Урок по математике на тему: "Транспортир. Измерение углов при помощи транспортира"
методическая разработка по математике (3 класс) по теме

Данный материал - план урока по математике на тему: "Транспортир. Измерение углов при помощи траспортира". 

Цель урока - познакомить детей с чертежным прибором – транспортиром, который используют для измерения и построения углов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Plan_uroka_po_teme_Transportir.doc48 КБ
Office presentation icon Prezentaciya_k_uroku.ppt349 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Транспортир. Измерение углов

при помощи транспортира».

Цели:

1. Учебные:

  1. закрепить знания обучающихся о центральных углах;
  2. познакомить детей с чертежным прибором – транспортиром, который используют для измерения и построения углов;
  3. учить овладевать практическими способами работы с транспортиром.

2. Развивающие:

  1. развивать теоретическое и практическое творчество обучающихся – открытие нового чертежного прибора; поиск способа применения нового знания;
  2. развивать у детей устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске;
  3. развивать умение обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира.

3. Воспитательные:

  1. всестороннее развитие личности и мышления обучающихся;
  2. воспитание желания учиться.

Тип урока:

Урок открытия нового знания (работа в группах).

Оборудование:

  1. компьютер.
  2. проектор.
  3. презентация слайдов.
  4. транспортир.
  5. карточки для работы в группах.
  6. учебник.
  7. памятка для работы с транспортиром.
  8. дополнительный научный материал «Из истории транспортира» на каждого ученика.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

Все ль на месте? Все в порядке? Парта, книжки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой – все, что нужно – под рукой!

2. Индивидуальная работа у доски.

Выпиши углы: прямые, острые, тупые.

Выпиши углы: прямые, острые, тупые.

3. Мозговой штурм.

Слайд №1: круг

Что вы видите? (торт, цветок, колесо, узор, центральные углы, круг и т.д.)

Какую форму имеет? (круг)

Как называется линия, которая является границей круга? (окружность)

Как называется точка, вокруг которой чертят окружность? (центр окружности)

Как называется отрезок, который соединяет центр окружности с точкой окружности? (радиус)

Что образовывают радиусы? (угол)

Как называются эти углы? (центральные)

Какой угол обозначен желтыми радиусами? красными? зелеными?

4. Проверка индивидуальной работы у доски.

Чем отличаются углы справа? слева? (на чертеже справа есть центральные углы, а на чертеже слева их нет)

Сколько может быть центральных углов? (бесконечное множество)

Послушаем сообщение Андрея: «Несколько тысяч лет назад в Древнем Вавилоне люди стали использовать для измерения величины углов совсем маленький угол, который получается, если круг разделить на 360 равных углов. Эта мерка называется градус (10)».

Запишите в тетради: 10, 30, 400, 900, 1200.

5. Новый материал.

1) Слайд №2: линейка, часы, весы.

Для чего служат эти приборы? (измерить отрезок, начертить отрезок, провести линии, начертить что-то, показывают время, для определения веса, массы)

Что у них общего? (шкала)

Рассмотрим линейку.

С какого деления начинается шкала у линейки? (0)

Какой это прибор? (чертежный) Прямолинейная шкала.

Слайд №3: измеряем красную полоску.

По какой линейке измеряем красную полоску? (по верхней, так как шкала начинается с деления «0»)

2) Начертите любой острый угол, назовите его АВС (эту работу дети выполняют на чертежных листах, учитель тоже чертит угол на доске).

А сейчас - внимание! Начертите еще раз точно такой же угол по величине и назовите его МКН.

У кого получилось? Вы уверены? Как чертили? (на глаз) Ну молодцы!

Значит, у вас – глаз-алмаз! Когда так говорят?

А вот я не начертила второй угол. Как вы думаете, почему я сомневаюсь? (не знаю размера угла АВС)

3) А для измерения величины углов тоже есть прибор.

Может, кто знает, как он называется? (транспортир)

Я вам приготовила подарок – транспортиры. (раздаю)

Физкультурная пауза.

Кто догадался. Какая тема нашего урока? (Будем измерять углы транспортиром. Транспортир)

Тема урока: «Транспортир».

Чтобы пользоваться транспортиром, надо хорошо его изучить.

Слайд №4: виды транспортиров (круглый, полукруглый)

Какой похож на ваш?

В круглом транспортире 3600, а в полукруглом – 1800.

4) Работа с дополнительной литературой «Из истории транспортира». Этот материал для вас приготовил Кирилл.

Материал из Википедии – свободной энциклопедии.

Транспортир (от латинского «переношу») – инструмент для построения и измерения углов. Транспортир состоит из линейки (прямолинейной шкалы) и полукруга (угломерной шкалы), разделенного на градусы то 0 до 1800. В некоторых моделях – от 0 до 3600 – это круглые транспортиры. Транспортиры изготавливаются из стали, пластмассы, дерева и других материалов.

История транспортира.

Транспортир известен с древних времен. Предположительно, транспортир изобрели в древнем Вавилоне.

Слайды №5,6: транспортир.

5) Строение транспортира.

Что общего с теми приборами? (шкала)

Давайте посмотрим, сколько их на транспортире? (три: прямолинейная шкала – линейка, для измерения углов их две и называются угломерные) Догадались почему? (углы измерять)

Вспомним, с какого деления идет измерение на шкале? (0)

Шкалы угломерные: внутренняя слева 0 – 1800, внешняя справа 0 – 1800.

