программа для детей с тнр.
рабочая программа по логопедии (1 класс)
информация будет полезна учителям-логопедам ОО.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № »
«Рассмотрено» на МО Протокол № ____ от «____»_________ г. | «Согласовано» Заместитель директора МБОУ «СОШ № г. » ____ « » августа г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ № г. » __________ Приказ № от « » августа г. |
Дополнение
к рабочей программе
коррекционного курса: «Логопедические занятия»
(приложение к АООП НОО для обучающихся с ТНР (вариант ))
1-го класса
Рассмотрено
на педагогическом совете№ 1
от августа года
год
- Пояснительная записка
Программа курса «Логопедические занятия» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ). Она содержит дифференцированные требования к результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение образовательных потребностей, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Программа разработана с учетом:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;
программ для начальной школы по русскому языку УМК «Школа России».
Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным. Основой программы являются идеи ряда ученых (Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, Л.Г. Парамоновой, Л.М. Козыревой,Е.В. Мазановой, Н.Г. Андреевой и других) по проблемам преодоления нарушений устной и письменной речи у детей.
Рабочая программа разработана на основании анализа результатов углубленной диагностики речевого развития учащихся.
2 Цель и задачи коррекционного курса
Цель: создание системы комплексной помощи обучающимся с тяжелыми нарушениями речи в освоении АООП НОО, коррекция недостатков в устной и письменной речи обучающихся, их социальная адаптация.
Задачи:
- формирование полноценных произносительных навыков;
- создание сенсомоторных предпосылок для развития речи и помощи детям в практическом использовании языка как средства общения;
- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
- уточнение обогащение словарного запаса путѐм расширения и уточнения непосредственных впечатлений и ощущений об окружающем мире;
- обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к лексическому значению слов;
- развитие у детей внимание к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
- развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразности лексики, внятности и выразительности речи);
- совершенствование психологических предпосылок к обучению: устойчивость внимания, наблюдательность к языковым явлениям, способность к запоминанию;
- формирование полноценных учебных умений: планирование предстоящей деятельности; контроль за ходом своей деятельности; применение знаний в новых ситуациях; анализ, оценка продуктивности собственной деятельности;
- формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.
Адресаты программы – учащиеся 1-ых классов осваивающие АООП НОО ФГОС ОВЗ для обучающихся с ТНР (вариант ).
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
В ходе коррекционно-развивающей работы обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
- принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;
- появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи. Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, к учѐбе)
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия;
- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Познавательные УУД:
- Искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить еѐ с имеющимися знаниями, опытом;
- фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, находить в них нужные сведения;
- выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.
Коммуникативные УУД:
- осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей;
- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;
- понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учѐтом этой ситуации и конкретных речевых задач.
Предметные результаты:
- научиться правильно произносить звуки;
- пользоваться этими звуками в речи;
- различать оппозиционные фонемы;
- овладеть навыками звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
- овладеть основными лексико-грамматическими конструкциями.
- овладеть навыками построения связного высказывания.
- правильно списывать тексты;
- писать слова и предложения под диктовку;
- находить и исправлять орфографические ошибки;
- распознавать части речи и выполнять морфологический разбор;
- ставить пунктуационные знаки конца предложения;
- устно и письменно пересказывать по заданию логопеда.
Содержание программы коррекционного курса 99 часов в год.
Тематическое планирование коррекционной работы
для обучающихся 1 класса
по АОП НОО для детей с ТНР (вариант )
- Входящая диагностика (1 ч)
- Развитие неречевых процессов (7 ч): внимания, восприятия, памяти, пространственно-временных представлений.
- Речь. Предложение. Слово. (3ч). Речь. Членение речи на предложения, предложения на слова; упражнение в составлении предложений.
- Гласные звуки и буквы (13 ч) Гласные звуки и буквы 1 ряда. Признаки гласных звуков. Выделение гласных звуков, составление схем.
- Слоговой состав слова. Ударение (5 ч). Слогообразующая роль гласного, характеристика частей слова. Ударение.
- Согласные звуки и буквы (4 ч). Твёрдые и мягкие согласные.
- Различение соноров (7ч) Звуки р-рь. Р-р. Звуки Л-ль, Л-л. Звуки М-мь, М-м. Звуки Н-нь, Н-н. Дифференциация Л-Р. Звук й, буква Й.
- Уточнение гласных звуков II ряда. Различение твердых и мягких согласных (8ч) Буква Яя. Звуки [й] - [а]. Дифференциация гласных А-Я.Буква Ёё. Звуки [й] [о]. Дифференциация гласных О-Ё.Буква Юю. Звуки [й] - [у]. Дифференциация гласных У-Ю.Дифференциация гласных Ё-Ю. Буква Ее. Звуки [й] - [э].
