Технологическая карта логопедического занятия: Звуки и буквы [Ш]-[Ж].
план-конспект по логопедии
Технологическая карта логопедического занятия: Звуки и буквы [Ш]-[Ж].
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 174.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта логопедического занятия: Звуки и буквы [Ш]-[Ж].
Ф.И.О. учителя-логопеда | Щеглакова Любовь Ефимовна | ||
Группа (класс, логопедическое заключение) | Группа обучающихся 1-го класса. Логопедическое заключение: Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР | ||
Тема занятия | Звуки и буквы [Ш]-[Ж]. | ||
Тип занятия | «получение знаний, выработка умений и навыков» | ||
Занятие в системе образовательных мероприятий | Тема занятия включена в раздел: «Дифференциация фонем по артикуляционно-акустическим признакам» рабочей программы логопедических занятий с обучающимися первых классов с ОНР. На изучение темы отведено 1час. | ||
Цель | Формирование умений и навыков обучающихся в дифференциация звуков и букв [Ш]-[Ж] в слогах, словах. | ||
Задачи | Образовательные:
осмысление и запоминание правильной артикуляции звуков «Ш-Ж»;
| Коррекционно-развивающие:
| Воспитательные:
|
Универсальные учебные действия | Личностные УУД: 1. Формирование положительного отношения к учебной деятельности; 2. Формирование интереса к учебному материалу; 3. Адекватность оценки действий Регулятивные УУД: 1. Формирование умения определять цель деятельности на занятии. 2. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. 3. Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем. 4. Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: 1. Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя и товарищей. 2. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: 1. Формирование умения извлекать информацию из схем. 2. Формирование умения обобщать. | ||
Планируемые результаты | Личностные УУД:
Предметныерезультаты:
Метапредметные УУД: Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| ||
Оборудование | Компьютер, проектор, картинный материал, презентация в программе PawerPoint, мячик, зеркала, магнитики | ||
Организационная структура логопедического занятия
Этап | Методический приём | Деятельность | Деятельность обучающихся | УУД |
Мотивация Проверка готовности детей к занятию; эмоциональный настрой на занятие | Задачи:
| |||
Фронтальная беседа | - Ребята, у нас сегодня на занятии гости. Поприветствуйте их. Улыбнитесь и пожелайте друг другу успехов на занятии. | выполняют инструкцию учителя-логопеда | Личностные:мотивация к учебной деятельности, развитие познавательного интереса к обучению Коммуникативные: Осуществление совместной деятельности.Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя | |
Артикуляционная гимнастика; тренировка органов артикуляции для правильного произношения звука | - Давайте потренируем наш язычок. Ну, как – у всех хорошее настроение? Мы с вами это хорошее настроение возьмем на занятие. | выполняют инструкцию учителя-логопеда | ||
Подведение к темезанятия. | Задачи:
| |||
Диалог | - Ребята, к нам на занятие сегодня пришли два брата-гномика. Одного из них зовут Шик, а другого – Жик. (Л. Прикрепляет на доске изображение двух гномиков) Наши гости приготовили для вас загадки, угадав которые вы сможете назвать тему нашего занятия. Слушаем первую загадку от гномика Шика: Нет ни рук, ни ног у зверя, - Правильно. Какой звук издает змея? - Давайте сделаем глубокий вдох и пошипим вместе со змейкой. (Слайд № 4) - Слушаем следующую загадку, от гномика Жика: Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу, Не жужжу, когда тружусь, А жужжу, когда кружусь. (Слайд № 5) - Кто это? - Правильно. Какой звук издает жук? - Давайте сделаем глубокий вдох и пожужжим вместе с жуком. (Слайд № 6) - Скажите, с какого звука начинается имя гномика Шика? - Про кого загадал загадку Шик. - Какой звук издает змея? - С какого звука начинается имя Жика? - Про кого Жик загадал загадку? - Какой звук издает жук? | Слушают учителя-логопеда Это змея Ш-ш-ш Делают глубокий вдох и на выдохе произносят звук «Ш» глядя на экран Это жук. Ж-Ж-Ж Делают глубокий вдох и на выдохе произносят звук «Ж» глядя на экран Со звука Ш Про змею Ш-Ш-Ш Со звука «Ж» Про жука Ж-Ж-Ж | Регулятивные. Ученик учится понимать и сохранять учебную задачу, выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; Познавательные. Ученик учится понищать заданный вопрос и строить свой ответ в устной форме. | |
Сообщение темы и цели занятия. Обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности | Момент загадочности | - Кто догадался с какими звуками мы будем сегодня работать? - Какой должна быть цель нашего занятия? Чему должны научиться? - Правильно. Молодцы! Мы сегодня с вами будем различать звуки и буквы «Ш-Ж» в слогах, словах. | Мы будем работать со звуками «Ш-Ж» Различать звуки «Ш-Ж» | Познавательные. Ученик учится анализировать и обобщать знания. |
Уточнение правильной артикуляции | Задачи: • Обеспечить восприятие, осмысление и запоминание правильной артикуляции звуков «Ш-Ж» | |||