Есть ли связь между шкалой транспортира и центральными углами? (центр круга – центр транспортира, в круглом транспортире это видно хорошо)

Слайды №7,8: прямые углы.

Какие углы? Почему две шкалы?

Как бы вы предложили пользоваться транспортиром для измерения величины углов?

Не забудьте: центр круга – центр транспортира. Помогаю детям.

(отметку с центром транспортира накладываем на вершину угла, и чтобы одна сторона угла захватывала деление «0», идем по этой шкале и узнаем, какой этот угол по величине)

Вывод:

  1. Совмещаем вершину угла с центром транспортира;
  2. Одна из сторон угла проходит через деление «0»;
  3. Определяем шкалы, «бежим» глазками по этой шкале до другой стороны угла и определяем величину угла.

Чему равен прямой угол? (900) Я начну предложение, а вы дополняйте.

«Значит, острый угол … меньше прямого угла, то есть, меньше 900, а тупой угол … больше 900».

Слайд №9: острые, тупые углы.

Измеряем углы, проговаривая все этапы работы.

6. Использование нового материала

для решения задания.

1) Работа с учебником страница 60 №133.

Слайд №10. Найди ошибку.

2) Работа с правилом на странице 61 задание №5.

Есть ли отличие между правилом в учебнике и нашими выводами? (различий нет)

3) Составляем памятку для измерения углов транспортиром. (потом раздаю каждому)

Слайд №11.

А теперь возвращаемся к нашему заданию.

4) Измеряем свои углы АВС и МКН. Какие результаты? У кого углы одинаковые? Задание №1. Найдите сумму этих углов. Здание №2. На сколько градусов не совпали ваши углы? Что нашли? (разность)

5) Работа в группах.

Слайд №12: углы.

Бельчонок и кот идут к зайцу, чтобы решить, кто и какую крышу будет строить для своих домов. Вытягивают жребий от каждой группы: остроугольную, прямоугольную, тупоугольную.

Дети каждой группы находят и измеряют нужные углы.

Проверка по слайду №13. Отвечает один из каждой группы.

7. Рефлексия.

Слайд №14.

(Я научился … Я повторил … Я узнал … Другое мнение)

Анализ деятельности на уроке.

Отвечают дети по очереди по каждому разделу, в каждой группе.

Как вы считаете работала ваша группа? Может, хотите кому-то дать совет?

8. Фиксирование достижения поставленной

цели и планирование дальнейших действий.

Ребята, мы учились измерять углы при помощи транспортира, измерять углы у многоугольников.

А как вы думаете, что можно еще сделать при помощи транспортира? (построить углы по заданной величине)

Замечательно, вот этим мы и будем заниматься на следующем уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий».

Слайд 2

Что вы видите?

Слайд 3

Для чего используют эти приборы? Что в них общего?

Слайд 4

Чему равна длина полоски?

Слайд 5

Виды транспортиров

Слайд 7

Транспортир Транспортир – чертежный прибор для измерения углов.

Слайд 8

Какие это углы?

Слайд 9

Скольким градусам равен прямой угол? По какой шкале ты это узнал в каждом случае?

Слайд 10

По какой шкале ты будешь узнавать величину каждого из углов рисунка?

Слайд 11

Леша и Ваня измеряли один и тот же угол, но получили разные ответы. Определи по рисунку, кто из них прав. Лёша Ваня

Слайд 12

Чтобы правильно измерить угол с помощью транспортира, необходимо: приложить центр транспортира к вершине угла расположить транспортир так, чтобы одна сторона угла прошла через деление 0 одной из двух шкал посмотреть, через какое деление этой шкалы пройдёт другая сторона угла Это и будет величина данного угла

Слайд 15

я Узнал________ _____________ Повторил_______ _______________ Другое мнение _____________ _____________ Научился_____ _____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по теме "Транспортир - прибор для измерения углов", общепедагогический анализ урока.

Конспект урока математики по теме "Транспортир - прибор для измерения углов" ( 3 класс, развивающая система Л.В.Занкова) + общепедагогический анализ урока....

Технологическая карта урока "математика" ПНШ 3 класс «Измерение площади с помощью палетки. Поупражняемся в измерении площадей и повторим пройденное»

Технологическая карта урока«Измерение площади с помощью палетки. Поупражняемся в измерении площадей и повторим пройденное»  Предмет: «Математика»Класс: 3Тема урока: «Измерение площади ...

«Транспортир. Измерение углов при помощи транспортира». Урок математики 3 класс по системе Занкова

Цель: знакомство с новым измерительным прибором - транспортиром.Задачи урока: ознакомление с алгоритмом измерения углов при помощи транспортира; создать условия для формирования умения определять град...

Урок математики в 4 классе "Измерение углов"

Урок для 4 класса разработан по программе "Школа 2100" и решает следующие задачи: познакомить учащихся с прибором для измерения углов – транспортиром; научить пользоваться им и измерять углы....

Конспект урока по математике на тему: "Палетка. Измерение площади с помощью палетки"

Конспект урока по математике за 4 класс. УМК "Школа россии"...

Математика. 3 класс. Измерение угла с помощью мерки.

Математика. 3 класс. Измерение угла с помощью мерки....

Технологическая карта к уроку математики в 4 классе по теме "Построение углов с помощью транспортира"

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: сформировать умение пользоваться транспортиром при построении углов.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1.Познакомить обучающихс...