Конспект погруппового логопедического занятия по звукопроизношению с учащимися 1 класса "Про щенка Таппи"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
Конспект подгруппового логопедического занятия по звукопроизношению с учащимися 1 класса.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 60.21 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
подгруппового логопедического занятия по звукопроизношению
с учащимися 1 класса
Тема: автоматизация звука Р.
Цель: автоматизация звука Р в слогах и словах.
Задачи коррекционно-образовательные:
- упражнять учащихся в правильном произнесении звука Р в слогах и словах;
- актуализировать словарный запас;
- совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в образовании множественного числа имён существительных.
Задачи коррекционно-развивающие:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- закреплять представления об артикуляционном укладе звука Р;
- развивать фонематический слух и восприятие.
Задачи коррекционно-воспитательные:
- формировать положительную мотивацию и желание говорить правильно;
- формировать навык речевого самоконтроля.
Оборудование: индивидуальные зеркала по количеству учащихся; магнитная доска, плоскостной магнитный театр, книга Владимира Орлова «Как Таппи учился лаять», карточки-упражнения артикуляционной гимнастики; набор карточек для игры «Собери звук» по количеству учащихся; мяч; пластилиновые дощечки по количеству учащихся; стеки; карточки для самостоятельной работы; шариковые ручки; простые и цветные карандаши.
Логопедическое заключение: общее недоразвитие речи III уровня, дизартрия средней степени тяжести.
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята!
Доброго дня и солнцу, и птицам,
Доброго дня улыбчивым лицам!
- Скажите, любите ли вы интересные истории, рассказы или сказки?
- Сегодня я хочу рассказать вам одну удивительную историю. А вы будете мне помогать...
Логопед обращает внимание детей на магнитную доску и читает отрывок из стихотворения В.Орлова «Как Таппи учился лаять»
Вот рыжий Таппи — он щенок.
Наверно, Таппи занемог,
Он по дороге сам не свой
Бредёт с поникшей головой.
Глядит: сидит наседка,
Наседка-домоседка.
— Ты почему не весел, пёс,
Ты почему повесил нос,
Торчит заноза в лапе?
— Ах, нет, — ответил Таппи, —
Я скоро повзрослею,
А лаять не умею.
— Ну, это просто и легко,
Залай погромче: ко-ко-ко!
— Благодарю, но у собак лай
Получается не так.
И снова Таппи сам не свой
Идет с поникшей головой.
Вдруг поднимает он глаза,
А перед ним стоит коза.
— Ах, бедный Таппи, что с тобой,
Ты раньше хвост держал трубой,
Что у тебя? Бе-бе-беда?
Ответил Таппи:
— Да, да, да, я скоро повзрослею,
А лаять не умею.
— Но я могу помочь тебе,
Залай погромче: бе-бе-бе!
— Благодарю, но ведь собаки
РЫЧАТ совсем иначе!
- Совсем загрустил Таппи, никто не может ему помочь…
А давайте покажем щенку, как мы с вами учимся произносить звук Р?
- Проходите к зеркалу, садитесь. Посмотрите на себя, поставьте перед собой зеркало так, чтобы хорошо себя видеть.
- На каждом занятии мы выполняем артикуляционную гимнастику - специальные упражнения для языка и губ.
Ну-ка, зеркальце, смотри
Всё мне верно повтори!
Сяду я перед тобой,
Повторяй-ка всё за мной!
Упражнения: «Улыбка», «Хоботок», «Окошко», чередование «Улыбка» – «Окошко»; «Блинчик», «Маляр», «Грибок», «Гармошка».
- Упражнение для формирования воздушной струи - «Буря в стакане».
- Звук Р.
Чики-чики-чики-чок!
Стал послушным язычок!
Если ехать захочу,
Я моторчик заведу.
(крутим руками, заводим «моторчик»)
- Отличный получился звук Р. Посмотрите на себя в зеркало и ещё раз произнесите звук Р. «Раскатываем» звук: РРРРРРР…
- Упражнение «Собери звук» (карточки).
Артикуляторно-акустическая характеристика звука Р.
В каком положении находятся органы речи?
Губы?
Язык?
Воздушная струя сильная или слабая?
- А теперь посмотрите на профиль артикуляции звука Р и дайте характеристику этого звука: согласный (т.к.есть преграда; чем образована преграда?); звонкий (тактильно-вибрационный контроль: голос связки сомкнуты и вибрируют); твёрдый (есть парный мягкий звук).
- Какой звук окружающего мира, природного явления напоминает звук Р (так рычит собака, звук работающего мотора…)
- «Звуковые дорожки» (с пуговицами). Пройди по дорожкам, произноси четко звук Р! Звук Р произносим длительно на одном выдохе.
- Посмотрите, наш Таппи уже готов бежать и показать всем, как надо рычать. Подожди, Таппи, нужно не только научиться произносить звук Р, но слышать его в своей речи и речи других.
