Песочная терапия
консультация по логопедии

Вдовенко Татьяна Сергеевна

Песочная терапия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 34345ts43543.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательное пространство МАОУ СОШ № 8 г. Лабытнанги

В новых социально-экономических условиях нашего общества остро и актуально встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и развития. Об этом свидетельствует ряд нормативных документов министерства образования Российской Федерации.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.

МАОУ СОШ № 8 свою образовательную деятельность строит на основе социального заказа, учёта потребностей и интересов детей, пожеланий родителей, педагогов, учёта ресурсов, материальной базы, потенциальных возможностей педагогического коллектива и интеграции возможностей образовательных и других учреждений, включает различные направления деятельности.

Специфика образовательно-воспитательного процесса заключается в нестандартном подходе к обучающимся, который формируется на основе плодотворного опыта работы педагогических работников учреждения. Ребёнку предоставляется максимум возможностей для развития его интересов и способностей. Сотрудничество педагогов, обучающихся, родителей позволяют получить детям заряд творческой энергии, положительное эмоциональное здоровье, определённые знания, умения, навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни.

В школу приходят дети с разным уровнем готовности к школьному обучению и разным уровнем здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности в процессе адаптации к первому классу, в том числе в процессе освоения образовательной программы начального образования. С такими детьми предусмотрена программа коррекционной работы.

Наше учреждение посещают дети-инвалиды, дети с задержкой психического развития, дети с различными отклонениями в развитии, дети с ослабленным здоровьем. Для детей создаются все необходимые условия для развития личности. Педагогическая деятельность направлена на творческое развитие детей в процессе обучения по разнообразным образовательным блокам художественно-эстетической направленности, коррекцию общения и поведения детей (преодоление агрессии по отношению к окружающим, построение положительной эмоциональной сферы).

С момента поступления детей с ОВЗ в учреждение. С их семьями ведётся тесная работа по разработанному и действующему «Алгоритму действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих школьное образовательное учреждение».

Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих школьное образовательное учреждение:

  • Первичная встреча с семьёй, сбор информации о развитии ребёнка, выявление образовательного запроса;
  • Заключение договора между МАОУ СОШ № 8 и родителями (законными представителями);
  • Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК;
  • Составление индивидуальной программы;
  • Создание условий в развивающей среде для ребёнка с ОВЗ во время его пребывания в образовательной организации;
  • Реализация индивидуальной программы или маршрута;
  • Проведение промежуточной диагностики и анализ;
  • Консультирование родителей (законных представителей).

На начальном этапе проводится первичная встреча с семьёй с целью знакомства и сбора информации о развитии ребёнка, выяснения образовательного запроса со стороны родителей.

В работу с детьми данной категории включаются сотрудники образовательного учреждения, администрация и специалисты школы: директор, заместитель директора по административно-хозяйственной части, заместитель директора по научно-методической работе, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, фельдшер, учителя, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя физической культуры, учитель музыки, которые способствуют созданию условий и благоприятного микроклимата, для облегчения адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их успешной социализации. Осуществляют индивидуальный подход к детям при организации образовательного процесса. Специалисты и учителя проводят беседы с родителями, консультации, дают рекомендации, советы для оптимального развития и адаптации детей в обществе. А также оказание помощи всем членам семей, воспитывающих этих детей. Администрация, в свою очередь, заключает договора о взаимоотношениях между школой и родителями (законными представителями), а в дальнейшем способствует созданию специальных условий, предполагающих формирование адаптированной образовательной среды. Фельдшер осуществляет контроль за адаптацией детей с ОВЗ и детей-инвалидов к условиям школьной жизни, отслеживает состояние их здоровья, самочувствие в течение дня. Консультирует учителей и родителей (законных представителей), даёт рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям в соответствии с диагнозом.

Следующим этапом осуществляется углублённое психолого-педагогическое обследование всех сфер деятельности детей данной категории, эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, речевого развития, интеллектуального развития. Результаты данного обследования выносятся на ПМПк учреждения с целью определения дальнейшего образовательного маршрута.

Далее проводится организационная работа по проектированию, разработке и утверждению образовательной программы для ребёнка с ОВЗ или ребёнка-инвалида. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, медицинские показатели, рекомендации ПМПК, ожидания родителей, чётко формулируются цели и задачи индивидуальной образовательной программы (обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного графика, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как групповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и итоговых результатов и т.д.).

Педагогами и специалистами школы разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты на основе разработанной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, учитывая общеобразовательную программу школы. Данные индивидуальные образовательные маршруты включают содержание основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для конкретного ребёнка, рекомендованные специалистами учреждения.

В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребёнка, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребёнка с ОВЗ или ребёнка-инвалида специалистами на следующем этапе обучения. А также проводятся итоговые встречи с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребёнком, педагогами и специалистами даются рекомендации, советы, консультации.