Коллективное обсуждение | - Давайте охарактеризуем эти звуки и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются. - Дайте характеристику звука «Ш». АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА [ Ш ] (Слайд № 7) Губы- в «колечке» округлены, слегка вытянуты вперед; Зубы - «заборчиком»; Язык - в виде «чашечки» на бугорках за верхними зубами; Горлышко «молчит», голоса нет (глухой звук) - Звук «Ш» какой? - Как вы определили что он согласный, глухой? - Давайте проверим: поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники», (закрываем руками уши) и произносим звук Ш, слышите шум в наушниках? Значит мы правильно определили, звук Ш – глухой. - А теперь дайте характеристику звуку «Ж» АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА [ ж ] (Слайд № 8) Губы- в «колечке» округлены, слегка вытянуты вперед; Зубы - «заборчиком»; Язык - в виде «чашечки» на бугорках за верхними зубами; Горлышко «дрожит» (звонкий звук). - Звук «Ж» какой? - Как вы определили что он согласный, звонкий? - Давайте проверим: «Наденем наушники» (закрываем руками уши) и произносим звук Ж. Слышите шум в наушниках? Значит мы правильно определили, звук Ж– звонкий. - Чем похожи между собой звуки Ш и Ж? - Чем отличаются? - Молодцы! | Дети с опорой на таблицу (слайд № 3) дают характеристику звукам. Повторяют артикуляцию звука Ш перед зеркалом Звук «Ш» – согласный, твердый, глухой. планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей Дети с опорой на таблицу (слайд № 4) дают характеристику звуку. Повторяют артикуляцию звука Ж перед зеркалом Звук «Ж» – согласный, твердый, звонкий. планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя-логопеда (одинаковое положение органов артикуляции: губы округлены, зубы сомкнуты, язык – чашечка, поднят вверх, согласные, всегда твердые) звук «Ш» - глухой, звук «Ж» - звонкий | Регулятивные. Ученик учится понимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные. Осуществление совместной деятельности. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные. Ученик учится понимать заданный вопрос и строить свой ответ в устной форме. Учится анализировать и обобщать знания. | |
Дифференциация звуков «Ш-Ж» на слоговом уровне | Задачи:
| |||
Самостоятельная работа (работа с карточками) | - Гномики Шик и Жик хотят с вами поиграть. У вас на столах лежат карточки. На первой карточке изображены наушники. Как вы думаете какой звук обозначает эта карточка? - На второй карточке изображен колокольчик. Какой звук он обозначает? - Сейчас вы будете различать слоги. Если услышите звук «Ш», то поднимаете карточку с наушниками, если услышите звук «Ж», то поднимаете карточку с колокольчиком. (пиш, шта, жда, кож, шту, тож, шми, ыжи, шож) | Звук «Ш» Звук «Ж» выполняют инструкцию учителя-логопеда | Регулятивные..Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу Познавательные. Умение выделять структуру задачи | |
Дифференциация звуков Ш-Ж на уровне слова | Задачи: • Развиватьфонематический слух на основеупражнений в определенииместа звука в слове; • Формироватьфункции контроля и самоконтроля. | |||
Диалог | - Сейчас мы с вами поиграем. Я вам буду бросать мячик, вместе с ним говорить слово. Вы же мячик мне верните, а в слове звук Ш на звук Ж замените. (Шар - жар, шить – жить, шалость – жалость, шарить – жарить, шесть – жесть, уши – ужи) - Молодцы! А теперь посмотрим на экран. (LearningApps) - Вам нужно правильно определить звук и место звука в слове. | выполняют инструкцию учителя-логопеда (Игра с мячиком) Задание «Различаем звуки» выделяют звук в слове; определяют место звука в слове | Регулятивные. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем. Познавательные. Умение выделять структуру задачи | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Задачи: • Развивать умение соотносить звуки Ш – Ж с буквами Ш (ша) и Ж (жа); • Развивать зрительное восприятие через упражнение для развития мелкой моторики рук и запоминания зрительного образа буквы; • Формировать функции контроля и самоконтроля. • Воспитывать критичность и адекватное отношение к результатам своей деятельности. | |||
РАБОТА В ТЕТРАДЯХ | - Замечательно! И с этим заданием вы справились. - У звука Ш есть подружка. Это буква… - А у звука Ж подружка… - Закройте глазки. Открывайте. Что вы видите? (Слайд № 9) - Помогите восстановить слова. Сначала перечислим все картинки, в названии которых пропали буквы, а потом вы выполните задание в тетради. Какие буквы пропущены? РАБОТА В ТЕТРАДЯХ - Теперь наши гости – гномики хотят проверить вас навнимательность. - Найдите на рисунке буквы Ш и Ж. Обведите букву Ш(ша) красным цветом, букву Ж(жэ) – синим. - Сколько букв Ш(ша) вы нашли? (7) - Сколько букв Ж(жэ) вы нашли?(5) - А теперь пропишите буквы Ш(ша) и Ж(жэ) по данному образцу. - Замечательно! - Мы выяснили, что звуки Ш и Ж очень похожи. Как вы думаете, похожи ли буквы? | Ш (ша) Буква Ж (жэ) слова с пропущенными буквами выполняют инструкцию Буквы Ш (ша) и Ж (жэ) Выполняют движения под музыку Дети самостоятельно, выполняют задание Нет | Регулятивные. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, определять успешность выполнения задания Познавательные. Умение выделять структуру задачи Коммуникативные: Осуществление совместной деятельности. Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя | |
Подведение итогов. Анализ и оценка успешности достижения цели. | диалог | Молодцы! Ребята, посмотрите, как много всего вы умеете! Вы справились со всеми заданиями. - С какими звуками мы работали? Чем похожи эти звуки? Чем отличаются? - Что вам больше всего понравилось? - Какую цель мы ставили перед собой? - Как вы считаете, достигли ли мы цели? - У вас у каждого на столе лежат гномики, с разным настроением. Выберите для себя гномика, который соответствует вашему настроению в конце занятия и приклейте его на лужайку гномиков Шика и Жика. | Звуки Ш-Ж анализируют и обобщают знания Выполняют инструкцию | Познавательные. Ученик учится понимать заданный вопрос и строить свой ответ в устной форме. |
Момент неожиданности | -Ребята, мне было приятно с вами работать. Молодцы! Гномики Шик и Жик приготовили каждому из вас подарок – медальки. | Проявляют любопытство, радость | Личностные. Формирование положительного отношения к учебной деятельности и к труду, адекватность оценки действий | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Технологическая карта логопедического занятия "Звуки и буквы С - Ш"
Данное занятие включено в раздел рабочей программы "Дифференциация фонем по артикуляционно-акустическим признакам" с учащимися 1 классов с ОНР и НВОНР. . На занятии применялись здоровьесберегающие , и...

