«Игровые приемы развития фонематического восприятия у младших школьников с ОНР»
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Юшкова Ирина Сергеевна

Развитие фонематического восприятия, в настоящее время, одна из актуальных проблем, стоящих перед общеобразовательными учреждениями. 

Ребенок с неразвитым фонематическим слухом может испытывать большие трудности не только в процессе устной речи, но и при обучении чтению и письму (дислексии и дисграфии). Очень важно не упустить момент и помочь ребенку в формировании правильной и красивой речи: отчетливо произносить слова (звуки), но и различать звуки языка на слух.
Мной был подобран комплекс игр и игровых упражнений, направленный на формирование фонематического восприятия детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ «ПЕРСПЕКТИВА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Игровые приемы развития фонематического восприятия
у младших школьников с ОНР»









Выполнила:
учитель-логопед
МБОУ СОШ «Перспектива»
Юшкова И.С.

Новосибирск 2024

«Сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».

К.Д.Ушинский

Развитие фонематического восприятия, в настоящее время, одна из актуальных проблем, стоящих перед общеобразовательными учреждениями. Трудности здесь связанны, в первую очередь, со способностью ребенка различать и воспринимать фонемы родного языка, с усвоением системы фонем, которая тоже служит сенсорным эталоном и без чего невозможно овладеть фонетической системой речи, а так же  невозможно  нормальное развитие слоговой структуры слова и в дальнейшем могут возникнуть проблемы в усвоении правил русского языка в школе. 

В первом классе учитель сталкивается с проблемой, что у детей слабо развит фонематический слух. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы по глухости – звонкости и по твердости – мягкости, в некоторых случаях страдает словарный запас.

Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нем звуков? Какой звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Поэтому роль фонематического восприятия в речевом, интеллектуальном, культурном развитии ребенка как личности, его социальной адаптации и подготовке к школе, крайне важна.

        Одним из показателей готовности ребенка к чтению и письму является чистая, четкая, правильная во всех отношениях речь.

Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.

Ребенок с неразвитым фонематическим слухом может испытывать большие трудности не только в процессе устной речи, но и при обучении чтению и письму (дислексии и дисграфии). Очень важно не упустить момент и помочь ребенку в формировании правильной и красивой речи: отчетливо произносить слова (звуки), но и различать звуки языка на слух.

Учитывая выше сказанное, мной был подобран комплекс игр и игровых упражнений, направленный на формирование фонематического восприятия детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Комплекс  включает в себя следующие направления:

1.Игры, направленные на развитие слухового внимания.

2. Игры на развитие речевого слуха.

3. Игры на различение правильно и дефектно произносимого звука.

4. Различение близких по звуковому составу слов.

5. Дифференциация слогов.

6. Дифференциация звуков.

7. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза.

8. Характеристика звуков.

Цель методической разработки: развить фонематическое восприятие у детей младшего школьного возраста

Задачи:

1. Развитие фонематического восприятия с использованием дидактических игр

2. Совершенствование звукового анализа и синтеза в речевой деятельности учащихся.

3. Профилактика дисграфии и дислексии.

Теоретическое обоснование необходимости изучения и формирования фонематического восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В начале 20 века была оценена роль фонематического восприятия в овладении речью. А.Н. Гвоздев в своих работах показал роль фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Он отмечал, что общий ход усвоения звуковой стороны речи определяется совместным действием слуховой и моторной сфер. Слуховая сфера является ведущей: различение разнообразных фонематических элементов, их точные слуховые представления становятся регулятором для выработки их в произношении ребенка. В то же время, для появления в речи звуковых элементов необходимы артикуляционные навыки, которые вырабатываются позднее.

     Н.Х. Швачкин, изучив развитие фонематического восприятия в онтогенезе, выделил основные закономерности его развития. Он назвал процессы, которые лежат в основе развития фонематического восприятия, и основные этапы (периоды) его формирования.

     М.Е. Хватцев, рассматривая этиологию нарушений речи, выделял первыми среди пяти психических причин нарушения произношения:

  • Недостаточность в фонематическом анализе слова (в сравнении, в сопоставлении с другими звуками в связи с их смысловым значением) и отсутствие установки на подобный анализ; он отмечает особенно резко выступающую плохую смысловую дифференциацию в восприятии парных (оппозиционных) согласных звуков.
  • Вторичные нарушения слуха на почве первичных моторных поражений.
  • Плохое слуховое внимание в отношении речи окружающих и своей собственной.

Значение фонематического восприятия для формирования речи было признано всеми специалистами, и была поставлена задача его развития.

      Г.А. Каше разработала программу по устранению недостатков произношения у дошкольников, в которой логопедическая работа включала развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. Вся работа строилась в определенной последовательности, с учетом закономерностей формирования фонематических процессов и возрастных особенностей детей.

      Т.Б. Филичева и Н.А. Чевелева не только выделили недоразвитие фонематического восприятия как одну из причин появления дефектов звукопроизношения, но и предложили последовательность работы по формированию фонематического восприятия, начиная ее с работы по развитию слухового восприятия (узнавание неречевых звуков), речевого слуха (различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов, звуков по высоте, силе и тембру голоса).

Работа по развитию фонематического восприятия идет от различения слов, близких по звуковому составу, к дифференциации слогов, а затем к дифференциации фонем. Только после этого предусматривается работа по развитию навыков элементарного звукового анализа. Параллельно авторы предложили проводить работу по развитию слухового внимания и слуховой памяти.

Таким образом, исследования, проводимые с первой половины 20 века, заложили фундамент для дальнейшего изучения особенностей формирования  фонематических процессов и создания методик по их развитию в настоящее время.

Методисты-практики Е.А. Пожиленко, Т.А. Ткаченко, В.И. Селиверстов и др. разработали системы обучения и методические пособия по развитию фонематического восприятия у детей. Они предлагают комплексную систему обучения. Одним из аспектов этой комплексной системы является развитие фонематического восприятия через систему игровых заданий. В игровой форме предлагаются задания по развитию слухового внимания, речевого слуха, фонематического восприятия, формированию элементарных навыков звукового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений. Задания направлены на определение правильно и неправильно прозвучавших слов; выделение заданного звука на фоне ряда звуков, слогов, слов; запоминание и воспроизведение звуковых и слоговых рядов различной длины; анализ и синтез слогов, слов, предложений; исправление неправильно произнесённых слов и предложений.

Задания расположены с постепенным усложнением игровых приемов. К каждому последующему заданию следует переходить после освоения предыдущего. Они включают систему упражнений, направленные на:

 1) развитие слухового внимания,

 2) развитие речевого слуха,

 3) развитие фонематического слуха.

Авторы предлагают методические рекомендации по организации продуктивного взаимодействия между логопедом, учителями, воспитателями и родителями воспитанников.

