Рабочая программа для обучающихся с нарушениями чтения и письма 7-9 класс.
рабочая программа по логопедии

Артемьева Альбина Владимировна

Рабочая программа  коррекционного курса "Логопедические коррекционно-развивающие занятия" для обучающихся с нарушениями чтения и письма 7-9 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oop_dizorfografiya_7-9_2025.docx61.18 КБ

Предварительный просмотр:

«Принято»

на педагогическом совете ГКОУ ЦИО «Южный»

Протокол № _________

«____»_____________2025 г.

«Утверждаю»

Директор ГКОУ Центр

                     инклюзивного образования «Южный»

____________ Т.В.Кизерман

            «  ___  » _________2025 года

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ЦЕНТР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ» _______________________________________________________________________________________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

«Логопедические коррекционно-развивающие занятия»

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

7 - 9 класс

Срок реализации: 3 года

Составители:

учитель-логопед Артемьева А.В.

Москва

2025 год

Содержание

  1. Пояснительная записка

3

  1. Общая характеристика коррекционного курса

6

  1. Описание места коррекционного курса в учебном плане

9

  1. Планируемые результаты освоения коррекционного курса

10

  1. Содержание коррекционного курса

11

  1. Тематическое планирование

  1. Описание материально-технического обеспечения

16

24

  1. Пояснительная записка

В письме Министерства просвещения Российской Федерации от 8 февраля 2019 г. N ТС-421/07 обращается внимание на необходимость повышения эффективности работы служб психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями письма и чтения.

Курс «Логопедические коррекционно-развивающие занятия» является обязательной частью коррекционно-развивающей области ФГОС ООО обучающихся, имеющих нарушения чтения и письма. Чтение и письмо являются метаязыковыми компетенциями, обеспечивающими у обучающихся всех уровней образования усвоение учебных дисциплин и влияющими на дальнейшую социализацию. К данной категории обучающихся, имеющих нарушения чтения и письма,  относятся обучающиеся, имеющие сохранный интеллект, слух, зрение и демонстрирующие в комплексе или изолированно стойкие нарушения технической и/или смысловой сторон чтения и/или допускающие специфические ошибки письма, что препятствует успешному освоению основной образовательной программы.

Нарушения чтения и письма могут проявляться в разной степени и быть обусловленными различными причинами: нарушениями устной речи; нарушениями или несформированностью различных высших психических функций, регуляторных механизмов деятельности;  моторной недостаточностью, а также носить смешанный характер.

У обучающихся среднего и старшего школьного возраста, имеется особая категория стойких специфических нарушений письма, которые   правомерно именовать дизорфографией.  Дизорфография – это стойкая и специфическая несформированность (нарушение) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленных недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций (Р.И. Лалаева).

Специфические симптомы дизорфографии у учащихся средних и старших классов подразделяются на два типа. К первому типу относятся: недостаточность сформированности у обучающихся грамматических понятий и соответствующего терминологического словаря; низкий уровень усвоения правил и закономерностей функционирования языковых единиц; неполноценность операций морфемного, морфологического и словообразовательного анализа. Наблюдается слабая мотивация к изучению орфографических правил; неспособность опираться на них в письменной деятельности, усваивать и применять в письме алгоритм орфографических действий. Ко второму типу специфических симптомов относятся наиболее характерные орфографические ошибки в письме, обусловленные трудностью усвоения орфограмм.

 В средних и старших классах общеобразовательной школы дизорфография возникает у детей, имеющих в анамнезе:

—        общее недоразвитие речи (ОНР);

—        фонетическое недоразвитие речи (ФНР) и фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);

—        дисграфию и дислексию (в период обучения в начальной школе);

—        различную неврологическую симптоматику: минимальную мозговую дисфункцию (ММД), энцефалопатию;

—        пренатальную и постнатальную патологию.

У большинства обучающихся, имеющих данное нарушение, отмечаются:

1) снижение слухоречевой памяти;

2) нарушение буквенного гнозиса;

3) нарушение динамического праксиса руки;

4) затрудненность восприятия ритмической структуры слова;

5) нечеткая дикция, плохая артикуляция;

6) нарушение лексико-грамматического строя речи.

Обучающиеся с данным нарушением (дизорфографией) принадлежат к той категории учащихся, которые особенно нуждаются в логопедической помощи. Без нее они не только испытывают затруднения в процессе обучения, но и зачастую оказываются в числе неуспевающих по многим предметам. У обучающихся с данным видом нарушения не развивается спонтанно и   самостоятельно полноценное «чувство языка», они не усваивают языковые закономерности письменной речи, у них не формируются и не закрепляются в памяти системные аналогии и модели написания тех или иных орфограмм.

