Главные вкладки
Учебно - методическое пособие: Многофункциональное логопедическое панно – тренажер «Веселая ферма»
учебно-методическое пособие
Многофункциональное логопедическое
панно – тренажер
«Веселая ферма»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 185.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТСВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОТОВСКАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ»
Многофункциональное логопедическое
панно – тренажер
«Веселая ферма»
(логопедическое пособие)
Выполнила: учитель – логопед
Ортман Анна Александровна
89272514637
anogur@mail.ru
г. Котово, 2023
Название пособия: Многофункциональное логопедическое панно – тренажер «Веселая ферма»
Направленность: «Логопедическое пособие»
Предпосылки: развитие всех компонентов речи и мелкой моторики рук
Вид: игровое дидактическое панно – тренажер (коррекционно – развивающей направленности)
Предназначение: для детей младшего школьного возраста
Актуальность: Актуальность данного пособия заключается в том, что в нем собраны игры, упражнения, игровые задания, побуждающие ребенка к развитию, обучению, свободному активному общению со взрослыми и сверстниками. В игре можно развить у детей: речь, память, мышление, внимание, мелкую моторику рук, то есть все те качества, которые необходимы для ребенка в дальнейшей его жизни. Одним из факторов, влияющих на развитие всех этих качеств, является создание специальной среды, которая наполнена разными необходимыми предметами для изучения. Такими предметами являются в первую очередь игры и игрушки, дающие зрительные и тактильные ощущения. Пособие привлекает внимание детей своей яркостью, мобильностью, многофункциональностью, простотой в использовании, разнообразием содержания.
Цель: развитие речи и мелкой моторики рук ребенка
Задачи: - формирование и систематизация представлений детей о животных фермы
- формировать и активизировать словарь ребенка
- развивать связную речь, интерес к художественному слову
- развивать умение сравнивать по свойствам и признакам
- развивать зрительное, осязательное и тактильное восприятие
- способствовать развитию наглядно-действенного, образного мышления,
внимания, памяти, воображения, речи и мелкой моторики рук.
Описание пособия: многофункциональное логопедическое панно – тренажер «Веселая ферма», как часть коррекционной развивающей предметно - пространственной среды логопункта. Панно имеет тканевую основу. При изготовлении данного панно использовался вид рукодельного искусства пэчворк (лоскутное шитье), все персонажи «Веселой фермы» - домашние животные (корова, лошадь, свинья, коза, овца, собака, кролик); фигурки старика, девочки, бабушки, строения, деревья, облака выполнены из фетра. Размер моего панно по эскизу получилось 86см * 106см, поэтому я выкроила основу из х/б ткани 88*108(с припусками на швы), затем из цветной голубой ткани выкроила небо, из зеленной ткани нижнюю часть панно (размеры можно взять любые – это ваше творчество, можно размер неба сделать больше). Затем сложила две детали вместе и соединила их стачным швом в разутюжку. Вырезала по размеру нижней части синтипон, сверху накрыла верхней деталью и простегала на швейной машине. Затем в технике лоскутного шитья «Полосочка к полосочке» выполнила полоску шириной 10см (припуски на шов входят), соединила данную полоску с верхней частью панно стачным швом в заутюжку. Соединила нижнюю часть основы и верхнюю, закрепила ручными стежками временного назначения по периметру. Затем панно с четырех сторон выполнила отделочной полоской, вставив вверху изделия петли для деревянной палки держателя. Затем приступила к изготовлению персонажей «Веселой фермы». Все персонажи «Веселой фермы» - домашние животные и фигурки старика, девочки, бабушки, строения, деревья, облака шьем по одной схеме - последовательности. Из фетра выкраиваем детали животных и людей. Соединяем все детали петельным швом, нитками мулине в шесть сложений. Оформляем мордочки и лица декоративными глазками, носик, рот рисуем фломастерами, гелиевыми ручками. При необходимости используем клей «Момент кристалл», декоративные деревянные пуговицы и украшения.
Панно можно повесить на стену, а можно просто разложить на столе. Играть можно сидя, стоя – а это профилактика быстрой утомляемости. Варианты работы с панно разнообразны. Панно можно использовать как в индивидуальной работе с ребенком, так и как составляющую часть интегрированного занятия.
