мастер класс по развитию чувства ритма у детей
материал по логопедии
Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более
легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс «Развитие чувства ритма у детей ТМНР»
Здравствуйте! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли. И мы очень надеемся, что у нас с вами получится интересный и полезный разговор. Сегодня мы представим для вас мастер-класс на тему: «Развитие чувства ритма у детей ТМНР»
Наш мастер-класс хотелось бы начать с таких строк:
Слышать, видеть, понимать
И пространство ощущать.
Петь, дышать, играть ритмично –
Громко, тихо, высоко,
Низко, в темпе и легко.
Самому придумать что-то,
Изменяя ход игры.
Вот тогда достигнем цели –
Чистой речи детворы!
Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более
легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.
Что же такое ритм?
Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей.
Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний. Если чувство ритма несовершенно – у ребенка слабо развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.
Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и много другое подчинено определенному ритму.
Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка. Уже в самых ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмическая повторяемость однородных слогов, затем чередование разнородных.
Учитывая, что ритм является базовым, универсальным началом, организующим жизнедеятельность ребенка, построение психокоррекционной работы на основе развития чувства ритма будет способствовать общему психофизическому развитию. Аритмичность, нецеленаправленность, присущие многим детям раннего и младшего возраста с нарушениями в развитии, требуют особой пространственно-временной организации деятельности, которая поможет упорядочиванию их действий и деятельности в целом.
Самое главное, это начать как можно раньше и использовать различные ритмические упражнения, речевые и музыкальные игры в разных видах деятельности школьников.
Использование на занятиях игр на развитие чувства ритма формирует у детей образную фантазию, вызывают интерес к речи, к звукообразованию, к оттенкам речевой интонации, к громкому и тихому говору, шепоту. Особый акцент делается на музыкально-речевые игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и слухового внимания, развитию артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры.
Упражнения можно делать и без музыкального сопровождения и с музыкальным сопровождением тоже: в основном короткие классические произведения, песенки. Можно брать дидактический речевой материал, по каждой лексической теме, по времени года. Особое внимание на занятиях уделяется звучащим жестам. Они являются особо успешным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается через движение и мышечные ощущения человека, что очень важно для "речевых" детей.
Использовать эти игровые упражнения можно в самых разнообразных формах работы с детьми – в качестве разминки или физминутки в ходе групповых занятий, коррекционного часа или в совместной деятельности, в утреннем приёме и логоритмике, на праздниках и развлечениях. А так же с успехом можно использовать для совместных игр - танцев детей с родителями. Единая структура занятий помогает детям хорошо ориентироваться в новом материале, творить, создавать образы и радоваться успехам. Дети с нарушениями речи учатся общаться со сверстниками, у них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах, в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества, развивается выдержка.
Приглашаю 6 участников на игру «Веселые стаканчики».
«ЕЖИК И БАРАБАН»
С барабаном ходит ежик, Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик, Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами, Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно, Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он, Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он, Бум-бум-бум!
Упражнение с музыкальными инструментами
Цели: развитие фонематического и музыкального слуха, интонационной выразительности, чёткой координации движения, чувства ритма; обогащение словарного запаса; развитие речи, памяти, внимания, творческих способностей, коммуникативных навыков.
Оборудование: для игры потребуются простейшие музыкальные инструменты (по количеству участников, которые издают разные звуки (гремящие, шуршащие, звенящие).
Описание.
Все участники садятся по кругу. Детям показывают музыкальные инструменты и предлагают с их помощью совершить путешествие по зимнему лесу. Ведущий начинает игру со словами, сопровождающимися отхлопыванием ритма по коленям:
Едем, едем на лошадке
По лесной дорожке гладкой
Скок-скок,
Скок-скок!
Санки скрипят!
Бубенчики звенят!
Едем, едем на лошадке
По лесной дорожке гладкой
Скок-скок,
Скок-скок!
Ветер шумит!
Дятел стучит!
Едем, едем на лошадке
По лесной дорожке гладкой
Скок-скок,
Скок-скок!
Белка на ветке орешки всё грызёт!
Рыжая лисичка зайчишку стережёт!
Едем, едем на лошадке
