Коррекция сигматизма у детей с дизартрией в рамках повышения качества логопедической работы с обучающимися ОВЗ.
презентация к уроку по логопедии
Сигмати́зм (Σ, сигма — греческая буква, обозначающая звук «с») — вид косноязычия (расстройства речи), при котором нарушено произнесение шипящих и свистящих звуков (шепелявение).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сигмати́зм (Σ, сигма — греческая буква, обозначающая звук «с») — вид косноязычия (расстройства речи), при котором нарушено произнесение шипящих и свистящих звуков ( шепелявение ).
Сигматизм – нарушение произношения [ ш ], [ж], [ч], [ щ ]. Межзубный сигматизм . При произнесении шипящих звуков кончик языка находится между передними зубами, придавая этим звукам оттенок шепелявости . Аккустический эффект: шепелявый оттенок. Возможные причины: укороченная подъязычная связка, затрудняющая подъём языка к небу; высокое узкое твердое небо. Носовой сигматизм возникает вследствие соприкосновения задней части языка с мягким нёбом, которое опускается, открывая проход воздушной струе в носовую полость. Аккустический эффект: звук заменяется храпом (в нос) или звуком, похожим на глубокий [ х ] с носовым оттенком. Возможные причины: излишнее напряжение задней части спинки языка. Боковой сигматизм бывает одно- и двусторонним. Односторонний боковой сигматизм имеет место в тех случаях, когда язык ложится в полости рта ребром и воздушная струя проходит по одному из боковых краев языка, в результате чего образуется своеобразный «хлюпающий» звук. При двустороннем боковом сигматизме боковые края языка не прилегают к верхним коренным зубам и воздушная струя параллельными потоками проходит с двух сторон, по боковым краям языка. Аккустический эффект: хлюпающий звук. Возможные причины: боковой открытый прикус; слабость мышц одной половины языка.
Парасигматизм - замена звуков [ ш ], [ж], [ч], [ щ ] другими звуками. Губно-зубной парасигматизм , когда нижняя губа поднимается к верхним резцам, образуется щель, сквозь которую выходит воздушная струя; звук ш при таком произношении заменяется на звук [ ф ] (шлем – « флем », ножка – « нофка ») . Призубный парасигматизм , когда кончик языка упирается в верхние и нижние резцы, и мешает струе воздуха свободно пройти сквозь зубную щель, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; звук ш при таком произношении заменяется на звук [т] (шуба – «туба», каша – «ката»). Свистящий парасигматизм , когда губы растянуты в улыбку, а широкий кончик языка опущен за нижние резцы, посередине языка образуется желоб, по которому выходит воздушная струя; при таком произношении звук [ ш ] заменяется звуком [с] (кошка –«коска», шапка – «сапка»). Шипящий парасигматизм . При этом нарушении звучание сходно со звучанием смягченного звука [ ш ] : шапка - " щапка ", машина - " мащина ", душ - " дущ ". В отличие от нормальной артикуляции, в этом случае губы округлены и слегка выдвинуты вперед, язык опущен вниз и отходит назад или упирается в нижние десны, желобок посередине языка не образуется, боковые края языка опущены, не смыкаются с коренными зубами. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту растекается по всей поверхности языка.
Звука [Ш] Звук [Ш] — всегда твердый глухой согласный. Парного ему мягкого звука в русском языке нет. Парным звонким является звук [Ж] . При произнесении звука [Ш] в норме органы речи принимают следующее положение: губы несколько выдвинуты вперед; кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель; боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки. голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними; воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
Звука [ Ж ] Звук [Ж] — всегда твердый звонкий согласный . . Парного ему мягкого звука в русском языке нет. Парным глухим является звук [Ш] При произнесении звука [Ж] в норме органы речи принимают следующее положение: губы несколько выдвинуты вперед; кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель; боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки. голосовые связки сомкнуты и колеблются под напором струи выдыхаемого воздуха; воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
Звук [Ч] Звук [Ч] — всегда мягкий глухой согласный. Парных ему звонкого и твердого звуков в русском языке нет. В момент произнесения звука [Ч] органы артикуляции занимают следующее положение губы слегка выдвинуты вперед и округлены; зубы сближены, между ними остается лишь узкая щель; широкий кончик языка поднят к передней части твердого неба; средняя часть спинки языка опущена, образуя углубление; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; воздушная струя с силой проходит сквозь узкую щель между альвеолами и передней частью языка (в начале артикуляции кончик языка смыкается с основанием верхних резцов, а потом резко отходит назад), выдох более сильный, чем при произнесении звука ш , более напряженный, воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка; мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в ротовую полость; голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется
Звук [Щ] Звук [Щ] — всегда мягкий глухой согласный . Парных ему звонкого и твердого звуков в русском языке нет . При произнесении звука [Щ] в норме органы речи принимают следующее положение: губы выдвинуты вперед; кончик языка поднят, как при [ ш ], но не к передней части твердого нёба, а к альвеолам, образуя в этом месте щель; боковые края языка примыкают к внутренней стороне коренных зубов, образуя посередине языка продольный канал, по которому проходит струя выдыхаемого воздуха; вся масса языка напряжена,корневая часть приподнята; нёбная занавеска поднята.