В. В. Коноваленко, С.В. Коноваленко предлагают систему упражнений для развития фонематического восприятия на логопедических занятиях, НОД по развитию речи, а также в процессе логопедизации всех режимных моментов в группе для детей с ОНР. Р.А. Кирьянова рекомендует проводить непосредственную образовательную деятельность с детьми по подгруппам в зависимости от уровня их развития:1) с детьми высокого уровня развития; 2) с детьми среднего уровня развития; 3) с детьми низкого уровня развития. Комплектование подгрупп производится по результатам обследования детей в начале и середине учебного года.

         Проблемой развития фонематического восприятия у детей в настоящее время занимаются Лукина Н.А. и Никкинен И.И.                                                                                                                Таким образом, анализ изученных мною методик демонстрирует, то, что все они содержат взаимодополняющие методы и приемы, которые можно эффективно использовать в процессе коррекционной работы с детьми  дошкольного и младшего школьного возраста по развитию фонематического восприятия, учитывая индивидуальные особенности детей и условия организации непосредственной образовательной деятельности.    

Особенности фонематического восприятия у младших школьников
с общим недоразвитием речи

Описание особенностей фонематической стороны речи детей с общим недоразвитием речи представлены в работах Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Н.В. Нищевой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной, Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской и др.

Впервые особенности звуковой стороны речи и фонематического восприятия были представлены в работах Р.Е. Левиной.

У обучающихся с ОНР процесс фонематического восприятия осложнён. Это связанно с нечёткостью артикуляции, а также с нарушением слухового восприятия и контроля. Обучающиеся затрудняются в различении и анализе звуков ( в лёгких случаях, тех у которых нарушена их артикуляция, в тяжёлых – звуков из разных фонетических групп, сохранных в произношении). У них возникают трудности с определением места звука в слове, количественный и последовательный анализ для них практически недоступен [Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, 2001].

Всего по степени тяжести дефекта выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три выделила и описала в своих трудах Р.Е. Левина. Четвёртый уровень был выделен и представлен Т.Б. Филичевой.

У обучающихся с первым уровнем ОНР отмечается ограниченный активный словарь (обычно он состоит из небольшого количества нечётко произносимых слов и звукоподражаний, сопровождаемых активной жестикуляцией и мимикой). Артикуляция отличается неустойчивостью, число дефектных звуков превалирует над числом произносимых правильно. Возможности слухового восприятия снижены. Работа по выделению отдельных звуков из слова для обучающегося невыполнима.

У обучающихся со вторым уровнем ОНР происходит расширение активного словаря (лепета и звукоподражаний уже нет), в него включается обиходная предметная и глагольная лексика. Отмечается наличие небольших аграмматичных фраз. При правильном воспроизведении контура слов может нарушаться звуконаполняемость: перестановки слогов, замены и уподобления слогов. Звукопроизношение дефектное, но уже устойчивое, характеризуется наличием множества искажений, замен и смешений.

Фонематическое восприятие характеризуется недостаточной сформированностью, обучающиеся не готовы к усвоению навыков звукового анализа и синтеза [Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, 1993].

У обучающихся с третьим уровнем ОНР обиходная речь становится более развёрнутой, но она по прежнему отличается аграмматичностью (дети неверно употребляют предлоги, приставки, падежные окончания, смешивают слова сходные по звучанию) [Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина, 2003].

Произнесение звуков на данном уровне остаётся недефференцированным. Один звук может заменять два (или более) звуков из близких фонетических групп, а также наблюдаются нестойкие замены, когда один и тот же звук в разных словах обучающийся произносит по разному. Фонематическое восприятие отличается недоразвитием. Обучающиеся затрудняются в дифференцировке звуков, которые отличаются тонкими акустико-артикуляционными признаками, а также и в различении более контрастных звуков. Трудности возникают при выполнении элементарных заданий по звуковому анализу [Р.Е. Левинa, 1968].

У обучающихся с четвёртым уровнем речевого развития отмечаются незначительные пробелы в развитии лексико-грамматического строя речи. Однако их совокупность затрудняет процесс обучения детей чтению и письму. Степень усвоения учебного материала характеризуется недостаточностью.

У детей при данном уровне ОНР имеются затруднения при выполнении заданий по звуковому анализу (последовательное выделение звуков в слове, придумывание слов на заданный звук) [Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина, 2003].

Несформированность фонематического восприятия отрицательно влияет на нормальный ход развития устной, а также письменной речи. У обучающихся страдает звукопроизношение, замедляется формирование навыков звукового анализа, что в свою очередь влечёт за собой нарушение семантических структур языка. Овладение навыками чтения и письма становится практически невозможным.

Выявление уровня речевого развития и характерных ему особенностей фонетико-фонематической стороны речи является очень важным этапом. Так как именно он определяет приёмы и методы коррекционно-развивающей работы [Т.В. Александрова, 2005].

Фонематическое восприятие является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения. При нарушении фонематического восприятия невозможно становление других фонематических процессов, формирующихся на его основе (фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза). Кроме того, у ребенка будет страдать освоение лексико-грамматических категорий языка и в свою очередь могут возникнуть затруднения в освоении навыка чтения и грубые нарушения письма (пропуски, перестановка, замена букв).

В норме к концу дошкольного возраста ребенок правильно слышит каждую фонему языка, не смешивает ее с другими фонемами и овладевает их произношением.

Обучающихся с ОНР навыкам фонематического восприятия необходимо специально обучать, так как они не могут самостоятельно ими овладеть, поэтому нуждаются в своевременной, квалифицированной помощи. В логопедической работе необходимо учитывать уровень речевого развития обучающегося и характерные этому уровню особенности фонетико- фонематической стороны речи.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Нарушения фонематического восприятия отмечается у очень большого количества детей, поступающих в школу и практически у всех детей с нарушениями речи.

Развитие дифференцированного слухового и фонематического восприятия является необходимым условием для успешного обучения детей грамоте. Готовность ребенка к обучению письму и чтению неразрывно связана с умением услышать в слове отдельные звуки и их определенную последовательность. Обучение детей различать звуки способствует развитию внимания и слуховой памяти. В норме процесс фонематического различения, как и процесс произносительной дифференциации, заканчивается в дошкольном возрасте. Недостаточная сформированность фонематических процессов даже при полной скомпенсированности дефектов произношения может привести к трудностям в овладении навыками письма и чтения.

Вовремя сформированное фонематическое восприятие предупредит возможное появление вторичных речевых дефектов (это фонетико-фонематическое недоразвитие, лексико-грамматическое недоразвитие и общее недоразвитие речи), снижая при этом вероятность возникновения дислексии и дисграфии. 

Дисграфия – это частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.

Дислексия – это общее название проблемы нарушения чтения.

Фонематический слух помогает различать слова и формы слов похожие по звучанию и правильно понимать лексическое значение слова.

Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию звуки. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтения и письму.

Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова.

