Технологическая карта логопедического занятия: Звуки и буквы [Ш]-[Ж].
план-конспект по логопедии

Щеглакова Любовь Ефимовна

Технологическая карта логопедического занятия: Звуки и буквы [Ш]-[Ж].

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта логопедического занятия: Звуки и буквы [Ш]-[Ж].

Ф.И.О.

учителя-логопеда

Щеглакова Любовь Ефимовна

Группа (класс, логопедическое заключение)

Группа обучающихся  1-го класса.

Логопедическое заключение: Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР

Тема занятия

Звуки и буквы [Ш]-[Ж].

Тип занятия

«получение знаний, выработка умений и навыков»

Занятие в системе образовательных мероприятий

Тема занятия включена в раздел:

«Дифференциация фонем по артикуляционно-акустическим признакам» рабочей программы логопедических занятий с обучающимися первых классов с ОНР.  На изучение темы отведено 1час.

Цель

Формирование умений и навыков обучающихся в дифференциация звуков и букв [Ш]-[Ж] в слогах, словах.

Задачи

Образовательные:

  • Обеспечить  восприятие,

осмысление и запоминание правильной артикуляции звуков «Ш-Ж»;

  • Совершенствовать и закреплять умения и навыки дифференциации звуков Ш и Ж в слогах, словах.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать слуховоевосприятие  и зрительное внимание.
  • Развивать фонематический слух на основе упражнений в определении места звука в слове;
  • Развивать зрительное восприятие через упражнение для развития мелкой моторики рук и запоминания зрительного образа буквы;
  • Развивать зрительно-моторную координацию и пространственную ориентировку.
  • Развивать навыки грамматически правильной речи.

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру речевого общения.
  • Формировать функции контроля и самоконтроля.
  • Воспитывать критичность и адекватное отношение к результатам своей деятельности.

Универсальные учебные действия

Личностные УУД:

1. Формирование положительного отношения к учебной деятельности;

 2. Формирование интереса к учебному материалу;

3. Адекватность оценки действий

Регулятивные УУД:

1. Формирование умения определять цель деятельности на занятии.

2. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.

3. Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

4. Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

1. Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя и товарищей.

2. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

1. Формирование умения извлекать информацию из схем.  

2. Формирование умения обобщать.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

  • Мотивация учебной деятельности, развитие познавательного интереса к обучению;
  • Мотивация учебной деятельности, активизация самостоятельности, интереса к способу действий;
  • самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности;

Предметныерезультаты:

  • уметьразличать звуки и буквы [ш] – [ж] в слогах, словах, словосочетаниях;
  • уметьправильно об означать буквы «ш»- «ж» на письме.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

  • осуществлять самоконтроль;
  • выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам;
  • устанавливает соответствие полученного результата поставленной цели;  

Познавательные:

  • уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи;
  • уметь выделять формальную структуру задачи.

Коммуникативные:

  • участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли;
  • осуществление совместной деятельности.

Оборудование

Компьютер, проектор, картинный материал, презентация в программе PawerPoint, мячик, зеркала, магнитики

Организационная структура логопедического занятия

Этап

Методический приём

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

УУД

Мотивация

Проверка готовности детей к занятию; эмоциональный настрой на занятие

Задачи:

  • Развивать слуховое восприятие и зрительное внимание;
  • Развивать зрительно-моторную координацию и пространственную ориентировку.

Фронтальная беседа

- Ребята, у нас сегодня на занятии гости. Поприветствуйте их. Улыбнитесь и пожелайте друг другу успехов на занятии.

выполняют инструкцию учителя-логопеда

Личностные:мотивация к учебной деятельности, развитие познавательного интереса к обучению

Коммуникативные: Осуществление совместной деятельности.Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя

Артикуляционная гимнастика; тренировка органов артикуляции для правильного произношения звука

- Давайте потренируем наш язычок.

Ну, как – у всех хорошее настроение? Мы с вами это хорошее настроение возьмем на занятие.

выполняют инструкцию учителя-логопеда

Подведение к темезанятия.

Задачи:

  • Определить  уровень  знаний о звуках «Ш-Ж» для  комплексного их применения;
  • Развивать слуховое восприятие и зрительное внимание.

Диалог

- Ребята, к нам на занятие сегодня пришли два брата-гномика. Одного из них зовут Шик, а другого – Жик. (Л.  Прикрепляет  на доске изображение двух гномиков)        

Наши гости приготовили для вас загадки,  угадав которые вы сможете назвать тему нашего занятия.

Слушаем первую загадку от гномика

Шика:

Нет ни рук, ни ног у зверя,
И не нужно, не потеря - 
Она легко в траве скользит,
А приблизишься – шипит
. (Слайд №3)

- Правильно. Какой звук издает змея?

-  Давайте сделаем глубокий вдох и пошипим вместе со змейкой. (Слайд № 4)

- Слушаем следующую загадку, от гномика Жика:

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь. (Слайд № 5)

- Кто это?

- Правильно. Какой звук издает жук?

- Давайте сделаем глубокий вдох и пожужжим вместе с жуком. (Слайд № 6)

- Скажите, с какого звука начинается имя гномика Шика?