Недостатки произношения шипящих звуков
Парасигматизмы шипящих звуков проявляются в следующих основных заменах: [ш] – [с], [т], [ж]; [ж] – [з], [д], [ш]; [щ] – [с’], [ш], [т]; [ч] – [щ], [т’], [с].
Приемы постановки шипящих звуков.
Постановка звука : процесс формирования артикуляции; обучение ребенка произношению звука в изолированном звучании.
Этап постановки звука включает: 1) развитие восприятия речи; 2) формирование фонематического анализа; 3) развитие артикуляторной моторики; 4) работа по непосредственной постановке звука.
Комплекс упражнений для формирования правильного звукопроизношения шипящих звуков: [ ш ], [ж], [ч], [ щ ].
Основные способы постановки правильного произношения: по подражанию; от артикуляционных упражнений; от опорных звуков; с механической помощью.
Обратите внимание! При межзубном сигматизме , когда кончик языка продвигается между верхними и нижними резцами, следует проводить упражнения, направленные на поднятие кончика языка за верхние резцы. При носовом сигматизме , надо хорошо поработать над формированием правильного выдоха воздушного струи через середину ротовой полости. При губно-зубном парасигматизме работа начинается с различения на слух звуков [ ш ] и [ ф ]. При призубном парасигматизме работа начинается с различения на слух звуков [ ш ] и [т]. При свистящем парасигматизме работа начинается с различения на слух звуков [ ш ] и [с].
Постановка звука [ Ш ] по показу артикуляции Ребенок должен открыть рот, «сделать чашечку» языком и прислонить «ее край» (широкий кончик языка) к верхним резцам и подуть на «край чашечки», чтобы остудить «налитый в нее чай». Выдох должен ощущаться на приставленной ко рту ладони. Потом «чашечку» нужно будет занести в рот так, чтобы «не расплескать чай». «Край чашечки» при этом должен не отрываясь скользить сначала по внутренней стороне верхних резцов, потом по небу до альвеол. Все это время ребенок должен продолжать дуть. Нечеткий свист заменится на [ С ] , затем послышится звук [ Ш ] Все это ребенок должен выполнять по вашему БЕЗЗВУЧНОМУ показу. Когда ребенок научится «заносить чашечку» в рот и произносить звук [ Ш ] , обратите его внимание на этот звук и скажите, что так шипит змея.
Опорные звуки. Опорными для звука [ Ш ] являются звуки [ С ] и [ Т ] Звуки [ Ш ] и [ Т ] одинаковые по месту образования - переднеязычные. Звуки [ Ш ] и [ С ] одинаковые по способу образования – щелевые.
Постановка звука [ Ш ] от звука [ Т ] Левина Р.Е .: «Ребенку необходимо губы округлить и вытянуть вперед. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Это переход от звука [ Т ] к звуку [ Ш ] : [ Т-Т-ТШШШ ] . В дальнейшем шум удлиняется и освобождается от предшествующего [ Т ] »
Постановка звука [ Ш ] от звука [ Т ] Фомичева М.Ф.: «Предложите ребенку при открытом рте в медленном темпе 4 – 5 раз с придыханием произнести звук [ Т ] , ударяя кончиком языка в бугорочки за верхними зубами. Затем, постепенно удлиняя выдыхаемую струю, уже не ударять в бугорочки, а только поднимать к ним кончик языка»
Постановка звука [ Ш ] от звука [ Т ] Полякова М.А.: Длительно произнести звук [ Т ] , приставив широкий кончик языка к верхним резцам, вторым будет слышаться свистящий звук. Этим вторым звуком он «целится» себе в ладонь. Затем, широко улыбнувшись, длительно произнести звук [ Т ] , прикасаясь широким языком к альвеолам. Вторым звуком будет слышаться шипящий. Укажите ребенку на этот не очень отчетливый шипящий звук и скажите, что так шипит змея. Пошипеть, неплотно сомкнув зубы. «Змеиное шипение» должно ложиться на ладонь горячей широкой струей. Губы должны быть в широкой, открывающей верхние и нижние резцы, улыбке. Во время длительного произнесения звука [ Ш ] большим и средним пальцами слегка нажмите на щеки около уголков его рта так, чтобы губы округлились рупором. От этого произношение станет совсем точным.
