"Стимулирование познавательной деятельности обучающихся как средство саморазвития и самореализации личности"
статья

В данной статье речь пойдёт о стимулировании познавательной деятельности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_noyabr_2020.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТ

ТЕМА:

«СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»

Учитель высшей квалификационной категории

Новикова Анжелика Евгеньевна

05 ноября 2020 года

   Профессионализм учителя во многом определяется требовательностью к самому себе. Не к ученикам, а именно к себе. Ученики могут иногда казаться и невнимательными, и ленивыми, и агрессивными, и слабыми, и заносчивыми, но учительская задача состоит в том, чтобы вооружить их знаниями, навыками добывать эти знания, умениями отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе всё то лучшее, что делает человека человеком.        Каждому учителю, бесспорно, хочется сделать свой урок интересным и увлекательным. Одним из средств достижения этой цели является развитие познавательного интереса школьников, их творческая мыслительная активность, желание испытать чувство успеха при обучении. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности. Психологи считают, что младший школьный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность, как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности ребёнка. Потребность саморазвития и способность удовлетворять её посредством учения характеризует школьника, который является субъектом учения. Субъектом учения ребёнка делает обладание таким качеством как познавательная активность. Проблема развития познавательной активности младших школьников, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность. Каждый педагог сталкивается с такой проблемой, как отсутствие интереса некоторых учащихся к учебной деятельности. Какие же можно выделить причины спада школьной мотивации?

Причины спада школьной мотивации.

  1. Отношение ученика к учителю.
  2. Отношение учителя к ученику.
  3. Личная значимость предмета.
  4. Умственное развитие ученика.
  5. Продуктивность учебной деятельности.
  6. Непонимание цели учения.
  7. Страх перед школой.

Как организовать учебную деятельность школьников, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира? А.Эйнштейн отмечал: “Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут способствовать ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать”. Многочисленными исследованиями доказано, что познавательный интерес стимулирует волю и внимание, помогает более лёгкому и прочному запоминанию, способствует саморазвитию и самореализации личности. Познавательный интерес является связующим звеном для решения триединой задачи обучения, умственного развития и воспитания личности. Он связан не только с интеллектуальной, волевой или только с эмоциональной сферой личности; это их сложное сплетение. Одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслительной активности обучаемого является игровой характер учебно-познавательной деятельности. Обучающая игра имеет важную закономерность: первоначальная заинтересованность внешней стороной явлений постепенно перерастает в интерес к их внутренней сути.

Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса?

1. Развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, решает задачи проблемного характера. Проблемно – поисковые, деятельностные технологии обучения широко применяются нашими учителями начальных классов, работающими по образовательной системе “Школа России”.

2. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.

3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьника ранее, также способствует повышению интереса к новому материалу.

4. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным

5. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.

Как можно осуществлять более частую проверку знаний? (Работа в парах с взаимопроверкой, проверка с помощью “сигнальных кружков, карточек”, рассказ домашнего задания друг другу, хоровые ответы на несложные вопросы. Когда ученик работает у доски, классу даётся задание – внимательно слушать и подготовить рецензию на ответ или оценку ответа; “метод закрытой доски” - ученик работает за отвёрнутой доской с последующим сравнением решения с классом (“Блиц – турниры”) и т.д.

Важна также психосберегающая оценка ответа учащегося. Это означает оценивание конкретного ответа без перехода на личность ребёнка. Кроме того, сначала надо отметить достоинства ответа, и лишь затем – недостатки. Мягкой формой оценки неудачи является фраза “было бы лучше, если…”.

6. Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявление внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком.

7. Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме. Недаром И.Г. Песталоцци принцип наглядности назвал “золотым правилом” дидактики.

8. В обучении должны создаваться возможности для творчества, необходима дифференциация обучения.

9. Создание на уроке ситуации успеха для учащихся. Самый простой способ для создания ситуации успеха – определённость домашнего задания. Ученики чётко должны знать, что если они выполнят задание в полном объёме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главных тезисов, ответы на вопросы), то их ответ будет успешным. Для этого каждый урок оговаривается, что и как следует подготовить дома.

Что же можно сделать для стимулирования познавательной активности, какие применить методы и приемы?

Стимулирование познавательной активности учащихся в начальных классах.

  • Дидактические игры (сюжетные, ролевые и т.д.).
  • Наглядность.
  • Творческие работы по разным предметам.
  • Участие в предметных олимпиадах.
  • Научно-исследовательская деятельность.
  • Проектная деятельность учащихся.
  • Внеклассные мероприятия по предметам.
  • Индивидуализация. (Учёт не только способностей, но и интересов).
  • Дифференциация (разноуровневые задания).
  • Использование различных педагогических технологий:
    - игровые,
    - личностно-ориентированные,
    - развивающие,
    - проблемное обучение,
    - компьютерные.
  • Интегрированные уроки.
  • Карточки, перфокарты для индивидуальной работы.

Думаю, что, побывав бы на уроках наших учителей, вы смогли бы  увидеть многие приёмы стимулирования познавательной деятельности, о которых я говорила ранее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебной мотивации через стимулирование познавательной деятельности как средства саморазвития и самореализации личности младших школьников

В статье  представлен методический опыт, мнение педагога по проблеме мотивации учебной деятельности.  Какова задача педагога, чтобы ребёнок  с интересом и желанием учился. Как   по...

педагогическая поддержка в основе саморазвития и самореализации личности

      Высоконравственная, духовно богатая, гармонично развитая личность, способная осуществлять постоянное саморазвитие, является той целью, на достижение которой должны быть нап...

Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности.

"Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности." Доклад....

СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

На развитие  и саморазвитие человека накладывает влияние среда, в которой живёт человек и действует. Обретая в процессе жизнедеятельности определённый опыт (на основе внутренних потребностей), че...

УЧИТЕЛЬ - ОРГАНИЗАТОР УСЛОВИЙ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

В статье описывается, что основным ориентиром современого учителя является умело организованный педагогом учебный процесс, в котором представлено многообразие форм и методов учебной деятельности через...