Логопедическое занятие в 4 классе для детей с УО Тема: Гласные и согласные звуки. Их различение.
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)
Логопедическое занятие в 4 классе для детей с УО
Тема: Гласные и согласные звуки. Их различение.
Цель: Научить детей различать гласные и согласные звуки на основе их акустических и артикуляционных признаков.
Задачи: Коррекционно-образовательные: Закрепить понятия «звук», «гласный звук», «согласный звук». Учить выделять гласные и согласные звуки на слух. Формировать умение определять наличие заданного звука в слове. Активизировать словарь по теме. Коррекционно-развивающие: Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие. Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание. Развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение). Развивать мелкую моторику. Коррекционно-воспитательные: Воспитывать положительную мотивацию к занятиям. Формировать навыки сотрудничества, умения работать по инструкции.
Оборудование: Зеркала для каждого ребенка. Картинки-символы: красный кружок (для гласных), синий кружок (для согласных). Карточки с изображениями предметов, в названиях которых есть четкие гласные и согласные звуки (мак, дом, кот, луна, рыба, утка, сок, нос и т.д.). Индивидуальные кассы букв или разрезная азбука. «Волшебный мешочек» с мелкими игрушками или предметами. Мягкая игрушка или мячик. Рабочие листы с простыми заданиями.
Ход занятия: 1. Организационный момент. (2-3 минуты) Цель: Создать положительный настрой, настроить на работу. Логопед: «Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и начнем наше занятие. Сядьте ровно, спинки прямые. Сегодня нас ждут интересные игры со звуками!» Упражнение «Подари улыбку»: Дети по очереди поворачиваются к соседу и дарят ему свою самую добрую улыбку.
2. Артикуляционная гимнастика и дыхательное упражнение. (4-5 минут) Цель: Подготовить артикуляционный аппарат к работе. Логопед: «Чтобы наши язычки хорошо работали и четко произносили все звуки, сделаем зарядку. Смотрите на меня и повторяйте».
1. «Улыбка» – удерживаем широкую улыбку 5 секунд.
2. «Трубочка» – вытягиваем губы вперед.
3. «Качели» – кончиком языка тянемся то к носу, то к подбородку.
4. «Часики» – двигаем языком из уголка рта в уголок.
Дыхательное упражнение «Задуй свечу»: Логопед: «Представьте, что перед вами праздничный торт с одной свечкой. Давайте сделаем глубокий вдох носом и... выдохнем ртом, чтобы ее задуть». Повторить 2-3 раза.
3. Введение в тему. Актуализация знаний. (5 минут) Цель: Вспомнить, что такое звуки, ввести понятия «гласный» и «согласный». Логопед: «Ребята, весь мир наполнен звуками. Как шумит ветер? (Ш-ш-ш). Как звенят капельки воды? (Кап-кап). Как поет птичка? (Пи-пи-пи). А из чего состоят наши слова? Правильно, из звуков! Сегодня мы будем учиться различать два вида звуков: гласные и согласные». Логопед показывает красный кружок: «Это символ гласных звуков. Они поются, их можно тянуть, при их произнесении воздух выходит свободно, ему ничего не мешает во рту. Давайте споем звук [А]... [У]... [О]. Молодцы!» Логопед показывает синий кружок: «А это символ согласных звуков. Они не поются, их нельзя тянуть. При их произнесении воздуху во рту мешают губы, зубы или язык. Давайте попробуем: [C]... [К]. Слышите, есть преграда?»
4. Основная часть. (15-18 минут) Цель: Формирование умения различать гласные и согласные звуки в игровой форме.
1. Игра «Поймай звук» (слуховое различение) Логопед: «Я буду произносить звуки. Если услышите гласный звук (который можно петь) – поднимайте красный кружок. Если согласный – синий». · Произносится цепочка: А, М, О, С, У, П, Ы, Р и т.д. · (Усложнение): Логопед произносит слог (МА, ПО, СУ). Дети определяют первый звук и поднимают соответствующий кружок.
