Урок математики с использованием дидактических сказок по теме : «Умножение на 1, на 0. Деление вида а:0,а:а, а:1,0:а.» (УМК "Школа России")
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

 

Аннотация

Цели работы:

1)Научить младшего школьника задуматься, начать размышлять над тем или иным математическим заданием, вопросом, заданием.

2) Сформировать интерес к математике как науке,

3) Сформировать интерес к процессу самой мыслительной деятельности.

Задачи: 1.Исследовать психологические аспекты дидактических игр младших школьников.

2. Вводить новые термины, понятия на уроках математики с использование дидактических сказок.

3. Для этого разработать цикл конспектов уроков.

4. Отследить уровень обученности по параллелям в классах , где уроки велись по традиционной системе, в классах, где новый материал вводился с использованием дидактических сказок.

Для этого вашему вниманию предлагаю 3 конспекта урока по темам «Умножение на 1, на 0. Деление вида а:0,а:а, а:1,0:а.»(3 класс), « Буквенные выражения. Уравнения»( 2 класс), Решение задач на определение того во сколько раз одно число больше(меньше) другого( 3 класс). Уроки построены таким образом, что их структуру можно применить к любому уроку , направленному на изучение нового материала.

Проблема: Современному обществу нужны новые люди :не полные энциклопедических знаний и оторванные от реальной жизни, а люди умеющие мыслить, размышлять, применять имеющиеся знания и умения. С каждым годом становится всё труднее заставить ребёнка мыслить самостоятельно. Обилие информации не делает детей способными это делать, зачастую ребёнок запутывается в неё, даже, имея необходимые знания, не может извлечь и применить необходимые.

Принуждение извне может лишь угнетать , а не возбуждать мыслительную деятельность ребёнка. «Корень учения горек», - говорили древние римляне. И вколачивали школьные пре - мудрости розгами.

          Древние истины мудры… Никто не спорит. Но меняются времена, меняются нравы, и мы вместе с ними. Прошли те времена, когда педагог ассоциировался с человеком с плёт – кой.

Не всегда могут активизировать мысль ученика и словесные просьбы и убеждения.         «Сколько не кричи «халва, халва», - гласит восточная пословица, - во рту слаще не станет». Даже если все вокруг  - и учителя, и родители, и сам ребёнок – будут твердить: «Надо учиться!», то скоро всё равно у него наступит охранное торможение  (будет дремать с открытыми глазами) или возбуждение (будет вертеться, тормошить соседа). Ведь воля и сознательность развиты у детей очень слабо, поэтому рассчитывать на длительное осознанное отношение учеников к своим обязанностям  опрометчиво. А если они всё-таки и будут выучивать всё-всё, то такие знания , не окрашенные положитель -ными эмоциями , не задевшие психику ребёнка, лягут мёртвым грузом.

Гипотеза: Основным источником побуждения младшего школьника к умственному труду может послужить интерес. Если вызвать у детей удивление, то возбудим у детей интерес. У детей удивление возникает тогда, когда они видят , что сложившаяся ситуация не совпадает с ожидаемой. Если при этом удивление связано с  возникновением некоторого  удовольствия, то оно  и превращается  в приятное удивление. Удивление вызывает у ребят  более острое и сосредоточенное внимание. Удивление должно соседствовать с любопытством, с их стремлением увидеть что-то новое, узнать что-то до сих пор им неизвестное. Удивление в сочетании с любопытством поможет возбудить активную мыслительную деятельность учащихся.

Планируемый результат: поддерживая интерес различными приёмами, постепенно его «воспитывая»: первоначально как интерес к своей непосредственной деятельности, на втором этапе как интерес к математике как науке, на конечном этапе как интерес к процессу самой мыслительной деятельности.

Средства необходимые для решения проблемы: Привлечь первоначальное внимание к урокам можно разными средствами: особым красочным оформлением классного помещения, в котором отражаются удивительное сочетание знакомого детям мира сказок с таинственным миром математики, необычными вступительными словами учителя, создавшего эту ситуацию, в которую включены любимые герои сказок. Математика и сказки! Разве это не привлечёт внимание детей и не вызовет у них радостного удивления?

           И я считаю , что именно дидактическая сказка делает уроки интересными.

           Во –  первых,  дидактические сказки способствуют развитию : восприятия, представлений, внимания, памяти, мышления, речи, воображения.

