Рабочие программы, 4 класс.
рабочая программа по математике (4 класс) по теме

Светлана Васильевна Агаркова

Из опыта работы по составлению рабочей документации. Архив включает в себя рабочие программы и подробное календарно-тематическое планирование уроков в 4 классе по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon RABOChIE_PROGRAMMY.zip2.46 МБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

4 КЛАСС

   

Пояснительная записка

       Рабочая программа по  изобразительному искусству разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы  В. С. Кузина, Е. В. Шорохова, Т. Я. Шпикаловой, Э. И. Кубышкиной, С. П. Ломова, С. Е. Игнатьева, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязатель ного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изоб личительное искусство. Посредством образного отражения Предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, вещей, а в нем красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое вос приятие предметов действительности и произведений изобрази тельного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.

     Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

- овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, и представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

    - развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, вос питание интереса и любви к искусству.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, ап пликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном ис кусстве и красоте вокруг нас.

Основные виды занятий должны быть тесно связаны, должны дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного го да с учетом особенностей времен года и интересов учащихся.

В основу программы положены:

  1. тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возраст ные особенности;
  2. единство воспитания и образования, обучения и творче ской деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действитель ности и в искусстве;
  3. яркая выраженность познавательно-эстетической сущно сти изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразитель ном искусстве и красоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
  4. система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эсте тического воспитания;
  5. система межпредметных связей (чтение, русский язык, ис тория, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувство вать практическую направленность уроков изобразительного ис кусства, их связь с жизнью;
  6. соблюдение преемственности в изобразительном творчест ве младших школьников и дошкольников;
  7. направленность содержания программы на активное раз витие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценоч ного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выби рать разнообразные художественные материалы: карандаш, ак варель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки полу чаются на цветной и тонированной бумаге.

Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя рисование по памяти и по представлению объектов действитель ности карандашом, пером, тушью, а также акварельными, гуашевыми красками кистью.

 

 Задания по рисованию с натуры могут быть длительными (1-2 урока) и кратковременными (наброски и зарисовки, выпол няемые в течение 7—15 мин). Наброски и зарисовки выполняются в начале, в середине или в конце урока (в зависимости от кон кретных задач урока). Для развития зрительной памяти, про странственных представлений у учащихся важно как можно чаще давать им задания рисовать по памяти и по представ лению.

С IV класса начинается изучение закономерностей перспективы, конструкции, светотени. Дети усваивают навыки изобра жения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе (предмет расположен углом к рисующему и имеет две точки схода для сокращающихся в перспективе форм).

 В 4 классе продолжают развивать у учащихся умение  видеть гармоничные цветовые сочетания. Занятия по живописи по могают учащимся почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира, обогащают их духовно, развивают художественный в кус.

Натурные постановки (не менее трех на класс), за небольшим исключением, располагают несколько ниже уровня зрения уча щихся. Модели небольшого размера раздаются на парты (опав шие листья, коробки, посуда, кубики, пирамиды).

Рисунки с натуры выполняются простым карандашом или акварельными красками. Они могут предшествовать выполне нию рисунков на темы и декоративным работам.

В разделе «Живопись» содержание обучения направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельны ми пли гуашевыми красками.

В целом содержание разделов «Рисунок» и «Живопись» зна комит школьников с правилами рисования, обогащает их знани ями конструктивного строения предметов, элементарных законов линейной  и воздушной перспективы, светотени, композиции, гармонии цветовой окраски, расширяет их представления о многообразии предметов, явлений действительности, несет в себе ярко выраженную познавательную направленность. Занятия по искусству раскрывают перед детьми эстетическое содержание и поражаемых объектов: плавность и изящество их очертаний, гармоничность  цветовой окраски, соразмерность и пропорцио нальность строения форм, пластичность объемов, логическую взаимосвязь групп изображаемых объектов и др. Школьники должны усвоить, что рисунок и живопись — это стержневые основы художественного отображения действительности, одно из главных выразительных средств, средств передачи мысли, чувств художника.