2. Игра «Волшебный мешочек» В мешочке лежат предметы/игрушки(машинка, кубик, уточка, мячик, ложка). Ребенок на ощупь достает предмет и называет его. Логопед: «Какой первый звук в слове «МЯЧИК»? [М’]. Он гласный или согласный? Почему? (Не поется, есть преграда – губы). Покажи синий кружок». Аналогично разбираются другие слова.
3. Работа с картинками (индивидуально или в парах) Каждому ребенку раздается 2-3 картинки и два кружка (красный и синий). Задание: «Назови, что нарисовано на твоей картинке. Определи первый звук. Если он гласный – положи на картинку красный кружок, если согласный – синий». Логопед оказывает индивидуальную помощь.
4. Физкультминутка «Звуковичок» (2-3 минуты) Логопед: «Встаньте, пожалуйста. Если я назову гласный звук – вы поднимаете руки высоко вверх и тянетесь на носочках (как будто тянете звук). Если согласный – приседаете (воздух наткнулся на преграду)». Звуки: О (тянутся), П (присели), У (тянутся), К (присели) и т.д.
5. Закрепление. Работа с материалом. (5-7 минут) Цель: Закрепить полученные знания с помощью визуальной опоры (букв).
Индивидуальные рабочие листы: Задание 1: Обведи гласные звуки в красный цвет, согласные – в синий. (Даны буквы А, М, О, С, У, Х).
Задание 2: Соедини линией картинку с кружком того цвета, какой первый звук в ее названии. (Рисунок «Аист» - красный кружок; рисунок «Слон» - синий кружок). Логопед ходит между партами, проверяет, помогает, хвалит.
6. Итог занятия. Рефлексия. (2-3 минуты) Цель: Подвести итоги, оценить работу детей. Логопед: «Ребята, вы все сегодня очень хорошо работали! Давайте вспомним: Какие звуки мы сегодня учились различать? (Гласные и согласные). Какого цвета кружок для гласных? (Красного). Почему звук [C] – согласный? (Его нельзя петь, воздуху мешают зубы и язык). Оценка деятельности: Логопед хвалит каждого ребенка, отмечая его конкретные успехи («Молодец, Саша, ты правильно все звуки поймал!», «Умница, Маша, верно разложила все картинки!»). Ритуал окончания занятия: Логопед: «Занятие окончено. Вы замечательно справились! Давайте попрощаемся до следующего раза». Дети прощаются хором или по очереди.
Рекомендации по дифференцированному подходу: Для детей с более глубокой структурой дефекта упрощайте задания (работать только с одним звуком, использовать больше тактильных и наглядных опор). Для более сильных учеников можно усложнить: определить последний звук в слове, подобрать слово на заданный звук. · Важно многократное повторение и положительное подкрепление на каждом этапе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 1 г.
Логопедическое занятие в 4 классе для детей с УО
Тема: Гласные и согласные звуки. Их различение.
Цель: Научить детей различать гласные и согласные звуки на основе их акустических и артикуляционных признаков.
Задачи: Коррекционно-образовательные: Закрепить понятия «звук», «гласный звук», «согласный звук». Учить выделять гласные и согласные звуки на слух. Формировать умение определять наличие заданного звука в слове. Активизировать словарь по теме. Коррекционно-развивающие: Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие. Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание. Развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение). Развивать мелкую моторику. Коррекционно-воспитательные: Воспитывать положительную мотивацию к занятиям. Формировать навыки сотрудничества, умения работать по инструкции.
Оборудование: Зеркала для каждого ребенка. Картинки-символы: красный кружок (для гласных), синий кружок (для согласных). Карточки с изображениями предметов, в названиях которых есть четкие гласные и согласные звуки (мак, дом, кот, луна, рыба, утка, сок, нос и т.д.). Индивидуальные кассы букв или разрезная азбука. «Волшебный мешочек» с мелкими игрушками или предметами. Мягкая игрушка или мячик. Рабочие листы с простыми заданиями.