           Во – вторых, она помогает формированию творческих способностей учащихся.

           В –третьих, способствует воспитанию культуры чувств, ибо дети в своих поступках руководствуются прежде всего чувствами .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki.docx51.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики

3 класс

Тема : «Умножение на 1, на 0. Деление вида а:0,а:а, а:1,0:а.»

Цели образовательные: познакомить с правилами умножения на 1, на 0 и деления вида а: а, а : 1, 0 : а, а : 0.

Цели воспитательные: воспитание трудолюбия, прилежности, способности понимать гармонию и красоту, воспитывать заботу о психическом здоровье , миролюбия, отзывчивости, любознательности, оригинальности мышления, познавательного интереса.

Цели развивающие: развивать положительное эмоциональное отношение к учению, чувства прекрасного, умения работать одному и в группе, сдерживать свои эмоции, привитие волевых привычек, проявления отзывчивости к другим людям, радости от приобретения новых знаний.

Ход урока.

1.  Организационный момент.

-Любите ли вы сказки ?

- Сказки любят все. Александр Сергеевич Пушкин писал из деревни брату : «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания , что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

- В сказках можно найти всё : и очарование высокого вымысла, и мужественная героика, и весёлая шутка, и – самое главное – невероятная выдумка. Без чудес нет сказок.

- Что ещё привлекает нас в сказках? В них нет непоправимых бед и несчастий. Сказка наказывает злодеев, делает удачливыми добрых и мужественных людей. Она не обманывают , она очаровывает , а мечта делает человека сильным, окрыляет.

- Сегодня мы отправимся в путешествие в сказочную страну под названием «Математика». Для начала мы поработаем в «Бюро находок».( смотрите слайд № 14)

 На доске вывешивается надпись «Бюро находок». Под ней расположены картинки с изображением: корзины с пирожками, бочонка с мёдом, золотого ключика, сапог, банки с вареньем, хрустальной туфельки.

- Сегодня мы работаем в «Бюро находок», куда попадают вещи, потерянные сказочными героями.

- Какие вещи вы видите? Попробуем найти их хозяев. Но отдадим им вещи после того , как они выполнят наши задания.

2. Устный счёт.

Первым к нам пришёл в «Бюро» герой, который о себе говорил так:

             Я умный и хитрый,

             Я верно служу

             И шляпу с пером,

             Как вельможа, ношу.

             Есть друг у меня,

            Он - Маркиз Карабас,

            Его из беды выручал я ни раз. (Кот  в сапогах)

- Что он потерял?

- Кот получит назад свои сапоги, если мы сможем 3 – мя линиями отделить кошек от мышек. ( Смотри  Приложение № 3) (Отдаём сапоги коту)

3.Актуализация опорных знаний.

- Угадайте, о каком герое пойдёт речь сейчас?

         Девушка эта труда не боялась.

         Шила, варила, пряла, убиралась.

         С помощью крёстной попала на бал,

         У сказки этой чудесный финал. (Золушка)

-Золушке часто приходилось считать, когда она перебирала горох и чечевицу. Она получит свою хрустальную туфельку , если мы с вами верно посчитаем.

( С целью проверки один человек работает у доски)

Запишите числа от 1 до 9.

Ответы зачёркиваем.

*Найдите разность чисел 54 и 48. (6)

*Чему равно частное от деления чисел 27 и 9? (3)

*Найди произведение чисел 4 и 2. (8)

*Во сколько раз 35 больше 7? (5)

*Первый множитель равен 4, второй 8. Сколько единиц первого разряда в произведении? (2)

*Делимое равно 36, делитель 9. Чему равно частное? (4)

*Увеличь 9 в 2 раза. Сколько единиц второго разряда в ответе? (1)

- Взаимопроверка . выиграли дети, у которых остались незачёркнутыми числа 0, 7, 9. (Отдаём туфельку Золушке)

- Запишите один пример на умножение, который вы запомнили. Прочитайте его разными способами.

- По примеру на умножение составьте два примера на деление.

4. Изучение нового.

- Отгадайте следующего героя.

           Мишка этот любит мёд!

           Почему? Да кто поймёт?

           В самом деле, почему

           Мёд так нравится ему?

                              ( Винни Пух )

-Что потерял мишка?

-Что бы вернуть ему бочонок с мёдом, мы должны выполнить задания на листке.

