Логопедическое занятие на тему: «Определение границы предложения в тексте.» 3 класс для детей с УО
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Логопедическое занятие на тему: «Определение границы предложения в тексте.»

 

Тема: «Где спрятались предложения? Учимся видеть границы предложения в тексте».

Цель: Научить определять границы предложений в тексте.

Задачи: Коррекционно-образовательные: Закрепить понятие «предложение». Формировать умение определять количество предложений в тексте. Учить обозначать границу предложения на письме (точка) и в устной речи (интонация).

Коррекционно-развивающие: Развивать слуховое внимание и восприятие (умение слышать интонацию конца предложения). Развивать зрительное восприятие (умение видеть точку, заглавную букву). Развивать пространственную ориентацию на листе бумаги. Развивать мелкую моторику. Обогащать словарный запас.

Коррекционно-воспитательные: Воспитывать усидчивость, умение слушать инструкцию. Формировать положительную мотивацию к занятиям.

Оборудование: Карточки со схемами предложений (полоски, на которых в начале нарисован уголок – заглавная буква, в конце – точка). Предметные картинки (осень, лист, дождь, зонт, лужа, мальчик, собака). Графические схемы текста на листах А4 (несколько линий, где нужно расставить точки и заглавные буквы). Магнитная доска или фланелеграф. Магниты. Простой карандаш, ластик для каждого ребенка. Символ «Точка» (кружок из картона). Символ «Заглавная буква» (треугольник из картона).

Ход занятия: 1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. (2-3 мин) Цель:Создать положительный настрой, настроить на работу.

Логопед: «Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Сегодня нас ждет интересное путешествие в страну Предложений. Чтобы отправиться в путь, каждый должен сказать одно слово о погоде за окном». Дети по очереди говорят: «солнце», «холодно», «облака» и т.д. Логопед: «Молодцы! А теперь я соберу ваши слова в одно предложение: «Сегодня на улице холодно и светит солнце». Вот так из слов рождается предложение!»

2. Артикуляционная гимнастика. «Зарядка для язычка» (3-4 мин) Цель: Подготовить артикуляционный аппарат к работе. Проводится по картинкам-образцам. Логопед показывает, дети повторяют перед зеркалом. «Улыбочка» (держим губы в улыбке 5 секунд). «Трубочка» (вытягиваем губы вперед). «Качели» (рот открыт, язык поднимается к носу, опускается к подбородку). «Часики» (рот открыт, язык движется от одного уголка рта к другому).

3. Актуализация знаний. Повторение. (3-4 мин) Цель: Вспомнить признаки предложения. На доске картинка с осенним сюжетом (мальчик под зонтом, собака, лужи).

Логопед: «Посмотрите на картинку. Давайте составим предложения по ней». Что делает мальчик? (Мальчик идет под зонтом). Составляем предложение, выкладываем схему из карточек: (уголок – слова – точка). Что на небе? (На небе тучи). Составляем еще одно предложение, выкладываем вторую схему. Логопед: «Сколько предложений мы составили? Два! Как мы узнали, где кончилось первое предложение? (Оно закончилось, мы сделали паузу, поставили точку). А с какой буквы начинается каждое предложение? (С большой, заглавной)».

4. Введение в тему. Объяснение нового материала. (5-7 мин) Цель: Показать наглядно, как предложения «дружат» в тексте. Логопед: «Предложения, как и вы, могут дружить. Когда они собираются вместе, получается рассказ – ТЕКСТ. Сегодня мы будем учиться находить, где же в тексте заканчивается одно предложение и начинается другое». Логопед медленно и выразительно, с четкой интонацией, читает текст (написан на доске или на листе, но без точек и заглавных букв, слова написаны через запятую для наглядности): «стоит осенняя погода, дует холодный ветер, с неба падают желтые листья, дети надели теплые куртки» Логопед: «Что-то тут не так. Текст непонятный. Давайте поможем ему! Мы с вами – детективы, и мы ищем две главные подсказки: 1. Где спряталась ТОЧКА? и 2. Где спряталась ЗАГЛАВНАЯ БУКВА?». Логопед читает первую фразу с интонацией завершения: «Стоит осенняя погода. (пауза)». — «Вы слышали? Голос опустился, я сделала паузу. Значит, здесь нужно поставить нашего помощника – ТОЧКУ! (ребенок прикрепляет магнитный символ точки после слова «погода»). А следующее слово должно быть каким? Правильно, с большой буквы! (ребенок ставит символ «заглавная буква» перед словом «дует»).

5. Физкультминутка. (2-3 мин) Цель: Снять мышечное напряжение, закрепить понятие на двигательном уровне. Логопед: «А теперь представим, что мы – листочки. Дует ветер – мы качаемся на месте (покачивания). Предложение начинается – поднимаем ручки вверх (показываем заглавную букву). Предложение заканчивается – приседаем и говорим «Точка!» (дети приседают)».

6. Закрепление материала. Практическая работа. (10-12 мин) Цель: Отработать навык определения границ предложения.

