программа для детей с тнр.
рабочая программа по логопедии (1 класс)

Татьяна Шунина

информация будет полезна учителям-логопедам ОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tnr_5.1_1_klass.docx42.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № »

«Рассмотрено» на МО

Протокол № ____

от «____»_________ г.

«Согласовано»

Заместитель директора МБОУ

«СОШ № г. »

____

« » августа г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ

«СОШ № г. »

__________

Приказ №

от « » августа г.

Дополнение

к рабочей программе

коррекционного курса: «Логопедические занятия»

(приложение к АООП НОО для обучающихся с ТНР (вариант ))

1-го класса

Рассмотрено

на педагогическом совете№ 1

от августа года

год

  1. Пояснительная записка

Программа курса «Логопедические занятия» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ). Она содержит дифференцированные требования к результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение образовательных потребностей, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

Программа разработана с учетом:

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;

программ для начальной школы по русскому языку УМК «Школа России».

Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным. Основой программы являются идеи ряда ученых (Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, Л.Г. Парамоновой, Л.М. Козыревой,Е.В. Мазановой, Н.Г. Андреевой и других) по проблемам преодоления нарушений устной и письменной речи у детей.

Рабочая программа разработана на основании анализа результатов углубленной диагностики речевого развития учащихся.

2 Цель и задачи коррекционного курса

Цель: создание системы комплексной помощи обучающимся с тяжелыми нарушениями речи в освоении АООП НОО, коррекция недостатков в устной и письменной речи обучающихся, их социальная адаптация.

Задачи:

  • формирование полноценных произносительных навыков;
  • создание сенсомоторных предпосылок для развития речи и помощи детям в практическом использовании языка как средства общения;
  • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
  • уточнение обогащение словарного запаса путѐм расширения и уточнения непосредственных впечатлений и ощущений об окружающем мире;
  • обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к лексическому значению слов;
  • развитие у детей внимание к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  • развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразности лексики, внятности и выразительности речи);
  • совершенствование психологических предпосылок к обучению: устойчивость внимания, наблюдательность к языковым явлениям, способность к запоминанию;
  • формирование полноценных учебных умений: планирование предстоящей деятельности; контроль за ходом своей деятельности; применение знаний в новых ситуациях; анализ, оценка продуктивности собственной деятельности;
  • формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.

Адресаты программы учащиеся 1-ых классов осваивающие АООП НОО ФГОС ОВЗ для обучающихся с ТНР (вариант ).

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

В ходе коррекционно-развивающей работы обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
  • принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;
  • появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи. Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, к учѐбе)
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия;
  • контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
  • адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Познавательные УУД:

  • Искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить еѐ с имеющимися знаниями, опытом;
  • фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, находить в них нужные сведения;
  • выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.

Коммуникативные УУД:

  • осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей;
  • участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;
  • понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учѐтом этой ситуации и конкретных речевых задач.

Предметные результаты:

  • научиться правильно произносить звуки;
  • пользоваться этими звуками в речи;
  • различать оппозиционные фонемы;
  • овладеть навыками звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
  • овладеть основными лексико-грамматическими конструкциями.
  • овладеть навыками построения связного высказывания.
  • правильно списывать тексты;
  • писать слова и предложения под диктовку;
  • находить и исправлять орфографические ошибки;
  • распознавать части речи и выполнять морфологический разбор;
  • ставить пунктуационные знаки конца предложения;
  • устно и письменно пересказывать по заданию логопеда.

Содержание программы коррекционного курса 99 часов в год.

Тематическое планирование коррекционной работы

для обучающихся 1 класса

по АОП НОО для детей с ТНР (вариант )

