Кинезиологические упражнения, как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной деятельности
консультация
Кинезиологические упражнения - комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, при котором полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Специальная коррекционная общеобразовательная школа №10»
«Кинезиологические упражнения, как средство активизации
межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной деятельности»
Подготовил: учитель-логопед
Баранова Ю.В.
г. Краснокаменск
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения - комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, при котором полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы.
В комплексы кинезиологических упражнений включают:
- глазодвигательные упражнения,
- упражнения для развития мелкой моторики,
- упражнения на релаксацию.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают
энергетизацию организма.
При выполнении упражнений для развития мелкой и общей моторики развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
- Глазодвигательные упражнения:
- позволяют расширить поле зрения, эффективно усиливают глазные мышцы,
- улучшают зрительное восприятие,
- развивают межполушарное взаимодействие.
а) Упражнение "Восьмерки для глаз»
- Исходное положение: сидя, держать голову прямо и расслабленно. Следить глазами за движущимся большим пальцем, описывающим «8- ку» (как знак бесконечности) в горизонтальном поле видения.
Выставить руку вперед, поднять большой палец на уровне переносицы и начать движение по форме «Восьмерки». Движения должны быть
медленными. Следить за движением большого пальца только глазами. Выполнить упражнение 3-4 раза.
«Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит
движения». Ж. Тассо. Человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая
мысль заканчивается движением. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие
программы! Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет
формирование и совершенствование общей моторики, тонкой моторики кисти и пальцев рук.
- Упражнения для развития мелкой моторики:
- положительно влияют на функции высшей нервной деятельности, развитие речи, мышления, памяти, внимания, восприятия;
- улучшают мыслительную деятельность, способствуют самоконтролю, произвольности деятельности.
Чем интенсивнее кинезиологическая тренировка, тем значительнее положительные изменения.
Упражнение «Колечки»
Соединяем пальцы руки в кольцо с большим, начиная с указательного
сначала одной рукой, затем другой, затем двумя одновременно.
Упражнение «Ухо – нос – хлопок»
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот.
Упражнение «Лезгинка»
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой
ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь
высокой скорости смены положений.
«Паровозик»
Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперёд, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.
- Упражнения для релаксации
Цель: расслабление мышц шеи и плечевого пояса.
Упражнение «Вращение шеей»
а)Исходное положение: сидя. Повернуть голову влево, постараться это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Вернуться в исходное
положение. Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, выдох— пауза. Движения повторяются по 2-3 раза в каждую сторону.
б) Исходное положение: сидя. Поднять голову вверх. Посмотреть на потолок. Выпрямиться. Вдох — пауза, выдох — пауза. . Движения повторяются по 2-3 раза.
в) Исходное положение: сидя. Медленно опустить голову вниз. Выпрямить шею. Вдох — пауза, выдох — пауза. Движения повторяются по 2-3 раза.
Веселые упражнения на развитие межполушарных связей
Все мы знаем, что наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свою работу. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, оперирует фактами и терминами, выполняет различные мыслительные операции. Что же делает правое полушарие? А правое полушарие – это наша интуиция, образное мышление, фантазия и творческие способности.
Левополушарных людей в природе большинство. Правое же полушарие практически бездействует. А то, что не используется, со временем деградирует. У значительной части взрослого населения такая функция правого полушария, как воображение, практически не используется — взрослые разучились мечтать и фантазировать.
Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг! И. Соньер.
Функциональная специализация мозга является врожденной. Есть люди, у которых доминирует правое полушарие (левши), люди, с доминированием левого полушария (правши) и равнополушарные люди.