По лесной дорожке гладкой
Скок-скок,
Скок-скок!
Ехали мы ехали, наконец доехали.
С горки – ух! В ямку бух!
3. Сейчас я хочу предложить вам один вариант озвучивания сказки, вы сможете сами поучаствовать в этом процессе и поймёте, как можно играть с детьми в творческие игры. Для этого мне нужны помощники.(6-7 человек)
«Шел однажды медведь по лесу (барабан).
Захотелось ему медку поесть. Вдруг видит он улей, а пчелы в нем так и жужжат (расчёска).
Знал медведь, что связываться с пчелами опасно. Но уж больно ему медку хотелось. «Авось не покусают», - подумал медведь и залез в улей. Тут пчелы накинулись на него и стали жалить (расчёска).
Завыл медведь, застонал, (голос) еле ноги унес. Бежит по лесу, а сам пчелам грозит: (барабан).
–Вот уж я вас!
Спилю сейчас сук побольше и всех вас разнесу!
Вскарабкался он на дерево. Сел на самый толстый (барабан) сук (тёрка)и начал его пилить.
Летела мимо птичка-синичка (дудочка).
- Не пили, медведь, веточку! Гнездышко моё разоришь и сам упадешь! – прощебетала она тоненьким голоском.
- Без тебя обойдусь!- прорычал медведь в ответ. А сам дальше пилит. (терка)
Скакала по веткам белочка: (шумовой колокольчик).
- Перестань, медведь, пилить! Всех бельчат разбудишь и сам упадешь!
- Скачи своей дорогой, - буркнул медведь. А сам дальше пилит (терка).
Пробегал мимо олень: (трещётки).
- Не пили, медведь, сук! Нас без свежей травы оставишь и сам упадёшь!
Не слушает медведь никого, знай себе пилит (тёрка).
Выбрались из нор маленькие зверьки: мышки, ёжики, кроты. Смотрят, а медведь все пилит.
Тут мимо ворона пролетала и каркнула: (голос).
- Ой, упал медведь!
Сук (смять стаканчик пластиковый) обломился и рухнул.(барабан) Упал медведь с дерева. Все бока отшиб. Заплакал, застонал. (голос).
- Простите меня, друзья, всех обидел и сам пострадал.
Пожалели звери незадачливого медведя. Помогли ему подняться. И впредь наказали:
- Никогда не пили сук, на котором сидишь!»
МЕРСИБО РИТМ
Комплекс использует биологическую обратную связь с ритмическими сигналами: ребенок увидел или услышал сигнал — нажал кнопку. Программа получила сигнал от кнопки, обработала и выдала результат: ребенок увидел ответное действие или услышал звук. Эта обратная связь помогает визуализировать прогресс для ребенка, а специалист может сразу оценивать и контролировать выполнение упражнений.
В процессе занятий ребенок решает игровую задачу вместе с дружелюбными героями, которые реагируют на его действия. Такой игровой подход помогает заинтересовать ребенка и проводить занятия более эффективно.
Метроном
Одна из базовых игр, в которой ребенок осваивает работу с ритмом через метроном. Она развивает умение слушать и «видеть» ритм, попадать в него.
На экране мячик летает между двух пластинок. Задача ребенка — нажать на кнопку, когда мяч ударяется о пластину. Можно усложнить задание: просить повторять звуки, слоги или слова.
Хлоп-хлоп
Эта простая игра на умение попадать в заданный ритм.
Ритм в игре визуализируется действием из привычной жизни ребенка — хлопков в ладони. Задача ребенка — нажать на кнопку, когда увидит хлопок. Успешные хлопки отображаются на экране: каждое попадание в ритм прибавляет «градус» на шкале аплодисментов. В настройках можно задать скорость хлопков, необходимую точность (насколько сильно ребенок может не попасть в ритм, чтобы хлопок все еще засчитался)
и количество нужных верных хлопков для окончания игры. Аналогичные настройки есть в большинстве игр.
Ритмамида
Тест-тренажер с визуальным подкреплением ритмического рисунка. Оно понадобится для диагностики чувства ритма и такта.
Ребенок создает ритм, который отображается на экране в виде горизонтальных линий. Чем длиннее линия — тем больше пауза между нажатиями на кнопку, чем короче — тем пауза меньше. Задача ребенка — сделать фигуру с ровными боковыми стенками, т.е. с одинаковым темпом нажимать на кнопку.
Вы можете поставить и другую задачу. Например, чтобы линии выстроились в пирамидку: от медленных ударов к быстрым. Или отстучать ритмический узор: две длинных линии — три коротких — одна длинная.
Можно подключить вторую кнопку. Удары по ней будут отображаться другим цветом.
Баскетбол
Игра развивает умение попадать в ритм по визуальному сигналу. В ней ребенок повторяет заданный ритм, тренирует зрительное внимание и отрабатывает ритмические движения с визуальной опорой.
Упражнение визуализирует привычный процесс — игру с мячом. Задача ребенка — помочь баскетболисту поддержать мячик в прыгающем состоянии. Для этого надо ритмично нажимать на кнопку, когда мячик в верхней точке.
Дятел
Игра развивает способность сохранять ритм своих движений. Отличие этой игры от остальных в том, что ребенок сам задает ритм, программа под него подстраивается и затем отслеживает сохранение ритма. Эта игра поможет проверить, попадает ребенок в ритм или нет. Дятел хочет достать червячка и стучит клювом по дереву. Он подлаживается под действия ребенка: когда тот нажимает кнопку, дятел бьет по дереву. Первые
Ксилофон