Этапы в работе по формированию фонематического восприятия

Развитие фонематического восприятия осуществляется на всех этапах работы с детьми и проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка. Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

1-й этап  – узнавание неречевых. На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развиваются способности узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы.

2-й этап – различие высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз (это игры типа «Скажи как я», «Чем отличаются слова: рифмовки, изменение звукокомплекса по высоте и силе» и т.д.).  На протяжении данного этапа дошкольники учатся различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

3-й этап  – различие слов, близких по своему звуковому составу, через игровые задания типа повтори похожие слова, выбери слово, которое отличается от остальных, подбери рифму к стихотворению, воспроизведи слоговой ряд с изменением ударения, воспроизведи слово в рифму и т.д. На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. Детям также предлагаются задания, где они должны научиться различать слова, отличающиеся одним звуком (Выбираются слова, в которых различны звуки далекие по акустико-артикуляторным свойствам. Например, свистящие – сонорные или аффрикаты – сонорные).

4-й этап – дифференциация слогов. Игровые упражнения на этом этапе учат детей вслушиваться в звучание слогов и слов, самостоятельно находить слова сходно и разнозвучащие правильно воспроизводить слоговые сочетания, развивают слуховое внимание. Детям можно предложить выполнить такие задания: воспроизвести слоговые сочетания с одинаковым гласным и разными согласными, слоговые сочетания, различающиеся по звонкости–глухости (па–ба, пу–бу–пу); воспроизвести слоговые пары с наращиванием согласных звуков (ма–кма, то–кто), слоговые сочетания с общим стечением двух согласных звуков и различными гласными (тпа–тпо–тпу–тпы). 

5-й этап – дифференциация звуков.  На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать необходимо с дифференциации гласных звуков. На этом этапе дети учатся выделять из состава нужный звук дидактические упражнения–учат детей вслушиваться в звучание слов, четко и правильно произносить звуки в нем, находить и выделять голосом определенные звуки, развивают фонематический слух.  

6-й  этап  – развитие навыков фонематического анализа и синтеза, задачей последнего, шестого, этапа занятий является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трех сложные слова; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог. Далее проводится анализ гласных звуков, где дети учатся определять место гласного звука в ряду других звуков. Затем приступают к анализу согласных звуков. При этом сначала ребенка учат выделять в слове последний согласный звук. Реализация деятельности по вышеуказанным этапам проходит при комплексном взаимодействии с узкими специалистами.

 Таким образом, работа по развитию фонематического восприятия должна проводиться поэтапно: начиная с выделения и различения неречевых звуков и до тонкой дифференциации звуков близких по акустико-артикуляторным свойствам. Параллельно проводится работа по развитию у детей слухового внимания и памяти

Комплекс игр и игровых упражнений, направленный на формирование фонематического восприятия.

Игры, направленные на развитие слухового внимания. (узнавание неречевых звуков) Игры данной группы способствуют развитию у детей слухового влияния и контроля, приучают детей внимательно слушать и правильно воспринимать речь окружающих.

Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

Упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребенок перестает справляться с заданиями, начинайте с этого уровня.

«Узнай по звуку»

Цель. Развитие слухового внимания, фразовой речи.

Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы (бумага, ложка, полочка и т.д.)

Описание игры: ведущий за ширмой производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и говорит ему об этом. Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, разрезать материал и т. д. Тот, кто отгадывает шум, получает в награду фишку.

«Часовой»

Цель. Определение направления звука. Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование: повязка на глаза.

Описание игры: посередине площадки чертят круг. В середине круга ребенок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!» Все останавливаются. Часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный, выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре - шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала. 

«Где позвонили?» 

Цель. Определение направления звука. Развитие ориентации в пространстве.
Оборудование:
колокольчик или дудочка, повязка на глаза. 
Ход игры:
 для этой игры нужны колокольчик или дудочка. Одному ребенку завязывают глаза, а другой, передвигаясь бесшумно, звонит в разных местах. Ребенок должен показать рукой направление звука. Затем целесообразно поменяться местами.

 «Что ты слышишь?»

Цель: Определение направления звука. Развитие ориентации в пространстве
Оборудование:
 материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма.
Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и просит повторить. Когда дети запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название

«Шумящие мешочки»

Цель. Развитие слухового внимания, фразовой речи.
Оборудование: мешочек, крупы, подручные материалы.
Описание игры. Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.

«Похлопаем»

Цель. Развитие слухового внимания, фразовой речи.
Описание игры: ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.

«Солнце или дождик?» 

Цель. Развитие слухового внимания, фразовой речи.

Оборудование: бубен (любой музыкальный инструмент)

Описание игры: учитель - логопед берет бубен: «Хорошо гулять в саду, если светит солнце. Вы гуляйте, а я буду весело звенеть в бубен. Услышав стук, скорее идите в дом. Итак, раз-два, раз-два, начинается игра!»

«Кто это?»

Оборудование: картинки с изображением животных и птиц.
Описание игры: учитель-логопед держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок наугад вытягивает одну картинку так, чтобы дети не видели, какую именно он вытянул. Затем следует подражание крикам животного и его движениям. Дети, следящие за игрой, угадывают, кого вытянул ведущий. Затем образец сличается с оригиналом-картинкой.

«Продавец и покупатель». 

Цель. Развитие слухового внимания, фразовой речи.

Оборудование: коробки из-под киндер-сюрприза, крупы.

Описание игры: для этой игры потребуются коробочки из-под киндер-сюрприза. Вначале две, затем больше. Содержимое - различные крупы. Можно взять горох, он перекатывается в коробке громко, и сахар, шуршащий тихо. Покупатель просит продать ему сахар, а продавец предлагает угадать, в какой из коробочек он находится. Коробочки не открываются, а просто встряхиваются.

 «Найди игрушку»

Цель: Определение направления звука. Развитие ориентации в пространстве 

Оборудование: любая игрушка

Ход игры: ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого. Меняемся? Хорошо!

Игры на развитие речевого слуха. На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Цель данных игр и упражнений – научить детей говорить громко, тихо, шепотом, громко и тихо воспроизводить звукоподражание, развивать слуховое восприятие.

«Три медведя».

ЦельВоспитание слухового внимания, высоты, силы и тембра голоса

Оборудование:
 картинки трех медведей 

Ход игры: взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку. Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

«Животные и их детёныши».

Оборудование: картинки домашних животных и их детенышей. 
Ход игры:
 Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

«Угадай, чей голосок»

Цель. Определить товарища по голосу. Развитие координации движений.
Оборудование. 
Мишка (игрушка).
Описание игры. 
Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой. Педагог предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.

«Угадай, кто это»

Цель. Воспитание слухового внимания. 

Описание игры. Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом: «ку-ка-ре-ку», «ав-ав-ав» или «мяу-мяу» и т.п. Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг. Тот, кого узнали, будет водящим. Если не угадает, то остается водить еще раз.