- Давай поиграем в игру «Поймай звук» (с колокольчиком). Логопед использует «экран».
В ряду звуков: Р, л, Р, ж, в, л, л, Р, Р, л, Р, в, Р, л, Р, Р…
В ряду слогов: Ра, ла, кРы, вРо, ол, уР, вол, Ров, Рык, даР, лам, маР…
В ряду слов: Роса, ласка, бобёР, галка, Русалка, Рубль, волна, пассажиР, вечеР, печенье, жонглёР, ловушка, пиРамида, ладонь, пРавда, бРаслет….
- игра «Запомни, повтори»
А теперь не зевай,
За мной верно повторяй!
- с элементами биоэнергопластики («Колечки»)
- нейрокоррекция («Оладушки»)
Ра – Ры – Ро - Ру аР – иР – оР – уР кРа – пРа - вРа
Ры – Ро – Ру - Ра иР – оР – уР - аР тРы – мРы - нРы
Ро – Ру – Ра - Ры оР – уР – иР - аР кРу – бРу – дРу
Ра – Ру – Ро – Ры аР – оР – уР - иР тРо – мРо – нРо
Физкультурная пауза.
У меня всегда с собой
Мой дружочек дорогой.
Мой весёлый звонкий мяч,
Хочет с нами поиграть.
Игра «Фокусник»
Задание: преврати один предмет в много таких же предметов.
Логопед называет слово, которое обозначает один предмет, а ребёнок, возвращая мяч, называет слово, которое обозначает много таких предметов.
Ракета – ракеты робот - рука -
Повар – повара корова - паровоз -
Мороз – морозы… арбуз - топор -
- А теперь наоборот: я – много, ты – один:
паруса - ватрушки - норки –
ручьи – самовары - барабаны –
комары – карманы - рубашки -
- Посмотри, Таппи, какие дети молодцы, как страются!.. Ребята, я приготовила для вас много картинок. Но кто-то перемешал все картинки. Помогите мне, найдите только те, в названии которых есть звук Р.
- Мы уже знаем, что в названии каждой картинки, есть звук Р. А вот где он находится, вам нужно определить.
Буква Р.
В слове РОТ и в слове КРОТ
Эта буква живёт.
В слове тигр она РРРРРычит…
В слове КРРРРРик она кричит.
Звуки слышу, говорю,
Буквы вижу и пишу!
Какой буквой обозначают звук Р? Найди эту букву среди других букв.
- Стихотворение про букву Р
Как запомнить букву Р?
Каждый может, например,
Руку на бочок поставить
И друг другу Р представить.
Букву Р писать несложно:
Справа к палочке прямой
Нарисуем мы кружок
И получится флажок.
- «Найди букву» (найди букву Р среди других букв)
- «Пластилинография» (печать буква Р)
- Работа с карточками (раскраска, штриховка, прописи…)
- Но наша история еще не закончилась.
Логопед обращает внимание ребёнка на магнитную доску.
Наш Таппи радостный сидит…
Тут вдруг… навстречу…. Кошка!
Глаза – совсем как плошка!
От страха кошка: «МЯУ – МЯВ!!!
Залаял наш щенок: «Р – Р – Р – ГАВ!!!»
- Вот такая удивительная история у нас получилась.
Итог занятия.
Приложение 1.
Ь Р В Ъ Р Р Ь Ы
Ф Р Б Я Р Ь Ь Р
Ф В Р Р Ъ В Р
Приложение 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов "Дифференциация звуков [б-б’, п-п’], в слогва, словосочетаниях, предложениях"
представлен конспект группового логопедического занятия для учащихся 2 -4 классов с нарушением письма и чтения, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием...

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 классов "Буква С, звуки [с - с‘]"
представлен конспект логопедического занятия для учащихся 1х классов с фонети-фонематическим недоразвитием...

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов " Дифференциация звуков [в - в\', ф - ф\'] в словосочетаниях, предложениях, тексте"
конспект логопедического занятия для учащихся начаальных классов с нарушением письма и чтения, обусловленных фонетико - фонематическим недоразвитием...

Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению "Зимняя сказка".
Занятие по автоматизации звука [с] в словах, в словосочетаниях и предложениях. Цель: закрепление правильного произношения звука [с] в словах, в словосочетаниях и в предложениях....

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции звукопроизношения. « Автоматизация звука «Л».
Данное занятие предназначено для обучающихся начальных классов, имеющих нарушения звукопроизношения....

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции звукопроизношения. «Дифференциация звуков «Л» и «Р».
Данное занятие предназначено для обучающихся начальных классов, имеющих ОНР, СНР, ФФН...

Конспект коррекционно-логопедического занятия с учащимися с задержкой психического развития, 4 класс. Тема: Развитие функциональной грамотности на логопедических занятиях.
Этот учебный материал по развитию функциональной грамотности можно использовать в работе логопедам, учителям-дефектологам, учителям начальных классов....