Курс «Логопедические коррекционно-развивающие занятия» направлен на формирование речевой компетенции обучающихся, развитие и совершенствование навыков речевого общения, обогащение лексического запаса и языковых средств общения, преодоление и/или ослабление нарушений чтения и письма, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи и саморазвитию коммуникативных компетенций.

Курс «Логопедические коррекционно-развивающие занятия» обеспечивает логопедическое сопровождение и направлен на преодоление и/или ослабление нарушений/недостатков речевого развития и помощь в овладении программным материалом по русскому языку, у обучающихся 7 – 9 классов, получающих образование в соответствии с ФГОС ООО.

2. Общая характеристика рабочей программы «Логопедические занятия» 7 - 9 классов

Цель курса «Логопедические коррекционно-развивающие  занятия»

– коррекция и преодоление/или ослабление имеющихся нарушений/недостатков устной и письменной речи обучающихся с дизорфографией, формирование мотивации к самоконтролю письменной  речи,  создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ по русскому языку и саморазвитию коммуникативных компетенций.

Задачи курса: 

  • коррекция и развитие языкового анализа и синтеза;
  • совершенствование фонетико-фонематической стороны речи;
  • формирование фонематических, морфологических и синтаксических обобщений;
  • коррекция и развитие лексико-грамматического строя речи;
  • формирование алгоритма орфографических действий, орфографической зоркости, навыков грамотного письма;
  • коррекция или минимизация ошибок письма и чтения;
  • уточнение, активизация и обогащение словарного запаса учащихся;
  • развитие мышления, зрительных и слухоречевых модальностей функций внимания и памяти;
  • уточнение и совершенствование зрительно-пространственных и пространственно-временных представлений;
  • развитие графо-моторных навыков;
  • формирование познавательной активности и учебной самостоятельности;
  • развитие навыка планирования учебной деятельности, предварительного и    текущего вида самоконтроля;
  • развитие связной речи и формирование коммуникативной компетенции.

Основными направлениями логопедической работы является:

- диагностика и коррекция фонематических процессов;

- диагностика и коррекция лексической стороны речи;

-диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);

- диагностика и коррекция нарушений чтения и письма.

- расширение представлений об окружающей действительности.

В ходе курса «Логопедические коррекционно-развивающие занятия» осуществляется формирование языковых обобщений, коррекция и развитие навыков правильного использования языковых средств в процессе общения и в учебной деятельности. Происходит обогащение лексического строя речи, развитие лексической системности, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения новыми способами словоизменения и словообразования изучаемых частей речи, моделями различных синтаксических конструкций. Осуществляется развитие связной речи, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию. Происходит формирование орфографических умений и навыков на основе развития орфографической «зоркости».

Содержание курса «Логопедические коррекционно-развивающие занятия» строится в соответствии с требованиями к результату изучения учебного предмета «Русский язык» и основано на использовании учебного материала. Специалист уделяет внимание закреплению учебных навыков по учебному предмету «Русский язык» с использованием логопедических приемов, направленных на совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение ошибок в письменной речи, развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи. Например, используемые на логопедических занятиях задания по словообразованию разных частей речи, позволяют отрабатывать навыки морфемного разбора; работа над обогащением словарного запаса способствует расширению возможностей обучающихся в подборе проверочных слов на ряд орфографических; упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их  запись; восстановление пропущенных букв; поиск слов на изучаемое правило; самостоятельный поиск орфографических ошибок; запись под диктовку; специальные приемы логопеда по работе с текстом способствуют повышению осознанности чтения, читательской грамотности; отработка интонационно-выразительных средств, модуляции голоса совершенствует навыки выразительного чтения.

Важным моментом является система работы по подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации.  Учитель-логопед проводит работу по развитию и расширению умений выделять микротемы в тексте, грамотно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать последовательность изложения, излагать основное содержание прослушанного текста с использованием приемов сжатия, разделив его на абзацы и передав все значимые микротемы. Программа курса «Логопедические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся 9-х классов построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала  за курс основной  школы по предмету «Русский язык». 

Учитель-логопед работает в тесном сотрудничестве с другими специалистами сопровождения (учителем-дефектологом, педагогом-психологом), а также с родителями обучающегося с дизорфографией, что обеспечивает комплексный подход в решении трудностей обучающегося с нарушениями чтения и письма.

