Предупреждение дисграфии у детей с тяжелыми нарушениями
консультация по логопедии
материал для учителей начальных классов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Предупреждение дисграфии у детей с тяжелыми нарушениями речи»
подготовила учитель- логопед
Ионец Ольга Викторовна
Большое внимание в психолого-педагогической литературе уделяется проблеме преемственности в работе специализированных дошкольных учреждений и школ в плане обеспечения подготовки детей с речевыми нарушениями к школьному обучению. Однако на практике актуальность её изучения и решения данной проблемы не снижается. Выделяют физиологическую и психологическую готовность детей к обучению в школе. Психологическая готовность к школе - значимый аспект этой задачи. Л.А.Божович, Л.В. Венгер, А.Л. Венгер, Л.С. Выгодский, Я.Л. Коломинский, В.В. Холмовская и др. выделяют следующие структурные компоненты психологической готовности к школьному обучению: личностная готовность, интеллектуальная готовность, социально-психологическая готовность. В современной общеобразовательной школе мы наблюдаем неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко не случайно. Причины его уходят своими корнями в дошкольный и даже более ранний возраст. Детям с речевыми нарушениями в плане готовности к школьному обучению характерны такие специфические затруднения, как: недостаточный уровень общей осведомлённости, недостаточный запас знаний и представлений об окружающем мире; недостаточный уровень развития познавательных процессов, их произвольности; своеобразие личностной сферы (заниженная самооценка, повышенная тревожность, низкое развитие волевой регуляции и др.).
Обучение детей с ТНР по программе Т.Б. Филичевой, Г.Ф. Чиркиной направлено на устранение речевого недостатка, а также на предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием. Именно данная программа является основополагающей в нашей работе. Задолго до изучения грамматических правил ребёнок должен овладеть грамотой, то есть хорошо разобраться в звуках и буквах, из которых состоят слова, и научиться точно «фотографировать устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда «пишется так, как слышится»(3,14). Первые проявления патологии наблюдаются ещё задолго до начала школьного обучения, поэтому решение данной проблемы должно начинаться не в школе, когда дисграфия обнаруживается в виде ошибок на письме, а в дошкольном возрасте, ещё задолго до начала обучения ребёнка грамоте. И основные усилия должны быть направлены на «выравнивание западающих звеньев», то есть на устранение уже имеющихся предпосылок дисграфии. Для категории детей с ТНР характерно наличие таких предпосылок:
- нарушение звукопроизношения;
- несформированность процессов дифференциации звуков;
- нарушение лексико-грамматического строя речи;
- нарушение слоговой структуры слова;
- неумение пользоваться способами словообразования;
- трудности в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
- нарушение связной речи;
- несформированность зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
Учитывая перечисленные недостатки можно выделить основные направления коррекционно-профилактической работы:
- Формирование правильного звукопроизношения.
Неправильное произношение звуков, замена одного звука другим является предпосылкой артикуляторно-акустической дисграфии.
- Развитие фонематического слуха.
Д.Б. Эльконин писал: «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка». Именно поэтому в нашей работе уделяется большое внимание звуковому периоду.
- Формирование навыков звукового анализа и синтеза.
Дети учатся последовательно вычленять звуки из слова и записывать их соответствующими буквами, что в дальнейшем позволит детям грамотно писать.
- Формирование лексико-грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
- Развитие мелкой моторики и графических навыков.
Моторные затруднения детей на письме не учитываются в характеристике видов дисграфии, выделяемых педагогической классификацией. Однако именно двигательные функции обеспечивают «техническую» составляющую письма, а значит, очень важно развивать движение пальцев и кистей рук (моторики).
- Развитие зрительного восприятия и мыслительных операций.
Данное направление предполагает развитие у детей зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
Работа по перечисленным направлениям ведётся с детьми как среднего, так и старшего дошкольного возраста, но для каждого возрастного периода используются соответствующие (наиболее приемлемые) методы (практические, наглядные, словесные); приёмы и знания. И чем ранее начата такая работа, тем эффективнее, поскольку с возрастом возможности гибкого изменения состояния ребёнка и компенсации дефекта уменьшаются. Чтобы осуществить целенаправленность работы, её непрерывность и обеспечить дифференцированный подход данные направления реализуются через такие формы работы как:
- Логопедические фронтальные занятия;
- Индивидуально-подгрупповые занятия;
- Методические рекомендации родителям.
В основе используемых нами коррекционно-развивающих и обучающих технологий лежит системный подход, направленный на формирование и совершенствование у ребёнка межфункционального взаимодействия высших психических функций, полноценность которого является залогом успешного обучения. Таким образом, при устранении основного речевого недостатка, в целом, ведётся работа по предупреждению дисграфии.
Литература
- Волков Б.С., Волкова Н. В. Как подготовить ребёнка к школе.- М., Творческий центр 2004.
- Корнев А.Н., Нарушения чтения и письма у детей.- СПб., Детство – Пресс, 2003.
- Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. - СПб., Детство – Пресс,2004.
- Филичева Т. Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. - М., Творческий центр,1999.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование техники чтения у детей с тяжелыми нарушениями речи
Предложенный материал может быть использован учителями начальных классов, логопедами для коррекции нарушений чтения и письма. Использование данного практического материала позволит сделать процесс обу...

ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПЕДАГОГОВ К ОБУЧАЮЩИМСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
При мониторинге обученности учащихся, кроме определенной системы контроля, мы используем инструмент отслеживания результатов. Таким инструментом технологические карты. На основании резул...
Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей с тяжелыми нарушениями речи
Данная статья отом, как правильно и грамотно работать над формированием словаря и развитием лексико-грамматических сторон речи детей с ОНР III уровня.В материале раскрывается роль и функции игры...

Презентация "Проблема дисграфии у детей с тяжелыми нарушениями речи".
Под термином дисграфия понимают частичное специфическое расстройство процесса письма, которое проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, в искажении звукослогового состава слов и ст...

Рабочая программа. Предупреждение дисграфии у детей 1-4 классов
Рабочая программа. Предупреждение дисграфии у детей 1-4 классов...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Данная статья посвящена вопросам коррекционной работы над звукослоговой структурой слова у детей с нарушениями речи, поэтапному коррекционно-логопедическому воздействию....

Статья "Способы и приемы работы по предупреждению дисграфии у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Одной из важнейших задач школы является сохранение и укрепление здоровья детей, а так как с каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается, то сегодня я...