Главные вкладки

    Оптимизация коррекционной логопедической работы с обучающимися в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи)
    статья по логопедии

    Иванова Анна Петровна

    В этой статье раскрыта тема комплексного подхода к коррекционной логопедической работе в начальной школе с детьми ОВЗ (ТНР).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Оптимизация коррекционной логопедической работы с обучающимися в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи)

    Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Для детей с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи) требуются адаптированные к их возможностям индивидуальные программы обучения или использование специальных образовательных программ.

    Оптимизация - выбор наилучшего, самого благоприятного варианта из множества возможных условий, средств и действий. Выбор такой методики, форм и методов коррекционной работы, которая обеспечивает достижение наилучших результатов при минимальных расходах времени и сил учителя-логопеда и учащихся в данных условиях.

    Для успешного решения задач коррекционной логопедической работы и обучению младших школьников необходимы следующие условия:

    -единство коррекционных, образовательных, воспитательных задач;

    -организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие;

    -коррекционная направленность общеобразовательных занятий и режимных моментов;

    -достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности школьника;

    -воспитание интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности, опора на личный опыт детей;

    -активизация мыслительной деятельности, развитие внимания и памяти;

    -последовательность в обучении и систематичность в закреплении сформированных умений и навыков;

    -разнообразие и вариативность дидактического материала и приёмов коррекционной работы учителя и логопеда;

    -использование в логопедической работе продуктивной деятельности;

    -Взаимодействие команды специалистов: учителя начальных классов, логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, физкультурного работника, медицинских работников, родителей и детей.

    Программа коррекционной логопедической работы для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи) содержит взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:

    1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию логопедической помощи обучающимся по программе в условиях коррекционного образовательного учреждения.

    В нашем учреждении разработана методика обследования детей с тяжелыми нарушениями речи.

    В ней использованы речевые пробы, предложенные Раисой Ивановной. Лалаевой и Екатериной Васильевной Мальцевой, задания, разработанные Александром Романовичем Лурия. Для оценки успешности выполнения заданий методики взята балльная система, разработанная Татьяной Анатольевной Фотековой. Нами предложены задания с критериями в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

    Методика включает пять серий:

    1. исследование сенсомоторного уровня;
    2. исследование языкового анализа;
    3. исследование сформированности грамматического строя речи;
    4. исследование словаря и словообразовательных процессов;
    5. исследование сформированности связной речи.

    В процессе обработки полученных данных подсчитывается количество баллов, полученных за каждое задание и серию. Данные представляются в процентном выражении, и основываясь на этом выстраивается речевой профиль. По оси ординат выражается успешность выполнения заданий методики, а по оси абсцисс – названия измеряемых сторон речи.

    Всего их получится восемь:

    1 — фонематическое восприятие;

    2 — артикуляционная моторика;

    3 — звукопроизношение;

    4 — слоговая структура слова;

    5 — навыки языкового анализа;

    6 — грамматический строй речи;

    7 — словарь и словообразовательные процессы;

    8 — связная речь.

    По результатам диагностического исследования выстраивается коррекционно-развивающая работа.

    1. Коррекционно-развивающая работа.

    Включает в себя индивидуальные, подгрупповые и фронтальные логопедические занятия, направленные на предупреждение и устранение недостатков навыков чтения и письма. 

    В подгруппы объединяются обучающиеся с однородной структурой речевого дефекта. Подгрупповые занятия предусматривают дифференцированные задания и индивидуальный дидактический материал.

    Учителями-логопедами нашего учреждения разработаны программы:

    • Рабочая коррекционно-развивающая программа по предупреждению и преодолению дисграфии, дислексии и дизорфографии для обучающихся 1 – 4 классов.

    Целью, которой является предупреждение и преодоление ошибок письменной речи у обучающихся с ТНР.

    На групповых занятиях по коррекции дисграфии проводится работа по преодолению акустической, аграмматической, оптической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, а также смешанного вида дисграфии.

    На групповых занятиях по преодолению дислексии у школьников формируются неречевые психические функции (восприятие, внимание, память, мышление), необходимые для совершенствования навыка чтения, совершенствуется синтаксическая, лексическая и семантическая сторона речи, закрепляются навыки правильного, сознательного, выразительного чтения.

    • Рабочая коррекционно-развивающая программа по развитию графо-моторных навыков для обучающихся 1 класса.

    Целью, которой является формирование графо-моторного навыка у детей с тяжёлыми нарушениями речи.

    На групповых занятиях по формированию графо-моторных навыков обучающиеся учатся соблюдать правильную посадку за партой, держать ручку и тетрадь при письме, выделять элементы печатных и письменных строчных, заглавных букв, писать строчные и заглавные буквы.

    • Рабочая коррекционно-развивающая программа по коррекции лексико-грамматического строя речи для обучающихся 2 класса.

    Целью, которой является коррекция и развитие лексико-грамматического строя речи обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи.

    На групповых занятиях по развитию лексико-грамматических категорий проводится работа по расширению и активизации словарного запаса. Формируются и развиваются словообразовательные и словоизменительные навыки, уточняется значение предлогов, продолжается совершенствование связной речи.

    • Программа коррекционного курса «Произношение».

    Целью, которой является формирование у обучающихся внятной, выразительной устной речи, полноценной готовности к усвоению письменной речи.

