"Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 классов "Буква С, звуки [с - с‘]"
план-конспект урока по логопедии (1 класс) на тему

Апейкина Татьяна Николаевна

представлен конспект логопедического занятия для учащихся 1х классов с фонети-фонематическим недоразвитием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_s_zvuki_s_-s.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Буква С, звуки [с - с‘]

Цели: 

  1. Развивать фонематические обобщения в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов.
  2. Закреплять у детей чёткое и правильное произношение звуков;
  3. Развивать  слоговой  анализ  и  синтез;
  4. Формировать  фонематический  анализ,  синтез;
  5. Развивать зрительную память, внимание, мышление, артикуляционную моторику и связную речь;
  6. Развивать слуховое  восприятие, слуховую память;

Ход занятия

  1. Орг.момент

  1. Арт.гимнастика (для с)

1. «Улыбочка» Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые губы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна двигаться вперед.

2. «Трубочка» Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.

Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

3.  «Улыбочка – трубочка» На счет «раз – два» чередовать упражнение «Улыбочка» - и упражнение « Трубочка»

4.  «Накажем непослушный язычок.» Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова засовывая.

5. «Лопаточка» улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении нужно следить, чтобы нижняя губа е напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

6. «Киска сердиться» Улыбнуться открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

7 «упрямый ослик» Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы

8. «Трубочка» открыть рот, свернуть язык трубочкой.

9 «Чистим нижние зубы» улыбнутся, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

10 « Качели»  Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком, то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

11. «Посчитай нижние зубки» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

3. Сообщение темы занятия.

- Ребята сейчас я вам загадаю загадки, попробуйте их отгадать

 Как снег бела,
 Как сажа черна,
 Вертится как бес,
 Повертелась да в лес. 
 (Ответ: сорока)

 Это старый наш знакомый:
 Он живет на крыше дома –
 Длинноногий, длинноносый,
 Длинношеий, безголосый.
 Он летает на охоту

 За лягушками к болоту.

 (Ответ: Аист)

Ты откуда, ты откуда
 Прилетел к нам, красногрудый?
 - Облетел я всю Сибирь.
 - Как зовут тебя?
 (Ответ: снегирь)

Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? …

Ответ: Соловей

И петь не поет,
И летать не летает…
За что же тогда
Его птицей считают?
Ответ: Страус

Угадайте, что за птица

Света яркого боится,

Клюв крючком, глаз пятачком?

(Ответ: Сова)

- Посмотрите что общего между нашими загадками (названия птиц)

- Кто мне скажет, про кого мы будем говорить сегодня на уроках (про птиц)

- Давайте произнесем еще раз названия птиц, про которых были загадки. Что у них общего, какие звуки повторяются в названиях птиц (с – с)

- Молодцы,

  1. Акустико – артикуляционная характеристика звуков

- Какими символами будим обозначать звуки? (наушниками)

- А почему?(глухие)

  1. Работа собразом буквы С

- Какой буквой обозначаются звуки? (буквой С)

- Посмотрите у вас на столах есть клей, крупа, трафарет буквы С, давайте с вами напишем эту букву с помощью крупы. Кто мне скажет как правильно это сделать (нужно нанести клей на букву и аккуратно посыпать крупой)

- Покажите у кого что получилось.

- Молодцы.

- А кто мне скажет на что похожа буква С (картинки на что похожа буква)

6. Физкультминутка (птицы)

Птицы на юг улетают

Птицы на юг улетают (движение руками от себя): 

Гуси, грачи, журавли (вращательные движения кистями).

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали (движения руками).

7. Звукослоговой анализ слов

- Кто мне напомнит с кем мы знакомились в начале урока (птицы)

- А где живут плицы?

- Как называется домик, который строят люди для птиц (скворечник)

- Давайте разберем это слово.

- Произнесите его по слогам (скво-реч-ник)

- Сколько слогов 3

- Назовите звуки по порядку ( с к в о р’ э ч’ н’ и к)

- Назовите первый звук (с)

- Охарактеризуйте его (согласный)

-Почему согласный (воздух проходя через ротовую полость встречает преграду)

- Глухой (при произнесении звука не используется голос)

- Твердый.

- Молодцы

- Назовите птицу в названии которой буква С пишется в конце слова (страус)

- Охарактеризуйте последний звук в слове страус

- Птица в названии которой с пишется в начале и середине слова (снегирь)

- Охарактеризуйте звук.

8. Игра «поймай звук»

- Я называю вам слоги, если вы услышите звук [с] хлопните в ладоши

Или игра «дарц»

Шариком кидаем в круг – попадаем в синий цвет – придумываем слово с С тв., в зеленый – С мяг.

- Молодцы

9. Графический диктант «СТРАУС»

10. Итог занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов "Дифференциация звуков [б-б’, п-п’], в слогва, словосочетаниях, предложениях"

представлен конспект группового логопедического занятия для учащихся 2 -4 классов с нарушением письма и чтения, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием...

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов " Дифференциация звуков [в - в\', ф - ф\'] в словосочетаниях, предложениях, тексте"

конспект логопедического занятия для учащихся начаальных классов с нарушением письма и чтения, обусловленных фонетико - фонематическим недоразвитием...

Презентация к групповому логопедическому занятию для учащихся 3 класса для детей с ОВЗ «Звуки [C][Ц]»

Презентация состоит из 8 слайдов и рекомендуется к занятию по теме "Звуки С Ц"...

Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса "Дифференциация звуков [С]-[Ц]"

Конспект логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР III - IV ур. реч. развития, дифференциация звуков [С-Ц]....