  • Входящая диагностика (1 ч)
  • Развитие неречевых процессов (7 ч): внимания, восприятия, памяти, пространственно-временных представлений.
  • Речь. Предложение. Слово. (3ч). Речь. Членение речи на предложения, предложения на слова; упражнение в составлении предложений.
  • Гласные звуки и буквы (13 ч) Гласные звуки и буквы 1 ряда. Признаки гласных звуков. Выделение гласных звуков, составление схем.
  • Слоговой состав слова. Ударение (5 ч). Слогообразующая роль гласного, характеристика частей слова. Ударение.
  • Согласные звуки и буквы (4 ч). Твёрдые и мягкие согласные.
  • Различение соноров (7ч) Звуки р-рь. Р-р. Звуки Л-ль, Л-л. Звуки М-мь, М-м. Звуки Н-нь, Н-н. Дифференциация Л-Р. Звук й, буква Й.
  • Уточнение гласных звуков II ряда. Различение твердых и мягких согласных (8ч) Буква Яя. Звуки [й] - [а]. Дифференциация гласных А-Я.Буква Ёё. Звуки [й] [о]. Дифференциация гласных О-Ё.Буква Юю. Звуки [й] - [у]. Дифференциация гласных У-Ю.Дифференциация гласных Ё-Ю. Буква Ее. Звуки [й] - [э].
  • Звонкие и глухие согласные (24 ч). Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Дифференциация парных согласных звуков: п –б, т-д, с-з, в –ф. к-г, ш-ж.
  • Уточнение и сравнение артикуляции свистящих и шипящих (8 ч),
  • Уточнение и различение аффрикат (3 ч).
  • Обозначение на письме мягкости согласных мягким знаком; разделительный мягкий знак (3 ч).
  • Звукобуквенный состав слова (4 ч) - обратные, комбинированные, подстановочные упражнения.
  • Работа над словом (8 ч). Слова, обозначающие предмет (одушевленный/ неодушевленный). Слова, обозначающие действие предметов. Слова, обозначающие признаки предметов. Дифференциация слов-предметов, слов-действий и слов-признаков.
  • Итоговая диагностика (1 ч).

Коррекционный курс является частью корреционно-развивающей области индивидуального учебного плана посредством индивидуальных и групповых занятий с обучающимися. Форма проведения – групповые занятия длительностью 25 минут, индивидуальные занятия – 20 минут. Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете. Весь материал, представленный в программе, рассчитан на 4 года обучения и составлен с учетом возрастных особенностей учеников и требований АООП НОО.

В соответствии с учебным планом на изучение курса коррекционно-развивающих логопедических занятий отводятся 3 часа в неделю и составляет 99 часов в год.

Календарно-тематическое планирование

коррекционного курса:

«Логопедические занятия»

п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Дата проведения

планируемая

фактическая

  1. Пропевдический период: Восполнение пробелов в развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом. Развитие неречевых процессов 7 ч.

Первичная диагностика

1

Восприятие.

1

Представление.

1

Наглядно-действенное мышление.

1

Внимание.

1

Память.

1

Моторика.

1

  1. Развитие речи и речемыслительной деятельности

Речь. Предложение. Слово 3ч.

Речь устная и письменная. Предложение и слово.

1

Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение».

1

Предложение состоит из слов (2-х, 3-х, 4-х, ...) Упражнение в составлении предложений.

1

#1043;ласные звуки и буквы 13ч.

Гласные звуки и буквы 1 ряда. Признаки гласных звуков. Выделение гласных звуков, составление схем.

1

Гласный звук А. Выделение звука из удобных позиций.

2

Гласный звук О. Выделение звука из удобных позиций.

2

Гласный звук У. Выделение звука на фоне слога, слова.

2

Гласный звук Ы. Выделение звука на фоне слога, слова.

2

Гласный звук Э. Выделение звука на фоне слога, слова.

2

Гласный звук И. Выделение звука на фоне слога, слова.

1

Выделение гласных звуков из слов. Составление схем.

1

#1057;логовой состав слова. Ударение 5ч.

Понятие «слог». Слогообразующая роль гласного.

1

Слоговой состав слова. Характеристика частей слова. Ударение.

1

Выделение гласных звуков из односложных слов.

1

Выделение гласных звуков из двусложных слов

1

Выделение гласных звуков из трехсложных слов

1

#1057;огласные звуки и буквы 4ч.

Признаки согласных.

1

Выделение первого и последнего согласного в слове.

1

Твёрдые и мягкие согласные.

1

Звонкие и глухие согласные.

1

6. Различение соноров 7ч.

Звуки [р] - [р’]. Буква Рр.

1

Звуки [л] - [л]. Буква Лл.

1

Звуки [м] - [м’]. Буква Мм.

1

Звуки [н] - [н’]. Буква Нн.

1

Дифференциация Р-Л.

2

Звук [й ]. Буква й.

1

#1059;точнение гласных звуков II ряда. Различение твердых и мягких согласных 8ч.

Буква Яя. Звуки [й] - [а].

1

Дифференциация гласных А-Я.

1

Буква Ёё. Звуки [й] - [о].