- Звонкие и глухие согласные (24 ч). Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Дифференциация парных согласных звуков: п –б, т-д, с-з, в –ф. к-г, ш-ж.
- Уточнение и сравнение артикуляции свистящих и шипящих (8 ч),
- Уточнение и различение аффрикат (3 ч).
- Обозначение на письме мягкости согласных мягким знаком; разделительный мягкий знак (3 ч).
- Звукобуквенный состав слова (4 ч) - обратные, комбинированные, подстановочные упражнения.
- Работа над словом (8 ч). Слова, обозначающие предмет (одушевленный/ неодушевленный). Слова, обозначающие действие предметов. Слова, обозначающие признаки предметов. Дифференциация слов-предметов, слов-действий и слов-признаков.
- Итоговая диагностика (1 ч).
Коррекционный курс является частью корреционно-развивающей области индивидуального учебного плана посредством индивидуальных и групповых занятий с обучающимися. Форма проведения – групповые занятия длительностью 25 минут, индивидуальные занятия – 20 минут. Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете. Весь материал, представленный в программе, рассчитан на 4 года обучения и составлен с учетом возрастных особенностей учеников и требований АООП НОО.
В соответствии с учебным планом на изучение курса коррекционно-развивающих логопедических занятий отводятся 3 часа в неделю и составляет 99 часов в год.
Календарно-тематическое планирование
коррекционного курса:
«Логопедические занятия»
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | Дата проведения | |
планируемая | фактическая | |||
| ||||
Первичная диагностика | 1 | |||
Восприятие. | 1 | |||
Представление. | 1 | |||
Наглядно-действенное мышление. | 1 | |||
Внимание. | 1 | |||
Память. | 1 | |||
Моторика. | 1 | |||
Речь. Предложение. Слово 3ч. | ||||
Речь устная и письменная. Предложение и слово. | 1 | |||
Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение». | 1 | |||
Предложение состоит из слов (2-х, 3-х, 4-х, ...) Упражнение в составлении предложений. | 1 | |||
#1043;ласные звуки и буквы 13ч. | ||||
Гласные звуки и буквы 1 ряда. Признаки гласных звуков. Выделение гласных звуков, составление схем. | 1 | |||
Гласный звук А. Выделение звука из удобных позиций. | 2 | |||
Гласный звук О. Выделение звука из удобных позиций. | 2 | |||
Гласный звук У. Выделение звука на фоне слога, слова. | 2 | |||
Гласный звук Ы. Выделение звука на фоне слога, слова. | 2 | |||
Гласный звук Э. Выделение звука на фоне слога, слова. | 2 | |||
Гласный звук И. Выделение звука на фоне слога, слова. | 1 | |||
Выделение гласных звуков из слов. Составление схем. | 1 | |||
#1057;логовой состав слова. Ударение 5ч. | ||||
Понятие «слог». Слогообразующая роль гласного. | 1 | |||
Слоговой состав слова. Характеристика частей слова. Ударение. | 1 | |||
Выделение гласных звуков из односложных слов. | 1 | |||
Выделение гласных звуков из двусложных слов | 1 | |||
Выделение гласных звуков из трехсложных слов | 1 | |||
#1057;огласные звуки и буквы 4ч. | ||||
Признаки согласных. | 1 | |||
Выделение первого и последнего согласного в слове. | 1 | |||
Твёрдые и мягкие согласные. | 1 | |||
Звонкие и глухие согласные. | 1 | |||
6. Различение соноров 7ч. | ||||
Звуки [р] - [р’]. Буква Рр. | 1 | |||
Звуки [л] - [л’]. Буква Лл. | 1 | |||
Звуки [м] - [м’]. Буква Мм. | 1 | |||
Звуки [н] - [н’]. Буква Нн. | 1 | |||
Дифференциация Р-Л. | 2 | |||
Звук [й ]. Буква й. | 1 | |||
#1059;точнение гласных звуков II ряда. Различение твердых и мягких согласных 8ч. | ||||
Буква Яя. Звуки [й] - [а]. | 1 | |||
Дифференциация гласных А-Я. | 1 | |||
Буква Ёё. Звуки [й] - [о]. | 1 | |||
Дифференциация гласных О-Ё. | 1 | |||
Буква Юю. Звуки [й] - [у]. | 1 | |||
Дифференциация гласных У-Ю. | 1 | |||
Дифференциация гласных Ё-Ю. | 1 | |||
Буква Ее. Звуки [й] - [э]. | 1 | |||
#1056;азличение звонких - глухих согласных звуков 24ч. | ||||
Звуки [г] - [г’]. Буква Гг. | 1 | |||
Звуки [к] - [к’]. Т,Т’ Буква Кк. | 1 | |||