Технологическая карта логопедического занятия. Тема "Дифференциация твердых и мягких звуков [к] – [к`], [г] – [г`]". Лексическая тема: «В гости к весне».
Основное затруднение обучающихся, на преодоление которого направлено коррекционное занятие:дисграфия, дизорфография.Тема: Дифференциация твердых и мягких звуков [к] – [к`], [г] – [г`]. ...

Технологическая карта логопедического занятия в 1 классе "Дифференциация звуков С-Ш"
Предлагаю технологическую карту занимательного занятия для детей с ФФНР на тему "Дифференциация звуков С-Ш"...

Технологическая карта логопедического занятия."Дифференциация звуков р-рь в слогах,словах".
Логопедическое занятие для младших школьников ....

Технологическая карта логопедического занятия для учащихся с умственной отсталостью "Дифференциация звуков и букв Г – К в слогах, словах "
В технологической карте подробно отражены 3 блока: блок целеполагания, инструментальный и организационно-деятельностный. В блоке целеполагания раскрыты цель и триединые задачи, в инструментальном - фо...

Технологическая карта логопедического занятия во 2 классе по теме: "Дифференциация звуков Р-Л".
Технологическая карта логопедического занятия во 2 классе по теме: "Дифференциация звуков Р-Л". ...
Технологическая карта логопедического занятия «Дифференциация письменных букв ч и ц. Птицы»
Урок на обобщение и систематизацию полученных знаний по лексической теме "Птицы" разработан для использования с группой учащихся разноуровневого состава....