Задание 1: «Расставь точки» Каждому ребенку раздается лист А4 с «текстом» (3-4 строчки, где слова написаны через промежутки, но нет точек и заглавных букв. Текст максимально простой). Пример: осенью часто идут дожди на улице много луж дети гуляют в сапожках Логопед: «Будьте внимательны! Я буду читать текст. Когда вы услышите, что предложение закончилось, ставьте карандашом точку. А следующее слово подчеркните – это подсказка, что оно будет с большой буквы». Логопед читает текст с четкими паузами. Дети работают на своих листах. Логопед индивидуально помогает. Задание 2: «Собери рассказ» (работа у доски) На доске вразброс прикреплены карточки со словами, составляющими 3 простых предложения. Листья желтеют и падают. Птицы улетают в теплые края. Звери готовятся к зиме. Логопед: «Посмотрите, слова перепутались! Давайте соберем их в правильные предложения. Помните про главные подсказки: начало и конец!» Дети по очереди выходят к доске, составляют предложения. Остальные проверяют: «С какой буквы начали? Поставили точку?»

7. Итог занятия. Рефлексия. (2-3 мин) Цель: Подвести итог, закрепить успех.Логопед: «Молодцы, ребята! Вы сегодня были отличными детективами. Давайте вспомним: Что мы искали сегодня? (Границы предложений). Какие наши главные помощники? (Заглавная буква и точка). Как мы узнаем на слух, что предложение закончилось? (Пауза, голос опускается)».

Логопед хвалит каждого ребенка за конкретное достижение: «Саша сегодня правильно поставил все точки», «Маша внимательно слушала и услышала все паузы» и т.д. ·

Прощание: «Занятие окончено. Вы все сегодня хорошо поработали. До свидания!»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_3klass_2nedelya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 2  22.09.2025г.

Логопедическое занятие на тему: «Определение границы предложения в тексте.»

Тема: «Где спрятались предложения? Учимся видеть границы предложения в тексте».

Цель: Научить определять границы предложений в тексте.

Задачи: Коррекционно-образовательные: Закрепить понятие «предложение». Формировать умение определять количество предложений в тексте. Учить обозначать границу предложения на письме (точка) и в устной речи (интонация).

Коррекционно-развивающие: Развивать слуховое внимание и восприятие (умение слышать интонацию конца предложения). Развивать зрительное восприятие (умение видеть точку, заглавную букву). Развивать пространственную ориентацию на листе бумаги. Развивать мелкую моторику. Обогащать словарный запас.

Коррекционно-воспитательные: Воспитывать усидчивость, умение слушать инструкцию. Формировать положительную мотивацию к занятиям.

Оборудование: Карточки со схемами предложений (полоски, на которых в начале нарисован уголок – заглавная буква, в конце – точка). Предметные картинки (осень, лист, дождь, зонт, лужа, мальчик, собака). Графические схемы текста на листах А4 (несколько линий, где нужно расставить точки и заглавные буквы). Магнитная доска или фланелеграф. Магниты. Простой карандаш, ластик для каждого ребенка. Символ «Точка» (кружок из картона). Символ «Заглавная буква» (треугольник из картона).

Ход занятия: 1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. (2-3 мин) Цель:Создать положительный настрой, настроить на работу.

Логопед: «Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Сегодня нас ждет интересное путешествие в страну Предложений. Чтобы отправиться в путь, каждый должен сказать одно слово о погоде за окном». Дети по очереди говорят: «солнце», «холодно», «облака» и т.д. Логопед: «Молодцы! А теперь я соберу ваши слова в одно предложение: «Сегодня на улице холодно и светит солнце». Вот так из слов рождается предложение!»

2. Артикуляционная гимнастика. «Зарядка для язычка» (3-4 мин) Цель: Подготовить артикуляционный аппарат к работе. Проводится по картинкам-образцам. Логопед показывает, дети повторяют перед зеркалом. «Улыбочка» (держим губы в улыбке 5 секунд). «Трубочка» (вытягиваем губы вперед). «Качели» (рот открыт, язык поднимается к носу, опускается к подбородку). «Часики» (рот открыт, язык движется от одного уголка рта к другому).

3. Актуализация знаний. Повторение. (3-4 мин) Цель: Вспомнить признаки предложения. На доске картинка с осенним сюжетом (мальчик под зонтом, собака, лужи).

Логопед: «Посмотрите на картинку. Давайте составим предложения по ней». Что делает мальчик? (Мальчик идет под зонтом). Составляем предложение, выкладываем схему из карточек: (уголок – слова – точка). Что на небе? (На небе тучи). Составляем еще одно предложение, выкладываем вторую схему. Логопед: «Сколько предложений мы составили? Два! Как мы узнали, где кончилось первое предложение? (Оно закончилось, мы сделали паузу, поставили точку). А с какой буквы начинается каждое предложение? (С большой, заглавной)».

