Коррекционно-развивающее занятие логопеда «Полёт к звукам»
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

В данной публикации представлен практический опыт работы с детьми с ОВЗ. Во время логопедического занятия «Полёт к звукам [л - р]» обучающихся в игровой форме закрепляют правильную артикуляцию звуков [р] - [л] и различия между этими звуками и соответствующими буквами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polyot_k_zvukam.docx159.96 КБ
Файл polet_k_zvukam.pptx1.84 МБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающее занятие логопеда

Тема занятия: Дифференциация звуков [л - р], букв л - р

Автор занятия: Калюжная Светлана Валерьевна, учитель-логопед

Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ № 8» г. Ханты-Мансийска

Класс: 1класс, с обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Цель занятия: Дифференциация звуков [р] - [л] в устной речи и букв р – л на письме

Задачи занятия:

1. Коррекционно-образовательные: закрепить правильную артикуляцию звуков [р] - [л] и различия между этими звуками и соответствующими буквами; навыки правильного применения букв л и р на письме.

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематические процессы через выделение звуков в слове и определение лишнего слова, через нахождение слов с заданной буквой, через подставление нужной буквы в предложения;

- развивать мыслительные процессы через создание проблемных ситуаций, разгадывания кроссвордов, через нахождение 4-го лишнего, через нахождение и исправление ошибок в предложениях, через подбор слов в словосочетание;

- оптические процессы через заполнение кроссворда, через соединение слов в словосочетание, через нахождение одинаковых предметов;

- осознанность и правильность чтения через чтение заданий в кроссворде и выражений, составление предложений по карточкам;

- активизировать и расширять словарь через объяснения значений выражений и предложений.

3. Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать интерес к русскому языку, к дню космонавтики.

Используемые педагогические технологии и методы:

- ИКТ

- Здоровьесберегающие технологии

- Игровые технологии

- Развивающее обучение

- Личностно-ориентированные технологии обучения

- Словесные методы

- Практические методы

- Наглядные методы

- Проблемно-поисковый метод

Необходимое оборудование и материалы:

- Компьютер, мультимедиа - проектор, экран, колонки;

- Презентация в программе Microsoft Office Power Point;

- Индивидуальные макеты ракеты, карточки с заданиями, индивидуальные карточки со словосочетаниями, карточки со словами для предложений, магнитные буквы р, л, карточки с буквами, листочки в линейку, ручки, цветные карандаши, призы.    

Список литературы:

1. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. - М, 1991.  

2. Крупенчук  О. И. Научи меня говорить правильно!: пособие по логопедии для детей и родителей.  – СПб.: издательский Дом «Литера», 2004.

Использованные Интернет ресурсы:

- Видео "День Варенья" - https://yandex.ru/video/preview/4407412950799997085

- Звуки взлета и полета ракеты - http://umorina.info/track/ 

- Картинки: ракета, планеты, овощи, инструменты, птицы, цветы - https://yandex.ru/images/

- Физминутка - http://umorina.info/track/                  

Ход и содержание занятия

I. Орг. момент (у доски).

- Какой праздник отмечают в апреле? Почему? (Ответы обучающихся)

- Мы сегодня тоже полетим...к звукам. (Слайд 1)

II. Определение темы и целей занятия.

- В слове ракета какой 1-й звук? А в слове луна? (Ответы обучающихся)

- Догадались к каким звукам полетим? (К звукам [л - р]) (На слайде 1, появляется тема урока)

- Разбираем свои индивидуальные ракеты и полетели... на свои места! (Звук на слайде. Под звук взлёта ракеты обучающиеся проходят на свои места со своими индивидуальными макетами ракет)

III. Выделение звука, развитие оптических процессов.

- Посмотрите в иллюминатор свих ракет. Видите, мы не одни совершаем полёт. (Слайд 2)

- В своих карточках найти две одинаковые ракеты (Приложение 1)

- Проверяем. (На слайде показаны две одинаковые ракеты).

- Раскрасьте их одинаково.

- Какой 1-й звук в слове ракета? ([р])

- Произнесём его правильно, чтобы наша ракета подготовилась к посадке на планету.

- Молодцы!

IV. Соотношение звук - буква.

- Какой буквой он обозначается? (Буквой Р- эр). Напишите рядом с одной раскрашенной ракетой заглавную букву Р, а рядом с другой - строчную букву р.

- Молодцы, очень красивые буквы Р!