- Про кого загадал загадку Шик.

- Какой звук издает змея?

- С какого звука начинается имя Жика?

- Про кого Жик загадал загадку?

- Какой звук издает жук?

Слушают учителя-логопеда

Это змея

Ш-ш-ш

Делают глубокий вдох и на выдохе произносят звук «Ш» глядя на экран

Это жук.

Ж-Ж-Ж

Делают глубокий вдох и на выдохе произносят звук «Ж» глядя на экран

Со звука Ш

Про змею

Ш-Ш-Ш

Со звука «Ж»

Про жука

Ж-Ж-Ж

Регулятивные. Ученик учится понимать и сохранять учебную задачу, выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам;

Познавательные.  Ученик учится понищать заданный вопрос и строить свой ответ в устной форме.

Сообщение темы и цели занятия.

Обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности

Момент загадочности

- Кто догадался с какими звуками мы будем сегодня работать?

- Какой должна быть цель нашего занятия? Чему должны научиться?

- Правильно. Молодцы! Мы сегодня с вами будем различать звуки и буквы «Ш-Ж» в слогах, словах.

Мы будем работать со звуками «Ш-Ж»

Различать звуки «Ш-Ж»

Познавательные.  

Ученик учится анализировать и обобщать знания.

Уточнение правильной артикуляции

Задачи:

•        Обеспечить  восприятие, осмысление и запоминание правильной артикуляции звуков «Ш-Ж»

Коллективное обсуждение

- Давайте охарактеризуем эти звуки  и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.

- Дайте характеристику звука «Ш».

АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА [ Ш ] (Слайд № 7)

Губы- в «колечке» округлены, слегка вытянуты вперед;

Зубы - «заборчиком»;

Язык - в виде «чашечки» на бугорках за верхними зубами;

Горлышко «молчит», голоса нет (глухой звук)

- Звук «Ш» какой?

 - Как вы определили что он согласный, глухой?

- Давайте проверим: поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники»,  (закрываем руками уши) и произносим звук Ш, слышите шум в наушниках? Значит мы правильно определили,  звук Ш – глухой.

- А теперь дайте характеристику звуку «Ж»

АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА [ ж ] (Слайд № 8)

Губы- в «колечке» округлены, слегка вытянуты вперед;

Зубы - «заборчиком»;

Язык - в виде «чашечки» на бугорках за верхними зубами;

Горлышко «дрожит» (звонкий звук).

- Звук «Ж» какой?

- Как вы определили что он согласный, звонкий?

- Давайте проверим: «Наденем наушники» (закрываем руками уши) и произносим звук Ж. Слышите шум в наушниках? Значит мы правильно определили,  звук Ж– звонкий.

- Чем похожи между собой звуки Ш и Ж?

- Чем отличаются?

- Молодцы!

Дети с опорой на таблицу (слайд № 3) дают характеристику звукам. Повторяют   артикуляцию   звука   Ш   перед зеркалом

Звук «Ш» – согласный, твердый, глухой.

планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей

Дети с опорой на таблицу (слайд № 4) дают характеристику звуку. Повторяют   артикуляцию   звука   Ж   перед зеркалом

Звук «Ж» – согласный, твердый, звонкий.

планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей

планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя-логопеда (одинаковое положение органов артикуляции: губы округлены, зубы сомкнуты, язык – чашечка, поднят вверх, согласные, всегда твердые)

звук «Ш» - глухой, звук «Ж» - звонкий

Регулятивные. Ученик учится понимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные. Осуществление совместной деятельности. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные.  Ученик учится понимать заданный вопрос и строить свой ответ в устной форме. Учится анализировать и обобщать знания.

Дифференциация звуков «Ш-Ж» на слоговом уровне

Задачи:

  • Совершенствовать и закреплять умения и навыки дифференциации звуков Ш и Ж в слогах.
  • Формировать функции контроля и самоконтроля.

Самостоятельная работа (работа с карточками)

- Гномики Шик и Жик хотят с вами поиграть. У вас на столах лежат карточки. На первой карточке изображены наушники. Как вы думаете какой звук обозначает эта карточка?

- На второй карточке изображен колокольчик. Какой звук он обозначает?

- Сейчас вы будете различать слоги. Если услышите звук «Ш», то поднимаете карточку с наушниками, если услышите звук «Ж», то поднимаете карточку с колокольчиком.

(пиш, шта, жда, кож, шту, тож, шми, ыжи, шож)

Звук «Ш»

Звук «Ж»

выполняют инструкцию учителя-логопеда

Регулятивные..Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные.

Умение выделять  структуру задачи

Дифференциация звуков Ш-Ж  на уровне слова

Задачи:

•        Развиватьфонематический слух на основеупражнений в определенииместа звука в слове;

•        Формироватьфункции контроля и самоконтроля.

Диалог

- Сейчас мы с вами поиграем. Я вам буду бросать мячик, вместе с ним говорить слово. Вы же мячик мне верните, а в слове звук  Ш на звук  Ж замените.

