Работа над понятием на уроках
презентация к уроку по логопедии (1 класс)

Писарева Надежда Амирбековна

Одна из основных проблем в учебном процессе - это проблема усвоения учащимися специальных терминов и понятий, которая обусловлена особенностями развития речи у детей с нарушениями интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_rabota_nad_ponyatiem.odt24.34 КБ
Файл rabota_nad_ponyatiem_na_urokah.pptx2.79 МБ

Предварительный просмотр:

Актуализация проблемы

одна из основных проблем в учебном процессе - это проблема усвоения учащимися специальных терминов и понятий, которая обусловлена особенностями развития речи у детей с нарушениями интеллекта:

  • бедный, ограниченный словарный запас,
  • неточность употребления слов,
  • трудности актуализации словаря 
  • трудности в понимании речи и т.д.

Уже с первых уроков ученик начинает понимать, что каждое слово имеет определенное значение. Для того, чтобы грамотно выразить свою мысль, для понимания прочитанного, очень важно  проводить работу над словом, используя специальные приёмы и упражнения, направленные на активизацию, расширение, обогащение словаря обучающихся. Работа проводится на различных этапах урока и происходит на всех предметах, будь то чтение, русский язык, математика, окружающий мир или технология.

Давайте рассмотрим на конкретном примере, как осуществляется работа над словом в начальной школе.

  1. Мотивационный (для введения термина используется игровая ситуация, детям предлагается рассмотреть рисунки, отгадать загадку, ребус, найти лишнее слово, узнать слово по первым звукам и т.д.)
  2. Знакомство со словом (первичное объяснение понятия с опорой на зрительный образ этого слова, на этом этапе актуализируются и уточняются имеющиеся в опыте детей представления об этом понятии, затем учитель даёт определение)
  3. Орфографическая работа над словом (учитель записывает слово на классной доске или показывает карточку, дети произносят слово несколько раз вслух, записывают в тетрадь, обращая внимание на ударение, выделяют сомнительную гласную, выполняют звукобуквенный анализ слова)
  4. Отработка правописания данного слова (на этом этапе проводится работа по расширению словарного запаса через образование новых слов, словоизменение, подбор однокоренных слов, составление словосочетания, предложения с этим словом, дополни предложение, собери предложение из слов)
  5. Применение знаний на практике (используем различные виды устных и письменных работ для включения понятия в активную речь, обучающиеся учатся их объяснять, выделять, сравнивать, находить в тексте учебника, употреблять в ответе) 

Данная работа над словом проводится с использованием инфографики- это графический способ подачи информации, а её визуализация способствует быстрому и эффективному запоминанию и осмыслению изучаемого материала.

От класса к классу работа со словом усложняется, увеличивается объем
активного словаря. Если в начальной школе акцент делается на звукобуквенном анализе, то уже с пятого класса работа над словом усложняется разными видами разборов, а на устных предметах обогащается словарь за счёт объяснения значения новых слов в контексте изучаемой темы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа над понятием

Слайд 2

1 2 3 4 5 ТР А МВАЙ трамвай трамвайчик трамвайный тр а мвай


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над понятием «научно-художественное произведение»

В основе урока выделение существенных признаков научного и художественного произведений, ознакомление с особенностями научно-художественного произведения по рассказу В. Бианки "Как Муравьишка до...

Работа над понятиями в курсе ОРКиСЭ

Методические условия, обепечивающие усвоение понятий....

Технология работы с понятием.

Данная разработка является результатом изучения эпистимических технологий и содержит практический материал по работе с понятием в рамках ФГОС....

Работа над понятием "тема высказывания" в начальной школе

      Развитие речи младших школьников – является важнейшей задачей, стоящей перед каждым учителем. Наибольшие трудности при этом возникают при формировании умения писать с...

Научно-исследовательская работа учащихся: понятия, этапы, формы

Обучение школьников специальными знаниями, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. О...

Работа над понятием «Виды речи»

Работа над понятием «Виды речи».Чтение рассказа «Про мальчика Федю». Слушайте внимательно.Сегодня воскресенье. Федя проснулся поздно.– Мама! – крикнул он. – П...