"Стимулирование познавательной деятельности обучающихся как средство саморазвития и самореализации личности".
статья

Выступление на педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stimulirovanie_poznavatelnoy_deyatelnosti_uchashchihsya.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОШ № 6»

Выступление на педсовете.

«Стимулирование познавательной деятельности обучающихся как средство саморазвития и самореализации личности».

Докладчик: Сорокина Н.В.

учитель высшей квалификационной категории

2020 г.

Учителя призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь  на имеющийся  жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

 «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ»

Тысячекратно  цитируется  применительно  к  школе  древняя  мудрость:  можно  привести  коня  к  водопою,  но  заставить  его  напиться  нельзя.  Да,  можно  усадить  детей  за  парты,  добиться  идеальной  дисциплины.  Но  без  пробуждения  интереса,  без  внутренней  мотивации  освоения  знаний  не  произойдёт,  это  будет  лишь  видимость  учебной  деятельности.

Как  же  пробудить  у  ребят  желание  "напиться"  из  источника  знаний?  Какие методы применить чтобы активизировать  познавательную  деятельность?

Над  этой  проблемой  настойчиво  работают  учителя,  методисты,  психологи.  Правда,  пока  особых  успехов  нет.  Поэтому  и  придумывают  учителя  различные  "завлекалочки"  на  уроках  -  игры,  слайды  и  т. д. 

Проблема учебной мотивации для нашей школы актуальна.

Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если ученик проявляет познавательную активность.  Познавательная активность рассматривается как постоянно изменяющееся  глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата. Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Проблема развития познавательной активности школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти  свое место в жизни.

Педагогическая практика исследует разные пути активизации познавательной деятельности, основой среди них является: разнообразие форм, методов, средств обучения.

В  настоящее время школам даны широкие возможности выбора форм и методов работы с ними. В первую очередь это проявляется в праве самим определять приоритеты своей деятельности не только с учетом потребностей общества, но и особенностей уровня компетентности педагогического коллектива, имеющейся в его распоряжении материальной базы, интересов родителей.

 «Метод обучения – это не только инструмент учителя, но и инструмент прикосновения к личности ученика»

Метод обучения является важнейшим компонентом урока. Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося по достижению конкретных образовательных задач. В методах обучения сфокусирована не только глубина раскрытия учебного содержания, но и проявляется личность учителя и ученика, взаимоотношения класса и учителя. Именно они определяют стиль учителя на уроке.

 « Хороших методов существует столько, сколько существует
хороших учителей»
Д. Пойя

Зона применения учителем  того или иного метода обучения зависит от  его знаний об эффективности его.

Ведущее место занимают словесные методы, которые подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой.

Беседу относят к методам работы учителя.

У одного учителя беседа проходит при повышенной мыслительной активности учащихся, а у другого – как скучная «перебранка» между учителем и учащимися.

То же самое можно наблюдать при проведении занятий так называемыми «активными» методами самостоятельной работы учащихся. У некоторых учителей они так организованы, что, в сущности, не способствуют активизации мысли учащихся.

Отсюда вывод – в учебном процессе нельзя формально подходить к оценке каждого метода, который часто берется изолированно, без связи с другими компонентами, влияющими на ход обучения. Если каждый из методов своевременно и на своем месте применяется учителем, то его положительное влияние на активизацию процесса обучения несомненно. Все методы обучения могут быть активными и развивать мышление, знания и практические умения, если применяются в соответствии с содержанием учебного материала и возрастом учащихся.

Значительное место среди словесных методов обучения отводится учебной дискуссии. Главное ее назначение в процессе обучения – стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных точек зрения, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиции. Но для этого необходима  предварительная подготовка учащихся как в содержательном, так и в формальном плане и наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме.

Определенный интерес представляют методы в основу которых положены различный характер и уровень самостоятельной познавательной деятельности учащихся в обучении.

Успешность обучения зависит не только от методов обучения, но и от форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке.

К формам организации учебно-познавательной деятельности относится система средств, с помощью которой учитель добивается включения каждого ученика в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность на основе сочетания индивидуальной, парной, групповой и общеклассной работы.  Но несмотря на разнообразие методов и форм  опыт работы в школе доказывает, что не только трудно, но порой и невозможно научить школьника, если он не хочет учиться.

Все должно пройти через его ум, его душу, его руки. И главное в методике работы учителя – не принуждение, а поиск путей применения таких методов и средств обучения, которые пробуждали бы познавательный интерес учащихся. Что же такое познавательный интерес?

Познавательный интерес -избирательная направленность личности на объекты, явления или процессы окружающей действительности. Он проявляется в активности и внимании учащихся на уроках, в их эмоциональных реакциях в вопросах к учителю, в чтении дополнительной литературы и др. Для поддержания и укрепления интереса учеников к урокам особое значение имеет организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы она была разнообразной по формам и видам учебной работы в течение урока, поисковой, самостоятельной, развивающей мышление.

Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможно. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Учителя применяют разные способы, средства, приемы активизации мышления учащихся. Одним из них является проблемный подход, постановка вопросов, создающих проблемную ситуацию, позволяющую последовательно вести

учащихся к решению учебных проблем. Перед классом ставятся задачи, которые побуждают учащихся рассуждать, предпринимать поиски.