Программа коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия» построена по модульному принципу. Каждый модуль отражает содержание одного из направлений коррекционной логопедической работы, необходимых для преодоления дизорфографии. Модульное построение программы курса позволяет осуществлять дифференцированный подход с учетом особых образовательных потребностей и речевых возможностей обучающихся с нарушениями чтения и письма. Учитель-логопед может структурировать содержание программного материала по курсу, исходя из потребностей учащегося с дизорфографией или группы, увеличивая количество часов на изучение одного или нескольких модулей, либо равномерно распределяя время на изучение каждого модуля. Проведение коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда предполагает вариативность и индивидуализацию содержания программы.

При тематическом планировании логопедических занятий учитель-логопед после изучения конкретной темы модуля интегрирует ее материал для закрепления в структуру последующих занятий. Кроме того, возможно совмещение на одном занятии логически связанных тем из разных модулей.

3. Описание места коррекционного курса в учебном плане

 Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена  индивидуальными и подгрупповыми  занятиями.

Курс «Логопедические коррекционно-развивающие занятия» относится к курсам коррекционно-развивающей области, реализуемыми в ЦИО «Южный». Подгруппы комплектуются с учетом однородности и выраженности нарушений.

По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, может быть замедлен или ускорен темп, увеличен или сокращен объём изучаемого материала.

                 Занятия проходят во второй половине дня во внеурочное время в специально оборудованном кабинете.

Приведенная программа рассчитана на 2 занятия в неделю, 34 учебные недели, 68 занятий в 7-8 классах, в 9-х классах программа рассчитана на 33 учебные недели, 66 занятий.

Длительность занятий составляет: подгрупповые занятия - 40 минут, индивидуальные – 20 минут.

4. Планируемые результаты освоения коррекционного курса

В результате реализации логопедической программы у обучающихся будут сформированы знания:

7 класс

К концу учебного года учащиеся:

- активно используют различные способы словообразования;

- ориентируются в составе слова, т. е. определяют при помощи каких частей слова образуются новые слова и как изменяются их значения;

- строят простые, распространённые и сложные предложения;

- определяют последовательность и связность предложений в тексте;

- устанавливают смысловую зависимость между словами в предложении, между предложениями в тексте;

- знают терминологический словарь данного класса по программе «Русский язык»;

- знают орфографические правила и применяют в письме правильный алгоритм орфографических действий;

- составляют план связного высказывания.

8 -9 класс

В результате реализации логопедической программы у обучающихся будут восполнены знания:

- в развитии звуковой стороны речи;

- в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;

- в формировании связной речи;

- будут устранены/ослаблены специфические ошибки письма и чтения;

- в умении   грамотно излагать свои мысли в письменной форме.

5. Содержание коррекционного курса «Логопедические занятия» включает в себя следующие модули:

Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика» направлен на пополнение словарного запаса, использование различных способов словообразования разных частей речи, преодоление специфических и дизорфографических ошибок.

Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология» направлен на формирование синтаксических и семантических представлений, расширение языковых средств и формирование умения их активного использования на уровне словосочетания и предложения, преодоление специфических, дизорфографических и пунктуационных ошибок.

Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация» направлен на развитие умений работать с текстом, формирование коммуникативных умений и навыков, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию, преодоление специфических, дизорфографических и пунктуационных ошибок.

Рекомендованное распределение часов на изучение каждого раздела модуля по годам обучения приводится в тематическом планировании Примерной рабочей программы курса «Логопедические коррекционно-развивающие занятия». В то же время, модульный принцип подразумевает определение приоритетности изучения того или иного раздела модуля в зависимости от особенностей ребенка или группы обучающихся. Специалист может сделать один и более разделов модулей в качестве базовых, а другие изучать в меньшем объеме. Учитель-логопед может гибко варьировать распределение часов, ориентируясь на потребности обучающихся с дтзорфографией.

Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи» (фонетика, орфоэпия, графика)

Звуки русского языка, их сравнение и различение (гласные – согласные, ударные – безударные, звонкие – глухие, твердые – мягкие). Практикум по улучшению дикции и произношения, отработка правильного ударения в словах. Роль ударения. Проверяемые безударные гласные в корне слова (способы подбора проверочных слов). Актуализация опорных знаний по изучению и закреплению понятий: звук, буква, слог, гласные, йотированные гласные, согласные, ударение, ударные, безударные, глухие, звонкие, непроизносимые, фонема, фонетический разбор. Дифференциация при письме сходных по оптическому, кинестетическому принципу букв, фонетическому принципу звуков. Отработка приемов выразительного чтения с соблюдением орфоэпических норм (в рамках изученного по годам обучения).

 Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса, формирование навыков словообразования. Морфемика»

Написание слов с проговариванием, исключая специфические ошибки словообразования. Актуализация опорных знаний по изучению и закреплению понятий: части слова, основа, корень, приставка, суффикс, окончание, постфикс. Выделение морфем на основе словообразовательного анализа слова. Образование новых слов с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов. Образование сложных слов путем сложения основ. Выполнение словообразовательного разбора с целью определения способа образования слова. Практическое употребление форм слов разных частей речи. Соблюдение на письме орфографических правил: правописание суффиксов приставок; правописание корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися гласными, непроизносимыми согласными; (в рамках изученного по годам обучения); правописание глаголов (корней с чередованием е // и; использование ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа после шипящих; -тся и -ться в глаголах; суффиксов -ова-/-ева-, -ыва-/-ива-; личных окончаний глагола (в рамках изученного по годам обучения).

 Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология»

Части речи. Словосочетание. Предложение. Актуализация опорных знаний по изучению и закреплению понятий: части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение, предлог, союз, междометие, причастие, деепричастие, числительное и использование их в речи (в рамках изученного по годам обучения). Различение и определение (с опорой на схему) различных морфологических признаков изученных частей речи. Развитие и совершенствование умения образовывать форму слов изученных частей речи. Различение однозначных и многозначных слов, омонимов, прямого и переносного значения слова. Подбор и использование синонимов и антонимов в речи. Фразеологизмы и свободные словосочетания, их различение и употребление. Понимание и употребление метафор, гипербол, сравнений (в рамках изученного материала). Сравнение и различение тематических групп слов: родовых и видовых понятий. Отработка практических умений употреблять слова в соответствии с их лексическим значением. Упражнение в понимании лексического значения незнакомого слова, исходя из контекста (предложение, текст). Согласование слов и изменение предложно-падежных конструкций (с опорой на образец и без). Выделение словосочетаний внутри предложения, определение типа связи, главного и зависимого слова. Разбор предложения, определение вида по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ. Составление простых и сложных предложений с однородными членами (с опорой на образец и схему). Применение знаний по синтаксису и пунктуации (постановка знаков препинания в предложениях с косвенной речью, с прямой речью, при цитировании). Развитие умения находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 7 - 9 классах пунктуационными правилами.

Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация»

Работа с текстом (определение темы и основной мысли, понимание основного содержания, смысла текста, составление простого/сложного плана для дальнейшего пересказа). Изложение прослушанного текста, с использованием приемов сжатия (с предварительным делением его на абзацы, выделением значимых микротем). Составление связного рассказа и пересказа на заданную тему (с соблюдением смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения). Составление письменного текста (с использованием изученных особенностей частей речи, синтаксических конструкций). Аргументирование собственной позиции (отработка умения доказывать и убеждать, используя различные языковые средства и приемы). Беседы и диалоги (инициация бесед, устных монологических и диалогических высказываний, характеризующихся широким спектром лексических средств, точностью словаря, использованием разнообразных синтаксических конструкций). Речевой практикум, направленный на извлечение нужной информации, анализ и систематизацию отобранного речевого материала. Создание и редактирование текстов, нахождение и исправление ошибок. Изучение и закрепление в устной речи и на письме правил речевого этикета. Выразительное чтение стихотворных и прозаических текстов (с соблюдением всех пройденных орфоэпических норм, с соблюдением интонации и пунктуационного оформления текста).

    Структура занятия:

  1. Приветствие (речевая разминка).
  2. Организационный момент. Сообщение темы и цели занятия.
  3. Работа по теме занятия:

- повторение предыдущего материала;

- подготовка к восприятию нового материала;

- изучение нового материала;

- закрепление изученного материала.

  1. Итог занятия.

Способы определения результативности: тестирование, диагностика в начале, середине и конце учебного года.

6.Календарно-тематическое планирование

7 класс

Тема

Количество часов

Дата

1.

Логопедическая диагностика.

2

2.

Логопедическая диагностика. Письменная работа, включающая в себя списывание и   диктант.

2

3.

Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

2

4.

Чередование гласных в корнях -бир-бер, -дер-дир, -клан-клон, -скак-скоч.