Постановка звука [ Ш ] от верхнеязычного [ С ] Прислонить кончик языка к верхним резцам и произнести звук [ С ] Если не получится, надо начать длительно произносить звук [ С ] при нижнем положении языка и в это время вести языком по передним зубам, переходя с нижних на верхние и следя за тем, чтобы звучание не изменялось. Тянуть звук [ С ] на верхних зубах и «ползти» кончиком языка к альвеолам, как бы «нащупывая дорогу» Губы постоянно должны находиться в улыбке, такой, чтобы были видны верхние и нижние резцы. Во время длительного произнесения звука [ Ш ] нажать большим и средним пальцами на уголки рта и слегка выдвиньте вперед его губы.
Постановка звука [ Ш ] с механической помощью Гриншпун Б. М . : «Ребенок произносит несколько раз слог СА и логопед вводит под язык зонд № 5. С его помощью переводит кончик языка в верхнее положение и регулирует степень его подъема до появления нормально звучащего звука [ Ш ] Логопед фиксирует зонд в этом положении, просит ребенка вновь произнести этот же слог и вслушаться. После нескольких тренировок в произнесении ША с помощью зонда логопед фиксирует внимание ребенка на положении языка и закрепляет нужную позицию без механической помощи»
Постановка звука [ Ш ] с механической помощью Полякова М.А.: Ребенок длительно произносит звук [ С ] при верхнем положении языка. Губы должны быть в улыбке, открывающей верхние и нижние резцы. Между зубами должна быть небольшая щель Во время такого произношения введите в рот ребенка шпатель и, надавливая им на кончик языка, медленно продвигайте язык вглубь до тех пор, пока не послышится звук [ Ш ] Закусив шпатель зубами, ребенок продолжает «шипеть». В это время округлите губы ребенка, нажав пальцами на уголки его рта. Послышится полноценный звук [ Ш ]
Постановка звука [ Ш ] от звука [ Р ] Фомичева М. Ф.: «Предложите ребенку при открытом рте длительно без голоса произносить звук [ Р ] и кончиком ручки чайной ложечки, поднесенной к подъязычной уздечке, останавливать вибрацию передней части языка – будет слышно шипение. После неоднократных повторений можно вызывать шипение, едва поднося ложечку к подъязычной уздечке. Затем можно убрать ложечку, и сближая зубы, добиваться правильного звучания [ Ш ] »
Постановка звука [ Ш ] с механической помощью Акименко В.М.: Попросите ребенка открыть рот и сделать упражнение «Грибок». Логопед подкладывает ребенку под язык свой большой палец в горизонтальном положении, прижимая среднюю часть языка к нёбу. Ребенок делает сильный продолжительный выдох, а логопед при этом регулирует щель за счет давления пальцем. Затем ребенок выполняет упражнение самостоятельно, подкладывая под язык свой палец.
Логопедические зонды
Звук « Ж » ставится на базе звука « Ш » с включением голоса.
Постановка звука [ Щ ] от звука [ Ш ] Звук [ Щ ] часто появляется в речи ребенка автоматически после постановки звуков [ Ш ] , [ Ж ] и [ Ч ] . Учитывая взаимосвязь в движениях языка и губ можно предложить ребенку при длительном произнесении звука [ Ш ] растянуть губы в улыбку, при этом язык передвигается и слышится мягкий [ Щ ] .
Постановка звука [ Щ ] от звука [ Ч ] Если правильно произносится звук [ Ч ] , то от него легко получить звук [ Щ ] , протянув завершающий звук [ Ч ] фрикативный элемент. Слышится долгий звук [ Щ ] , который в дальнейшем без труда отделяется от взрвыного элемента. Звук сразу же вводится в слоги, а затем в слова.
Постановка звука [ Ч ] от звука [ Т’ ] Фомичева М.Ф.: «Ребенок по показу логопеда многократно произносит звук [ Т’ ] , отодвигая кончик языка дальше вглубь от верхних резцов. Губы при этом округляются и слегка вытягиваются вперед. Получается звук близкий к [ Ч ] . Можно сказать, что так стрекочет кузнечик: «Он высоко прыгает в траве, так же, как твой язычок за верхними зубами. Слышишь, Ч – прыгнул, Ч – прыгнул»
Постановка звука [ Ч ] от звука [ Т ’ ] Полякова М.А.: «При многократном произнесении ребенком слога ТИ нажимать большим и указательным пальцами на щеки, прижимая их к коренным зубам. Будет слышаться ЧИ»
Постановка звука [ Ч ] от звука [ Т ’ ] Гриншпун Б. М .: «Когда логопед в процессе многократного произнесения ребенком прямого слога ТИ или обратного слога АТь, приподнимает его язык зондом № 5 (или шпателем) и одновременно отодвигает его назад»
Основными задачами логопедического массажа при коррекции произносительной стороны речи при дизартрии является : – нормализация мышечного тонуса, преодоление гипогипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре; – устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.; – стимуляция положительных кинестезии; – улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.); – увеличение силы мышечных сокращений; – активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения .
