Разработка логопедического занятия Тема: "Атлас профессий. Дифференциация звуков [Ж] - [Ш]"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
Новый информационный мир накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка. Интерес ребенка к информационным технологиям высок. Важно, организовывая образовательный процесс,использовать не только традиционный методы коррекционного воздействия,но и современные информационные технологии, а именно компьютер.
Новые технологии ведут к появлению новых профессий на рынке труда, добавляя новые термины. Одним из направлений коррекционной логопедической работы является уточнение и обогащение словарного запаса, путем накопления новых слов.
Использование ИКТ-технологий на логопедических занятиях позволяет повысить интерес, значит и качество, эффективность коррекционной работы. Сочетание традиционных и современных методов позволяет повысить мотивацию к саморазвитию,преодолению речевых нарушений ребенка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 53.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка логопедического занятия
Тема: "Атлас профессий. Дифференциация звуков [Ж] - [Ш]"
1 класс
Автор: учитель-логопед
Даненкова Е.Н.
Актуальность.
Новый информационный мир накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка. Интерес ребенка к информационным технологиям высок. Важно, организовывая образовательный процесс,использовать не только традиционный методы коррекционного воздействия,но и современные информационные технологии, а именно компьютер.
Новые технологии ведут к появлению новых профессий на рынке труда, добавляя новые термины. Одним из направлений коррекционной логопедической работы является уточнение и обогащение словарного запаса, путем накопления новых слов.
Использование ИКТ-технологий на логопедических занятиях позволяет повысить интерес, значит и качество, эффективность коррекционной работы. Сочетание традиционных и современных методов позволяет повысить мотивацию к саморазвитию,преодолению речевых нарушений ребенка.
Характеристика обучающихся.
Данное занятие рассчитана на группу обучающихся 1 класса, имеющих общее недоразвитие речи 3 уровня. Оно направлено на расширение представления о профессиях, совершенствование навыка построения предложения, уточнение умения дифференцировать звуки Ж-Ш.
Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 1 класса, имеющих
Общее недоразвитие речи, 3 уровня.
Ф.И.О. учителя-логопеда | Даненкова Е.Н. | |||||||||
Класс | 1 класс Логопедическое нарушение: общее недоразвитие речи, 3уровень | |||||||||
Тема занятия. | "Атлас профессий. Дифференциация звуков [Ж] - [Ш]" | |||||||||
Тип занятий | Фронтальный, комбинированный | |||||||||
Используемые технологии | 1. Проблемно-диалогическая технология. 2. Здоровьесберегающие технологии. 3. ИКТ-технологии. 4. Технология оценки учебных достижений | |||||||||
Цель занятия | Расширениепредставления о профессиях. Уточнение умения дифференцировать звуки Ж-Ш. Совершенствование навыка построения предложения. | |||||||||
Задачи | образовательные | коррекционно-развивающие | воспитательные | |||||||
- развивать, уточнять навыки различия звуков [Ж] - [Ш], -обогащать словарный запас, -развивать связную речь | -развивать фонематического слуха -развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза -развивать зрительное и слуховое внимание -развивать пространственные представления -развивать мелкую и артикуляционную моторику | - воспитывать активность обучающихся на занятиях - развивать самоконтроль за речью - развивать интерес к учебным занятиям | ||||||||
Универсальные учебные действия | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Познавательные УУД | ||||||
-формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; - создать условия для воспитания положительного интереса к логопедическому занятию. | - развивать умение высказывать свое предположение; - учить принимать и сохранять учебную задачу | - развивать умение слушать и понимать других; - учить работать в паре; - учитывать в сотрудничестве отличные от собственной позиции, позиции других людей. | - развивать умение находить и структурировать информацию; - на основе анализа объектов делать выводы, обобщать, классифицировать по признакам; - находить ответы на вопросы в тексте. | |||||||
Оборудование | компьютер, презентация, раздаточный материал (карточки с индивидуальными заданиями), иллюстративный материал, цветные карандаши, ручка, рабочие тетради | |||||||||
Организационная структура логопедического занятия | ||||||||||
Основные этапы организационной учебной деятельности | Задачи этапа | Содержание педагогического взаимодействия | ||||||||
дидактический, раздаточный материал | деятельность учителя | деятельность обучающихся | формируемые УУД | |||||||
1. Орг. момент | #1059;становление эмоционального контакта 2. Активизация внимания 3. Развитие межполушарного взаимодействия | - Придумано кем-то просто и мудро при встречи здороваться: доброе утро! - Продолжите слова приветствия и просто вежливые слова.Называя слова, вы маршируете, высоко подняв колени, касаясь одноименной ладонью. | Дети проговаривают слова, маршируя | Коммуникативные: -развитие эстетических чувств, доброжелательности | ||||||
2. Подготовительный этап #1040;ртикуляционная гимнастика | 1. Развиватьмоторику артикуляционного аппарата | ИКТ слайд№2 -индивидуальные зеркала | -Поприветствуйте свой язычок и сделайте упражнения перед зеркалом, - Контролируйте правильность выполнения | Обучающиеся выполняют артикуляционные упражнения. | Познавательный: -владение рядом артикуляционных упражнений -определять необходимую информацию Коммуникативные: - умение слушать, участвовать в коллективной работе, формулировать свое мнение Регулятивные: -осознание качества и уровня умения, сличать выполненное действие и результат | |||||
Отхлопывание ритмического рисунка | Развитие слухового внимания | - внимательно послушайте и повторите за мной рисунок:
- - ... - - ... | - обучающиеотхлопывают ритм за логопедом | |||||||
3. Мотивационно-целевой этап 31. Формулировка темы занятия. Постановка цели занятия | #1054;беспечить актуализацию знаний 2. Подготовить детей к самостоятельному формулированию темы занятия #1056;азвивать устойчивость внимания, наблюдательность | ИКТ Слайд №3 - индивидуальный раздаточный материал - карточка, на которой написаны в четыре ряда буквы. | - Зарядка для внимания -у каждого есть дорожка, а которой написаны буквы, прошу вас: - красным карандашом в 1 ряду зачеркните гласные, которые указывают на мягкость согласного звука, - во 2 ряду -гласные первого ряда, - в 3 ряду- все гласные, кроме О, А - в 4 ряду - все гласные кроме У.И - из оставшихся букв каждой строки составьте слова - о чем сегодня будем говорить? -Наш разговор будет о профессиях уходящих и будущих. | - Выполнивзадания, дети читают слова: врач, швея, повар, грузчик. - Сегодня будем говорить о профессиях. | Познавательные: -умение ориентироваться в системе полученных ранее знаний, следить и выделять необходимую информацию Коммуникативный: -участвовать в коллективном обсуждении, взаимодействовать с обучающимися Регулятивные: -принимать учебные цели задачи, умение анализировать условия задачи | |||||
4.Открытие новых знаний Поисково-исследовательский этап | -корректировать представление о звуковом составе слова - развивать навык построения ответа на вопрос, - расширять, обобщить и систематизировать знания обучающихся о профессиях | ИКТ Слайд№4, | - Любая профессия приносит пользу, и даже уходящую профессию нужно помнить и брать важные умения. ( Игра:"Встреча мастеров") -Давайте встретим мастеров разных профессий. - Определи из двух слов, название профессии. строитель-лопата, стекольщик-стеклорез, столяр-рубанок, фонарщик-гасильник, извозчик- тарантас, скоморох - Бармалей - Все ли профессии сейчас существуют? -Что делали эти работники? -Какие остались, но называются иначе, как? | Дети называют профессии: строитель стекольщик столяр фонарщик гасильщик извозчик скоморох - Профессий-фонарщик, гасильщик извозчик, уже нет. -Зажигали, гасили уличные фонари, возили людей, - Остались: строитель Называются иначе: извозчик - водитель: "Извозчик возил людей". "Водитель возит людей". стекольщик-сборщик окон, скоморох-актер, столяр - краснодеревщик | Познавательный: - умение слушать, анализировать, сравнивать, делать выводы, выделять главную мысль Коммуникативные: -умение слушать, вступать в диалог, участвовать в обсуждении, умение выражать свои мысли Регулятивные: - умение оценивать правильность своих действий и действий других, умение планировать свои действия в зависимости от цели и условий | |||||
#1056;азвитие звукового анализа | ИТК Слайд№ 5 индивидуальные фишки-звуки | Игра "Путаница" -Исправьте ошибку в предложении. Правильное название профессии и сделайте звуковой анализ слова, используя фишки. | -Швея, врач, пекарь - делают звуковой анализ слова, используя фишки | |||||||
4. #1056;азвитие грамматического строя речи | ИКТ Слайд №6 Индивидуальные карточки с рисунками, индивидуальные схемы слова-предложения | Игра: "Для кого эти предметы" (настольная игра) - У нас остались предметы. - Для кого принесли этот предмет? -Что ими будет делать? (отвечая на вопрос, выкладываем схему предложения) | - Кисти для художника. Он будет писать, рисовать картину. - Швейная машинка для швеи. Она будет шить платье. -Пожарный рукав для пожарника. ОН будет тушить пожар. -Тягач для шофер. Он будет возить груз. | |||||||
#1060;изминутка | Быть шофером хорошо, а летчиком лучше. Я бы в летчики пошел, Пусть меня научат. Наливают в бак бензин. Завожу пропеллер. В небеса мотор вези, чтобы птицы пели. | крутят руль расставив руки, покачиваются наклоны вперед, круговые движения рук бег на месте, расставив руки-крылья в сторону | ||||||||
Коррекция слуховой дифференциации | уточнение знаний, совершенствование слухового внимания, звуковой анализ | ИКТ Слайд №7 артикуляционный уклад звуков [Ж] - [Ш] индивидуальные карточки букв Ш, Ж | -Послушайте название профессий и определите, что у них общего? Швея, художник, пожарный, шофер. - Соотнесите звук с артикуляционной схемой и назовите их различию. Игра "Жонглер". - Назову вам действие, а вы определите, какой звук [Ж] - [Ш]в этом слове. - Человек, какой профессии эту работу выполняет? тушит стрижет шьет пишет ухаживает сажает | - Парные согласные звуки [Ж] - [Ш] ж-звонкий, ш- глухой Ш-пожарный-Ж, Ж-парикмахер, Ш-швея Ш Ш-художник Ж Ж- птичница Ж-садовник | ||||||
Обогащение новой информацией. Слоговой синтез | ИТК Слайд №8 | - Мы говорили о профессиях, которые были или есть сейчас. - А что нас ждет впереди? -Слоги рассыпались. Расставьте слоги по местам и прочтите слова. копирайтер-пишит статьи, тексты, рекламы, байер- находит и закупает товар в магазин коучер- раскрывает возможности сотрудника, помогает развитию его | копирайтер байер коучер | |||||||
5. Рефлексивно-оценочный этап | -Что нового сегодня узнали? -Чему научились? -Какая профессия запомнилась и чем? - какая профессия вызвала интерес? | Познавательные: -умение обобщать знания, анализировать, контролировать, оценивать результат; Коммуникативные: -рефлексия в своих действиях; Регулятивные: -умение осуществлять пошаговый контроль опрезультату. | ||||||||
Используемая литература.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1995
- Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М., 1978
- Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика. / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. - М., Аст, Астрель, 2002. – 94 с
- Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 летс ОНР - М., "Издательство ГНОМ"-2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка логопедического занятия по звуку "М"
Данный конспект занятия, поможет педагогам, которые работаю в коррекционных классах....