- Представьте числа 6, 12, 8 в виде произведения  двух множителей, один из которых равен 1.

- Какой вывод мы сделаем? На доске вывешивается надпись

                            а * 1 = а

                            1 * а = а , где  а любое число.

- Это «особые случаи». Для этих случаев мы не можем применить рассуждения о том , что умножение есть сложение одинаковых слагаемых, так как нельзя  повторить число слагаемым 1 раз. Эти случаи мы запоминаем.

«При умножении на 1 произведение считают равным тому числу, которое умножали на 1»

-Составьте два примера на деление

а : а =1

а : 1 = а

Подберите вместо а любые числа. ( Отдадим мёд Винни)

- Отгадайте следующего посетителя «Бюро находок».

          Кто доброй сказкой входит в дом ?

          Кто с детства каждому знаком?

          Кто не учёный , не поэт,

         А покорил весь белый свет?

          Кого повсюду узнают?

             Скажите, как его зовут?

                                (Буратино)

-Что потерял этот герой?

-Что вернуть ему ключик, мы должны опять выполнить задание на листочке.

Числа 2, 7, 18 умножьте на 0.

- Мы не можем взять число 2, 7, 18 слагаемыми 0 раз. Это называется «особым случаем». Они запоминаются

                        а * 0 = 0

«Произведение считается равным нулю, при умножении на 0».

- К данным случаем можно применить переместительное свойство умножения.

                      0 * а = 0

- Составьте два примера на деление. Запись в тетради и на доске .

                      0 : а = 0

- Последний случай деления рассмотрим подробно.

                           а : 0 =

В математике говорят , что на ноль делить нельзя. Так как какое бы число мы не взяли в частном  ( 7, 5, 34) , умножив его на 0 , мы получим 0, а не «а». Следовательно, записи 7 : 0, 5 : 0, 34 : 0 , а : 0   в  общем виде не имеет смысла. Поэтому говорят, что на ноль делить нельзя. (последнее равенство зачёркивается) .

- Это  «особый случай». Его мы запоминаем. (Отдаём ключик Буратино)

-    Число ноль в переводе с латинского означает «ничто».  (Историческая справка. Приложение № 1).

- А хотите ли сами сочинить сказку, но только сказку по цифры.

          Прошу внимания!

          Давайте скажем заклинания!

          Заклинание такое,

          Короткое и простое,

          Если дружно повторить ,

          Сказку можно оживить!

          Итак! По общему хотению! (Повторить хором)

          По общему велению!  (Повторить хором)

          С нашей подсказки начинайся, сказка!

- Был на речке на Чернильной

  Город маленький , непыльный.

  С незапамятный времён

  Цифирией звался он.

  Там, неведая невзгод,

  Очень славный жил народ:

  Хлебосольный незлобливый

  Дружный и трудолюбивый.

- На доске выставляются цифры : 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

- Чтении сказки « О приключениях нуля». (Приложение № 2).

5. Осознание изученного.

- Чтение правил в учебнике на стр. 86, 87.

Игра «Математические бусы».

           Из разных цифр я сделал бусы.

           А в тех кружках , где чисел нет,

          Расставьте знаки ,

          Чтоб верный получить ответ.

12   0=0                 0   4=0              7   1=7

12   0=12               8   8=1              0  8=0

6. Закрепление.

 № 1 стр. 89

Задания представлены на карточках разного цвета ( в зависимости от уровня сложности) :

Лёгкий уровень

синие

4•6=           8:8=            0•4=                 0:4=

6•4=           8:1=            4•0=                 0:8=

Самый трудный.

Красные

4•=0      8:=8          0•=0     0: = 0

6•=24    8:=1          •4=0     :8=0

Детям даётся установка, что они сами могут определить карточку какого уровня будут выполнять. С цель проверки два ученика работают у доски.

7. Повторение изученного ранее.

- У нас  в «Бюро находок»  остался ещё один предмет. Кто из сказочных героев к нам опаздывает?

             Бабушка девочку очень любила.  

            Шапочку красную ей подарила.

            Девочка имя забыла своё.

            А ну , подскажите имя её.

                            (Красная Шапочка)

- Ей вернём корзину с пирожками, если верно решим задачу. Задача у каждого на карточках разного уровня сложности:

1 уровень :

«Красная Шапочка испекла 48 пирожков с грибами по 8 пирожков на одной сковороде. Сколько вышло сковород?»