«Возьми игрушку»

Цель. Развивать слуховое внимание у детей, учить их отчетливо произносить многосложные слова.

Оборудование. Игрушки: крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка ... Описание игры. Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки, Педагог шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, тот так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его.

«Узнай по голосу» 

Ход игры: Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснётся водящий должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.

«Лягушка». 

Ход игры: Дети стоят в кругу. Водящий с завязанными глазами говорит, а дети в это время начинают движение по кругу: «Вот лягушка по дорожке скачет, вытянувши ножки, Увидала комара, закричала..». Тот, на кого указал водящий, говорит: «Ква-ква-ква».

«Кружки» 

Оборудование. Круги красного цвета.

Ход игры: выложить на стол столько красных кружков, сколько гласных звуков произнес логопед.

Игры, направленные на различение
правильно и дефектно произносимого звука.

«Не ошибись» 

Цель. Учить определять дефектно произносимые слова и исправлять их.
Оборудование. Два
круга красного и зеленого цвета
Ход игры:
 взрослый дает ребенку два круга - красный и зеленый - и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное - красный (баман, паман, банан, банам, баван аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка, къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка.…). Усложнение подобных игр - упражнений состоит в следующем: сначала подбираются слова, легкие по звуковому составу, затем - более сложные.

«Недовольный Саша»

Цель. Развивать навык звукового контроля за качеством произнесения звуков в чужой речи, умение определять правильное и искаженное произнесение звуков.
Оборудование. Картинки с изображением недовольного мальчика по количеству детей.
Описание игры. Детям предлагается прослушать ряд слогов (слов или фразу). В случае если они услышат неправильное произношение звуков - поднимают картинку с изображением недовольного Саши.

 «Поймай рыбку». 

Цель. Учить определять дефектно произносимые слова и исправлять их.
Оборудование:
 магнитная удочка, скрепки, картинки на определенный звук.
Описание игры:
 для этой игры нужна магнитная удочка. Это обычная палочка с привязанным к ней на ниточке магнитиком. На картинки из любого детского лото надеваются скрепки. Ребенок «вылавливает» удочкой разные картинки, называет их, определяя наличие или отсутствие в их названиях звука, выбранного заранее. Это могут быть [ж], [д], [к] и другие звуки. Можно усложнить игру, попросив определить место заданного звука в названии картинки. Так, в слове «самокат» [с] слышится в начале слова, в слове «весы» - в середине, а в слове «лес» - в конце. Итак, ловись, рыбка, большая и маленькая!

 «Верно–неверно»

Ход игры: учитель показывает ученикам картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача детей – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Игры, направленные на различение близких по звуковому составу слов

«Перебеги дорогу»

Цель: развитие слухового внимания, фонематического восприятия
Ход игры. Детям предлагается встать в шеренгу. Логопед произносит слова, близкие по звучанию (лягушка, подушка, кукушка, хлопушка, ватрушка; дочка, кочка, точка, бочка, ночка и т.п.). При произнесении определенного слова логопедом (например, слова подушка; точка) дети должны перебежать «дорогу» (ковер). Игра повторяется несколько раз. При этом логопед может использовать разные наборы слов

 «Расставь по местам»

Цель. Учить подбирать слова для рифмы с помощью картинок. 
Оборудование. Картинки: дом, ком, гном, сом,   каток, венок, моток. 
Описание  игры.   Логопед  читает  стихотворение  и  предлагает ребенку выбрать из близких по звуковому составу слов, обозначающих предметы, изображенные   на   картинке,   нужное   слово   и   ответить   на   вопрос. Предварительно предметы на картинках называются ребенком, сложные понятия уточняются.

Я тебе задачу дам-все расставить по местам:

Что скатали мы зимой...? На крючок в реке попал...?

Что построили с тобой...?  Может все, хоть ростом мал... ?

Я опять задачу дам - все расставить по местам:

Что стащил игривый кот...? С гор спускается, течет...?

Детям мамочка плетет...?  Что за скользкий, ровный лед...?

«Найди пару»

Оборудование: наборное полотно, картинки: ком, бак, ветка, каток и другие Ход игры: взрослый выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, ветка, каток. Каждому выходящему к наборному полотну ребенку предлагается по одной картинке, которую он должен поставить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию.

 « Незнайка запутался»

Цель. Учить подбирать слова схожие по звучанию.

Оборудование. Картинки: лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка и т.д.

Описание игры. Логопед произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:

- мак, бак, так, банан;        - сом, ком, индюк, дом;

- лимон, вагон, кот, бутон;        - мак, бак, веник, рак;

- совок, гном, венок, каток;        - пятка, ватка, лимон, кадка;

- ветка, диван, клетка, сетка;        - каток, моток, дом, поток и т.д.

«Помоги тигренку найти рифмующиеся слова»

Оборудование:парные картинки: нос-поднос, листок-цветок-кольцо-лицо-свечки-сердечки,бак-колпак, губы-зубы, раскладушка –подушка- ватрушка, пес-вопрос, коза-глаза.

Ход игры: Логопед помогает детям подобрать рифму.

Игры, направленные на дифференциацию слогов

«Найди свой домик»

Цель: развитие слухового внимания, фонематического восприятия, определение количества слогов в словах, обогащение словарного запаса детей (усвоение названий насекомых), закрепление обобщающего понятия «насекомые», упражнение в беге врассыпную, воспитание быстрой реакции на сигнал, развитие ориентировки в пространстве.

Вариант 1.

Оборудование: три стула-«домика», на каждом из них изображение одной из трех букв — А, О, У; предметные картинки. 

Цель: тренировать детей в соотнесении первого звука в названии слова с изображением одной из гласных букв (А, О, У); развитие зрительно-моторной координации у детей.

Ход игры. На некотором расстоянии друг от друга расставлены стулья. На каждом из них прикреплено изображение одной из гласных букв (а, о, у). Логопед раздает детям картинки, названия которых начинаются со звуков а, о, у. Дети свободно передвигаются по ковру. По сигналу логопеда они, должны собраться у своего «домика».

Вариант 2

Оборудование: три домика, шапочки насекомых (жук, шмель, моль, муха, пчела, оса, комар, бабочка, кузнечик, стрекоза, муравей, саранча, божья коровка и др.), шапочка птицы.

Ход игры. В разных местах группы расставлены «домики» насекомых. Логопед говорит, что в первом домике живут насекомые, названия которых состоят из одного слога, во втором — из двух, в третьем — из трех. Затем предлагает детям стать насекомыми, выбрать любые шапочки. В одном из углов группы очерчивается кружком домик для «птицы». По сигналу «насекомые» разбегаются по группе, жужжат, взмахивают руками, имитируя полет насекомых. Через некоторое время логопед говорит: «Птица!» — и «насекомые» прячутся в свои домики. Логопед проверяет, правильно ли занят домик, дети помогают, затем дети меняются шапочками, игра возобновляется.