Ход занятия: 1. Организационный момент. (2-3 минуты) Цель: Создать положительный настрой, настроить на работу. Логопед: «Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и начнем наше занятие. Сядьте ровно, спинки прямые. Сегодня нас ждут интересные игры со звуками!» Упражнение «Подари улыбку»: Дети по очереди поворачиваются к соседу и дарят ему свою самую добрую улыбку.
2. Артикуляционная гимнастика и дыхательное упражнение. (4-5 минут) Цель: Подготовить артикуляционный аппарат к работе. Логопед: «Чтобы наши язычки хорошо работали и четко произносили все звуки, сделаем зарядку. Смотрите на меня и повторяйте».
1. «Улыбка» – удерживаем широкую улыбку 5 секунд.
2. «Трубочка» – вытягиваем губы вперед.
3. «Качели» – кончиком языка тянемся то к носу, то к подбородку.
4. «Часики» – двигаем языком из уголка рта в уголок.
Дыхательное упражнение «Задуй свечу»: Логопед: «Представьте, что перед вами праздничный торт с одной свечкой. Давайте сделаем глубокий вдох носом и... выдохнем ртом, чтобы ее задуть». Повторить 2-3 раза.
3. Введение в тему. Актуализация знаний. (5 минут) Цель: Вспомнить, что такое звуки, ввести понятия «гласный» и «согласный». Логопед: «Ребята, весь мир наполнен звуками. Как шумит ветер? (Ш-ш-ш). Как звенят капельки воды? (Кап-кап). Как поет птичка? (Пи-пи-пи). А из чего состоят наши слова? Правильно, из звуков! Сегодня мы будем учиться различать два вида звуков: гласные и согласные». Логопед показывает красный кружок: «Это символ гласных звуков. Они поются, их можно тянуть, при их произнесении воздух выходит свободно, ему ничего не мешает во рту. Давайте споем звук [А]... [У]... [О]. Молодцы!» Логопед показывает синий кружок: «А это символ согласных звуков. Они не поются, их нельзя тянуть. При их произнесении воздуху во рту мешают губы, зубы или язык. Давайте попробуем: [C]... [К]. Слышите, есть преграда?»
4. Основная часть. (15-18 минут) Цель: Формирование умения различать гласные и согласные звуки в игровой форме.
1. Игра «Поймай звук» (слуховое различение) Логопед: «Я буду произносить звуки. Если услышите гласный звук (который можно петь) – поднимайте красный кружок. Если согласный – синий». · Произносится цепочка: А, М, О, С, У, П, Ы, Р и т.д. · (Усложнение): Логопед произносит слог (МА, ПО, СУ). Дети определяют первый звук и поднимают соответствующий кружок.
2. Игра «Волшебный мешочек» В мешочке лежат предметы/игрушки(машинка, кубик, уточка, мячик, ложка). Ребенок на ощупь достает предмет и называет его. Логопед: «Какой первый звук в слове «МЯЧИК»? [М’]. Он гласный или согласный? Почему? (Не поется, есть преграда – губы). Покажи синий кружок». Аналогично разбираются другие слова.
3. Работа с картинками (индивидуально или в парах) Каждому ребенку раздается 2-3 картинки и два кружка (красный и синий). Задание: «Назови, что нарисовано на твоей картинке. Определи первый звук. Если он гласный – положи на картинку красный кружок, если согласный – синий». Логопед оказывает индивидуальную помощь.
4. Физкультминутка «Звуковичок» (2-3 минуты) Логопед: «Встаньте, пожалуйста. Если я назову гласный звук – вы поднимаете руки высоко вверх и тянетесь на носочках (как будто тянете звук). Если согласный – приседаете (воздух наткнулся на преграду)». Звуки: О (тянутся), П (присели), У (тянутся), К (присели) и т.д.