Самомассаж. Определение массажа вытекает из его названия. Массаж ребенок делает себе сам. Это может быть как массаж лица руками, так и, например, массаж языка с помощью зубов (артикуляционной упражнение “Причешем язычок”, когда ребенок с силой проталкивает язык через сомкнутые зубы).
Как избавиться от гиперсаливация Грызём, жуём, глотаем - морковку. Грызём - сухари, баранки, сушки. Криотерапия. Прикладывание кусочка льда по контуру губ от 5 секунд до 1 минуты Полоскание полости рта. Полоскание с использованием лекарственных трав: настоя шиповника, коры дуба, тысячелистника. Предварительно необходимо удостовериться в отсутствии у ребёнка аллергии. Поэтапное полоскание горла минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.
Самомассаж мышщ языка Данные приемы самомассажа языка можно рассматривать и как часть активной гимнастики 1. « Поглаживание языка губами» Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта. 2. « Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта. 3. « Жуём блинчик» Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнений « Горка»), потом выдвинуть его чуть- чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык.
Заяц и его друзья (сказка-игра) У детей с тяжёлыми нарушениями речи часто наблюдается повышенный, либо пониженный тонус мышц языка. В этих случаях обязательно показан логопедический массаж. После того, как специалист определит состояние мышц речевого аппарата, по его рекомендациям, некоторые приёмы массажа могут проводить родители в домашних условиях.
По большой дорожке ( проведение прямых, параллельных линий вдоль поверхности языка ) через маленькую полянку ( проведение прямых, параллельных линий поперёк поверхности языка ) шел Зайчик горох собирать ( волнистые движения вдоль поверхности языка ). Собрал горох ( точечно – вибрационные движения по всей поверхности языка ), положил в корзиночку и понёс зайчатам. Вдруг посыпался горох из корзиночки ( быстрые точечные движения по всей поверхности языка ). Расстроился зайчик.
Прилетел Воробей, стал горох собирать, клевал – клевал (быстрые точечные движения по всей поверхности языка ) – не смог собрать. Пришел Медведь, рыл – рыл, все перерыл ( проведение волнистых линий поперёк поверхности языка ) – не собрал. Пришла Лиса, все подмела, все собрала ( поглаживаюшие движения по всей поверхности языка ). Обрадовался зайчик, поблагодарил друзей и пошёл домой. Дома Зайчата угостились горошком и решили написать письмо друзьям.
Взяли бумагу, ручку и пишут: «Дорогие Воробей, Медведь и Лиса! Большое вам спасибо!» ( проведение волнистых линий вдоль и поперёк всей поверхности языка ). Письмо шло – шло ( круговые движения по всей поверхности языка ), наконец пришло (похлопывающее движение ).
Друзья читают: «Дорогие Воробей, Медведь и Лиса! Большое вам спасибо!» ( проведение волнистых линий вдоль и поперёк всей поверхности языка ). От этого письма приятно и радостно им стало. Друзья захлопали в ладоши и стали танцевать ( хаотичные, волнистые движения по всей поверхности языка ). После шумного веселья Воробей, Медведь и Лиса разошлись по домам ( поглаживаюшие движения по всей поверхности языка ).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов,способствующая повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами
В материале содержится информация об эффективности взаимосвязи в работе учителя-логопеда и учителя начальной школы в лучшем усвоении учебного материала детей-логопатов....
Использование ИКТ в целях повышения эффективности логопедической работы с обучающимися, имеющими речевые нарушения
Современные информационные технологии внедряются в различные сферы жизни. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования.Одним из ...

Оптимизация коррекционной логопедической работы с обучающимися в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи)
В этой статье раскрыта тема комплексного подхода к коррекционной логопедической работе в начальной школе с детьми ОВЗ (ТНР)....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 2 -3 КЛАССОВ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ДОБРОШКОЛА»
В рамках федерального проекта "Доброшкола" необходима новая адаптированная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)....

Взаимодействие в работе учителя логопеда и учителя начальных классов, способствующее повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами
Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Чтобы работа учителя-лого...

«Современные технологии обучения детей с ОВЗ как средство повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС»
В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Проблема обучения детей с ограниченными возможностями зд...
Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-логопеда для повышения эффективности логопедической работы
Преимущества использования нейроигр в логопедической практике:-эмоциональная привлекательность;-многофункциональность;-формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;-формирова...