(Шар  - жар, шить – жить, шалость – жалость, шарить – жарить, шесть – жесть, уши – ужи)

- Молодцы! А теперь посмотрим на экран.

(LearningApps)

- Вам нужно правильно определить звук  и место звука в слове.

выполняют инструкцию учителя-логопеда (Игра с мячиком)

Задание «Различаем звуки»

выделяют  звук в слове; определяют место звука в слове

 Регулятивные.

Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

Познавательные.

Умение выделять  структуру задачи

Самостоятельная работа с самопроверкой

 Задачи:

•  Развивать умение соотносить звуки Ш – Ж с буквами Ш (ша) и Ж (жа);

• Развивать зрительное восприятие через упражнение для развития мелкой моторики рук и запоминания зрительного образа буквы;

•        Формировать функции контроля и самоконтроля.

•        Воспитывать критичность и адекватное отношение к результатам своей деятельности.

РАБОТА В ТЕТРАДЯХ

- Замечательно! И с этим заданием вы справились.

- У звука Ш есть подружка. Это буква…

- А у звука Ж подружка…

- Закройте глазки. Открывайте. Что вы видите? (Слайд № 9)

- Помогите восстановить слова. Сначала перечислим все картинки, в названии которых пропали буквы, а потом вы выполните задание в тетради.

Какие буквы пропущены?

РАБОТА В ТЕТРАДЯХ

- Теперь наши гости – гномики хотят проверить вас навнимательность.

- Найдите на рисунке буквы Ш и Ж. Обведите букву Ш(ша) красным цветом, букву Ж(жэ) – синим.

- Сколько букв Ш(ша)  вы нашли? (7)

- Сколько букв Ж(жэ)  вы нашли?(5)

- А теперь пропишите буквы Ш(ша) и Ж(жэ) по данному образцу.

-  Замечательно!

- Мы выяснили, что звуки Ш и Ж очень похожи. Как вы думаете, похожи ли буквы?  

Ш (ша)

Буква Ж (жэ)

слова с пропущенными буквами

выполняют инструкцию

Буквы Ш (ша) и Ж (жэ)

Выполняют движения под музыку

Дети самостоятельно, выполняют задание

Нет

Регулятивные.

 Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, определять успешность выполнения задания

Познавательные.

 Умение выделять структуру задачи

Коммуникативные: Осуществление совместной деятельности. Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя

Подведение итогов.

Анализ и оценка успешности достижения цели.

диалог

Молодцы! Ребята, посмотрите, как много всего вы умеете! Вы справились со всеми заданиями.

- С какими звуками мы  работали? Чем похожи эти звуки? Чем отличаются?

- Что вам больше всего понравилось?

 - Какую цель мы ставили перед собой?

- Как вы считаете, достигли ли мы цели?

- У вас у каждого на столе лежат гномики, с разным настроением. Выберите для себя гномика, который соответствует вашему настроению в конце занятия и приклейте его на лужайку гномиков Шика и Жика.

Звуки Ш-Ж

анализируют и обобщают знания

Выполняют инструкцию

Познавательные.  Ученик учится понимать заданный вопрос и строить свой ответ в устной форме.

Момент неожиданности

-Ребята, мне было приятно с вами работать. Молодцы!

Гномики Шик и Жик приготовили каждому из вас подарок – медальки.

Проявляют любопытство, радость

Личностные.  Формирование положительного отношения к учебной деятельности и  к труду, адекватность оценки действий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Технологическая карта логопедического занятия "Звуки и буквы С - Ш"

Данное занятие включено в раздел рабочей программы "Дифференциация фонем по артикуляционно-акустическим признакам" с учащимися 1 классов с ОНР и НВОНР. . На занятии применялись здоровьесберегающие , и...

Технологическая карта логопедического занятия. Тема "Дифференциация твердых и мягких звуков [к] – [к`], [г] – [г`]". Лексическая тема: «В гости к весне».

Основное затруднение обучающихся, на преодоление которого направлено коррекционное занятие:дисграфия, дизорфография.Тема: Дифференциация твердых и мягких звуков  [к] – [к`],  [г] – [г`]. ...

Технологическая карта логопедического занятия в 1 классе "Дифференциация звуков С-Ш"

Предлагаю  технологическую карту занимательного занятия для детей с ФФНР на тему "Дифференциация звуков С-Ш"...

Технологическая карта логопедического занятия для учащихся с умственной отсталостью "Дифференциация звуков и букв Г – К в слогах, словах "

В технологической карте подробно отражены 3 блока: блок целеполагания, инструментальный и организационно-деятельностный. В блоке целеполагания раскрыты цель и триединые задачи, в инструментальном - фо...

Технологическая карта логопедического занятия во 2 классе по теме: "Дифференциация звуков Р-Л".

Технологическая карта логопедического занятия во 2 классе   по теме:  "Дифференциация звуков Р-Л". ...

Технологическая карта логопедического занятия «Дифференциация письменных букв ч и ц. Птицы»

Урок на обобщение и систематизацию полученных знаний по лексической теме "Птицы" разработан для использования с группой учащихся разноуровневого состава....