2 уровень:

«Красная Шапочка пекла пирожки на сковороде. Были пирожки с грибами и с яблоками. Всего она испекла 48 пирожков с грибами по 8 пирожков на  1 сковороде, и столько же сковород по 9 пирожков с яблоками на каждой. Сколько было пирожков с яблоками?»

Задача 1 уровня решается коллективно у доски, задача 2 уровня решается индивидуально с последующей проверкой у доски.

8. Итог урока.

-Что нового узнали? С чем познакомились?

С цель установления обратной связи ученикам даются карточки двух цветов:

Красные – с надписью «Мне совсем не пригодится в жизни то, что мы изучали сегодня»

Зелёные – с надписью «Мне пригодится в жизни то , что мы изучали сегодня»

9. Домашнее задание. № 3 стр. 90

 Вот и всё. Последней сказки

Закрываем мы страницу!

В путешествии волшебном

Очень быстро время мчится!

Ну, а если захотите

В сказку снова возвратиться,

То чудес мгновенья

Могут снова повториться.

В этом нам поможет книга!

Стоит в руки её взять,

И любимые герои

С вами встретятся опять!

Приложение № 1 НЕМНОГО ИСТОРИИ

Вот он, посмотрите на него — 0. Его называют нулем или нолем и обозначают им «ничто». Прибавьте нуль к пяти — получится та же пятерка. Ведь мы ничего к числу не прибавили, вот оно и осталось без изменения. Отни мите нуль от шести — получится опять-таки шесть. Каза лось бы, что о нем говорить: нуль и нуль — пустышка. Недаром никчемного человека называют «нуль без палоч ки».

Значит, подумает кое-кто, нуль — вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так.

Если разобраться, то выйдет, что нуль — очень даже важная персона. Как написать 10, 100, 1 ООО , если его нет? Как написать 102 или 1905, если между цифрами не поместить волшебный кружок? Получится 12, 195, а вовсе не то, что надо. Мучение одно!

Вот так долгие века люди и мучились. Чтобы цифры получались правильными, чтобы вышло именно 102, 1905, а не 12 и 195, приходилось их записывать на особой разграфленной доске — абаке. Там были клеточки отдель но для миллионов, отдельно для сотен и десятков тысяч, просто для тысяч, просто для сотен, десятков и, наконец, для единиц. Словом, абак был тогда чем-то вроде тепе решних счетов, только без косточек. На каждую графу абака клали кружок с нужной цифрой, а место нуля ос тавляли пустым. Потом это пустое место стали накрывать пустым же кружком. Так родился наш нуль. В память об абаке он так и остался похожим на кружок.

Считается, что так обозначать нуль впервые стали в Индии, но некоторые ученые думают, что нуль появился еще раньше, у вавилонян. Но везде он и обозначался и назывался кружком. На языке Древней Индии «кружок» — «сунья». Арабы перевели это слово на свой язык, и стал наш нуль называться «сифр». Не правда ли, напоминает что-то? Правильно! «Сифр» — «цифра».

Так уж получилось, что арабским именем нуля — э ого самого молодого из цифровой семьи — стали называть с тех пор всех его братьев и сестер. Все они теперь цифг ы: и 0 — цифра, и 5 — цифра, и 6 — цифра, и 9 — тоже циф ра. А само слово «нуль» возникло позже (от латинского ничто).

Как ни странно, «ничто» — самая важная цифра нашей счетной системы! Казалось бы, пустота, воздух — а какая сила! Ведь нуль только тогда ничего не значит, когда сто ит слева от числа. Но стоит ему стать справа — число тут же увеличивается в десять раз. От нуля можно ожидать всяких фокусов. Про него даже песенки поют в лабиринте чисел:

У людей говорят: «Не шути с огнем!» А у нас говорят: «Не шути с нулем!»

У нуля про запас

Сотни каверз и проказ,

Нужен глаз за ним Да глаз!

У этой цифры есть еще одно важное значение. Обычно мы ду маем, что нуль стоит в начале ряда чисел и что любое число (один, два, три и т.д.) будет больше нуля. Взгляните, однако, на термометр. Здесь нуль помещен между двумя рядами чисел, которые идут вверх и вниз от него. Вверх идут цифры, обозначающие градусы тепла, вниз — градусы холода. Про числа, расположенные над нулем, мы го ворим: «Выше нуля». А о числах под нулем: «Ниже нуля». Что зна чит «ниже»? Значит, меньше нуля? Но разве может быть число мень ше нуля? Оказывается, может. Та кие числа называются отрицатель ными. Чтобы отличить их от поло жительных чисел, расположенных выше нуля, математики ставят пе ред ними знак «минус».