    • Программа коррекционного курса «Логопедическая ритмика».

    Целью, которой является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

    Все эти программы помогают преодолевать речевые нарушения устной и письменной речи и создают условия для более успешного обучения.

    В процессе логопедической работы нами отработана система использования речевых разминок, артикуляционной гимнастики, упражнений на развитие мелкой моторики, глазодвигательных упражнений и физкультминуток.

    Индивидуальные логопедические занятия проводятся 2-3 раза в неделю с одним обучающимся. Для этого разрабатываются индивидуальный план работы, с учетом структуры речевого дефекта конкретного обучающегося.

    Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе логопеда, учителя, воспитателя ГПД и узких специалистов образовательного учреждения, а также чёткой организации жизни детей в период их пребывания в школе.

    Во второй половине учебного дня воспитатель ГПД имеет возможность закреплять отработанные на логопедических занятиях навыки устной и письменной речи во время логочаса, а также с помощью подвижных речевых игр во время прогулок. Как и учитель-логопед, воспитатель занимается развитием речевого самоконтроля обучающегося. Этот вид работы осуществляется через общественные и индивидуальные поручения.

    Задания воспитателю для работы со школьниками и отчёт воспитателя о результатах работы фиксируется в тетради для взаимосвязи логопеда с воспитателем.

    У учителя-логопеда с учителем начальных классов общая цель – дать школьникам качественное образование. Но различные задачи взаимодополняющие друг друга: учитель - логопед устраняет речевые дефекты, развивает устную и письменную речь до такого уровня, на котором ребенок смог бы успешно обучаться в школе; учитель начальных классов продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, приобретенные в процессе логопедической работы.

    В целях своевременного предупреждения и выявления нарушений письма учитель-логопед периодически проводит анализ письменных работ обучающихся всего класса.

    Для успешной коррекционной работы также важно взаимодействие с учителями физической культуры и музыки. Наша общая задача – развитие координации движений, включающей способность запоминать последовательность движений и умение выполнять их по словесной инструкции.

    Одним из важных аспектов работы начальной школы для детей с ТНР является формирование речевой среды, в рамках которой соблюдаются  условия речевого режима.

    - Дети слышат только правильную речь взрослых: педагогов, сотрудников школы. Она должна быть слитной, с соблюдением словесного ударения, орфоэпических правил, в нормальном темпе;

    - в течение всего дня педагоги ставят учеников в ситуации необходимости речевого общения, формируют потребность в правильной речи;

    - педагоги определяют на слух отклонения в произношении, постоянно контролируют речь учащихся.

    Одной из составных частей речевого режима является проведение школьных мероприятий, выступления на которых требуют подготовки — речь детей должна быть максимально разборчивой, насколько позволяют произносительные возможности каждого из выступающих.

    Выступление является своеобразным отчетом о достижении в произношении и имеет огромное воспитательное значение.

    Таким образом, коррекционно-развивающая работа по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у детей предполагает взаимодействие педагогов и специалистов школы, носит комплексный характер.

    Также одним из направлений коррекционной логопедической работы является консультативная работа

    1. консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам коррекции и развития обучающихся. Она включает в себя: анкетирование родителей, индивидуальные беседы - практикумы и консультации, записки – рекомендации, которые даются в тетрадях домашних логопедических заданий.

    И последняя по списку, но не по значению

    1. информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

    Учителя-логопеды организуют индивидуальные и тематические консультации для педагогов и родителей по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи школьников, что предполагает издательство школьного коррекционно – логопедического журнала «Советы логопеда», тематические и практические родительские собрания в рамках «Школы для родителей», изготовление информационных папок – передвижек, оснащение «Речевого уголка», ведение «Экрана звукопроизношения».

    Только совместными усилиями педагогов школы и родителей кропотливая работа по преодолению речевых проблем у младших школьников станет успешной и результативной, и наши ученики получат отличный старт для продолжения обучения в среднем и старшем звене общеобразовательной школы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на педсовете "Проектная и исследовательская деятельность как обязательное условие реализации внеурочной и внеучебной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО и ООО"

    В выступлении раскрываются понятия проектной и исследовательской деятельности, этапы работы над исследовательскими проектами, роль учителя и обучающихся при выполнении проекта, результаты выполненных ...

    Особенности организации коррекционной работы по формированию внятной выразительной устной речи младших школьников в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ (ТНР)

    Главной целью ФГОС для детей с ОВЗ (ТНР)стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружел...

    Выявление и развитие способностей обучающихся в условиях реализации ФГОС. (Работа с одарёнными детьми) доклад

    Нельзя кого –либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу , способствующую развитию человека. К. Роджерс ФГОС предполагаетвоспитание и развитие качеств личности, отвеч...

    Выявление и развитие способностей обучающихся в условиях реализации ФГОС. (Работа с одарёнными детьми)

    Выявление и развитие способностей обучающихся в условиях реализации ФГОС. (Работа с одарёнными детьми)»...

    Использование элементов методики Н.А.Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями.

    Использование элементов методики Н.А.Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями....

    Развитие речи обучающихся в условиях реализации ФГОС

    Выступление на школьном педагогическом совете...

    Система работы по развитию способностей обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО

      Сегодня перед образовательными организациями стоит непростая задача: организовать процесс обучения, создавая условия, способствующие оптимальному развитию способностей детей и реализации...