Мастер-класс для педагогов «Социально-коммуникативное и познавательное развитие детей методами социо-игровой технологии»
методическая разработка

Чередникова Алена Алекссеевна

Мастер-класс для педагогов «Социально-коммуникативное и познавательное развитие детей методами социо-игровой технологии».  Конспект и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterklass_dlya_pedagogov.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:

Чередникова Алена Алексеевна МКДОУ «ЦРР – детский сад № 22»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22»

ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Мастер-класс на тему:

«Социально-коммуникативное и познавательное развитие детей методами социо-игровой технологии»

воспитателя МКДОУ «ЦРР – детский сад № 22»

Левокумского муниципального района

Ставропольского края,

Телефон: 3-19-84

marina shoeva @ yandex. net

Чередникова А. А.

с Левокумское

2019 г.

Тема: «Социально-коммуникативное развитие детей методами социо-игровой технологии»

Цель: Познакомить воспитателей с социо-игровой технологией.

Задачи:

- Вызвать у участников интерес к социо-игровой технологии.

- Познакомить педагогов приемам организации и проведения социо-игровых заданий и упражнений.

- Создать условия для активного, творческого общения участников мастер-класса.

Форма проведения мастер-класса:

- сообщение с элементами презентации + практическая работа.

Структура мастер-класса:

  1. Вступительная часть.
  2. Обоснование выбора социо-игровой технологии.
  3. Теоретически-демонстрационная часть.
  4. Положительные стороны социо-игрового стиля;
  5. Золотые правила социо-игрового стиля обучения;
  6. Что формирует социо-игровой подход у детей;
  7. Классификация социо-игровых заданий-упражнений.
  8. Практическая часть.
  9. Рефлексия учеников мастер-класса. Подведение итогов.
  10. Выражение мнения участниками по результатам мастер-класса.

Ход мастер-класса.

   

   Добрый день, уважаемые коллеги.

      Мы – педагоги дошкольники, очень счастливые люди, а знаете почему? Потому что, став взрослыми, мы продолжаем жить в мире детства, в мире фантазии и открытий, искренности и добра, и, конечно же, игры.

     Ориентируясь на современные требования  в системе образования, в педагогической практике стало актуально использовать социо-игровую технологию. 

     Социо-игровая технология – это технология, когда  «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».

Системное использование социо-игровой технологии, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и при организации совместной, самостоятельной деятельности детей,  дает возможность:

      - научиться эффективно общаться;

      - сделать образовательный процесс более увлекательным;

      - способствовать развитию у детей активной позиции, самостоятельности, творчества;

      - воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.

Золотые правила  социо-игровой технологии:

  1. Не учить! Это правило ставит перед педагогом цель: создавать ситуации, в которых дети небольшими группами учатся добывать знания, а не получать готовые.

Педагог рассматривает ребенка, как партнера по совместной деятельности, снимает с себя судейскую роль и передает ее детям, предлагает свободу и самостоятельность в выборе способов получения знаний, ориентируясь на индивидуальные открытия ребенка.

  1. 133 зайца! В народе говорят: «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь». А вот, если по социо-игровому, то дело обстоит иначе: «Если гнаться, так уж сразу за 133-мя зайцами. Тогда, глядишь, с десяток и поймаешь». Другими словами каждый ребенок на занятии, в игре ловит своего зайчика.
  2. Когда педагог, не кривя душой, признается детям, что про то или иное он не очень-то хорошо и сам знает — это окрыляет детей, разрушает страх допустить ошибку.

     Все плюсы социо-игровой технологии вы ощутите, только тогда, когда сами поэкспериментируете и используете некоторые методы и приемы в своей работе с детьми.

     Мы, педагоги-дошкольники,  люди творческие, неугомонные,  в своей работе с детьми  чаще следуем пословице:  «Лучше сто раз увидеть, чем сто раз услышать».  А еще лучше  - сто раз сделать.

     Эти мудрые слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ,  наблюдение  и  собственную практическую деятельность ребенок  развивается.