Приложение № 2

СКАЗКА О СТРАНЕ ЦИФИРИИ

  1. Далеко-далеко, за морями и горами была страна Ци-фирия. Жили в ней очень честные числа. Только Ноль от личался ленью и нечестностью.
  2. Однажды все узнали, что далеко за пустыней появи лась королева Арифметика, зовущая к себе на службу жи телей Цифирии. Служить королеве захотели все.

Между Цифирией и королевством Арифметики про легала пустыня, которую пересекали четыре реки: Сложе ние, Вычитание, Умножение и Деление. Как добраться до Арифметики? Числа решили объединиться (ведь с товари щами легче преодолевать трудности) и попробовать пе рейти пустыню.

3.        Рано утром, как только солнце своими лучами кос
нулось земли, числа двинулись в путь. Долго шли они под
палящим солнцем и наконец добрались до реки Сложе
ние. Числа бросились к реке, чтобы напиться, но река
сказала: «Станьте по парам и сложитесь, тогда дам вам
напиться».

Все исполнили приказание реки. Исполнил желание и лентяй Ноль, но число, с которым он сложился, осталось недовольно: ведь воды река давала столько, сколько еди ниц было в сумме, а сумма не отличалась от числа.

  1. Солнце еще больше печет. Дошли до реки Вычита ние. Она тоже потребовала за воду плату: стать парами и вычесть меньшее число из большего; у кого ответ полу чится меньше, тот получит больше воды. И снова число, стоящее в паре с Нолем, оказалось в проигрыше и было расстроено.
  2. Побрели числа дальше по знойной пустыне. Река Умножение потребовала от чисел перемножиться. Число, стоящее в паре с Нолем, вообще не получило воды. Оно еле добрело до реки Деление.
  3. А у реки Деление никто из чисел не захотел стано виться в пару с Нолем. С тех пор ни одно число не делит ся на Ноль.
  4. Правда, королева Арифметика примирила все числа с этим лентяем: она стала просто приписывать Ноль рядом с числом, которое от этого увеличивалось в десять раз.

И стали числа жить-поживать да добра наживать.

Приложение № 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики с использованием дидактических сказок по теме : «Умножение на 1, на 0. Деление вида а:0,а:а, а:1,0:а.» (УМК "Школа России")

АннотацияЦели работы: 1)Научить младшего школьника задуматься, начать размышлять над тем или иным математическим заданием, вопросом, заданием.2) Сформировать интерес к математике как науке,3) Сф...

Конспект урока математики в 3 классе по теме "Умножение вида 35х4о

Данный урок знакомит с приёмом умножения двухзначного числа на число, оканчивающееся нулём, содержит  устный  счёт. Содержит презентацию....

Урок математики в 3 классе по теме: УМНОЖЕНИЕ НА НОЛЬ. НЕВОЗМОЖНОСТЬ ДЕЛЕНИЯ НА НОЛЬ.

УМК "Школа России", авторы учебника М.И.Моро и другие. Урок сопровождается презентацией....

Урок математики в 3 классе по теме: "Умножение шести и на шесть, соответствующие случаи деления"

Урок математики в третьем классе по учебнику “математика” 3 класс (1-4) авторов Моро и Бантова.Тема урока: Умножение 6 и на 6, соответствующие случаи деления.Цель: Составить таблицу x на 6...

Конспект урока математики в 4 классе по теме: "Умножение и деление многозначного числа на однозначное. Умножение чисел, оканчивающихся нулями", проведенного в форме игры "Зажги свою звезду" и самоанализ урока

Урок математики в 4-ом классе на тему: «Умножение и деление многозначного числа на однознач-ное. Умножение чисел, оканчивающихся нулями», УМК «Школа России». По учебному плану на эту тему отводится 4...

Презентация к уроку математики во 2 классе на тему: ""Умножение числа 2 и деление на 2. Половина числа. Нахождение половины числа действием делением"

Данная презентация была составлена как дополнение к уроку  № 1  из раздела "Таблица умножения однозначных чисел" . Предназначена для использования на отдельных этапах урока: при оф...