- Мы приземлились на планету "Отгадай-ка". (Слайд 3)

- Жители этой планеты просят помочь им разгадывать кроссворд. По цепочке читаем вопрос и говорим отгадку. Кому трудно читать вопрос, мы поможем. (На слайде кроссворд заполняется)

- Какой звук встречается чаще других в ваших ответах на вопросы? (звук [л])

- Который на письме обозначают буквой … (Буквой Л- эль).

- Найдите у себя на парте все карточки с буквами Л. Работаем в парах дружно. (Работа в парах)

- Отлично!

- Летим на следующую планету. Произносим звук, который на письме обозначается буквой Л. Садимся поудобнее, пристёгиваемся. Полетели! (Звук на слайде).

V. Дифференциация звуков в словах.

- Следующая планета на нашем пути "Убирай-ка". (Слайд 4, 5)

- На этой планете много разных животных, растений и неживых предметов. Вы по очереди подходите к нашей космической доске и называете предметы, которые появляются на планете. Все звуки произносим правильно и красиво. Слушаем, какой звук [л] или [р] встречается в словах, называем предметы одним словом и находим лишнее. (Обучающиеся по очереди выполняют задание. На слайде появляются предметы и убирается лишняя картинка)

(1. Сорока, голубь, воробей, ворона. 2. Колокольчик, фиалка, астра, ландыш.

3. Пила, молоток, топор, лопата. 4. Помидор, баклажан, картофель, морковь)

- Справились с заданием, молодцы! Летим дальше. (Звук на слайде).

VI. Составление словосочетаний. Дифференциация букв.

- Приземляемся на следующую планету, "Соединяй-ка". (Слайд 6)

- Получите маршрутные листы по этой планете. На карточках написаны слова в две колонки. (Приложение 2)

- Прочитайте слова из 1 столбика и подберите к ним слова из 2 столбика, соедините их, прочитайте словосочетание. (Индивидуальная работа в карточках)

- Подчеркните у себя в карточках все буквы Л одной чертой, а все буквы Р – двумя чертами.  (Индивидуальная работа в карточках)

- Давайте проверим. Эти слова у кого в карточке были? Прочитай, какие словосочетания у тебя получились. Не забываем все звуки произносить правильно!

- Следующие чьи слова? Проверяем!

 (По очереди проверка всех карточек.  Объяснение значения некоторых словосочетаний)

- Молодцы! Мы интересно попутешествовали, пора возвращаться домой. В путь! (Звук на слайде).

VII. Физминутка. (Слайд 6)

- Перед посадкой на планету Земля, давайте выйдем в открытый космос. Слушаем, повторяем «Вот так!» и показываем движения. (Звук на слайде 6). (Обучающиеся выходят на свободное место. Повторяют слова и показывают движения из физминутки)

VIII. Работа с деформированным предложением. (Слайд 7)

- Возвращаемся в свою ракету и смотрим в иллюминатор. Видите, какие космонавты летают рядом. (Видео на слайде 7. Остановить на 20 секунде!)

- Вы узнали этих космонавтов? (Ответы обучающихся)

- Чтобы нам вместе с этими героями вернуть на свою планету, надо выполнить их задания. Маша передала нам космические карточки, в которых все слова разлетелись. Надо всем вместе составить из них красивое и правильное предложение.

- Все собираемся возле этого космического стола, читаем задание от Маши.  (Приложение 3)

- Прочитайте слова. Переставьте их так, чтобы получилось предложение. Запомните и запишите его в своих космических листочках. (Групповая работа)

  (Обучающиеся выходят к столу, совместно переставляют карточки со словами, чтобы получилось предложение. Проговаривают его, следя за правильным произношением звуков. Запоминают предложение. Садятся на места и записывают его. При необходимости можно повторить предложение или разрешить ребёнку подойти к собранному предложению и прочитать его еще раз. Если у кого-то при написании появилась ошибка, предложить ученику подойти к собранному образцу и проверить.)

- Проверяем: Валера полетел на красной ракете на далёкую планету. (Или: Валера на красной ракете полетел на далёкую планету. Возможны и другие варианты предложения)

- Отлично справились с Машиным заданием. Теперь еще Мишка просит выполнить его задание. Надо подчеркнуть в этом предложении все буквы Л (эль) одной чертой, а все буквы Р (эр) – двумя чертами.  

- Проверяем. Сосчитайте, сколько букв Л (эль) вы подчеркнули одной чертой, столько пальчиков мне покажите. (5).

