Доклад "Создание условий для самореализации личности младшего школьника"
материал на тему

Ященко Мария Андреевна

Доклад "Создание условий для самореализации личности младшего школьника" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Начальная школа - новый этап в жизни ребёнка. Все отношения учащегося с внешним миром определяются  теперь его новой социальной позицией - ролью ученика, школьника.

Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребёнка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека.

Начало обучения в школе – это новый и важный этап в воспитании и развитии ребенка. Став школьником, он впервые включается в систематическую, общественно значимую деятельность. Многие важные черты духовного мира ребенка закладываются в начальных классах. Именно здесь он получает основы систематических знаний, здесь формируется его нравственный облик, развивается характер, воля.

Основным ориентиром педагогической деятельности на данном этапе является создание условий для личностного становления ребёнка, его самореализации и развития его самосознания. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее, и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

На сегодняшний день задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности в принятии решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. 

Воспитательная ценность самореализации заключается в деятельностном проявлении потенциальных возможностей личности младшего школьника, их актуализации и дальнейшего развития. Следовательно, важнейшим условием самореализации личности в педагогически организованном процессе является многообразие деятельности и отношений, в которые ребенок может включиться.

Здесь следует отметить, что особенностью социальной ситуации развития младших школьников является то, что в их жизни появляется чрезвычайно важная фигура — учитель. Его влияние на самореализацию младшего школьника определяется применяемыми способами организации деятельности коллектива, инициируемой формой общения с учащимися, методами оценки и стимулирования активности личности.

Каким же образом помочь детям самореализоваться?

В первую очередь, это введение элементов самоуправления в классе, чтобы каждый ребёнок почувствовал себя комфортно, чтобы каждый нашёл для себя интересное и посильное поручение.

Особое место в школьной жизни занимает урок, и учителю надо при планировании уделить пристальное внимание к таким компонентам, которые способствуют самореализации каждого ученика, обучающегося в классе.

Самый эффективный способ - это групповая работа на уроке. И начинать эту работу желательно уже с первого класса. На первой ступени она должна занимать 10-15 минут. Чаще всего группы бывают разноуровневые по своему развитию. Главное, при организации групп - учитывать пожелания детей. Доброжелательные отношения между детьми во время работы - залог успешности.

Игровые моменты на уроках - это тоже средство самореализации обучающихся. Любое задание на уроке становится более понятным и интересным, если его обыграть - такова психология младшего школьного возраста.

Особое место в учебном процессе занимает проектная деятельность. Учебные тематические проекты выполняются как самостоятельно, так и в группах. Здесь ребёнку предоставлен простор для самореализации.  Каждый при этом использует весь свой потенциал.

Также, при создании условий для самореализации личности младшего школьника важно, чтобы ребенок чувствовал себя эмоционально комфортно. Можно выделить несколько элементов для создания комфортной атмосферы.

«Работа с родителями»

От эмоционального комфорта родителей, от их уверенности в правильности своего поведения и от ощущения заинтересованности в жизни своих детей, во многом зависит эмоциональное состояние ребенка.

“Я – слушаю, меня – слушают…” 

Ощущая свободу в выражении своих мыслей, желаний, стремлений, ребенок не боится быть услышанным, а значит и быть непонятым. Это придает уверенность в своих силах и делает ситуацию на уроке более комфортной.

“Наша сила – в единстве” 

Воспринимая себя членом коллектива, объединенного общими целями и задачами, ощущая постоянную поддержку со стороны товарищей, ребенок чувствует себя защищенным, а значит комфортно.

“Не ошибается тот, кто ничего не делает” 

Ошибка – это не факт уличения в незнании; ошибка – показатель необходимости доработки материала, дополнительной практики. Не испытывая страха перед возможностью ошибиться и получить плохую оценку, ребенок чувствует себя спокойно, а значит комфортно.

“Радость новых открытий” 

Поддержание постоянного интереса у детей к тому, что происходит на уроке, разнообразие в получении детьми новых знаний, разные формы работы на этапах отработки и закрепления материала, возможность использования полученных знаний в своей практической деятельности, способствуют развитию познавательной активности. Ребенок активен, он постоянно вовлечен в процесс познания, а значит не чувствует себя отстраненным, а следовательно ощущает комфорт.

Таким образом, самыми важными условиями самореализации и саморазвития младших школьников в учебном процессе является многообразие форм и методов учебной деятельности, в  которые ребёнок может включиться, а также эмоциональный комфорт ребенка. Это и есть основные ориентиры современного учителя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание условий для самореализации личности младшего школьника

Слайд 2

Работа в группе

Слайд 3

Игровые технологии

Слайд 4

Наши достижения

Слайд 6

Создание эмоционального комфорта Работа с родителями Я – слушаю, меня – слушают Наша сила – в единстве Не ошибается тот, кто ничего не делает Радость новых открытий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебной мотивации через стимулирование познавательной деятельности как средства саморазвития и самореализации личности младших школьников

В статье  представлен методический опыт, мнение педагога по проблеме мотивации учебной деятельности.  Какова задача педагога, чтобы ребёнок  с интересом и желанием учился. Как   по...

Создание условий для развития личности младших школьников через воспитание духовно- нравственных качеств

В статье дается понятие духовности, нравственности, указаны актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания....

УЧИТЕЛЬ - ОРГАНИЗАТОР УСЛОВИЙ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

В статье описывается, что основным ориентиром современого учителя является умело организованный педагогом учебный процесс, в котором представлено многообразие форм и методов учебной деятельности через...

УЧИТЕЛЬ - ОРГАНИЗАТОР УСЛОВИЙ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

В статье описывается , что основным ориентиром современного учителя является умело организованный учебный процесс, в котором используется многообразие форм и методов учебной деятельности и созда...

Внеурочная деятельность как средство развития и самореализации личности младшего школьника

Интеллектуальная игра "Экспресс эрудитов".Цель: способствовать формированию нравственных качеств.Задачи:- создать условия для воспитания доброты, милосердия, уважения друг кдругу и окру...