«Телефон»

Цель. Развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.

Описание игры. Дети сидят в ряд друг за другом. Логопед называет слоги или серию слогов (например: са, су-су-со, па-па-са и т.д., состоящие из звуков не нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.

«Какой отличается?»

Цель. Учить выделять слог, отличающийся от остальных.

Описание игры. Логопед произносит серию слогов (например: ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са и т.д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.

«Рассели картинки по домикам». 

Цель. Развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.

Описание игры: на доске - домики одно-, двух-, трех-, четырехэтажные. Дети по количеству слогов расселяют картинки в домики.

«Поезд».

Цель. Развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.

Ход игры: Детям предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1, 2, 3. В первом вагоне «размещаются» слова-картинки из одного слога, во втором - из двух, в третьем - из трех слогов.

«Кто внимательнее». 

Цель. Развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.

Оборудование: картинки на разные звуки

Описание игры: взрослый показывает картинки и называет их. Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах. Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук [з]. Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно; придумать слово с определенным слогом в начале слова, например со слогом СА:

  • придумать слово с определенным слогом в конце слова, например со слогом на;
  • определить количество слогов в названиях картинок;
  • поднять цифру (1, 2, 3) в соответствии с количеством слогов в названии картинки;
  • по сюжетной картинке назвать слово из одного, двух или трех слогов;
  • составить слоги из букв разрезной азбуки: са, та, ка, на и т. д.;
  • изменить порядок звуков в слоге. Назвать полученный слот. Логопед читает слог. Дети воспроизводят звуки слога в обратной последовательности. Например: ку-ук, на-ан и т. д.;
  • составить из букв разрезной азбуки пары слогов, состоящих из одинаковых звуков: мо-ом, ша-аш ит. д..

«Стук, стук, найди слово милый друг»

Цель: закреплять полученные детьми навыки деления слов на слоги; учить их замедленно проговаривать слова, вслушиваясь в разное звучание слогов в слове; учить определять местонахождение ударного слога в двухсложном слове; закреплять знание детьми названий цветов; упражнять в беге врассыпную, в ориентировке в пространстве; развивать зрительное внимание, речевое дыхание. 

Оборудование: шапочки цветов, обручи, молоточек.

Ход игры. Логопед говорит детям, что они — «цветы маки», и предлагает им поиграть. Одну девочку назначает «Майкой». Дети распределяются по всей группе. Речь с движениями:

Вот какие маки (2 раза), 

Красные, большие в поле расцвели. 

Пролетает ветер (2 раза), 

Тоненькие стебли гнет он до земли. 

Выпрямились ловко, подняли головки, 

Солнцу золотому шлют они привет. 

Маленькая Майка вышла на лужайку, 

К празднику все маки собрала в букет. 

О. Высоцкая

Майка собирает большой «букет из маков».

Логопед: «Маки — полевые цветы. Хотите вырастить садовые?». Дети берут шапочки. Логопед объясняет задание. Игра называется «Стук да стук, найди слово, милый друг».

Вариант 1. «Если я стукну молоточком по столу 2 раза, то те, у кого на шапочке нарисован цветок, название которого состоит из двух слогов, должны каждый по очереди громко назвать свой цветок и встать во второй обруч (роза, тюльпан…). Обруч — это „клумба”.

Если я простучу 3 раза, то в названии цветка должно быть 3 слога, 1 раз — один, 4 раза — 4 слога (георгин, мак, гладиолус)».

Вариант 2. «Если я стукну молоточком один раз, это значит, что в первый обруч должны встать дети-цветы, в названии которых ударение звучит в первой части; если два раза — во второй части (встать во второй обруч). Будьте внимательные

«Найди сундучок»

Цель: определение количества слогов в словах, развитие ориентировки в пространстве, внимания.

Оборудование: сундучок, предметные картинки, цифры 1,2,3.

Ход игры. Логопед говорит, что хочет посмотреть, готовы ли дети к школе, умеют ли делить слова на слоги. Сообщает, что приготовила для них красивый сундучок с картинками и спрятала его. Предлагает найти. Говорит: «Если вы будете приближаться к нему, я буду говорить „тепло”, „теплее”. Если совсем близко подойдете, скажу „горячо”, если далеко от него — „холодно”. Когда будете искать, прислушайтесь к тому, что я говорю».

Дети ищут и находят сундучок. Открывают его, берут конверты, достают картинки, определяют количество слогов в словах и несут картинки к цифрам 1,2,3. Затем логопед выполненное задание проверяет вместе с детьми, хвалит их.

«Отстукивание слогов». 

Цель. Развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки. 

Оборудование: бубен.

Ход игры: Учитель - логопед напоминает ребенку, что каждое слово можно «отстучать» или «отхлопать» по количеству слогов: МА-ШИ-НА, БА-РА- БАЛ, ДОМ. Затем водящий громко и отчетливо называет слово. Играющий в бубен или в ладоши отхлопывает это слово. Если ребенок затрудняется, нужно «отстучать» слово вместе с ним.

«Живые слоги» 

Ход игры: Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.

Игры, направленные на дифференциацию звуков-

«Звенит-жужжит».

Цель: автоматизация и дифференциация звуков з-ж. 

Ход игры: выбирается водящий. Он предлагает играющим задумать слова со звуками [з] и [ж]. Затем следует просьба произнести задуманные слова по очереди. Если в слове есть [з], ведущий констатирует: «Звенит». Если присутствует [ж]: «Жужжит».
• записать только слоги, начинающиеся с гласного звука; оканчивающиеся гласным звуком.

«Ловишка из круга»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков р~р’, л~л’; учить понимать в  тексте и использовать в речи глаголы, развитие произвольной памяти, фонематического слуха; воспитание выдержки, честности, быстроты, увертливости;
Оборудование: у детей фанты.

Ход игры. Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Ловишка, назначенный логопедом, находится в  центре круга. Играющие двигаются по кругу! говорят: «Мы веселые ребята, Любим, бегать и скакать. Ну, попробуй нас догнать! Раз, два, три — лови!» На последнем слове все разбегаются, а Ловишка догоняет их. Пойманный временно отходит в сторону. Игра продолжается, пока Ловишка не поймает 3—4 детей. Ловишка забирает у пойманных фанты. Чтобы продолжить игру, пойманные дети должны получить назад свои фанты, выполнив задание логопеда. Ловишка спрашивает у логопеда: «Что должен сделать этот фант?» Логопед дает каждому фанту задание. Дети его запоминают, а затем выполняют. Игра возобновляется. Примеры заданий:

  • Назови пары звонких и глухих звуков.
  • Назови пары твердых и мягких согласных звуков.
  • Назови гласные звуки.
  • Вспомни слово из трех звуков.
  • Вспомни слово из четырех звуков.
  • Вспомни слово со звуком ш в начале, середине, в конце.
  • Сколько звуков в слове и какие эти звуки? {мак, кит, зубы и т. д.).