- Прочитайте эти слова. Следим за правильным произношением звуков. (Валера, полетел, далёкую, планету)

- Сосчитайте, сколько букв Р (эр) вы подчеркнули двумя чертами, столько пальчиков мне покажите. (3)

- Прочитайте эти слова, не забывая о правильном произношении звуков.  (Валера, красной, ракете)

- Мы большие молодцы, все вместе возвращаемся домой. Пристегнулись, готовимся к посадке на Землю. (Продолжение видео на слайде 7)

IX. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

- Ну вот уже и наша планета Земля видна в иллюминаторе.  Что понравилось, что запомнилось в полёте? (Ответы обучающихся)

- Что нового и интересного узнали?  Чему научились? (Ответы обучающихся)

 Карточки, где вы соединяли слова, возьмете домой и ещё раз прочитаете полученные словосочетания и обсудите их значение со взрослыми.

- Посмотрите на нашу космическую доску, что вы видите? (Слайд 8) (Одна планета очень грустная, другая весёлая.)

- С каким настроением вы подошли к концу нашего полёта? На какую планету полетите?

 - Возвращаемся! Приготовьте свои индивидуальные ракеты. Их нужно «приземлить» на одну из планет (Звук на слайде).

 (Обучающиеся объясняют и прикрепляют макет своей ракеты к нужной планете)

- Рада всех видеть, благополучно вернувшихся из полёта. (На память о нашем полёте детям вручаются полезные призы)

- Спасибо всем за полёт. До новых встреч! (Слайд 8)

Приложение 1

Найди две одинаковые ракеты, раскрась их одинаково

8

Приложение 2

Прочитайте слова из 1 столбика и подберите к ним слова из 2 столбика, соедините их, прочитайте словосочетание

1. ракеты                  вращается                   2.  раскалённое          лётчик  

астроном              греет                                первый                   полёты

солнце                  летят                                 зелёная                   ядро

луна                      рассматривает                 длинные                 планета

3. яркая                     дыры                          4.  реактивные            телескоп    

чёрные                 луноход                           карликовая              утро

первый                 затмение                         раннее                    самолёты    

солнечное             полоса                            большой                  планета

Приложение 3

Прочитайте слова. Переставьте их так, чтобы получилось предложение. Запомните его и запишите на своих космических листах

Валера, полетел, на красной, ракете, на далёкую, планету


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

з п о л ё т к в к а м Калюжная Светлана Валерьевна Учитель-логопед МБОУ «СОШ №8» г . Ханты-Мансийск у Р - Л

Слайд 3

лось о п а а т с т л 1 1 2 2 т у л 3 4 е н а а л м а п 5 ы л о 6 о ж к а 7 м о о л к 8 с о н п 9 По вертикали: 1. Инструмент садовода. 2. Предмет, на котором сидят. 4. Волшебная ... Алладина. 6. Столовый прибор. 7. Полезный напиток для детей. 9. Большое пространство, которое засевают пшеницей, кукурузой. По горизонтали: 1. Лесное животное, у которого красивые рога. 2. Предмет, за которым едят. 3. Школьный предмет, в котором лежат ручки. 5. Предмет, которым моют руки. 8. Животное, у которого есть хобот. ПЛАНЕТА « ОТГАДАЙ-КА » 9 7 1 2 8 3 4 5 6

Слайд 4

ПЛАНЕТА « УБИРА Й- КА »

Слайд 5

ПЛАНЕТА « УБИРА Й- КА »

Слайд 6

ПЛАНЕТА « СОЕДИНЯЙ- КА » яркая дыры чёрные луноход первый затмение солнечное полоса реактивные телескоп карликовая утро раннее самолёты большой планета ракеты вращается астроном греет солнце рассматривает луна летят раскалённое лётчик первый полёты зелёная ядро длинные планета Р - Л

Слайд 8

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план организационно-методической коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на 2013-2014 учебный год

В плпне рассмотрены все этапы и основные направления работы учителя-логопеда....

Конспект открытого занятия совместной коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога с группой обучающихся 2 класса

Конспект этого совместного занятия может пригодится разным специалистам. Занятие представляет собой совместную работу таких специалистов как учителя-логопеда и педагога-психолога с одной и той же груп...

Компьютерные технологии – эффективное средство в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми на логопедических занятиях.

В статьи рассматриваются вопросы использования компьютерных технологий на логопедических занятиях....

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по обучению грамоте с детьми с ЗПР в 1 классе (первый год обучения)."Звук и буква М"

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по обучению грамоте с детьми с ЗПР в 1 классе (первый год обучения) "Звук и буква М"...