5. Закрепление. Работа с материалом. (5-7 минут) Цель: Закрепить полученные знания с помощью визуальной опоры (букв).
Индивидуальные рабочие листы: Задание 1: Обведи гласные звуки в красный цвет, согласные – в синий. (Даны буквы А, М, О, С, У, Х).
Задание 2: Соедини линией картинку с кружком того цвета, какой первый звук в ее названии. (Рисунок «Аист» - красный кружок; рисунок «Слон» - синий кружок). Логопед ходит между партами, проверяет, помогает, хвалит.
6. Итог занятия. Рефлексия. (2-3 минуты) Цель: Подвести итоги, оценить работу детей. Логопед: «Ребята, вы все сегодня очень хорошо работали! Давайте вспомним: Какие звуки мы сегодня учились различать? (Гласные и согласные). Какого цвета кружок для гласных? (Красного). Почему звук [C] – согласный? (Его нельзя петь, воздуху мешают зубы и язык). Оценка деятельности: Логопед хвалит каждого ребенка, отмечая его конкретные успехи («Молодец, Саша, ты правильно все звуки поймал!», «Умница, Маша, верно разложила все картинки!»). Ритуал окончания занятия: Логопед: «Занятие окончено. Вы замечательно справились! Давайте попрощаемся до следующего раза». Дети прощаются хором или по очереди.
Рекомендации по дифференцированному подходу: Для детей с более глубокой структурой дефекта упрощайте задания (работать только с одним звуком, использовать больше тактильных и наглядных опор). Для более сильных учеников можно усложнить: определить последний звук в слове, подобрать слово на заданный звук. · Важно многократное повторение и положительное подкрепление на каждом этапе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ занятия «Школы будущего первоклассника» по теме «Понятие гласных и согласных звуков»
ПРОЕКТ ЗАНЯТИЯТема: «Понятие гласных и согласных звуков». Цели и задачи:• Организовать деятельность детей по ознакомлению с понятием «гласный и согласный звуки»;• Создать проблемную ситуацию, выводящу...

Проверочная работа по русскому языку 2 класс. Тема "Орфограммы слабой позиции гласных и согласных звуков".
Проверочная работа по русскому языку во 2 классе по теме "Орфограммы слабой позиции гласных и согласных звуков" по учебнику В.В.Репкина....

Конспект коррекционно-логопедического занятия, 1 класс. Раздел: Звуки и буквы. Тема: Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. Роль гласных букв в обозначении твердости и мягкости согласных.
Конспект занятия может быть использован в работе логопедами, учителями начальных классов. Задачи занятия: Развитие слуховой дифференциации близких по звучанию (мягкости-твердости) фонем. Учить на пись...

Конспект логопедического занятия на тему: "Буквы и звуки.Гласные и согласные звуки."
Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у школьников 2 – го класса, имеющих нарушения письма и чтения....

Конспект открытого коррекционно-логопедического занятия по теме "Гласные и согласные звуки. Звук [а], буква А. Звук [м], буква М." для учащихся 1 дополнительного класса (с интеллектуальной недостаточностью)
Цель занятия: Закрепление знаний о звуках [м], [а], и буквах М-м, А-а. Материал может быть использован в работе учителями начальных классов и логопедами. (Иллюстративный материал использов...
Конспект группового логопедического занятия для обучающихся 2 класса с ЗПР на тему: "Гласные и согласные звуки и буквы. Характеристика звуков"
Ключевые слова: ЗПР, логопедическое занятие, гласные и согласные звуки, характеристика звуков, фонематическое восприятие, 2 класс, конспект занятия.Целевая аудитория: Учителя-логопеды, дефек...
Логопедическое занятие на тему: «Гласные и согласные звуки. Звуки и буквы» с тренировочными упражнениями. 2 класс для детей с УО
Логопедическое занятие на тему: «Гласные и согласные звуки. Звуки и буквы» с тренировочными упражнениями.Цель :Учить различать гласные и согласные звуки на основе артикуляционных и акустич...