«Мяч в кругу»

Цель: упражнять детей в дифференциации сходных по звучанию и смешиваемых ими звуков, развивать мелкие мышцы рук, глазомер, учить бросать мяч точно в руки и правильно ловить его, не прижимая к груди, развивать ловкость.

Оборудование: мяч.

Ход игры. Все играющие становятся в круг. Дети бросают мяч друг другу (по желанию), одновременно говоря слова. Например, один ребенок говорит слово со звуком с, а другой со звуком ш, следующий — со звуком с и т. д. Затем задание можно изменить: подбирать слова попеременно со звуками з — ж, ш — ж, р — л, с — з, с — ц и т.д. Кто ошибается, выходит из игры.

Оставшиеся в кругу считаются выигравшими, выбывшие — проигравшими.

«Умей слушать»

Цель: закреплять умение детей дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание, координацию движений, физиологическое дыхание, воспитывать быструю реакцию на сигнал.

Оборудование: макет 4-этажного домика, предметные картинки с изображением животных.

Ход игры.  Дети идут друг за другом в колонне по одному и по сигналу выполняют тихо названное логопедом движение (повернуться, остановиться, присесть, попрыгать, поднять руки вверх и сделать вдох, опустить руки вниз — выдох, наклониться и т. д.). Логопед хвалит детей за то, что они умеют быть внимательными, хорошо слушать и правильно выполнять задание. Говорит, что такие внимательные дети сумеют разрешить спор животных: кто на каком этаже дома должен жить (выставляется макет дома).

Построим новый, Светлый дом. Каких жильцов поселим в нем?

Дети берут картинки и выполняют задание: на первом этаже помещают картинки с изображением зверей и птиц, в

названиях которых есть звук с (собака. свинья, суслик, сорока), на втором — звук ш (мишка, кошка, лошадь, шакал, мышка), на третьем — з (заяц, зубр, коза, зебра, обезьяна), на четвертом — ж (жаба ежик, журавль, жираф, медвежонок). Логопед вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания, дает оценку.

«Прогулка на велосипедах».

- Взрослый говорит: «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли накачены шины. Подкачаем еще насосом: с-с-с…(Дети имитируют). Слышите, воздух шипит: ш-ш-ш…».
Будьте внимательны, если я покажу картинку с изображением насоса, вы должны сказать: «с-с-с», а если с изображением шины: «ш-ш-ш».

Подобным образом проводится игра « Жук и комар» (звуки С и Ж На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

«Не ошибись»

Цель. Дифференциация звуков [с] - [з].

Оборудование. Кртинки «Свисток» и «Звонок».

Описание игры. Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на другой - звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком - в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звуки [с] или [з], немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук [с], то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с..., А если звук [з], то - со звонком и говорят: з-з-з... Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.

«Помоги  зайчику перейти через болото».

Цель:  развитие фонематического слуха и точности слухового восприятия, упражнять детей в слуховом различении изолированного звука 3 в ряду других звуков.

Оборудование: игрушечный зайчик, кубики.

Ход игры:  Логопед просит детей помочь зайчику перейти через болото. Для этого им предлагается хлопать в ладоши, когда услышат звук 3. Далее логопед произносит изолированные звуки, при правильно сделанных хлопках игрушечный зайчик «перепрыгивает» с одного «камешка» (кубика) на другой. Если дети делают ошибки, зайчик возвращается на предыдущий кубик. Игра продолжается, пока зайчик не перейдет через «речку».

 «Перейди через болото»

Цель: упражнять детей в определении заданного звука в составе, слова —названия предмета; развитие двигательной активности у детей.

Оборудование: большие зеленые круги («кочки»); предметы, игрушки (руль, ракета, рыбка, шар и проч.).

Ход игры. На полу раскладываются изображения «кочек» (зеленые круги). Возле каждой из «кочек» кладут предметы (они могут заменяться по ходу игры на другие). Логопед предлагает детям перейти через «болото», наступая только на те «кочки», возле которых стоят предметы, в названиях которых есть звук Р.

«Фонетическая зарядка»

Ход игры: Комарик говорит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр», как блеет баран «бе», гогочет гусь «га-га», шипит змея «шшш». Учитель произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.

Игры, направленные на формирование фонематического
анализа и синтеза

«Звуки по кругу»

Цель: развитие фонематического слуха, распознавание звуков в контексте слова и определение их места в названии предмета

Оборудование: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 — зеленых, 3 — синих.

Ход игры: В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые — для мягких звуков, синие — для твердых звуков). На коробках наклеены буквы: н — начало слова, с — середина слова, к — конец слова. Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек (карточек). Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки (карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку (карточку) в соответствующую коробочку. Дети одобряют или корректируют услышанный вариант.

 «Мяч в воздухе»

Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах, развивать мелкие мышцы рук, глазомер, координацию, ловкость, точность движений.

Оборудование: мяч.

Ход игры: Все играющие становятся в круг. Один встает в центре круга, высоко над собой бросает мяч, называя любое слово (мяч может удариться об пол только один раз). Другой ребенок ловит мяч, бросает его вверх и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети бросают и ловят мяч по очереди, по часовой стрелке. Кто ошибается — выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не скажет 2—3 слова. Оставшиеся в кругу считаются выигравшими, выбывшие — проигравшими

«Выложи слово фишками»

Цель. Упражнять в определении последовательности звуков в слове. 

Оборудование: картинки, фишки, карточки с клеточками по количеству звуков в слове.

Описание игры. Детям предъявляется картинка, слово-название которой будет анализироваться, и графическая схема слова. Количество клеточек этой   схемы   соответствует   количеству   звуков   данного   слова.   Детям раздаются  фишки  и  предлагают  выложить  их  в  графической  схеме.        { Первоначально для анализа даются односложные слова типа кот, мак, дом, лук. По мере выделения звуков в слове дети с помощью фишек

заполняют схему слова.

  Игры, направленные на развитие навыка синтеза слов

«Угадай'ка»

Цель. Развивать умение составлять слова из предложенных звуков.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры. Логопед предлагает детям угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок {например: сок, осы, носок - сон, ключ, обруч, топор - кот).

 «Исключи гласные»

Ход игры: Каждый пишет согласными буквами свою фразу (пословицы, стихи, песни), а остальные пытаются угадать, что она обозначает. Например: «Мама мыла раму» — «Мм мл рм», «Антошка, Антошка,  пойдем копать картошку» «Нтшк, Нтшк, пдм кпт кртшк» и т.д.

«На одну букву»

Ход игры: Это словесная игра, в которой нужно придумывать смешные, нелепые предложения, все слова в которых начинаются на одну и ту же букву.