2

5.

Гласные Ы-И после приставок.

2

6.

Мягкий знак после шипящих в разных частях речи.

2

7.

Правописание числительных.

2

8.

Наречие. Правописание гласных и Ь на конце наречий.

2

9.

Правописание согласной буквы Н в суффиксах   причастий.

2

10.

Одна и две буквы Н в наречиях на – о, -е.

2

11.

Правописание НЕ и НИ в отрицательных наречиях.

2

12.

Причастие как особая форма глагола.

2

13.

Гласные в суффиксах действительных причастий   настоящего времени.

2

14.

Гласные в суффиксах страдательных причастий   настоящего времени.

2

15.

Правописание гласных в полных и кратких страдательных причастиях.

2

16.

Обследование.

2

17.

Причастный оборот. Анализ предложений с причастным оборотом.

2

18.

Правописание НЕ с краткими причастиями.

2

19.

Деепричастие как особая форма глагола.

2

20.

Написание НЕ с деепричастиями.

2

21.

Деепричастный оборот. Анализ предложений с деепричастным оборотом.

2

22.

Анализ предложений с непроизводными предлогами (без, до, для, из, к, над, о(об), от, по, под, пред, при, про, у, с, через).

1

23.

Анализ предложений со сложными предлогами (из-за, из-под, по-за, по-над).

1

24.

Анализ предложений с производными предлогами (ввиду, вместо, вроде, вследствие, сверх, насчёт, в продолжение, в течение, в виде). Правописание производных предлогов.

2

25.

Сочинительные и подчинительные союзы, их правописание.

2

26.

Конструирование предложений со словами, данными в   начальной форме, включая предлоги.

2

27.

Выразительное чтение.

1

28.

Текст. Дифференциация понятий «текст»,

«предложение».

2

29.

Составление текста из деформированных предложений.

2

30.

Тема текста и его основная мысль. Заглавие текста.

2

31.

Типы текстов и их особенности.

2

32.

План. Пересказ текста по составленному плану.

2

33.

Подробное изложение повествовательных текстов.

2

34.

Коррекция ошибок изложения.

1

35.

Логопедическая диагностика.

2

36.

Логопедическая диагностика.

2

          Всего

68

8 класс

Тема

Количество часов

Дата

Обследование.

2

Обследование. Письменная работа, включающая в себя

списывание,    диктант и письменные ответы на вопросы.

2

Фонетический анализ слов.

1

Орфографический анализ слов.

1

Правописание слов с орфограммами в корне слова.

2

Правописание приставок в изученных частях речи.

2

Правописание суффиксов в изученных частях речи.

2

Правописание Ъ и Ь знаков.

2

Правописание сложных слов.

2

  1.  

Правописание НЕ с разными частями речи.

2

Написание Н и НН в разных частях речи.

2

Лексический анализ слова.

2

Фразеологизмы.

2

Выделение в предложениях и небольших текстах синонимов,

антонимов, омонимов, фразеологизмов.

2

Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание.

2

Типы связи в словосочетаниях.

2

Обследование.

2

Замена словосочетаний с одним типом связи на синонимичные им

словосочетания с другим типом связи.

2

Конструирование простых предложений (нераспространённых,

распространённых, с однородными членами).

2

Конструирование предложений с однородными членами.

2

Конструирование предложений с обращениями и вводными словами.

2

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.

2

Выразительное чтение.

1

Что такое план. Виды планов. Пересказ по плану.

2

Изложение текста по вопросам и опорным словам.

2

Изложение текста по коллективно составленному плану.

2

Изложение текста по самостоятельно составленному плану.

2

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

2

Текст – повествование. Составление рассказа.

2

Текст – описание. Составление рассказа.

2

Текст – рассуждение (объяснение). Составление рассказа.

2

Текст – рассуждение (доказательство). Составление рассказа.

2

Замена в тексте лица рассказчика.

1

Пересказ по серии сюжетных картинок.

2

Обследование.

2

Обследование.

2

            Всего

68

                

9 класс

Тема

Количество часов

Дата

1.

Обследование.

2

2.

Обследование. Письменная работа, включающая в себя

диктант и письменные ответы на вопросы.

2

3.

Проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные в корне.

2

4.

Правописание приставок в изученных частях речи.

1

5.

Правописание суффиксов в изученных частях речи.

1

6.

Слитное и раздельное написание НЕ со словами.

2

7.

Написание Н и НН в разных частях речи.

2

8.