Рисование на темы — это создание композиции на темы окру жающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произ ведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровожда ется выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.

От учащихся требуется самостоятельно выбрать сюжет из предложенной темы и передать художественно-выразительными средствами свое отношение к нему. Важно также совершенство вать умения применять эффекты светотени, передавать про странственное расположение предметов, выделять композицион ный центр с целью повышения выразительности сюжетного рисунка.

Учащиеся знакомятся с особенностями симметричной и асим метричной композиций и узнают о средствах художественной вы разительности, необходимых для передачи состояния покоя или движения в рисунке. Важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке остается цвет. Необходимо, чтобы дети ис пользовали эти знания в своих тематических композициях.

В связи с предложенной для рисования темой учащиеся под руководством учителя могут провести наблюдения, выполнить наброски и зарисовки до выполнения задания или после первого урока по теме.

Большое внимание уделяется развитию воображения и твор чества учащихся в сюжетных рисунках.

Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполне ние упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д. Дети рисуют кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.

В содержании раздела «Декоративная работа» раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетиче ского, трудового и патриотического воспитания. Простые и кра сивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учат их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. Произведения декоративно-прикладного искусства пе редают детям представления народа о красоте, добре.

Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета, полученное учащимися в про цессе декоративной работы, находит затем применение в различных работах на уроках трудового обучения: аппликациях, плете ниях, вышивке, в изготовлении игрушек и т. д.

Во время практических работ важно использовать самые раз ные художественные материалы и техники: графические карандаши, акварель, гуашь, пастель, цветные мелки, цветную тони рованную бумагу; ретушь, линогравюру, аппликацию и т. д. следует помнить, что каждый из названных художественных материалов обладает своими выразительными особенностями и са мостоятельный выбор их школьниками содействует развитию художественно-творческих способностей, индивидуальности, спо собности к самовыражению.

В общей системе обучения изобразительному искусству важ ное место занимает раздел «Лепка». Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.

Основным содержанием этого раздела в начальных классах является лепка из пластилина (а по возможности из глины) листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению, а также лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека.

Аппликация — это составление изображения на основе склеивания его элементов из разнообразных кусочков бумаги, ткани, осушенных листьев деревьев, соломки, фольги и т. п.

В содержание этого раздела входит составление цветных ап пликаций с натуры, изображающих овощи, фрукты, цветы, животных, фигуру человека, а также составление сюжетных композиций и декоративные работы.

Большую роль для выработки у детей умения видеть и передавать красоту действительности, для формирования интереса к, изобразительной деятельности играет подбор моделей, темати ки заданий, широко отражающих различные стороны жизни — природу, быт, учебу, технику, спорт и т. д.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления  об окружающем мире.

    Дети учатся пониманию содержания картин и некоторых средств художественной выразительности (рисунок, цвет, композиция и т. п.), у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного творчества.

Занятия обогащаются благодаря использованию кинофильмов, диафильмов, диапозитивов, показу репродукций и их фрагментов через эпидиаскоп, проведению экскурсий в художественные галереи, музеи, к памятникам искусства. Важно, чтобы учащиеся хорошо знали искусство, народное творчество своего кран

В IV классе для бесед выделяются специальные уроки. В одной беседе можно показывать до пяти произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства.

В процессе осуществления связей изобразительного искусства  с уроками труда следует использовать не только учебный материал, изучаемый в то время в классе, но и изделия, поделки уча щихся, выполненные ими ранее (даже в предыдущих классах),

Данная программа рассчитана на обучение с шести лет с учетом одного часа в неделю. Но можно добавить один час из ва риативной части Базисного учебного плана.

Учитель может воспользоваться перечисленными примерными заданиями и составить из них свой вариант планирования на год или работать по примерному тематическому планированию, которое предложено в программе.

