Социо-игровой подход в работе логопеда
учебно-методический материал по логопедии
Не учить! Создавать ситуации, в которых дети небольшими группами учатся добывать знания, а не получать готовые.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Социо-игровой подход в работе логопеда
Подготовила учитель-логопед:
Ажымалиева Жыргал Керимгазиевна
Социо-игровая технология – это технология развития ребёнка в игровом общении со сверстниками, сущность, которой его основатели А.П. Ершова, В.М. Букатов, Е.Е.Шулешко определили так: «Нужно не учить, а налаживать ситуацию. Налаживать для того, чтобы всем участникам захотелось доверять друг другу, это, во-первых. А во-вторых, чтобы каждому захотелось бы доверять и своему собственному опыту. В результате такого налаживания ситуации у обучаемых детишек происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».
Системное использование социо-игровой технологии на занятиях, дает мне возможность научить эффективно общаться, сделать образовательный процесс более увлекательным, способствовать развитию детей активной позиции, самостоятельности, творчества, воспитать в детях желание узнавать новое.
Золотые правила социо-игровой технологии:
Не учить! Это правило ставит перед педагогом цель создавать ситуации, в которых дети небольшими группами учатся добывать знания, а не получать готовые.
Педагог рассматривает ребенка, как партнера по совместной деятельности, снимает с себя судейскую роль и передает ее детям, предлагает свободу и самостоятельность в выборе способов получения знаний, ориентируясь на индивидуальные открытия ребенка.
133 зайца! В народе говорят: «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь». А вот, если по социо-игровому, то дело обстоит иначе: «Если гнаться, так уж сразу за 133-мя зайцами. Тогда, глядишь, с десяток и поймаешь». Другими словами, каждый ребенок на занятии, в игре ловит своего зайчика.
Когда педагог, не кривя душой, признается детям, что про то или иное он не очень-то хорошо и сам знает — это окрыляет детей, разрушает страх допустить ошибку. Третье золотое правило, как сказал Е.Е Шулешко, не боятся быть «Иванушкой дурачком»!
Применение данной технологии организуется в три этапа, которые направлены на создание условия для развития дружеских связей, на общение в микрогруппе, через которое идет обучение и взаимообучение младших школьников.
Включение коммуникативных игр и упражнений в образовательный процесс как первого этапа реализации социо-игровых подходов оказывает положительное влияние на развитие ребенка. В процессе игры дети учатся проявлять заботу, внимание, сочувствие к сверстникам, выполнять элементарные правила, слышать и слушать другого.
Ребёнку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше. Один из авторов этой социо-игровой технологии Вячеслав Михайлович Букатов говорит: «У социо-игровой педагогики хитрый стиль. Главное в нём – реанимация собственной интуиции… Социо-игровой стиль заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя, и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социо- игровом стиле… ».
Использование социо – игровой технологии, позволяет сделать мне образовательный процесс для ребенка более увлекательным и интересным, устранить (частично или полностью) речевой дефект и подготовить ребенка к успешному обучению. Объединение детей на общее дело способствует эффективному взаимодействию друг с другом, в результате которого происходит развитие детской активности, творчества и самостоятельности, потому что дети слушают, делают, говорят.
Сценарий НОД (учащиеся 1 «Б» класса)
Тема: Звуки и буква К, Т.
Цель: дифференциация звуков К, Т.
Задачи:
- продолжать учить дифференцировать звуки К-Т в словах, определять местонахождение звука в слове, упражнять в делении слов на слоги, продолжать учить звуковому анализу слова типа КОТ. Закреплять образы букв упражнять в выкладывании букв из разных предметов;
- развивать фонематический слух, психические процессы;
- воспитывать самоконтроль, умение договариваться, работать в команде.
Материал: схемы, картинки, фишки, веревки, пособие системный оператор «Звуковой телевизор».
Методические приемы: объединение в команды, игровые ситуации, вопросный план, словесный, практический, наглядный.
Ход занятия:
Организационный момент: На занятии гости.
Логопед: «Ребята, у нас гости. Поздоровайтесь с гостями жестами.
Кто смелый? Кто спросит для чего они к нам пришли?».
Гость: «Нам ваш логопед рассказала, что вы умеете заниматься в командах, сами можете объединиться в команды, помогаете, друг другу, когда выполняете сложные задания. Это правда? Покажите нам? Мы даже вам приготовили задания. Сможете их выполнить?» (Отдает лист с заданиями ребенку).
Ситуация №1. Объединение в команды.
Ребята нужно объединиться в команды. Но каким способом здесь не написали. Предлагайте способ объединения в команды для выполнения заданий (Предложения детей).
Назвать команду и выбрать капитана, капитан самый высокий член команды.
Ситуация №2 Задания.
- Задание: «Собери из счетных палочек»
1 команда – Соберите предмет по схеме и скажите, какай первый звук в названии предмета, и дайте характеристику звуку по «Телевизору»
2 команда – Соберите по схеме предмет и скажите, какай последний звук в названии предмета, и дайте характеристику звуку по телевизору.
Прием «Идем в гости». Показать свою готовность жестом. Проверка выполнения задания детьми.
2.Задание: «Отбери картинки»
1 команда - Отберите картинки в названии которых есть звук К и определите место звука и обозначьте на схеме.
2 -команда– Отберите картинки в названии которых есть звук Т и определите место звука и обозначьте на схеме.
Прием «Идем в гости». Показать свою готовность жестом. Проверка выполнения задания детьми.
3.Задание: «Определи количество слогов»
-1 команда – возьмите картинки со своим звуком К, где 2 слога.
- 2 команда - возьмите картинки со своим звуком Т, где 3 слога.
Прием «Идем в гости». Показать свою готовность жестом. Проверяют капитаны команд.
4. Задание: «Выложи слово» - звуковой анализ слов – КОТ
Логопед «бросает» звуки, дети собирают слово из фишек. Задание проверяют капитаны команд.
Ситуация №3.
6.Задание: «Построй букву»
-1 команда – постройте букву К из веревочки
- 2 команда - постройте букву Т из стульев.
Итог: Вопросный план:
- на какой звук ты искал картинку?
- на какой звук начинался предмет, построенный из счетных палочек?
- сколько детей было у тебя в команде?
- какое задание было сложным для тебя?
- какое задание было легким для тебя?
- каким способом вы объединились в команды?
- какое задание понравилось тебе?
- спроси у гостей справились вы с заданиями?
Дети, вы сегодня МОЛОДЦЫ, похлопайте себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Социо-игровая технология как одна из модификаций интерактивного обучения в начальной школе »
Материал содержит игровые формы организации групповой работы на уроке в начальной школе: способы деления в группы, игровые разминки, дидактические игры. Использованы материалы сайта http://www.o...

Консультация для педагогов на тему: "Организация непосредственной образовательной деятельности с использованием социо-игровой технологии"
Игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, ...
«Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология
Обучение участников мастер-класса применению социо-игровой технологии в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ....

Мастер-класс для педагогов «Социально-коммуникативное и познавательное развитие детей методами социо-игровой технологии»
Мастер-класс для педагогов «Социально-коммуникативное и познавательное развитие детей методами социо-игровой технологии». Конспект и презентация...

Проект на тему: «Социально-коммуникативное и познавательное развитие детей методами социо-игровой технологии»
Проект на тему:«Социально-коммуникативное и познавательное развитие детей методами социо-игровой технологии»...

Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...

Методическая разработка. Игра «Колючие ладошки». Нейропсихологический подход в работе логопеда.
Работая логопедом, я наблюдаю, что количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом. Эти дети соматически ослаблены, имеют хронические заболевания, у них наблюдается наруш...