Социо-игровой подход в работе логопеда
учебно-методический материал по логопедии

  Не учить! Создавать ситуации, в которых дети небольшими группами учатся добывать знания, а не получать готовые.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsioigrovoy_podhod_v_rabote_uchitelya-logopeda.docx33.18 КБ

Предварительный просмотр:

Социо-игровой подход в работе логопеда

Подготовила учитель-логопед:

 Ажымалиева Жыргал Керимгазиевна

Социо-игровая технология – это технология развития ребёнка в игровом общении со   сверстниками, сущность, которой его основатели А.П. Ершова, В.М. Букатов, Е.Е.Шулешко определили так: «Нужно не учить, а налаживать ситуацию. Налаживать для того, чтобы всем участникам захотелось доверять друг другу, это, во-первых. А во-вторых, чтобы каждому захотелось бы доверять и своему собственному опыту. В результате такого налаживания ситуации у обучаемых детишек происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».

Системное использование социо-игровой технологии на занятиях, дает мне возможность научить эффективно общаться, сделать образовательный процесс более увлекательным, способствовать развитию детей активной позиции, самостоятельности, творчества, воспитать в детях желание узнавать новое.

Золотые правила социо-игровой технологии:

Не учить! Это правило ставит перед педагогом цель создавать ситуации, в которых дети небольшими группами учатся добывать знания, а не получать готовые.

Педагог рассматривает ребенка, как партнера по совместной деятельности, снимает с себя судейскую роль и передает ее детям, предлагает свободу и самостоятельность в выборе способов получения знаний, ориентируясь на индивидуальные открытия ребенка.

133 зайца! В народе говорят: «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь». А вот, если по социо-игровому, то дело обстоит иначе: «Если гнаться, так уж сразу за 133-мя зайцами. Тогда, глядишь, с десяток и поймаешь». Другими словами, каждый ребенок на занятии, в игре ловит своего зайчика.

Когда педагог, не кривя душой, признается детям, что про то или иное он не очень-то хорошо и сам знает — это окрыляет детей, разрушает страх допустить ошибку. Третье золотое правило, как сказал Е.Е Шулешко, не боятся быть «Иванушкой дурачком»!

Применение данной технологии организуется в три этапа, которые направлены на создание условия для развития дружеских связей, на общение в микрогруппе, через которое идет обучение и взаимообучение младших школьников.

Включение коммуникативных игр и упражнений в образовательный процесс   как первого этапа реализации социо-игровых подходов оказывает положительное влияние на развитие ребенка. В процессе игры дети учатся проявлять заботу, внимание, сочувствие к сверстникам, выполнять элементарные правила, слышать и слушать другого.

Ребёнку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше. Один из авторов этой социо-игровой технологии Вячеслав Михайлович Букатов говорит: «У социо-игровой педагогики хитрый стиль. Главное в нём – реанимация собственной интуиции… Социо-игровой стиль заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя, и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социо- игровом стиле… ».

Использование социо – игровой технологии, позволяет сделать мне образовательный процесс для ребенка более увлекательным и интересным, устранить (частично или полностью) речевой дефект и подготовить ребенка к успешному обучению. Объединение детей на общее дело способствует эффективному взаимодействию друг с другом, в результате которого происходит развитие детской активности, творчества и самостоятельности, потому что дети слушают, делают, говорят.

Сценарий НОД (учащиеся 1 «Б» класса)

Тема: Звуки и буква К, Т.

Цель: дифференциация звуков К, Т.

Задачи:

- продолжать учить дифференцировать звуки К-Т в словах, определять местонахождение звука в слове, упражнять в делении слов на слоги,  продолжать учить звуковому анализу слова типа КОТ. Закреплять образы букв упражнять в выкладывании букв из разных предметов;

- развивать фонематический слух, психические процессы;

- воспитывать самоконтроль, умение договариваться, работать в команде.

Материал: схемы, картинки, фишки, веревки, пособие системный оператор «Звуковой телевизор».