Особенно важно учителю проявить творческий подход к программе, исходя из местных условий, включая наиболее важный материал, определяя оптимальное количество часов для выполнения задания, знакомя учащихся с искусством родного края, памятниками архитектуры и т. п. Учитель может самостоятельно отбирать в каждом разделе наиболее важный материал, некото рые задания опускать, а дополнительно включать другие в зависимости от уровня подготовки класса, не нарушая при этом логику изучения курса, ориентируясь на «Знания и умения» уча щихся, учитывая особенности национальной культуры.

ПРОГРАММА

 

IV класс (34 ч)

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ (РИСУНОК, ЖИВОПИСЬ) (12 ч)

Рисование с натуры отдельных предметов, а также группы предметов (натюрморт) призматической, цилиндрической, шаро вой, комбинированной формы с попыткой передачи перспектив ного сокращения объема (предметы располагают сначала во фронтальной, затем в угловой перспективе) с проведением до ступных учащимся объяснений к заданиям: 1) круг в перспекти ве (горизонтальное положение, выше, ниже линии горизонта), 2) фронтальная перспектива и 3) угловая перспектива.

Рисование с натуры, по памяти и представлению фигуры че ловека, животных, птиц, рыб. Прочувствование и передача в ри сунках красоты линий, формы объектов действительности, цвето вой окраски предметов, их цветовой гармонии.

Развитие зрительных представлений и впечатлений от нату ры, восхищение красотой окружающего мира.

Примерные задания:

а) рисование с натуры и по памяти (в том числе наброски) отдельных предметов (коробка, бидон, шар, ваза, кувшин, чай ник простой формы, барабан), цветка в вазе, двух-трех листьев на ветке дерева или кустарника, бабочки, стрекозы, жука (по коллекциям), овощей, фруктов;

б) рисование с натуры натюрмортов из овощей, фруктов, предметов быта (из двух предметов разной окраски);

в) рисование с натуры (в том числе и наброски) фигуры человека;

г ) рисование с натуры и по памяти птиц и животных;

   д) рисование с натуры и по памяти грузовых и легковых машин;

е) выполнение графических и живописных упражнений.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ (КОМПОЗИЦИЯ) (7 ч)

Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности. Изучение композиционных зако номерностей.

Обобщение знаний, полученных в 1—3 классах, об иллюстрировании и различных литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение, басня).

Особое внимание обращается на средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передачу светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиск гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей пшенной и воздушной перспективы и др.

Развитие воображения, творческой фантазии детей, умения образно представлять задуманную композицию.

Примерные задания:

а) рисунки на темы: «Летний пейзаж», «Восход солнца на мире», «Портрет дерева», «Осень в саду», «Осень в городе», «На , пирке урожая», «Ребята на экскурсии», «Катание с гор», «Детская железная дорога», «Песни нашей Родины», «Лесные тро пинки»;

 б) иллюстрирование литературных произведений: русских народных сказок «По щучьему велению», «Чудодейное колечко»; произведений «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, «Растре панный воробей» К. Паустовского, «Двенадцать месяцев»  С.Маршака, «Золушка» Ш. Перро, «Маленький Мук» В. Гауфа, Путешествие Гулливера» Д. Свифта, «Удалой портняжка» и Бременские музыканты» бр. Гримм, «Пеппи Длинныйчулок» А. Линдгрен, «Маленький водяной» и «Маленькая Баба Яга» О.  Пройслер и др.

ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА (7 ч)

Эстетическое воспитание и обучение учащихся средствами следующих видов народного и современного декоративно-прикладного искусства: народная художественная резьба по дереву, рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пря ник; лаковая миниатюра из Палеха на темы сказок; художественные росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки, прялки и т. д.).

    Выполнение эскизов простейших объектов на основе орнамен тальной и сюжетно-декоративной композиции.