4. Введение в тему. Объяснение нового материала. (5-7 мин) Цель: Показать наглядно, как предложения «дружат» в тексте. Логопед: «Предложения, как и вы, могут дружить. Когда они собираются вместе, получается рассказ – ТЕКСТ. Сегодня мы будем учиться находить, где же в тексте заканчивается одно предложение и начинается другое». Логопед медленно и выразительно, с четкой интонацией, читает текст (написан на доске или на листе, но без точек и заглавных букв, слова написаны через запятую для наглядности): «стоит осенняя погода, дует холодный ветер, с неба падают желтые листья, дети надели теплые куртки» Логопед: «Что-то тут не так. Текст непонятный. Давайте поможем ему! Мы с вами – детективы, и мы ищем две главные подсказки: 1. Где спряталась ТОЧКА? и 2. Где спряталась ЗАГЛАВНАЯ БУКВА?». Логопед читает первую фразу с интонацией завершения: «Стоит осенняя погода. (пауза)». — «Вы слышали? Голос опустился, я сделала паузу. Значит, здесь нужно поставить нашего помощника – ТОЧКУ! (ребенок прикрепляет магнитный символ точки после слова «погода»). А следующее слово должно быть каким? Правильно, с большой буквы! (ребенок ставит символ «заглавная буква» перед словом «дует»).

5. Физкультминутка. (2-3 мин) Цель: Снять мышечное напряжение, закрепить понятие на двигательном уровне. Логопед: «А теперь представим, что мы – листочки. Дует ветер – мы качаемся на месте (покачивания). Предложение начинается – поднимаем ручки вверх (показываем заглавную букву). Предложение заканчивается – приседаем и говорим «Точка!» (дети приседают)».

6. Закрепление материала. Практическая работа. (10-12 мин) Цель: Отработать навык определения границ предложения.

Задание 1: «Расставь точки» Каждому ребенку раздается лист А4 с «текстом» (3-4 строчки, где слова написаны через промежутки, но нет точек и заглавных букв. Текст максимально простой). Пример: осенью часто идут дожди на улице много луж дети гуляют в сапожках Логопед: «Будьте внимательны! Я буду читать текст. Когда вы услышите, что предложение закончилось, ставьте карандашом точку. А следующее слово подчеркните – это подсказка, что оно будет с большой буквы». Логопед читает текст с четкими паузами. Дети работают на своих листах. Логопед индивидуально помогает. Задание 2: «Собери рассказ» (работа у доски) На доске вразброс прикреплены карточки со словами, составляющими 3 простых предложения. Листья желтеют и падают. Птицы улетают в теплые края. Звери готовятся к зиме. Логопед: «Посмотрите, слова перепутались! Давайте соберем их в правильные предложения. Помните про главные подсказки: начало и конец!» Дети по очереди выходят к доске, составляют предложения. Остальные проверяют: «С какой буквы начали? Поставили точку?»

7. Итог занятия. Рефлексия. (2-3 мин) Цель: Подвести итог, закрепить успех.Логопед: «Молодцы, ребята! Вы сегодня были отличными детективами. Давайте вспомним: Что мы искали сегодня? (Границы предложений). Какие наши главные помощники? (Заглавная буква и точка). Как мы узнаем на слух, что предложение закончилось? (Пауза, голос опускается)».

Логопед хвалит каждого ребенка за конкретное достижение: «Саша сегодня правильно поставил все точки», «Маша внимательно слушала и услышала все паузы» и т.д. ·

Прощание: «Занятие окончено. Вы все сегодня хорошо поработали. До свидания!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к логопедическому занятию по теме "Звук и буква Б" 1 класс

Цель занятия: четкое произнесение и характеристика звука [Б], выделение согласного звука в словах, звуковой анализ слов. Презентацию можно использовать как при проведении фронтальной , так и индивидуа...

Открытое логопедическое занятие по теме: «Определение границ предложения».

Систематизировать знания и понятия по теме «Предложение»: грамматические признаки предложения, виды предложений по цели и эмоциональной окраске. Совершенствование умения работы с деформированным предл...

Фронтальное логопедическое занятие по теме: «Распространение простого предложения определением на основе использования лексической темы «Посуда»»

Фронтальное логопедическое занятие по теме:«Распространение простого предложения  определением на основе использования лексической темы «Посуда»»...

Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме "Части речи. Предложение" (4 класс VIII вид)

Цель занятия: Обобщить знания о частях речи, о роли их в предложении. Закреплять знания о структуре предложения.  Развивать связанную речь, обогащать лексикон. ...

Конспект внеурочного логопедического занятия по теме: «Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами»

Логопедическое внеурочное занятие с группой обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) с нарушениями устной и письменной речи, обусловленными  нед...

Определение границ предложений в тексте . Текст "Сёмга" 3 класс

На презентации представлен текст " Сёмга" без границ предложений. Даны фотографии, уточняющие и расширяющие представления детей о внешнем виде и условиях обитания рыбы.Параллельно идет слова...

Логопедическое занятие на тему: «Что такое предложение? Учимся строить предложения. «Деформированные предложения»». 4 класс для детей с УО

Логопедическое занятие на тему: «Что такое предложение? Учимся строить предложения. «Деформированные предложения»».Цель: Формирование умения составлять и восстанавливать просты...