Например: Карлсон купил красивые конфеты. Маленькая муха медленно мяукнула. Селедке снилось синее солнце.  По желанию можно работать по схеме: предмет- признак-действие.

 «Придумай слово»
Ход игры: Придумай звук с любым заданным звуком, чтобы он был в начале, в середине или в конце слова. Например, со звуком [М] — матрёшка, карман, альбом.
Либо попросить ребенка определить последовательность звуков в слове, назвать второй/ третий звук в этом слове. Для игры можно использовать мяч, так игра будет проходить более динамично.

«Доскажи словечко-1» 

Попросите ребенка отгадать, какое слово вы задумали. Называете любой слог с нужным звуком, например, «ко», ребёнок придумывает слова (кошка, космос, конь, комната и т. д.).

«Доскажи словечко-2» 

Вы говорите начало слова, ребёнок заканчивает и определяет, с какого звука начинается придуманная им половинка слова. Например, теле… (телевизор, телефон, телескоп и т.д.

 «Летела корова, сказала слово» 

Цель: Упражнять в определении последовательности звуков в слове. 

Ход игры: Смысл игры простой: Игроки садятся/встают в круг и каждый соединяет свои ладони с ладонями соседей определенным образом — так, чтобы внешняя сторона правой ладони касалась внутренней стороны ладони соседа справа, левая ладонь всегда лежит под правой ладонью соседа слева. Когда игроки определили правильное положение рук, можно начинать произносить текст: «Летела корова, сказала слово, какое слово сказала корова?» Каждый игрок произносит одно слово из строки и в это время хлопает своей правой ладошкой по правой ладони соседа. Последний игрок, на ком кончается стих, называет любое слово, далее игроки вместе с хлопком называют слово по буквам. Задача последнего – не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.

«Добавь звук»

Цель: развитие слухового внимания, фонематического восприятия

Ход игры: Например, даёте «странное» слово «очка». Пусть ребёнок поставит в начале звук [Б], получится «бочка». А если это будет звук [Д]? Или [К]? [Т]? [Н]? [П]? А можно взять малыша нежно за ушко и показать, где у человека мочка (уха), т. е. подставить ещё и звук [М].

 «Кузовок». 

Оборудование: для этой игры понадобится корзинка, коробка, сумка и все, что окажется под рукой.
Ход игры: Ведущий объявляет: «Эй, веселая детвора, все, пожалуйста, сюда! Гляньте все на кузовок. Он содержит все на -ок». «Вот тебе кузовок, клади в него все слова, которые оканчиваются на «-ок», обмолвишься – отдашь залог». После этого дети называют слова, которые рифмуются на «ок» (щенок, клубок, замок…).  Тот из участников, кто не найдет, что сказать, кладет в корзину залог – карандаш, значок... По окончании игры корзину накрывают, и кто-то один достает залоги со словами: «Чей залог вытянется, что тому делать?

«Я знаю пять»

Ход игры: игрок стучит мячом об пол или хлопает в ладоши и произносит: «Я знаю пять названий цветов: роза, ромашка, астра, тюльпан, ландыш». Задача игрока — быстро придумать самому категорию предметов, которые он будет называть, и назвать пять наименований. На каждый предмет игрок хлопает в ладоши или ритмично ударяет об пол мячом. Если игрок сбился, мяч переходит к следующему участнику.
В эту игру можно  играть по-разному. Договоритесь с ребенком называть слова категории только на звук «Р». Это разнообразит процесс автоматизации звука, превратив его в интересную и познавательную игру. В случае, если ребенку тяжело отбивать мяч, можно обойтись и без него, заменив бросок мяча хлопком в ладоши.

«Отворяйте ворота».

Ход игры: Взрослый предлагает детям изобразить закрытые ворота: ладони повернуты к лицу, соединить средние пальцы, большие пальцы обеих рук поднять вверх: "Во двор мы будем "пропускать" только слова с заданным звуком". Малыши открывают ворота (ставят ладони параллельно друг другу), если слышат в слове заданный звук. Если в слове нет указанного звука, ворота захлопываются. По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они "пропустили во двор".

«Покажи картинку»

Ход игры: взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у - у - у», «Девочка плачет: а - а - а » и т.д. Затем воспитатель попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а - а - а - а, или у - у - у - у или и-и-и. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки. Затем эта игра должна усложняться следующим образом:

1) Взрослый произносит эти звуки кратко: а, и, у.

2) Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов. Воспитатель объясняет детям, что красный, например, соответствует звуку [а], желтый - звуку [и], зеленый - звуку [у].

«Найди место для своей картинки»

Цель. Активизация словаря, дифференциация различных звуков.

Оборудование. Картинки, в названии которых, есть звуки [ш] и [ж].

Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог показывает им картинки, где изображен шар. Педагог говорит: «Когда выходит воздух из шара, слышно: ш-ш-ш-ш... Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает им картинку, где изображен жук, и напоминает, как жук жужжит: ж-ж-ж-ж... « Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду показывать и называть картинки, а вы слушайте, в названии какой из них будет звук [ш] или [ж]. Если услышите звук [ш], то картинку надо положить слева, а если услышите звук [ж], то ее надо положить справа». Педагог показывает, как нужно выполнить задание, потом вызывает поочередно детей, которые называют показываемые картинки. Картинки надо подбирать так, чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию. Нельзя брать такие слова, где звук [ж] стоит в конце слова или перед глухим согласным.

Подберите картинки так, чтобы слово оканчивалось на согласный звук, положите в конверт. Ребенок вынимает картинки по одной, громко их называет, выделяя последний звук. Затем малыш называет звук отдельно (жук, лук, кот).

 «Мяч не трогать иль поймать - постарайся отгадать». 

Оборудование: мяч

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку ловить мяч, если он услышит в конце слова заданный звук, либо прятать руки за спину, если звука не окажется.

Только после того, как малыш научится без труда выполнять такие задания, можно переходить к сложным формам звукового анализа: это определение места звука в слове (начало, середина, конец); определение последовательности звуков в слове, их количества.

 «Классики» 

Оборудование: малярный скотч, фишка, буквы.

Ход игры: Для шустрого и подвижного ребенка можно сделать на полу клеточки с помощью малярного скотча, тем самым превратив клеточки в знакомые для ребенка игру «классики».   Можно использовать несколько вариантов игры: 1) с помощью цифр можно отработать  с ребенком слоги. Например, в слове «мак» 1 слог, поэтому ребенок должен бросить фишку на цифру «1» и так далее. 

2) Вместо цифр используем буквы, можно каждый раз менять буквы, приклеив их на скотч. Взрослый называет слово, а ребенок должен определить каждый звук в этом слове, бросая фишку на определенную букву. Ребенок должен выполнять условия игры на каждом этапе они разные: прыгать на одной ноге, на двух ногах, с мячом между ног и т.д. Эта игра развивает внимание и ловкость. Ведь каждый раз бросая  фишку на клеточку нужно не попасть на клетки: «огонь» и «холод», иначе придется начинать все заново. Ребенок будет прыгать и придумывать слова. Называть можно все что угодно. 

