Конспект погруппового логопедического занятия по звукопроизношению с учащимися 1 класса "Про щенка Таппи"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Ольхова Алла Юрьевна

Конспект подгруппового логопедического занятия по звукопроизношению с учащимися 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pro_shchenka_tappi.docx60.21 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

подгруппового логопедического занятия по звукопроизношению

 с учащимися 1 класса

Тема: автоматизация звука Р.

Цель: автоматизация звука Р в слогах и словах.

Задачи коррекционно-образовательные:

- упражнять учащихся в правильном произнесении звука Р в слогах и словах;

- актуализировать словарный запас;

- совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в образовании множественного числа имён существительных.

Задачи коррекционно-развивающие:

- развивать подвижность артикуляционного аппарата;

- закреплять представления об артикуляционном укладе звука Р;

- развивать фонематический слух и восприятие.

Задачи коррекционно-воспитательные:

- формировать положительную мотивацию и желание говорить правильно;

- формировать навык речевого самоконтроля.

Оборудование: индивидуальные зеркала по количеству учащихся; магнитная доска, плоскостной магнитный театр, книга Владимира Орлова «Как Таппи учился лаять», карточки-упражнения артикуляционной гимнастики; набор карточек для игры «Собери звук» по количеству учащихся; мяч; пластилиновые дощечки по количеству учащихся; стеки; карточки для самостоятельной работы; шариковые ручки; простые и цветные карандаши.

   Логопедическое заключение: общее недоразвитие речи III уровня, дизартрия средней степени тяжести.

Ход занятия:

- Здравствуйте, ребята!

Доброго дня и солнцу, и птицам,

Доброго дня улыбчивым лицам!

- Скажите, любите ли вы интересные истории, рассказы или сказки?

- Сегодня я хочу рассказать вам одну удивительную историю. А вы будете мне помогать...

Логопед обращает внимание детей на магнитную доску и читает отрывок из стихотворения В.Орлова «Как Таппи учился лаять»

Вот рыжий Таппи — он щенок.
Наверно, Таппи занемог,
Он по дороге сам не свой
Бредёт с поникшей головой.

Глядит: сидит наседка,
Наседка-домоседка.
— Ты почему не весел, пёс,
Ты почему повесил нос,
Торчит заноза в лапе?

— Ах, нет, — ответил Таппи, —
Я скоро повзрослею,
А лаять не умею.
— Ну, это просто и легко,
Залай погромче: ко-ко-ко!

— Благодарю, но у собак лай
Получается не так.


И снова Таппи сам не свой
Идет с поникшей головой.

Вдруг поднимает он глаза,
А перед ним стоит коза.
— Ах, бедный Таппи, что с тобой,
Ты раньше хвост держал трубой,
Что у тебя? Бе-бе-беда?

Ответил Таппи:
— Да, да, да, я скоро повзрослею,
А лаять не умею.
— Но я могу помочь тебе,
Залай погромче: бе-бе-бе!

— Благодарю, но ведь собаки

РЫЧАТ совсем иначе!

- Совсем загрустил Таппи, никто не может ему помочь…

А давайте покажем щенку, как мы с вами учимся произносить звук Р?

- Проходите к зеркалу, садитесь. Посмотрите на себя, поставьте перед собой зеркало так, чтобы хорошо себя видеть.

- На каждом занятии мы выполняем артикуляционную гимнастику - специальные упражнения для языка и губ.

Ну-ка, зеркальце, смотри

Всё мне верно повтори!

Сяду я перед тобой,

Повторяй-ка  всё за мной!

Упражнения: «Улыбка», «Хоботок», «Окошко», чередование «Улыбка» – «Окошко»; «Блинчик», «Маляр», «Грибок», «Гармошка».

- Упражнение для формирования воздушной струи - «Буря в стакане».

- Звук Р.

Чики-чики-чики-чок!
Стал послушным язычок!

Если ехать захочу,

Я моторчик заведу.

(крутим руками, заводим «моторчик»)

- Отличный получился звук Р. Посмотрите на себя в зеркало и ещё раз произнесите звук Р. «Раскатываем» звук: РРРРРРР…

- Упражнение «Собери звук» (карточки).

Артикуляторно-акустическая характеристика звука Р.

В каком положении находятся органы речи?

Губы?

Язык?

Воздушная струя сильная или слабая?

- А теперь посмотрите на профиль артикуляции звука Р и дайте характеристику этого звука: согласный (т.к.есть преграда; чем образована преграда?); звонкий (тактильно-вибрационный контроль: голос связки сомкнуты и вибрируют); твёрдый (есть парный мягкий звук).

- Какой звук окружающего мира, природного явления напоминает звук Р (так рычит собака, звук работающего мотора…)

- «Звуковые дорожки» (с пуговицами). Пройди по дорожкам, произноси четко звук Р! Звук Р произносим длительно на одном выдохе.

- Посмотрите, наш Таппи уже готов бежать и показать всем, как надо рычать. Подожди, Таппи, нужно не только научиться произносить звук Р, но слышать его в своей речи и речи других.

- Давай поиграем  в игру «Поймай звук» (с колокольчиком). Логопед использует «экран».