Проблемный подход

Проблемный подход возможен при разных формах и видах учебного процесса. Учителя стараются так формулировать вопросы, чтобы в процессе их обдумывания у учащихся в свою очередь возникали встречные вопросы, стремятся создавать проблемные ситуации, целью которых является активизация познавательной деятельности школьников, развитие интереса к знаниям. «Если ученик находит выход из такой ситуации без прямой подсказки, без натаскивания – он делает шаг по пути умственного развития. И такой шаг дороже механического заучивания тысячи готовых истин».

Начальная школа

Одним из существенных слагаемых динамики учебного процесса, активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и формирования широких познавательных интересов у школьников является дидактическая игра. Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие возможности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития».

Игра  – это частица  детской жизни. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – сделать напряженный, серьезный труд занимательным и интересным для учащихся. Учителя начальных классов используют дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, занимательные задачи. Решение кроссвордов, ребусов, занимательных задач называют гимнастикой ума. Они расширяют кругозор учащихся, помогают лучше ориентироваться в постоянно возрастающем потоке информации. Решение кроссвордов тренирует память, улучшает сообразительность, учит работать со справочной литературой, побуждает интерес  к предмету и активизирует мыслительную и познавательную деятельность учащихся.

Живое общение с природой стимулирует познавательную активность учащихся  к ее изучению и способствует эстетическому воспитанию и любви к родному краю. Посещение производственных участков воспитывает в детях уважение к людям труда и знакомит их с профессиями.  Чтобы возбудить познавательный интерес, сделать обучение осознанным, увлекательным и полезным  учителя  иногда используют прием  заочного «путешествия» или «прогулки». Перед учащимися ставятся вопросы такого характера: представьте, что вы заблудились в лесу. Помогут ли вам найти дорогу наши зеленые друзья? Вас укусила пчела. Ваши действия? И другие.

Эти вопросы предполагают не только передачу учебной информации, но и специальное обучение школьников таким мыслительным операциям, как анализ, сравнение, обобщение, аргументация точки зрения, также предполагается учащимся в качестве домашнего задания – написать отзыв об увиденном или сочинение. 

Для развития познавательной активности учащихся, обучении их приемам нестандартных, рациональных решений проводятся олимпиады, предметные недели, нетрадиционные уроки: урок-путешествие, урок-сказка, урок-КВН,  урок-соревнование, викторины и другие. 

Нетрадиционный урок – это урок, который характеризуется нестандартным подходом :

к отбору содержания учебного материала;

к сочетанию методов обучения; 

к внешнему  оформлению.

При систематическом проведении контроля знаний учащихся  учителями проводятся тесты,  способствующие мотивации  учения, повышению познавательного интереса к предмету, развитию индивидуальных способностей школьников, которые являются первыми шагами  подготовки к ЕГЭ.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы, где найти нужный материал. На помощь пришел компьютер.

Компьютерные технологии создают большие возможности активизации познавательной деятельности. Информационные технологии помогают отправиться в различные «путешествия», в которых ученики превращаются в пытливых искателей знаний. Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создает возможность доступа к современной, свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, к новой форме оценки знаний. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока. Использование инфомационно-коммуникативных технологий  позволяет расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного и животного мира. ИКТ вызывают у младших школьников интерес; анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребенка. Успешность, как один из основных мотивов, обеспечивается тем, что компьютерные программы позволяют сделать обучение интересным и разнообразным по форме.

Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому не безразлична судьба своих учеников.

Главный вывод состоит в следующем.

Невысокий уровень познавательной мотивации — не недостаток ученика, а его беда. Наша с вами задача - постараться изменить ситуацию к лучшему. Приемов много, у каждого учителя своя педагогическая техника. Но если постоянно держать проблему мотивации в «поле зрения», планировать мотивационные моменты на уроке, учитывать все факторы, влияющие на мотивацию учения, результат не заставит себя ждать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебной мотивации через стимулирование познавательной деятельности как средства саморазвития и самореализации личности младших школьников

В статье  представлен методический опыт, мнение педагога по проблеме мотивации учебной деятельности.  Какова задача педагога, чтобы ребёнок  с интересом и желанием учился. Как   по...

педагогическая поддержка в основе саморазвития и самореализации личности

      Высоконравственная, духовно богатая, гармонично развитая личность, способная осуществлять постоянное саморазвитие, является той целью, на достижение которой должны быть нап...

Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности.

"Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности." Доклад....

СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

На развитие  и саморазвитие человека накладывает влияние среда, в которой живёт человек и действует. Обретая в процессе жизнедеятельности определённый опыт (на основе внутренних потребностей), че...

УЧИТЕЛЬ - ОРГАНИЗАТОР УСЛОВИЙ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

В статье описывается, что основным ориентиром современого учителя является умело организованный педагогом учебный процесс, в котором представлено многообразие форм и методов учебной деятельности через...

"Стимулирование познавательной деятельности обучающихся как средство саморазвития и самореализации личности"

В данной статье речь пойдёт о стимулировании познавательной деятельности обучающихся....