          Примерные, задания:

а)        выполнение эскизов памятного кубка. На уроках труда по возможности выполняются проекты, которые оформляются со гласно эскизам;

б)        выполнение эскиза лепного пряника на примере тульского пряника и роспись готового изделия;

в)        выполнение эскиза сказочного стульчика (стульчик-птица, стульчик-зверь и т. д.) и роспись готового изделия;

г)        выполнение эскиза сюжетной росписи кухонной разделоч ной доски, роспись готового изделия. Примерные сюжеты: «Ска зочные птицы», «Веселые звери», «Богатырские кони», «Люби мый сказочный герой» и т. д.;

д)        выполнение эскиза игрушки «Веселая карусель»; модели рование игрушки из бумаги с последующим ее выполнением на уроках труда;

е)        выполнение эскиза лепной свистульки в виде сказочной птицы или зверя и роспись готового изделия.

ЛЕПКА (2 ч)

Лепка птиц и домашних животных с натуры или по памяти (кошка, собака, курица, петух, утка, кролик и т. д.).

Лепка фигурок по мотивам народных игрушек.

Лепка тематических композиций на темы труда человека: «Сталевар», «Кузнец», «Строитель», «Пожарник» и т. п.

Лепка героев русских народных сказок.

АППЛИКАЦИЯ (2 ч)

Составление индивидуальных и коллективных мозаичных панно из кусочков цветной бумаги, засушенных листьев на темы: «Солнце над морем», «Утро в горах», «Парусные лодки на реке», «Закат солнца над городом», «Осенняя симфония в лесу».

Составление сюжетных аппликаций по мотивам русской на родной сказки «По щучьему велению», сказок «Золушка» Ш. Перро, «Бременские музыканты» бр. Гримм, «Сказки о ры баке и рыбке» А. Пушкина.

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И КРАСОТЕ                     ВОКРУГ НАС (4 ч)

Основные темы бесед:

  1. жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр, исторический и батальный жанры);
  2. красота родной природы в творчестве русских художников («Художник Архип Куинджи — мастер передачи света и цвета в живописи», «Русский маринист Иван Айвазовский»);
  1. выдающиеся деятели культуры и искусства России на картинах  художников;
  2. великие полководцы России в произведениях художников и скульпторов;
  3. портреты знаменитых русских писателей и композиторов;
  4. литература, музыка, театр и изобразительное искусство;
  5. люди труда в изобразительном искусстве; крестьянский труд  в изобразительном искусстве;
  1. сказка в изобразительном искусстве;
  2. в мастерской художника;
  3. музеи России;
  4. прославленные центры  народных художественных промыслов;
  5. искусство родного края;
  6. орнаменты народов мира.

Рекомендуемые для бесед произведения искусства

К. Коровин. Цветы и фрукты; В мастерской художника.                                                              Л. Герасимов. Розы; Портрет балерины О. В. Лепешинской.

   Ж. Б. С. Ш а р д е н. Атрибуты искусств.

    П. Кл ас. Завтрак с ветчиной.

    О. Кипренский. Портрет А. С. Пушкина.

    В. Серов. Автопортрет; Летом. Портрет Ольги Федоровны Серовой. Домотканово.

  Леонардо   да   Винчи. Автопортрет.

   Д. Дюрер. Автопортрет в возрасте четырнадцати лет.

  Рембрандт. Автопортрет; Сын Титус за чтением.

     Л. Венецианов. Автопортрет; Жница; На пашне. Весна; Жнецы.

И. Грабарь. Автопортрет.

Л. Шилов. Автопортрет с дочерью Машей.

Л. и С. Ткачевы. Автопортрет.

В.Т р о п и н и н. Автопортрет с палитрой и кистями на фоне окна  с видом на Кремль; Портрет А. С. Пушкина.

И. Репин. Портрет Василия Дмитриевича Поленова; Портрет   Нади   Репиной;   Портрет   В.   В.   Стасова;   Портрет П.        М. Третьякова; Портрет М. П. Мусоргского.

П. Корин. Портрет художников Кукрыниксов; Александр Меткий; Портрет маршала Г. К- Жукова.