Поэтому сегодня мне хотелось бы  не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические  приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по развитию у них коммуникативных и познавательных навыков.

   Обратимся к практике социо-игрового подхода.

Для этого я приглашаю 6 участников.

В социо-игровой технологии выделяется несколько видов игр и упражнений:

Начнем с

Игр – заданий для «рабочего настроя».

Первая игра называется «Встать по пальцам».

Предлагаю рассчитаться на первый – второй. Таким образом, мы разделились на две команды.

Приглашаю команды присесть на стульчики.

Первая команда играет, а вторая команда «судьи» наблюдают за точностью выполнения команды:  «Замри!».

Исходное положение: все сидят; ведущий, отвернувшись, поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках и вслух считает до трех, после чего произносит: «Замри!». Затем поворачивается к играющим. В комнате должно стоять ровно столько человек, сколько было показано пальцев. Причем, между собой общаться никаким образом нельзя. Судьи оценивают соблюдение правил игры соперниками.

Комментарии:

В этом упражнении каждый человек внутренне решает и внешне определяет меру своего участия в выполнении задания. Готовность каждого встать или сразу сесть. Мобилизует всех играющих.

Следующий вид игр:

Игры для социо-игрового приобщения к делу.

Пожалуйста, подойдите к столам, и, выбрав геометрическую фигуру, найдите свою команду. Присаживайтесь на стулья. Одна команда играет, другая выступает в роли судей, затем меняются.

Игра называется «Стулья».

Вся группа по команде: «Приготовились! Пожалуйста!» - одновременно встает, подняв стулья, ставит их в виде какой-нибудь фигуры (например, в полукруг лицом к двери) и одновременно поставив стулья садится. Нельзя разговаривать во время выполнения задания, нельзя командовать, все работают одновременно. За этим следят «судьи».

- Круг по центру. Приготовились! Пожалуйста!

Судьи, оцените, пожалуйста, результат.

- Буква «П» лицом к зеркалам. Приготовились! Пожалуйста!

Комментарии:

Педагог может сигналом «Замри!» остановить детей. Все замирают. Благодаря «Замри!» дети легко сами определяют «выскочек» и «сонь». Этот прием помогает детям ориентироваться на других.

Задание дает возможность отрабатывать высокий уровень внимания друг к другу и слаженности действий.

Далее мы рассмотрим:

Игровые разминки

Игра «Разведчики».

Сейчас мы поиграем в разведчиков. Встали в один круг. Разведчики – это люди, которые умеют все делать четко и точно, но скрытно. Вот и вы сейчас по сигналу «связаться с разведчиком» скрытно, без всяких слов, жестов, и кивков головы. Договаривайтесь только глазами.

Начинаем играть.

- «связаться с разведчиком!»;

- поменяться со своим разведчиком местами, а в пути пожать друг другу руку;

- найти нового разведчика;

- поменяться местами и передать зашифрованное сообщение.

Комментарии:

В любой групповой работе важно уметь внимательно и спокойно общаться друг с другом. Важно и самому удерживать внимание на партнере, и замечать его внимание, направленное на тебя. Чему и учит эта игра.

Задания для творческого самоутверждения.

Игра «Бытовые приборы» или «Оживление»

Подойдите к столу и выберите разрезную карточку, на которой изображена только половина рисунка. Найдите вторую половинку у другого участника мастер-класса и возьмитесь за руки. Таким образом, мы разбились на пары. И следующее задание вы будете выполнять в паре.  Подойдите ко мне первая желающая пара, остальные парочки пока присядьте на стулья.

Выберете  картинку (с изображением, какого-то бытового прибора: пылесос, стиральная машина, фен).

- Посовещайтесь, как вам показать действие доставшегося прибора. Затем  покажите  его «работу», чтобы другие команды смогли отгадать ваш прибор.

- Оцените, пожалуйста, оригинальность и точность исполнения аплодисментами.