Данное панно многофункциональное, легкое в использовании при работе с детьми. В основу панно входят комплекс дидактических игр, основная особенность которых определена их названием: это игры развивающие. Они создаются педагогом в целях коррекции речи детей.
Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата.
Используя в практике данное многофункциональное логопедическое панно – тренажер «Веселая ферма» используются игры направленные на развитие всех компонентов речи: развитие лексико – грамматического строя речи, развитие связной речи, обогащение словарного запаса и т.д.
Во время работы с данным панно – тренажером применяются игровые и наглядные методы. Так же используются различные приемы, это зависит от вида деятельности, а так же от поставленных целей и задач (дидактические упражнения, беседа, рассматривание, разучивание, составление сказок и рассказов). Дети накапливают жизненный опыт, учатся упорядочивать и сопоставлять предметы и явления, получают опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретают знания. С помощью данного тренажера ребенок сможет создать свою собственную ферму, узнает какие животные могут там жить, как за ними ухаживать, какие растения можно выращивать и т.д. Это дает возможность педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка, с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, решать задачи образовательной программы. Многофункциональность пособия безгранична и зависит от того, насколько сильно развито воображение и фантазия педагога.
Основные достоинства: - многофункциональность;
Этапы работы:
I этап – (подготовительный): Мотивацией для изготовления данного многофункционального пособия было то, что в наше время наблюдается у большинства современных детей общее моторное отставание. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. От развития мелкой и крупной моторики рук зависит уровень развития речи детей. А как можно развивать моторику рук? По наблюдениям через игру. Ведь игра для ребенка – это не только радость, но и тот мир, через который он изучает и познает, в котором он живет и развивается. В игре можно развить у детей: речь, память, мышление, внимание, мелкую моторику рук, то есть все те качества, которые необходимы для ребенка в дальнейшей его жизни. Одним из факторов, влияющих на развитие всех этих качеств, является создание специальной среды, которая наполнена разными необходимыми предметами для изучения. Такими предметами являются в первую очередь игры и игрушки, дающие зрительные и тактильные ощущения.
II этап – формирующий (творческий): Для работы с данным методическим пособием были подобраны игры направленные на развитие наглядно-действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения, речи и мелкой моторики рук; обогащение словарного запаса; развитие связной речи; развитие лексико – грамматического строя речи. Использование логопедического панно применяется как на индивидуальных занятиях, так и на групповых.
. III этап – заключительный: обобщение материалов и результатов работы.
Данное многофункциональное логопедическое панно – тренажер «Веселая ферма»
развивает у детей все компоненты речи, внимание, операции синтеза и анализа. Повышает интерес к познавательной деятельности. Приятная текстура ткани и материалов создает дополнительный акцент на мелкую моторику рук. Совместная игра ребенка со взрослым (учителем – логопедом, родителями) развивает коммуникативные навыки. Раскрывает творческий потенциал ребенка. Формирует его социальную позицию.
Ожидаемый результат: С помощью данного пособия повысить интерес детей к коррекционно – развивающим занятиям по логопедии, направленные на развитие наглядно-действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения, речи и мелкой моторики рук; обогащение словарного запаса; развитие связной речи; развитие лексико – грамматического строя речи.
Полученный результат: На мой взгляд, получилось многофункциональное пособие, направленное на решение одновременно нескольких задач, предназначенное для работы с детьми младшего школьного возраста, которое позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка и подходит для работы с детьми с ОВЗ. Вариации упражнений, да и сами игры не имеют пределов. Это уже готовый материал для проведения образовательной деятельности и коррекционно – развивающей работы по направлению «Веселая ферма».
Результат моего труда полностью оправдал мои ожидания. Мне очень понравилось работать с данным панно – тренажером «Веселая ферма». Оно создает для детей особую атмосферу. Детям всегда интересно и весело играть, а вместе с тем и развиваться. Каждодневные игры с панно, плюс меняющаяся мотивация игровой деятельности позволят детям улучшить качество выполнения заданий и бережно относиться к пособию.
Возможные формы работы и вариации по использованию пособия:
«Звукоподражание »
Цель: стимулировать речевую активность ребенка.
Описание: играя с ребенком, взрослый должен активно и часто подражать различным звукам: «цып-цып» - курочка зовет своих цыплят; «бе-бе-бе» - блеет овечка; «хрю-хрю-хрю» - хрюкает свинка и т. д. Можно вводить в сюжет панно дополнительных персонажей. Пример: лягушка – «ква-ква», петушка – «ку-ка-ре-ку», мышку и т. д.