Ф. Решетников. Прибыл на каникулы; Уголок мастерской.

Б. Кустодиев. Автопортрет; Масленица; Встреча. Пасхальный день; Крестный ход; Портрет Федора Шаляпина.

В. Суриков. Меншиков в Березове; Переход Суворова через Альпы.

М. Антокольский. Иван Грозный.

А. Дейнека. Оборона Севастополя; Окно в мастерской; Будущие летчики.

А. Бубнов. Утро на Куликовом поле.

A.        Кившенко. Военный совет в Филях в 1812 году.
М. Врубель. Портрет С. И. Мамонтова.

К. Брюллов. Автопортрет; Портрет И. А. Крылова.

Л. Голубкина. Л. Н. Толстой.

И. Крамской. Н. А. Некрасов в период «Последних пе сен».

М. Караваджо. Лютнист.

Т. Шевченко. Автопортрет.

Д. Кардовский. Иллюстрации к рассказу А. П. Чехова «Каштанка».

Г. Мясоедов. Косцы.

B.        Васнецов. Палаты царя Берендея. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»; Царь Иван Ва сильевич.

К. К о р о. Воз сена.

А. Пластов. Автопортрет; На гумне; Деревенская улица; Деревенский март.

A.        Куинджи. Украинская ночь; Эльбрус; Эффект заката; Море. Крым.

И. Айвазовский. Девятый вал; Закат на море; Черное море.

И. Билибин. Иллюстрации к русским народным сказкам.

3. Серебрякова. Автопортрет.

B.        Маковский. В мастерской художника.

   Г. Алексеев. В мастерской Д. Г. Венецианова.

   Т. Яблонская. Хлеб; Утро.

   В. Борисов-Мусатов. Весна; Водоем.

   И. М а р т о с. Памятник Кузьме Минину и Дмитрию По жарскому. Москва.

В течение учебного года учащиеся должны ознакомиться с ос новными видами и жанрами изобразительного искусства и усвоить:

  1. начальные сведения о средствах выразительности и эмо ционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание контрастных и родственных оттенков цвета, колорит и т. п.);
  2. термины «эмблема», «символ», «декоративный силуэт»;
  3. начальные сведения о народной художественной резьбе по дереву и об украшении домов и предметов быта;
  4. начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;
  5. основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;
  6. простейшие сведения о наглядной перспективе, линии го ризонта, точке схода и т. д.;
  1. начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
  2. деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зелёный, фиолетовый);
  3. изменение цвета в зависимости от расположения предметов в пространстве (для отдельных предметов — смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

  1. рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
  2. чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
  3. выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и т. д.) с использованием фронтальной и угловой перспективы;
  4. передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;
  5. использовать различную штриховку для выявления объёма, формы изображаемых объектов;
  6. анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности  предмета;
  7. использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи;
  8. использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства и аппликациях и коллективных мозаичных панно;
  9. передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение животных, фигуры человека.

Список литературы:

  1. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе: 3-4 кл.» в 2-х частях
  2. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. . «Изобразительное искусство в начальной школе: 3-4 кл.: Раскраски»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочие программы 4класс по программе школа 21века

Программы содержат пояснительные записки и развёрнутое тематическое планирование....

рабочие программы 4класс по программе школа 21века

Программы содержат пояснительные записки и развёрнутое тематическое планирование....

рабочая программа 4класс татар теле М

татар теленнэн эш программасыПереспектива НШ...

рабочая программа 4класс

Развёрнутое календарно-тематическое планирование по программа "Начальная школа XXI века" 4класс....

рабочая программа 4класс

Развёрнутое календарно-тематическое планирование по программа "Начальная школа XXI века" 4класс....

Рабочие программы 4класс ПНШ

Рабочие программы 4класс УМК ПНШ с УУД...

Рабочие программы 4класс (УМК "Школа России")

Рабочие программы по основным предметам в начальной  школе 4 класс...