1

Дифференциация гласных О-Ё.

1

Буква Юю. Звуки [й] - [у].

1

Дифференциация гласных У-Ю.

1

Дифференциация гласных Ё-Ю.

1

Буква Ее. Звуки [й] - [э].

1

#1056;азличение звонких - глухих согласных звуков 24ч.

Звуки [г] - [г’]. Буква Гг.

1

Звуки [к] - [к’]. Т,Т’ Буква Кк.

1

Дифференциация Г-К.

2

Звуки [з] - [з’]. Буква Зз.

1

Звуки [с] - [с’]. Буква Сс.

1

Дифференциация З - С.

2

Звуки [д] - [д’]. Буква Дд.

1

Звуки [т] - [т’]. Буква Тт.

1

Дифференциация Д – Т.

2

Звуки [б] - [б’]. Буква Бб.

1

Звуки [п] - [п’]. Буква Пп.

1

Дифференциация Б - П.

2

Звуки [в] - [в’]. Буква Вв.

1

Звуки [ф] - [ф’]. Буква Фф.

1

Дифференциация В - Ф.

2

Звук [ж]. Буква Жж.

1

Звук [ш] . Буква Шш.

1

Дифференциация Ш-Ж. /* Правописание Ши- жи./

2

9. Различение шипящих – свистящих звуков 8ч.

Дифференциация Ж-З.

2

Дифференциация Ш-С.

2

Звук [ч’]. Буква Чч. /* Сочетания Ча-Чу

1

Звук [щ’]. Буква Щщ. /* Сочетания Ща, Щу

1

Дифференциация Ч-Щ.

1

Дифференциация Ш-Щ.

1

10. Различение аффрикат 3ч.

Дифференциация С-Ц.

1

Дифференциация Ц-Т’

1

Дифференциация Ч-Т’/ *Дифференциация Ч-Ц. /

1

11. Обозначение на письме мягкости согласных мягким знаком 3ч.

Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце слов).

1

Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в середине слов).

1

Разделительный мягкий знак.

1

12. Звукобуквенный состав слова 4ч.

Подстановочные упражнения / стол – стул, лист – лиса /.

1

Упражнения на перестановку букв в слове. Обратные подстановочные упражнения / ток – кот /.

1

Упражнения на добавление букв в начале, середине, конце слова (рот – рота, крот), (роса – оса).

1

Упражнения на перестановку букв в слове. Комбинированные упражнения (лист – лиса)

1

#1056;абота над словом 8ч.

Слова, обозначающие предмет, отвечающие на вопросы ЧТО? КТО?

1

Дифференциация одушевленных и неодушевленных предметов.

1

Слова, обозначающие действия предметов.

1

Дифференциация слов-предметов от слов-действий.

1

Слова, обозначающие признаки предметов.

1

Дифференциация слов-предметов от слов-действий и от слов-признаков.

1

Составление предложений. Выделение слов, обозначающих предметы, действия и признаки.

2

14. Итоговая диагностика 1ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Одаренные дети-дети будущего"

Программа расчитана для начальной школы. Общим для одаренных детей является потребность в знаниях. В рамках программного материала ребёнок не может развить свои способности до высокого уровня, ему нео...

программа обучения детей с ОВЗ"Сенсомоторное развитие детей с ОВЗ"

Программа рассчитана на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья сенсорной моторике,способствующей коррекции мелкой моторики рук,развитию мышления,памяти,внимания....

Опыт участия в разработке и реализации программ сопровождения детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Оксаной Павловной разработаны адаптированные образовательные программы по чтению и развитию речи, письму и развитию речи, математике для обучающегося по индивидуальной программе (обучение на дому) Тют...

Опыт участия в разработке и реализации программ сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

План работы с опекаемыми детьмиФормы работы с опекаемой семьёйПлан индивидуальной работы с ученицей 1 "А" класса Истоминой Н.Характеристика ученицы 1 "А" класса Истоминой Н....

Программа работы детей из социально неблагополучных семей и детей попавших в трудные жизненные ситуации

Цель программы:1. Адаптация учеников из социально неблагополучных семей в социуме.2. Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здо...

Коррекционно-развивающая программа для детей с ОВЗ и детей - инвалидов 1-4 класс "Выше радуги"

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) дети с ЗПР составляют самую многочисленную группу, состав которой характеризуется выраженной неоднородностью и полиморфизмом.Все дети с З...