В ряду звуков: Р, л, Р, ж, в, л, л, Р, Р, л, Р, в, Р, л, Р, Р…
В ряду слогов: Ра, ла, кРы, вРо, ол, уР, вол, Ров, Рык, даР, лам, маР…

В ряду слов: Роса, ласка, бобёР, галка,  Русалка, Рубль, волна, пассажиР, вечеР, печенье, жонглёР, ловушка, пиРамида, ладонь, пРавда, бРаслет….

- игра «Запомни, повтори»

А теперь не зевай,

За мной верно повторяй!   

- с элементами биоэнергопластики («Колечки»)              

- нейрокоррекция  («Оладушки»)

Ра – Ры – Ро - Ру               аР – иР – оР – уР                  кРа – пРа - вРа

Ры – Ро – Ру - Ра               иР – оР – уР - аР                  тРы – мРы  - нРы

Ро – Ру – Ра  - Ры              оР – уР – иР - аР                  кРу – бРу – дРу

Ра – Ру – Ро – Ры              аР – оР – уР  - иР                 тРо – мРо – нРо

Физкультурная пауза.

У меня всегда с собой

Мой дружочек дорогой.

Мой весёлый звонкий мяч,

Хочет с нами поиграть.

Игра «Фокусник»

Задание: преврати один предмет в много таких же предметов.

Логопед называет слово, которое обозначает один предмет, а ребёнок, возвращая мяч, называет слово, которое обозначает много таких предметов.

Ракета – ракеты                                   робот -                                   рука -                      

Повар – повара                                    корова -                                 паровоз -              

Мороз – морозы…                              арбуз -                                   топор -                    

- А теперь наоборот: я – много, ты – один:

паруса -                             ватрушки -                                норки –

ручьи –                              самовары -                                барабаны –

комары –                            карманы -                                 рубашки -

- Посмотри, Таппи, какие дети молодцы, как страются!.. Ребята, я приготовила для вас много картинок. Но кто-то перемешал все картинки. Помогите мне, найдите только те, в названии которых есть звук Р.

- Мы уже знаем, что в названии каждой картинки, есть звук Р. А вот где он находится, вам нужно определить.

Буква Р.

В слове РОТ и в слове КРОТ

Эта буква живёт.

В слове тигр она РРРРРычит…

В слове КРРРРРик  она кричит.

Звуки слышу, говорю,

Буквы вижу и пишу!

Какой буквой обозначают звук Р? Найди эту букву среди других букв.

- Стихотворение про букву Р

Как запомнить букву Р?

Каждый может, например,

Руку на бочок поставить

И друг другу Р представить.

Букву Р писать несложно:

Справа к палочке прямой

Нарисуем мы кружок

И получится флажок.

- «Найди букву» (найди букву Р среди других букв)

- «Пластилинография» (печать буква Р)

- Работа с карточками (раскраска, штриховка, прописи…)

- Но наша история еще не закончилась.

Логопед обращает внимание ребёнка на магнитную доску.

Наш Таппи радостный сидит…

Тут вдруг… навстречу…. Кошка!

Глаза – совсем как плошка!

От страха кошка: «МЯУ – МЯВ!!!

Залаял наш щенок: «Р – Р – Р – ГАВ!!!»

- Вот такая удивительная история у нас получилась.

Итог занятия.

Приложение 1.

Ь        Р   В   Ъ   Р   Р    Ь   Ы  

Ф    Р    Б    Я    Р    Ь    Ь    Р 

Ф   В    Р   Р    Ъ     В    Р

Приложение 2.

https://raskraskirus.ru/wp-content/uploads/9/5/3/9530584896d6beebef92f5a0e96b0685.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов "Дифференциация звуков [б-б’, п-п’], в слогва, словосочетаниях, предложениях"

представлен конспект группового логопедического занятия для учащихся 2 -4 классов с нарушением письма и чтения, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием...

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 классов "Буква С, звуки [с - с‘]"

представлен конспект логопедического занятия для учащихся 1х классов с фонети-фонематическим недоразвитием...

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов " Дифференциация звуков [в - в\', ф - ф\'] в словосочетаниях, предложениях, тексте"

конспект логопедического занятия для учащихся начаальных классов с нарушением письма и чтения, обусловленных фонетико - фонематическим недоразвитием...

Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению "Зимняя сказка".

Занятие по автоматизации звука [с] в словах, в словосочетаниях и  предложениях. Цель: закрепление правильного произношения звука [с] в словах, в словосочетаниях и в предложениях....

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции звукопроизношения. « Автоматизация звука «Л».

Данное занятие предназначено для обучающихся начальных классов, имеющих нарушения звукопроизношения....

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции звукопроизношения. «Дифференциация звуков «Л» и «Р».

Данное занятие предназначено для обучающихся начальных классов, имеющих ОНР, СНР, ФФН...

Конспект коррекционно-логопедического занятия с учащимися с задержкой психического развития, 4 класс. Тема: Развитие функциональной грамотности на логопедических занятиях.

Этот учебный материал по развитию функциональной грамотности можно использовать в работе логопедам, учителям-дефектологам, учителям начальных классов....