Администрацией нашего учреждения создаются специальные условия, которые предполагают формирование адаптированной образовательной безбарьерной среды, имеются средства для обучения, а также для своевременной коррекции нарушений в развитии детей с учётом структуры их нарушений:

  • «ПБС БОС» предназначен для проведения занятий биологической обратной связи (БОС) по частоте сердечных сокращений и частоте дыхания, который предоставляет логопеду, психологу, работнику социальной сферы многочисленные возможности для эффективности тренинга.
  • Edu Touch – это уникальная система для обучения детей с особыми потребностями в увлекательной форме. Система Edu Touch позволяет детям с особыми потребностями проявлять самостоятельность в учебном процессе и более активно участвовать в школьной жизни. Система направлена на поддержку детей, испытывающих трудности в следующих сферах: мелкая и крупная моторика, развитие речи, социально-эмоциональное развитие, когнитивное развитие, адаптация в обществе и самопомощь.
  • Один из видов современных технологий сенсомоторного развития – занятия в сенсорной комнате, где особым образом организована окружающая среда для отдыха, расслабления и развития.

В сенсорной комнате имеется следующее оборудование:

  • Вращающийся зеркальный шар.

Служит для релаксации и зрительной стимуляции. Вызывает положительные эмоции.

  • Воздушно-пузырьковая колонна.

Даёт сильную зрительную, тактильную и слуховую стимуляцию.

  • Сухой бассейн.

Способствует психоэмоциональному развитию, развивает крупную моторику. Дети получают общий массаж.

  • Проектор «Меркурий».

Развивает зрительный гнозис. С помощью визуализации способствует развитию воображения, дети с удовольствием знакомятся с животным миром.

  • Терапевтическое кресло-кубик.

Способствует расслаблению, релаксации.

  • Мягкая форма «Пуфик».

Обволакивающая форма пуфика даёт возможность детям почувствовать защищённость, помогает детям расслабиться, снять напряжение.

  • Фиброоптическая тактильная панель.

Развивает зрительную и тактильную стимуляцию, осязательные навыки.

  • Световой стол из бука для рисования песком.

Путём песочной терапии развивается у детей с ОВЗ мелкая моторика, тактильная чувствительность, способствует смелости, ловкости, чувства равновесия, развития речи, зрительного восприятия, мышления, творческого воображения и фантазии.

Интеграция детей-инвалидов, обучающихся на дому, в образовательную среду школы осуществляется с согласия родителей (законных представителей) через привлечение детей и родителей к участию в традиционных школьных мероприятиях. Посещение детей на дому в рамках школьных акций «Новогодний подарок» и участие детей-инвалидов в школьных мероприятиях отражается в публикациях школьной газеты «Восьмёрочка».

Одним из главных показателей таких мероприятий являются не только социализация, умение общаться в среде сверстников, а так же воспитание толерантного отношения учащихся к детям с особыми образовательными потребностями.

Эти мероприятия имеют положительный отклик родителей и детей.

- Выставка – занятие «Робототехника» привлекает своей новизной, необычностью.

- Общешкольное мероприятие «Фестиваль наук» завершилось закрытием с приглашение детей с ОВЗ, где они были участниками необычных мероприятий и получили огромное удовольствие.

- Создание благотворительной открытки с привлечением представителя благотворительного фонда «Твори добро» для детей ОВЗ, обучающихся на дому.

- интерактивное внеурочное занятие с использованием кукольного театра с целью вовлечения ребёнка с ОВЗ во внеурочную деятельность.

На протяжении всего основного этапа коррекционно-развивающей работы поддерживается систематический контакт с родителями, как в традиционных, так и в нетрадиционных формах.

Подведение итогов совместной деятельности осуществляется на родительском собрании, круглых столах, где формулируются рекомендации, обеспечивающие перенос достижений ребёнка в реальные обстоятельства жизни, рассматриваются условия, необходимые для дальнейшего развития и саморазвития ребёнка.

Мы считаем, что только грамотное взаимодействие взрослых в процессе воспитания и обучения ребёнка обеспечат максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей и способностей, это позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе личностного развития.

Формы и методы нашей работы обеспечивают индивидуальный подход к обучающемуся, способствуют организации положительной безбарьерной среды пребывания ребёнка в школе, его обучению и развитию.

Совместная деятельность специалистов по сопровождению детей с ОВЗ делает всё возможное, чтобы дети получили достойное образование, чувствовали комфортность и эмоциональную благополучность в социальной среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи.Эти методы терапии принадлежат к числу...

Использование песочной терапии на логопедических занятиях.

В статье раскрывается суть терапевтического эффекта игры с песком на логопедических занятиях. Предлагаются упражнения по темам: "Деление на слоги", "Ударение", "Развитие речевого дыхания" и др....

Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда

Слайдовая презентация песочная терапия в работе учителя логопеда...

Курс занятий коррекционно-развивающего обучения с использованием элементов песочной терапии

     Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира в...

Проект. Песочная терапия как средство коррекции эмоциональной сферы учащихся 1-2 классов.

Песочная терапия как средство коррекции эмоциональной сферы учащихся 1-2 классов. Цель. Задачи. Этапы....

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста актуальна всегда. Многие педагоги, психологи работают над этой проблемой не один десяток лет, находя все новые  и новые формы работы с детьм...