Разработка логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков РЬ-ЛЬ "
Есть много разрозненного материала ,о постановке звуков,автоматизации ,дифференциации. Есть алгоритмы работы. Но как всё это возможно реализовать на практике?Хочу поделиться примером.Данный урок соста...

Методическая разработка логопедического занятия "В стране звуков С и Ш" (2 занятия)
представлено 2 конспекта логопедических занятий по дифференциации звуков "с" и "ш"....

Разработка логопедического занятия по профилактике нарушения чтения и письма с учащимися 1-х классов "Звук [ш] и буква Ш"
Логопедическое занятие входит в цикл занятий по профилактике нарушений чтения и письма, разработано на основе учебного пособия Г.А. Глинка "Буду говорить, читать, писать правильно"....

Методическая разработка: логопедическое занятие на тему: "Дифференциация звуков и букв Г-К"
Логопедическое занятие для учащихся 2-го класса, обучающихся по коррекционной программе 8/1Лексическая тема: домашние птицыГрамматическая тема: дифференциация звуков и букв К-ГЦель: Научить детей разл...

Методическая разработка группового логопедического занятия для 3 класса. «Дифференциация звуков [д]-[т], [д\']-[т\']»
laquo;Дифференциация звуков [д]-[т], [д']-[т']»...

Методическая разработка логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков Д-Т"
Методическая разработка логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков Д-Т"...