Дифференциация Г-К. | 2 | |||
Звуки [з] - [з’]. Буква Зз. | 1 | |||
Звуки [с] - [с’]. Буква Сс. | 1 | |||
Дифференциация З - С. | 2 | |||
Звуки [д] - [д’]. Буква Дд. | 1 | |||
Звуки [т] - [т’]. Буква Тт. | 1 | |||
Дифференциация Д – Т. | 2 | |||
Звуки [б] - [б’]. Буква Бб. | 1 | |||
Звуки [п] - [п’]. Буква Пп. | 1 | |||
Дифференциация Б - П. | 2 | |||
Звуки [в] - [в’]. Буква Вв. | 1 | |||
Звуки [ф] - [ф’]. Буква Фф. | 1 | |||
Дифференциация В - Ф. | 2 | |||
Звук [ж]. Буква Жж. | 1 | |||
Звук [ш] . Буква Шш. | 1 | |||
Дифференциация Ш-Ж. /* Правописание Ши- жи./ | 2 | |||
9. Различение шипящих – свистящих звуков 8ч. | ||||
Дифференциация Ж-З. | 2 | |||
Дифференциация Ш-С. | 2 | |||
Звук [ч’]. Буква Чч. /* Сочетания Ча-Чу | 1 | |||
Звук [щ’]. Буква Щщ. /* Сочетания Ща, Щу | 1 | |||
Дифференциация Ч-Щ. | 1 | |||
Дифференциация Ш-Щ. | 1 | |||
10. Различение аффрикат 3ч. | ||||
Дифференциация С-Ц. | 1 | |||
Дифференциация Ц-Т’ | 1 | |||
Дифференциация Ч-Т’/ *Дифференциация Ч-Ц. / | 1 | |||
11. Обозначение на письме мягкости согласных мягким знаком 3ч. | ||||
Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце слов). | 1 | |||
Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в середине слов). | 1 | |||
Разделительный мягкий знак. | 1 | |||
12. Звукобуквенный состав слова 4ч. | ||||
Подстановочные упражнения / стол – стул, лист – лиса /. | 1 | |||
Упражнения на перестановку букв в слове. Обратные подстановочные упражнения / ток – кот /. | 1 | |||
Упражнения на добавление букв в начале, середине, конце слова (рот – рота, крот), (роса – оса). | 1 | |||
Упражнения на перестановку букв в слове. Комбинированные упражнения (лист – лиса) | 1 | |||
#1056;абота над словом 8ч. | ||||
Слова, обозначающие предмет, отвечающие на вопросы ЧТО? КТО? | 1 | |||
Дифференциация одушевленных и неодушевленных предметов. | 1 | |||
Слова, обозначающие действия предметов. | 1 | |||
Дифференциация слов-предметов от слов-действий. | 1 | |||
Слова, обозначающие признаки предметов. | 1 | |||
Дифференциация слов-предметов от слов-действий и от слов-признаков. | 1 | |||
Составление предложений. Выделение слов, обозначающих предметы, действия и признаки. | 2 | |||
14. Итоговая диагностика 1ч | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Одаренные дети-дети будущего"
Программа расчитана для начальной школы. Общим для одаренных детей является потребность в знаниях. В рамках программного материала ребёнок не может развить свои способности до высокого уровня, ему нео...

программа обучения детей с ОВЗ"Сенсомоторное развитие детей с ОВЗ"
Программа рассчитана на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья сенсорной моторике,способствующей коррекции мелкой моторики рук,развитию мышления,памяти,внимания....

Опыт участия в разработке и реализации программ сопровождения детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Оксаной Павловной разработаны адаптированные образовательные программы по чтению и развитию речи, письму и развитию речи, математике для обучающегося по индивидуальной программе (обучение на дому) Тют...

Опыт участия в разработке и реализации программ сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
План работы с опекаемыми детьмиФормы работы с опекаемой семьёйПлан индивидуальной работы с ученицей 1 "А" класса Истоминой Н.Характеристика ученицы 1 "А" класса Истоминой Н....

Программа работы детей из социально неблагополучных семей и детей попавших в трудные жизненные ситуации
Цель программы:1. Адаптация учеников из социально неблагополучных семей в социуме.2. Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здо...
Коррекционно-развивающая программа для детей с ОВЗ и детей - инвалидов 1-4 класс "Выше радуги"
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) дети с ЗПР составляют самую многочисленную группу, состав которой характеризуется выраженной неоднородностью и полиморфизмом.Все дети с З...