Правописание сложных прилагательных.

2

9.

Склонение существительных, безударные окончания существительных.

2

10.

Спряжения и личные окончания глаголов.

2

11.

Выделение в предложениях и небольших текстах синонимов,

антонимов, омонимов, фразеологизмов. Тропы.

2

12.

Замена словосочетаний, построенных на одном типе связи на синонимичные им словосочетания с другим типом связи.

2

13.

Правописание предлогов, союз, частиц.

2

14.

Выразительное чтение и пересказ текста с привлечением цитирования.

4

15.

Составление рассказа по сюжетной картинке.

2

16.

Обследование.

2

17.

Диалог на выбранную тему.

2

18.

Анализ содержания текста.

2

19.

Лексическое значение слов, типы лексических значений.

2

20.

Виды подлежащего и сказуемого.

2

21.

Простое предложение.

2

22.

Сложное предложение с разными видами связи между частями.

2

23.

Аудирование (определение основной темы, выделение микротем текста и подбор к ним ключевых слов).

4

24.

Составление плана текста (запись микротем).

2

25.

Пересказ (разных по типу текстов объемом не менее 140 слов с использованием приемов сжатия, с разделением текста на абзацы и передачей всех его значимых микротем).

2

26.

Запись текста и редактирование.

4

27.

Типы текста.

2

28.

Сочинение – рассуждение, его структура. Аргумент, тезис.

4

29.

Обследование

4

            Всего

66

7.Описание материально-технического обеспечения

1. Александрова Е.А. Тренажеры по русскому языку. Орфография. 7,8,9 класс. Новый ФГОС//ВАКО 2024.

2. Александрова Е.А. Тренажеры по русскому языку. Пунктуация. 7,8,9 класс. Новый ФГОС//ВАКО 2024.

3.АНМЦ «Коррекция и развитие» [Электронный ресурс] / Е.Д. Худенко. – М., 2007.

4.Богданова Г.А. Русский язык 7,8,9 класс. Тестовые задания. ФГОС//Просвещение 2023.

5. Елецкая О.В. Методика коррекции дизорфографии у школьников.// - М.: Форум 2024. – 175 с.

6. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.- М.: Просвещение, 1991.

7. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н. Н. Яковлевой. — СПб.: СПбАППО,2004. - 170с.

8.Лалаева, Р.И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей// Сб. Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы [Текст]: материалы 1 межд. конференции Российской ассоциации дислексии. - М., МСГИ, 2004. -296 с.

9. Лубовский, В.И. Современные логопедические подходы в диагностике // Школьный логопед. – 2008. - №3 (24). – С. 33-35.

10. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М.: Аркти, 2002.

11.Б.А. Макаров, .Е.В. Пересветова, М.Ю.Никулина. Диктанты и изложения по русскому языку. Москва .2017

12.Практическая психология и логопедия: журнал, - 2008. - №1.

13.Учебники русского языка М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой.        

14. Тетради, ручки, карандаши

15. Разнообразный демонстрационный материал

16. Серии сюжетных картин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное фонематическим недоразвитием речи для 2 класса

Рабочая программа разработана  на основе:Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи для 3 класса

Пояснительная записка Настоящая  программа разработана  на основе:1.     Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопед...

Рабочая программа образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата 6.2 внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для 2 «А» класса

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарт...

Конспект логопедического занятия в группе обучающихся с нарушением чтения и письма , обусловленное ОНР (2 класс).ТЕМА: «Дифференциация Б-П».

В конспекте представлены задания  по различению звуков (Б-П) и их мягких вариантов  в слогах, словах и правильном обозначении их на письме соответствующими  буквами...

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с нарушениями речи (вариант 5.2) по литературному чтению для 3 класса УМК "Перспектива"

Адаптированная рабочая программадля обучающихся с нарушениями речи (вариант 5.2) по литературному чтению для 3 класса...

Аннотация к адаптированной рабочей программе по курсу «Преодоление нарушениий чтения и письма, обусловленного НРСХ (III-IV уровня речевого развития), у обучающихся с ОВЗ (ЗПР)».

В аннотации указаны:  нормативно-правовое основание разработки рабочей программы, список используемой литературы, цели и задачи курса, срок реализации программы, место в учебном плане и план...

Конспект логопедического занятия в группе обучающихся с нарушением чтения и письма, обусловленное ОНР (2 – 3 класс)

Конспект занятия по дифференциации звуко (В) и (Ф) и букв В,Ф в словах и предложениях....