Несмотря на существование 3 групп людей, наши школьные методики развивают в основном левое полушарие, игнорируя половину возможностей ребенка. Кроме этого, левши чаще других могут испытывать стрессы, чувство усталости из-за несвойственной им нагрузки на мозг.
К счастью, полушария мозга можно развивать. Не только можно, но и нужно, ведь таким детям легче учиться в школе, они обладают большими умственными возможностями. Развитие правого полушария и межполушарных связей происходит в процессе очень интересных упражнений.
Попробуйте сами выполнить упражнения, предложенные ниже. Как правило, сначала бывает трудно, но через несколько минут наступает согласование полушарий и упражнения выполняются автоматически. Некоторые упражнения могут показаться вообще пустяковыми, но в процессе выполнения, Вы заметите, что это не так просто, как кажется.
Простые и забавные упражнения для развития правого полушария и межполушарных связей, снятия нервного напряжения и стимулирования работы мозга:
«Скорая помощь».
Снимает эмоциональное напряжение. Улучшает работоспособность.
Верхняя буква строчки проговаривается вслух, одновременно выполняется движение руками. Эти движения показывает нижняя строчка: Л – левая рука поднимается в левую сторону, П – правая рука поднимается в правую сторону, В – обе руки поднять вверх.
Получается, что надо одновременно делать несколько дел: видеть сразу 2 строки, произносить букву и двигать руками. Трудно может быть в первый раз, а потом даже дети справляются. Лучше делать стоя.
Удобно, если эти буквы располагаются не на столе, а на стене. Так удобнее смотреть и делать. Можно сделать несколько вариантов табличек и периодически их менять.
АБВГД ЕЖЗИК ЛМНОП
ЛППВЛ ВЛПВЛ ЛПЛЛП
«Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец с другими последовательно. Сначала в одном порядке, затем в обратном. Делать сразу двумя руками. Если ребенку трудно сразу двумя, то можно сначала правой, потом левой, а потом соединить. Кажется, что легко и просто, но выполнив несколько раз, пальцы начинают сбиваться. Когда выполняете это упражнение, то не руки смотреть не надо.
«Ладонь, кулак, ребро».
Три положения руки на плоскости стола. По команде «ладонь» кладем ладонь на стол. Команда «ребро» — ставим ладонь на стол на ребро, как заборчик. Команда «кулак» - сжимаем ладонь в кулак и ставим на стол. Меняем по очереди.
Выполняем сначала одной рукой, затем второй, а после – двумя вместе.
Удобно сначала сделать медленно, а затем ускорять. Делаем сидя за столом.
«Лезгинка»
Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. Затем положение рук меняется.
Добиваемся большой скорости и точности выполнения. Для удобства, можно считать. Например: «раз» — левая рука в кулак, «два» — правая рука в кулак.
«Зеркальное рисование».
Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу в каждую руку. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.
Для маленьких детей это упражнение лучше выполнять в воздухе. Рисовать фигуры вытянутыми вперед руками или кистью, поставив руку на локоток.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебной мотивации через стимулирование познавательной деятельности как средства саморазвития и самореализации личности младших школьников
В статье представлен методический опыт, мнение педагога по проблеме мотивации учебной деятельности. Какова задача педагога, чтобы ребёнок с интересом и желанием учился. Как по...

Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности.
"Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности." Доклад....

СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
На развитие и саморазвитие человека накладывает влияние среда, в которой живёт человек и действует. Обретая в процессе жизнедеятельности определённый опыт (на основе внутренних потребностей), че...

Влияние кинезиологических упражнений на активизацию межполушарного взаимодействия у учащихся.
Кинезиологические упражнения, используемые мною на динамических паузах, в процессе занятий, помогают детям снять эмоциональный стресс. Данные упражнения включают в себя движения перекрестно-паоа...

«Значение кинезиологических упражнений, направленных на развитие межполушарного взаимодействия»
Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет, используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Своей молодост...
"Стимулирование познавательной деятельности обучающихся как средство саморазвития и самореализации личности"
В данной статье речь пойдёт о стимулировании познавательной деятельности обучающихся....
"Стимулирование познавательной деятельности обучающихся как средство саморазвития и самореализации личности".
Выступление на педсовете....


