Конспект индивидуального логопедического занятия для ребёнка с тяжёлыми множественными нарушениями развития «Подарок от зимушки»
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Башкайкина Елена Николаевна

Цель занятия: закрепление знаний по теме зима,  пополнение словарного запаса.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- продолжать закреплять знания о признаках зимы.

-формировать представления о форме предметов и их цвете (воздушный шарик, снежинка, ёлочка).

-учить понимать речь окружающих, понимать интонацию и силу голоса «Громко-тихо», пользоваться фразовой речью с опорой на мнемотаблицы.

Коррекционно-развивающие:

-развивать познавательные интересы ребёнка.

-удерживать и развивать память, внимание (используя приёмы эффекта неожиданности, смены   интонации голоса, стимулирующий материал)

-использовать современные инновационные (здоровьесберегающие) технологии: дыхательная гимнастика, пальчиковые нейроигры (одновременное выполнение двумя руками), балансировочная доска для снятия напряжения и ориентировки пространственных представлений.

-развивать общую и мелкую моторику рук, координацию речи с движениями, выполнять действия с воздушным шариком по подражанию.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать интерес к занятиям, к школьным предметам.

-формировать предпосылки к учебным навыкам, доброжелательные отношения к занятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_s_tmnr.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

с углублённым изучением отдельных предметов №16»

городского округа Саранск

Конспект индивидуального логопедического занятия

для ребёнка с тяжёлыми множественными нарушениями развития

«Подарок от зимушки»

      Подготовила: учитель-логопед

Башкайкина Е.Н

Конспект индивидуального логопедического занятия для ребёнка с ТМНР.

Цель занятия: закрепление знаний по теме зима,  пополнение словарного запаса.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- продолжать закреплять знания о признаках зимы.

-формировать представления о форме предметов и их цвете (воздушный шарик, снежинка, ёлочка).

-учить понимать речь окружающих, понимать интонацию и силу голоса «Громко-тихо», пользоваться фразовой речью с опорой на мнемотаблицы.

Коррекционно-развивающие:

-развивать познавательные интересы ребёнка.

-удерживать и развивать память, внимание (используя приёмы эффекта неожиданности, смены   интонации голоса, стимулирующий материал)

-использовать современные инновационные (здоровьесберегающие) технологии: дыхательная гимнастика, пальчиковые нейроигры (одновременное выполнение двумя руками), балансировочная доска для снятия напряжения и ориентировки пространственных представлений.

-развивать общую и мелкую моторику рук, координацию речи с движениями, выполнять действия с воздушным шариком по подражанию.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать интерес к занятиям, к школьным предметам.

-формировать предпосылки к учебным навыкам, доброжелательные отношения к занятиям.

Форма учебной деятельности: индивидуальная.

Оборудование:  магнитная доска, фломастер, зимние картинки, воздушный шарик, клавесы (деревянные палочки), магнитный жезл с фишками, снежинки, смайлики, сосновые шишки, балансировочная доска, мнемотаблицы: «У меня есть.», стихотворение «Воздушный шарик».

1.Организационный момент (эмоциональный настрой, и положительная мотивация).

Логопед:

 - Здравствуй, Настя! Я очень рада тебя видеть на нашем занятии.

Скажи, как твои дела? Как ты думаешь, если на улице холодно, и много снега, значит у нас какое время года?  (совместное повторение и ответ ученицы, словесное поощрение)

Зима!

Сюрпризный момент.

Логопед:

Как ты думаешь, что у меня лежит в коробке? Давай с тобой посмотрим, тебе интересно?

2. Основная часть (развитие активной речи, умения концентрировать внимание, и реагировать на обращенную речь).

Логопед:

-  Настя, возьми из коробки воздушный шарик в руки. Это воздушный шарик, он круглой формы и синего цвета. А ты знаешь, что у нашего синего воздушного шарика любимое время года -  «зима»? По-другому можно назвать «зимушка». Этот подарок тебе от зимушки-зимы.

Давай с тобой повторим, какой он формы и какого цвета (совместное проговаривание, повторение).

А как же зима без снега и сугробов? А ты знаешь, откуда появляются снежинки? Эти  зимние  снежинки, такие маленькие и пушистые, они падают с неба прямо на ладошку.

1) Выполнение упражнений для развития речевого дыхания и укрепления речевого аппарата.

