УЧИТЕЛЬ - ОРГАНИЗАТОР УСЛОВИЙ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.
статья на тему

Бирзниекс Елена Александровна

В статье описывается, что основным ориентиром современого учителя является умело организованный педагогом учебный процесс, в котором представлено многообразие форм и методов учебной деятельности через создание культурно-развивающей среды  и предоставления ребёнку возможночтей для саморазвития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_glushk._chteniya_2014_sosh_9.docx14.74 КБ

Предварительный просмотр:

Е.А. Бирзниекс,

И.А. Ильина,

И.В.Бобыкина,

учителя начальных классов

МБОУ " Средняя общеобразовательная

школа №9 г. Йошкар-Олы"

Республики Марий Эл

УЧИТЕЛЬ - ОРГАНИЗАТОР УСЛОВИЙ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ

И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребёнка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека.

Основным ориентиром педагогической деятельности на данном этапе является создание условий для личностного становления ребёнка, его самореализации и развития его самосознания. Это достигается через создание культурно-развивающей среды и предоставление ребёнку возможностей для саморазвития.

Детство - это важный этап жизни человека и важнейший этап подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой  активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Начальная школа - новый этап в жизни ребёнка. Все отношения учащегося с внешним миром определяются  теперь его новой социальной позицией - ролью ученика, школьника.

Каким образом помочь детям самореализоваться уже с первых дней пребывания в школе?

В первую очередь, это введение элементов самоуправления в классе, чтобы каждый ребёнок почувствовал себя комфортно, чтобы каждый нашёл для себя интересное и посильное поручение. Особое место в школьной жизни занимает урок, и учителю надо при планировании уделить пристальное внимание к таким компонентам, которые способствуют самореализации каждого ученика, обучающегося в классе. Задача очень сложная. Как же её осуществить?

Практика показывает, что самый эффективный способ - это групповая работа на уроке. И начинать эту работу желательно уже с первого класса. На первой ступени она должна занимать 10-15 минут. Чаще всего группы бывают  разноуровневые   по своему развитию. Так на уроке чтения в 1 классе "читающие" дети могут несколько минут почитать самостоятельно и подготовить небольшое сообщение о прочитанном. Аналогично можно организовать работу и на уроке окружающего мира. Часто на уроке математики учителями используются  карточки с заданиями. Если карточки будут содержать задания различные по сложности, то это поможет слабоуспевающим детям почувствовать успешность своей работы, а не привыкать к "плохим" отметкам. Можно использовать карточки различного цвета, в зависимости от сложности заданий. Ребёнок сам определяет группу, в которой он будет работать. На уроках  изобразительного искусства и технологии групповая работа неизбежна.  Главное, при организации групп - учитывать пожелания детей. Доброжелательные отношения между детьми во время работы - залог успешности.

Уже в начальных классах ребята с удовольствием включаются в "деловую игру". Такая  игра носит поисковый характер. Каждая группа идёт своим путём к намеченной цели. При этом, конечно, присутствует дух соревнования, но опытный учитель не будет на этом акцентировать внимание, чтобы сохранить доброжелательные отношения между детьми. "Деловую игру" можно организовать на любом уроке, но особенно уместна она на уроке окружающего мира. Например, при изучении темы "Полезные ископаемые", каждая группа может превратиться в "научное сообщество".

Игровые моменты на уроках - это тоже средство самореализации обучающихся. Любое задание на уроке становится более понятным и интересным, если его обыграть - такова психология младшего школьного возраста.

По программе "Перспектива" в  1  классе в послебукварный период на уроке литературного чтения есть тема" Об одном и том же по-разному". Дети знакомятся с различными способами самовыражения. Правильно организованный урок позволит ребёнку  самому определиться, что ближе для него - работа художника, поэта или композитора. Это и станет для него пособием для самовыражения.

Особое место в учебном процессе  занимает проектная деятельность. Учебные тематические проекты выполняются как самостоятельно, так и в группах. Здесь ребёнку предоставлен простор для самореализации.  Каждый при этом использует весь свой потенциал.

Таким образом, самым важным условием самореализации и саморазвития младших школьников в учебном процессе, умело организованном педагогом, является многообразие форм и методов учебной деятельности, в  которые ребёнок может включиться. Это и есть основные ориентиры современного учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебной мотивации через стимулирование познавательной деятельности как средства саморазвития и самореализации личности младших школьников

В статье  представлен методический опыт, мнение педагога по проблеме мотивации учебной деятельности.  Какова задача педагога, чтобы ребёнок  с интересом и желанием учился. Как   по...

Проектная деятельность как условие развития нравственной сферы личности младшего школьника

Развитие нравственной сферы школьника через проектную деятельность...

« Создание условий для успешной социализации личности младшего школьника в условиях учебной дисциплины Литературное чтение».

Выступление на областном педагогическом совещании "повышение качества образования как приоритет развития региональной системы образования"....

Обобщение опыта: "Воспитание нравственных ценностей как условие эмоционально-волевого развития личности младших школьников"

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающ...

УЧИТЕЛЬ - ОРГАНИЗАТОР УСЛОВИЙ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

В статье описывается , что основным ориентиром современного учителя является умело организованный учебный процесс, в котором используется многообразие форм и методов учебной деятельности и созда...

Доклад "Создание условий для самореализации личности младшего школьника"

Доклад "Создание условий для самореализации личности младшего школьника"...

Внеурочная деятельность как средство развития и самореализации личности младшего школьника

Интеллектуальная игра "Экспресс эрудитов".Цель: способствовать формированию нравственных качеств.Задачи:- создать условия для воспитания доброты, милосердия, уважения друг кдругу и окру...