Игра развивает умение соблюдать услышанный ритм при отсутствии ритмического сопровождения. Во время нее ребенок запоминает ритм, воспроизводит его и тренирует слуховое внимание.
Сначала ребенок слышит четко ритм, затем он повторяет его при помощи ударов на ксилофон. Затем звук постепенно угасает и ребенок отстукивает ритм по памяти.
Автогонки
Игра развивает умение сочетать ритмические движения и счет. Во время нее ребенок работает с тактом, сочетает счет и ритм.
Ребенок участвует в соревновании с необычным светофором с 4-мя лампочками: красная — красная —желтая — зеленая. Они загораются по очереди. Машина может ехать только когда загорится зеленый свет, ребенок в этот момент должен нажать на кнопку.
Курьер-будильник
Игра развивает умение воспроизводить услышанный ритмический рисунок. Во время нее ребенок закрепляет работу с ритмом через разные ритмические рисунки, учится слушать и воспроизводить заданный ритм.
Ребенок видит курьера, который стучит в дверь оригинальным способом. Например: тук-тук-пропуск-тук. Ребенок должен самостоятельно
Твой ритм
Упражнение на следование заданному ритму. Оно поможет провести диагностику, познакомить с понятием ритма и отработать это умение.
Задача ребенка — нажимать кнопку, когда он слышит звук. Звук повторяется с определенным ритмом, как в метрономе. Каждое нажатие отображается как точка на экране. Положение точки зависит от точности ребенка: нажал вовремя — точка посреди экрана в зеленой зоне, нажал раньше — слева от зеленой зоны, позже — справа.
Двойной вариант
Упражнение на сравнение ритмов, тренажер для отработки попадания в ритм двумя руками.
Упражнение похоже на «Твой ритм», но его надо выполнять обеими руками. Программа также выдает звук с определенным ритмом и задача ребенка нажать кнопку, когда он слышит звук. Сначала упражнение выполняется одной рукой, затем другой.
Барабаны
В игре ребенок сам задает ритм в свободной форме: стучит по барабанам и тарелкам.
Эта игра подойдет для мотивации ребенка. Ее можно использовать в конце занятия как награду, либо при первом использовании комплекса и знакомстве с понятием ритма. Также она подойдет для ситуаций, когда специалист хочет сделать свое собственное задание на повторение ритма более интересным для ребенка.
Комплекс соответствует требованиям современных ФГОС: занятия носят игровой характер, привычный детям, игры можно адаптировать к индивидуальным особенностям ребенка.
«Мерсибо Ритм» — образец ИКТ и современных технологий в образовании. Игры разработаны с использованием биологической обратной связи (БОС) — ребенок видит и слышит реакцию на свои действия. Сами игры сделаны качественно: графика не расплывается на большом экране, озвучка не хрипит при максимальной громкости, анимация плавная.
Мы продумали важные для педагогов детали. Подстройка под собственный ритм ребенка, дружелюбные герои и похвала в конце игры поощряют ребенка стараться и не бояться ошибок.
Для занятий достаточно компьютера или ноутбука с операционной системой Windows, но комплекс можно подключить и к интерактивному оборудованию. Подключение к интернету не обязательно.
Подводя итог, хочется отметить, что с помощью такого замечательного вида деятельности дети непринужденным образом знакомятся с музыкальными и шумовыми звуками, особенностями звучания (громкостью, продолжительностью, тембровой окраской), развивают музыкальный и ритмический слух, слуховую память. Идёт формирование навыков сотрудничества, развивается выдержка, самоконтроль, эмоциональная и художественно-эстетическая сфера детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности»
Данный мастер-класс представляет собой практическое занятие с профессиональной аудиторией (учителя музыки) по теме «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки и...

ВКР "Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста посредством народных музыкальных игр".
Материал пригодится преподавателю музыки в начальной школе, предлагаю апробировать методику по развитию чувства ритма детей средствами музыкального фольклора....
План самообразования "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста"
Одна из основных задач музыкального воспитания согласно ФГОС: «Развитие музыкальных способностей». Современное понимание проблемы музыкального воспитания детей предполагает вовлечение их в...

Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста
laquo;Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста»Автор: учитель музыки Норицына Анна НиколаевнаМладшие школьники обладают хорошей координацией движений при ходьбе, беге, прыжках...

Развитие чувства ритма у детей начальной школы.
Статья "Развитие чувства ритма у детей начальной школы" может быть интересна учителям ритмики, музыки....

Мастер класс «Игровая технология, как средство развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки"
Игровая технология, как средство развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки...

Мастер-класс «Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста».
Мастер-класс «Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста»....