Методические приемы: объединение в команды, игровые ситуации, вопросный план, словесный, практический, наглядный.

Ход занятия:

Организационный момент: На занятии гости.

Логопед: «Ребята,  у нас гости.  Поздоровайтесь с гостями жестами.

Кто смелый? Кто спросит для чего они к нам пришли?».

Гость: «Нам ваш логопед рассказала, что вы умеете заниматься в командах, сами можете объединиться в команды, помогаете, друг другу, когда выполняете  сложные задания. Это правда? Покажите нам? Мы даже вам приготовили задания. Сможете их выполнить?» (Отдает лист с заданиями ребенку).

      Ситуация №1.         Объединение в команды.

Ребята нужно объединиться в команды. Но каким способом здесь не написали. Предлагайте  способ объединения  в команды для выполнения заданий (Предложения детей).

Назвать команду и выбрать капитана, капитан самый высокий член команды.

Ситуация №2 Задания.

  1. Задание: «Собери из счетных палочек»

1 команда – Соберите предмет по схеме  и скажите, какай первый звук в названии предмета, и дайте характеристику звуку по  «Телевизору»

2 команда – Соберите по схеме предмет и скажите, какай последний звук в названии предмета, и дайте характеристику звуку по телевизору.

Прием «Идем в гости». Показать свою готовность жестом. Проверка выполнения задания детьми.

2.Задание: «Отбери картинки»

1 команда -  Отберите картинки в названии которых есть звук К и определите место звука и обозначьте на схеме.

 2 -командаОтберите картинки в названии которых есть звук Т и определите место звука и обозначьте на схеме.

Прием «Идем в гости». Показать свою готовность жестом. Проверка выполнения задания детьми.

3.Задание: «Определи количество слогов»

-1 команда – возьмите картинки со своим звуком К, где 2 слога.

- 2 команда -  возьмите картинки со своим звуком Т, где 3 слога.

Прием «Идем в гости». Показать свою готовность жестом. Проверяют капитаны команд.

4. Задание:  «Выложи слово» - звуковой анализ слов – КОТ

Логопед «бросает» звуки, дети собирают слово из фишек. Задание проверяют капитаны команд.

Ситуация №3.

6.Задание: «Построй букву»

-1 команда – постройте букву К из веревочки

- 2 команда -  постройте букву Т из стульев.

Итог:  Вопросный план:          

-  на какой звук ты искал картинку?

- на какой звук начинался предмет, построенный из счетных палочек?

- сколько детей было у тебя в команде?

- какое задание было сложным для тебя?

-  какое задание было легким для тебя?

- каким способом вы объединились в команды?

- какое задание понравилось тебе?

- спроси у гостей справились вы с заданиями?

Дети, вы сегодня МОЛОДЦЫ, похлопайте себе.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Социо-игровая технология как одна из модификаций интерактивного обучения в начальной школе »

Материал содержит игровые формы организации групповой работы на уроке в начальной школе: способы деления в группы, игровые разминки, дидактические игры. Использованы материалы сайта  http://www.o...

Консультация для педагогов на тему: "Организация непосредственной образовательной деятельности с использованием социо-игровой технологии"

Игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, ...

«Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология

Обучение участников мастер-класса применению социо-игровой техноло­гии в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ....

Мастер-класс для педагогов «Социально-коммуникативное и познавательное развитие детей методами социо-игровой технологии»

Мастер-класс для педагогов «Социально-коммуникативное и познавательное развитие детей методами социо-игровой технологии».  Конспект и презентация...

Проект на тему: «Социально-коммуникативное и познавательное развитие детей методами социо-игровой технологии»

Проект на тему:«Социально-коммуникативное и познавательное развитие детей методами социо-игровой технологии»...

Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для  формирования  коммуникативных  навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...

Методическая разработка. Игра «Колючие ладошки». Нейропсихологический подход в работе логопеда.

Работая логопедом, я наблюдаю, что количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом. Эти дети соматически ослаблены, имеют хронические заболевания, у них наблюдается наруш...