....

Индивидуальная программа логопедического сопровождения

Индивидуальная программа логопедического сопровождения...

Индивидуальная программа логопедического сопровождения

Индивидуальная программа логопедического сопровождения учащегося начальной школы....

Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе .

В настоящее время всё больше обучающихмя имеют ОВЗ. Каждый такой ребёнок индивидуален  и нуждается индивидуальном подходе.  Катра маршрута логопедического сопровождения - лучший помощник учи...