«Отгадай слово»

Ход игры: Ребенку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «л» (...ампа, мы...о, ...ук, кук...а, мас...о).

Предлагаемые игры можно варьировать в зависимости от ваших возможностей и фантазии. Не бойтесь импровизировать - это сделает ваши уроки  более интересными и полезными.

 Для того чтобы ребенок быстро и легко усвоил письменную речь (чтение и письмо), необходимо обучить его звуковому анализу и синтезу, которые должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.

Игры, направленные на определение характеристики звуков

«Назови братца»

Цель. Закрепление представлений о твердых и мягких согласных. Оборудование: мяч. Описание игры. Первый вариант.

Ход игры: Логопед называет твердый согласный звук и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, называет его мягкую пару - «маленького братца» и перебрасывает мяч логопеду. В игре принимают участие все дети. Она проводится в достаточно быстром темпе. Если ребенок ошибается и дает неверный ответ, то логопед сам называет нужный звук, а ребенок повторяет его.

    «Разноцветные мячи»

Цель. Закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета. 
Описание игры. «Красный - гласный. Синий - нет.

Что за звук? Мне дай ответ!»

Педагог бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный - если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно педагогу.

     

     «Покажи кружок нужного цвета»

Цель. Закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, 
Оборудование: красные и синие круги по количеству детей.

Описание игры. Каждому ребенку раздают по красному и синему кругу. Педагог предлагает детям послушать разные звуки, и поднят синий круг, если они услышат согласный звук и красный, если гласный.

Аналогичным   образом   можно   проводить   игры   по   дифференциации согласных по мягкости - твердости, звонкости - громкости.

«Найди синий домик» 

Оборудование: фишки определенного цвета.

Ход игры: Дети закрывают синими фишками все согласные звуки: дом - Д, М; только заданный согласный, например М в словах: ум, мы, дом, мох.

«Слово рассыпалось» 

Ход игры: Произносятся три звука, например: С, О, К. Так как к этому времени дети уже обычно знают буквы, они быстро составляют слово - СОК.

Заключение

В последние годы исследователи  часто обращаются к проблеме развития фонематического восприятия у дошкольников и младших школьников. Это не случайно: освоение чтения и письма требует четкого соотнесения звука и буквы, значит, и четких слуховых дифференцировок, умения анализировать речевой поток на составляющие его единицы и т.д.  

        Таким образом, работа по развитию фонематического восприятия имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Она подводит ребенка к полному к полному анализу звукового состава слова, необходимому при обучении грамоте.

Следует особенно подчеркнуть, что без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что приведет к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью.

Особый  положительный эффект в развитии фонематического восприятия  у дошкольников и младших школьников достигается посредством использования игровых технологий. Этому активно способствует создание единого  игрового развивающего пространства в учебных заведениях

Данная методическая разработка будет полезна учителям -логопедам, учителям младших классов, воспитателям речевых групп и  родителям дошкольников с ОНР.

Список литературы

  1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. - СПб., 1999.
  2. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб., 2005.
  3. Александрова Т.В. Живые звуки или фонетика для дошкольников - Санкт-Петербург. 2005.
  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991.
  5. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей.-М.,1997.
  6. Волкова Л.С. Логопедия. - М., 2007.
  7. Власенко И.Т Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. / И.Т.Власенко, Г.В.Чиркина - М., 1970.
  8. Выготский Л.С. Мышление и речь. –М.,1999г.:Лабиринт.
  9. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: пятьдесят логопедических игр. СПб. 2004.
  10. Игры в логопедической работе с детьми/ под ред. Селиверсотов В.И. - М., 1981.
  11. Гвоздѐв А.Н. Вопросы изучения детской речи.-М.1994г.
  12. Голубева Г.Г., Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников - Санкт-Петербург. 2000.
  13. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки / Н.В. Дурова. - М.: Мозаика-Синтез.
  14. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963.
  15. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с нарушениями речи [Текст] / Г.А. Каше. – М. : Просвещение, 1985. – 207 с.
  16. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Акад.пед.наук СССР / под ред. Р. Е. Левиной. – М. : Просвещение, 1968. – 367с.
  17. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей [Текст] / Печатается по решению учёного совета института дефектологии АПН РСФСР / Р. Е. Левина // АПН РСФСР. – М. – 1958.
  18. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) [Текст] : учеб. пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб. : Союз, 2001. – 191 с.
  19. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 1983.
  20. Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. - СПб., 1997.
  21. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. - М., 1991.
  22. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.: Владос, 1994.
  23. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада [Текст] : пособ. для студ. деф. фак-тов., практических работников спец. учреждений, воспитателей дет. садов, родителей / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Альфа, 1993. – 103 с.
  24. Хватцев, М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками [Текст] : уч. для пед. институтов / М. Е. Хватцев. – М. : Аквариум , 1996. – 384 с.
  25. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст]: учеб.пособие для студентов дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. – М. : Академия, 2003. – 240с.
  26. Швачкин, Н. Х. Возрастная психолингвистика [Текст] : Хрестоматия. учебное пособие / составление К. Ф. Седова. – М. : Лабиринт, 2004. – 330 с. : ил.
  27. Игры на развитие фонематического восприятия.
  28. Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие), определение места звука в слове.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приемы развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения»

В статье предлагаются психологические приемы, которые учат ребенка вдумчиво работать с информацией. А также педагогическая технология технология, где учащийся сам исходя из своих целей, отслеживает св...

Система упражнений для преодоления ошибок дисграфического характера как средство развития фонематического слуха младших школьников (1 класс послебукварный период)

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников одна из самых актуальных для школьного обучения. Особые трудности в пр...

«Использование программно-методических комплексов для развития фонематического восприятия младших школьников»

Недостатки произношения и письма отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замк...

Игровые приемы формирования лексических навыков младших школьников на занятиях кружка английского языка

Введение нового лексического материала на английском языке, его восприятие и запоминание учащимися облегчается при использовании различных игровых приёмов, стихов, рифмовок и с тем условием, что учите...

Развитие фонематического восприятия младших школьников

Целью данной статьи является привлечение внимания родителей и педагогов к несовершенствам речи у младших школьников, обозначить их влияние на успеваемость детей, прежде всего по таким предметам, как р...

Развитие фонематического восприятия младших школьников

В начальной школе мы часто сталкиваемся с проблемой, что дети не могут писать под диктовку. Чтобы записать слово, ребенку необходимо произнести его, услышать каждый звук по порядку и обозначить буквой...

Развитие фонематического восприятия младших школьников

Вашему вниманию предлагаются игровые упражнения для развития фонематического слуха у младших школьников. Фонематическое восприятие - специальные умственные действия по дифференциации фонем и уста...