Комментарии:

Весь смысл этого задания состоит в дружном исполнении определенного игрового движения, жеста или действия. Тренируется взаимное внимание друг к другу. И что они все вместе, и каждый из них может помочь каждому.

Ну и последний вид игр - игры «Вольные».

Предлагаю  игру: «Гусеница».

На этот раз мы разделимся на две команды следующим образом: ответьте на вопрос? Кто сегодня приехал в наш детский сад на машине, поднимите руки, пройдите, пожалуйста, на стулья слева. А те, кто пришел пешком, пройдите на стулья справа. Каждая команда становится друг за другом в колонну, между каждым участником воздушный шар, который вы не должны трогать руками, держать его нужно телом. У нас получились две гусеницы, которые не должны разорваться. Гусеница должна показывать, те движения, которые я назову. Гусеница спит, проснулась, сделала зарядку: руки в стороны, руки вверх, наклон вперед, вправо – влево и поползла на свое рабочее место.

Уважаемые зрители, прошу вас прокомментировать, как команды выполнили правила игры. Спасибо.

Комментарии:

Здесь тренируется исходная мобилизация. Помимо этого тренируется выдержка, внимание, ответственность перед партнерами.

Рефлексия: И последний прием шапка «Вопросов и ответов». Его я использую в работе с родителями воспитанников. Часто трудно вызвать родителей на дискуссию, но вопросов у них всегда много. Этот прием предполагает, что родители пишут свои вопросы на листочках и их опускают в шапку, а потом эти же вопросы они вытягивают сами и вынуждены на них отвечать. Вопросы могут быть самые разнообразные. Например: Какие приемы социо-игровой технологии вы запомнили? Что было сложным? Какой из приемов вы используете или будете использовать в своей работе? Таким образом, получают ответы, а вы будете выступать в роли коллектора.

Заключение:

Возвращаясь к тому, с чего мы начали, то есть с девиза нашего мастер – класса: «Лучше сто раз увидеть, чем сто раз услышать, а еще лучше сто раз сделать», мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация  для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой  работе с детьми.

- Мне очень нравятся слова Елены Владимировны Ермоловой: «Как общаться с ребёнком? Да очень просто: увлекать, пока не увлечётся. Чем насыщеннее и многослойнее занятия поначалу, тем больше свободы в процессе и больший талант в результате».  Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми!

 А для дальнейшей моей педагогической работы, уважаемые коллеги, прошу вас оценить мастер-класс с помощью снежинок разных цветов, которые вы разместите на магнитной доске при выходе. Синяя - если вам понравился мой мастер - класс и вам пригодятся полученные знания, голубая – если у вас деятельность вызывала затруднения, а белая, будет обозначать "кашу в голове". Заранее благодарю!

Спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 6 ДО 7(8) ЛЕТ) «МОЯ МАТЕМАТИКА» С.А. Козлова, М.В. Корепанова, О.В. Пронина

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 6 ДО 7(8) ЛЕТ) «МОЯ МАТЕМАТИКА» С.А. Козлова, М.В. Корепанова, О.В. Пронина....

Использование проектной деятельности в познавательном развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Описание опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья по использованию проектной деятельности....

Проект на тему: «Социально-коммуникативное и познавательное развитие детей методами социо-игровой технологии»

Проект на тему:«Социально-коммуникативное и познавательное развитие детей методами социо-игровой технологии»...

Мастер-класс для учителей - педагогов «Сказкотерапия как метод коррекции речи»

Цель: освоение и последующее применение методики в практической деятельности педагога.В жизни много чудес. Разве не чудо, что солнце всходит и заходит, что меняются времена года, рождаются дети?.. Пра...

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ

Одна из важных задач воспитания детей младшего школьного возраста с ОВЗ– создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Ни для ког...

Программа II городской конференции педагогов - тема выступления: «Формирование познавательной активности детей с РАС в процессе ИЗО».

Программа II городской конференции педагогов - тема выступления: «Формирование познавательной активности детей с РАС в процессе ИЗО»....