«Кто такой? »
Цель: расширение словарного запаса ребенка и развитие связной речи.
Описание: Взрослый, играя с ребенком, употребляет слова – эпитеты.
Пример: «солнышко – лучистое», «овечка кудрявая».
«Назови ласково»
Цель: формировать у детей умение называть ласково животных, предметы; обогащать словарный запас детей.
«Отгадай и покажи»
Цель: Развивать внимание, память, закреплять названия животных фермы, пополнять словарный запас.
Описание: Учитель загадывает загадки, а ребенок должен показать предметы – отгадки на панно. При усложнении задания можно попросить описать предметы-отгадки.
«Части тела »
Цель: учить детей ориентироваться в теле человека и животного, расширять словарный запас ребенка.
Описание: попросить ребенка показать где у того или иного животного находятся уши, нос, глаза, брови, морда, голова, лапы и т. д. Затем выяснить, есть ли у ребенка все это? Чего нет? Как называются части тела и головы человека? (лицо, руки, ноги и т. д.) Выяснить, чем отличаются части тела животных и человека.
«Предлоги»
Цель: уточнить значение предлогов, ввести предлоги в пассивный и активный словарь ребенка. Формирования навыка употребления предлога.
Описание: предложить ребенку показать на панно того или иного животного: вверу-внизу, слева-справа, понимать предлоги за, под, на и тд.
«Подбери признак»
Цель: подбор прилагательных к существительным.
Например: Лошадь (какая) – быстрая, шустрая, игривая, ловкая и тд. ;
Дерево (какое) – высокое, фруктовое и тд. ;
«Продолжи фразу»
Цель: формирование развитие речи.
С помощью этой игры ребёнок научится соединять слова в словосочетания. Попросите ребенка продолжить вашу фразу и показать на игровом панно, про кого только что сказали. Например: «Много… (цыплят)», «Две… (овечки)» и т.д.
«Обобщающие понятия»
Цель: Формировать обобщающие понятия «животные», «дикие животные», «домашние животные», развитие словарного запаса, связной речи.
Описание: Дать ребенку понятие диких и домашних животных, проиллюстрировать на примере животных.
Учить описывать животное по плану:
1. Дикое или домашнее животное
2. Описание внешнего вида (размер тела, поверхность тела, внешние особенности животного)
3. Характер, привычки, повадки
4. Чем животное полезно для человека.
«Придумывание сказок и историй»
Цель: развитие фантазии и воображения, моделирование желательных образов поведения, развитие связной речи, эмоциональное раскрепощение, снятие психического напряжения. При рассказывании истории или сказки использовать ранее пройденные упражнения или игры.
Пример: «В маленьком домике, который стоял на опушке, жили-были. Просыпаясь утром, они выглядывали из окна и улыбались солнышку. Затем они умывались и делали зарядку и шли… .»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональные таблицы
Многофункциональные таблицы, направлены на овладение общелогическими умениями: анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения. Таблицы содержат много занимательных вариантов работы со словами....
«Чудо – пуговицы» (авторский вариант) многофункциональное дидактическое пособие
laquo;Чудо – пуговицы»(авторский вариант)многофункциональное дидактическое пособие Дидактическое пособие предназначено для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственно...
СТАТЬЯ: «МОДЕЛЬ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ»
Статья содержит историческую спавку о формировании ритмической гимнастики. Далее включает различные направления в программе обучения, которые объединены в модель и схемой представлены ...

Диагностические материалы-онлайн тесты по русскому языку (Многофункциональный онлайн конструктор тестовOnline TestPad)
Информационные технологии предоставляют сегодня широкий спектр методов и приемов организации проверки знаний на базе компьютера. Онлайн-тестирование может быть организовано очень оперативно, име...

Игра "Повтори рисунок" Многофункциональное дидактическое пособие на липучках.
Дидактическое пособие предназначено для детей с ОВЗ. Пособие способствует развитию мелкой моторики, зрительного восприятия, развитию навыков счёта, ориентировки на плоскости. Пособие можно распечатать...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ТЕРЕМОК» ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье представлен материал по использованию в практике школьного учителя-логопеда многофункционального дидактического пособия «Теремок» в здоровьесберегающей деятельности с обучающимися...








