Конспект группового логопедического занятия с детьми с РАС на тему: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Логинова Ольга Сергеевна

Конспект группового логопедического занятия  с детьми с РАС

на тему: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

 

Цель: закреплять знания о одушевлённых и неодушевлённых существительных.

 

Задачи:

Образовательные:

- закреплять умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с помощью постановки вопросов кто? что?

- научить применять новые термины при распознавании имён существительных.

 

Коррекционно – развивающие:

- развивать познавательный интерес, устную и письменную речь,

операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;

- формировать правильное речевое дыхание.

Воспитательные:

- воспитывать положительную мотивацию к учению;

- воспитывать трудолюбие и целеустремлённость в работе;

- воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.

Оборудование: компьютер, мультимедийное приложение (презентация), карточки с картинками, карточки с заданием, музыкальная колонка, дудочки.  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект группового логопедического занятия  с детьми с РАС

на тему: «Одушевлённые и неодушевлённые существительные»

 

Цель: закреплять знания о одушевлённых и неодушевлённых существительных.

 

Задачи: 

Образовательные:

- закреплять умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с помощью постановки вопросов кто? что?

- научить применять новые термины при распознавании имён существительных.

 

Коррекционно – развивающие:

- развивать познавательный интерес, устную и письменную речь,

операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;

- формировать правильное речевое дыхание.

Воспитательные:

- воспитывать положительную мотивацию к учению;

- воспитывать трудолюбие и целеустремлённость в работе;

- воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.

Оборудование: компьютер, мультимедийное приложение (презентация), карточки с картинками, карточки с заданием, музыкальная колонка, дудочки.  

 

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Ребята! Готовы ль вы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья,
Чтобы урок прошёл не зря.

Чтобы урок получился интересным, познавательным, необходима и ваша помощь. Хочу взять с собой думающих, активных учеников. Кто готов хорошенько потрудиться? Я попрошу таких ребят садиться. 

 

2. Повторение изученного.

- Как вы думаете, какую тему мы сегодня будем повторять? («Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»).

 - Сегодня мы будем закреплять умения различать одушевлённые существительные и неодушевлённые.

- Давайте вспомним. Существительные делятся на одушевлённые и неодушевлённые.

- Одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? Почему?      

(Они обозначают живых существ - людей, животных).

-Имена существительные, которые обозначают предметы, явления природы, настроение, чувства, отвечают на вопрос что?

 

3. Основная часть.

А) - Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадки.

С хозяином дружит

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

Хвост колечком.

- Правильно, ответ «собака» (логопед показывает карточку с изображением собаки).

 

Светит, сверкает, всех согревает (карточка с изображением солнца).

 

Его весной и летом

Мы видели одетым

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки (карточка с изображением дерева).

 

Сам он круглый, а не мяч,

Рта не видно, а кусач,

Голой рукой не возьмёшь,

А зовется это… (карточка с изображением ежа).

 

Рыжая с пушистым хвостом,

Живёт в лесу под кустом (карточка с изображением лисицы).

 

Уродилась я на славу, голова бела, кудрява

Кто любит щи, меня ищи… (карточка с изображением капусты).

 

- Ребята, а теперь все карточки, которые вы видите на доске, распределим по группам. В одну группу одушевлённые имена существительные (собака, ёж, лисица), в другую – неодушевлённые (солнце, дерево, капуста). Каждый будет выходить к доске.

- Молодцы, ребята, справились с заданием.

 

Б) «Найдите лишнее слово»

- Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее?

  • дети, ученик, школа, малыши; (лишнее слово школа, потому что оно неодушевленное и отвечает на вопрос что?, все остальные слова – одушевленные)
  • карандаш, пенал, школьник, книга; (лишнее слово школьник, потому что оно одушевленное и отвечает на вопрос кто?, все остальные слова – неодушевленные)

 

4. Физминутка «Карлики-великаны».

- Ребята, если услышите слово одушевлённое, необходимо будет присесть, если неодушевлённое, то прыгать на двух ногах. Готовы? (берёза, мальчик, роза, вода, бабочка, трава, муравьи, земля).

 

В) Волшебные превращения».

- А теперь я предлагаю вам побывать в роли волшебников. Как вы думаете, что будем превращать? (слова). Эти слова отвечают на вопрос что? Это неодушевлённые существительные.

- Даны слова:

- Что общего у этих слов? (Эти слова отвечают на вопрос что? Это неодушевлённые предметы)

- Образуйте от данных слов одушевлённые существительные.

- На какой вопрос должны отвечать эти слова? (на вопрос кто?)

 

что?

кто?

гриб

грибник

лес

лесник

дом

домовой

море

моряк

сад

садовник

неодушевлённые

предметы

одушевлённые

предметы

 

 

Г) Рассказ «Осенний лес» (музыкальное сопровождение)

- Ребята, давайте представим, что мы оказались в осеннем лесу. Вы будете повторять за мной движения (дети встают из-за столов) и отвечать на мои вопросы.

 

    Наступила (что?). Дует  (….?). С деревьев падают на землю разноцветные (…?). В лесу прохладно, и часто идёт (…?). Но осень тоже очень красива!

    В лесу мы можем собрать разные (….?). Некоторые из них съедобные, а некоторые – ядовитые. Готовятся к зиме (кто?), собирают орешки и ягоды. Ищет берлогу (кто?). Улетают в тёплые края (...?).

Осенний лес – это волшебное место. Лес полон красок, запахов и звуков. Он очень красив и удивителен.

 

- Какой красивый рассказ у нас получился, ребята. А теперь посмотрите, пожалуйста, на экран, и у выделенных словах определим, какое имя существительное, одушевлённое или неодушевлённое?

 

Наступила осень. Дует ветер. С деревьев падают на землю разноцветные листья. В лесу прохладно, и часто идёт дождь. Но осень тоже очень красива!
   В лесу мы можем собрать разные
грибы. Некоторые из них съедобные, а некоторые – ядовитые. Готовятся к зиме белки и ежи, собирают орешки и ягоды. Ищет берлогу медведи. Улетают в тёплые края птицы.
   Осенний лес – это волшебное место. Лес полон красок, запахов и звуков. Он очень красив и удивителен.

 

  1. Рефлексия (дыхательное упражнение «Дудочка-язычок»). Итог.

- Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии?

- На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные?

- На какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные

- Какое задание сегодня на занятии было самым интересным?

- Я думаю, что сегодня мы стали чуть умнее и, главное, добрее. Я  хочу каждому из вас подарить волшебную дудочку-язычок.  Но в неё надо правильно дуть, щёки не надуваем, губы находятся в положении « трубочки», вытянуть вперёд.  Молодцы, ребята, у всех получилось. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 2 класс Тема «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных c презентацией...

Конспект урока русского языка Тема: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные."

Цели: • развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос: кто? и слова, отвечающие на вопрос: что?;• умение составлять предложения;• развитие орфографической зоркости;• пополнение с...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Закрепление»

На данном уроке формируется умение классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные....

Конспект урока по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Данную разработку можно использовать при проведении урока по русскому языку во 2 классе....