Логопед:

Неожиданный момент (прилетает на ладошку снежинка)

 «Сдуй снежинку с ладошки», «Сдуй снежинку с носа», «Сдуй снежинку с воздушного шарика» (поощрение жетонами).

2) Выполнение артикуляционной гимнастики (нейроигры на переключение, «громко-тихо»).

Работа с артикуляционными карточками:

- Упр. «Бегемотик» - зв. «ААА» опора на букву, артикуляционный уклад. (Громкое совместное пение)

 Бежали бегемотики, надутые животики (кулачки)

 бежали и бежали и громко повторяли «ладонь-кулак» (ладонь-кулак)

 ты тоже делай так (2 раза, указательные жесты)

- Упр. «Слоник» -  зв. «УУУ»

- Упр. «Лягушка», - зв. «ИИИ»

(Тихое совместное пение)

Весёлые лягушки, скакали на опушке (ладонь)

Скакали и скакали и тихо повторяли «ладонь-кулак», ты тоже делай так (2раза, указательные жесты)

«Часики», «Качели», «Лошадка» (поощрение жетонами).

3) Упражнения с  мнемотаблицами (развитие понимания обращенной  и фразовой речи).

Закрепление понятий о зиме, о воздушном шарике (лёгкий, синий), ориентирование в пространстве (вверх, вниз).

Мнемодорожка «Воздушный шарик».

Синий шарик я надую.

Станет лёгкий он, как пух.

В небо шарик отпущу я,

Словно голубя из рук.

Мнемотаблица «У тебя есть…» (ребенок подбирает зимние предметы и вставляет в пустые квадраты - ёлка, снежинка, сосулька, шишка).  Поощрение.

4) Выполнение действий по подражанию, развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук (упражнения с клавесами, отстукивание заданного ритма, пальчиковые игры с шишками, сжимание и разжимание в кулачках сосновых шишек).

Логопед:

«Ты на меня смотри, попробуй, повтори!»

-Я на тебя смотрю и повторяю (проговаривание  с ребёнком, выполнение с повторами).

«Пальчиковые игры с шишками».

 Отстукивание ритма клавесами и повторение слов за логопедом (зи-ма, ша-рик).

Подбрасывание шарика вверх (шарик удерживать на палочках).

3.Снятие психоэмоционального напряжения 

(применение здоровьесберегающих технологий, работа на балансире, удерживание координации тела и  баланса).

Логопед:

-Настя, посмотри внимательно на шарик. Что с ним случилось? Что он делает? Он раскачивается вправо и  влево, а мы сейчас с тобой пройдем по зимней дорожке и дойдем до наших  качелей:

Снег тут, снег там (поочередные хлопки и повторение)

Снег летит, снег лежит (руки вверх, руки вниз)

4. Подведение итогов.

Логопед:

- Наше с тобой занятие закончилось. Тебе понравился подарок от зимушки?

Что тебе подарила зимушка-зима, какого цвета, какой формы? Возьми фломастер и нарисуй на доске наш круглый шарик (повторение и закрепление, раскладываем  жетоны по мнемодорожке и собираем магнитным  жезлом).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ СЕМЬИ, КАК ОСНОВНОГО УСЛОВИЯ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Из опыта работы педагога дефектолога о формировании адекватной позиции семьи как основного условия последующей социализации ребёнка с тяжёлыми множественными нарушениями развития...

Интегрированное открытое занятие по образовательным областям для детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития

Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в сценарии занятия...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком 1 класса по автоматизации звука [с] в предложениях

Развернутый конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком 1 класса по автоматизации звука [с] в предложениях....

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащегося 3 класса

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языковогоанализа и синтеза у учащегося 3 класса Тема: Слова со стечением согласных в начале слова.Задачи...

Интегрированное занятие для детей 3 года обучения с тяжёлыми множественными нарушениями развития Тема: Разноцветные краски

Методическая разработка (конспект занятия) составлен учителем-логопедом и педагогом-психологом. Данное занятие является итоговым. Форма занятия групповая (4 человека). Цикл занятий проводился отдельно...

Формирование координационных способностей у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Сенсорные нарушения. Проприоцепция.

Доклад. Краткие тезисы. Презентация работы инструктора адаптивной физической культуры, с детьми начальной школы, имеющие тяжелые множественные нарушения развития. Формирование координационных спо...

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми множественными нарушениями развития (в. 6.4)

Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА) и умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяже...