Коррекционно-развивающие игры с числами 1и 2 (конспект урока)
план-конспект урока математики (1 класс) по теме

Урок преследует обучающие цели: упражнения с числами 1 и 2, определение и дифференциация геометрических фигур, сравнение и обобщение, умение делать выводы, заучивание рациональным способом с использованием мнемотехники, взаиморецензирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          МС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии  специальной (коррекционной) общеобразовательной школы

VIII вида «Надежда» г. Коломна

                                                                                           

                      Конспект урока

            математики   В 1   КЛАССЕ

      (для детей со сложной структурой дефекта)

ТЕМА: Коррекционно-развивающие игры с  числами 1и 2.

                                                                    Разработала                                                  

                                                                                       учитель начальных классов  

                                                                                       высшей категории

                                                                                      Таланова Наталья Ивановна                                                    

                                                  2011                                    

                            ЦЕЛИ УРОКА:  1. Обучающие: упражнения с числами 1 и 2, определение и дифференциация геометрических  фигур, сравнение   и обобщение, умение  делать выводы, заучивание рациональным способом с использованием мнемотехники, взаиморецензирование.

                           2. Коррекционно-развивающие: повышение познавательной активности, интеллектуальных и коммуникативных навыков, коррекция высших психических  функций, речедвигательного и речезвукового анализаторов, формирование целостного восприятия учебного материала, способности эмоционального выражения собственного отношения к нему, развитие воображения.                            

                           3. Воспитывающие: воспитание положительной мотивации к уроку математики, осуществление нравственного и экологического воспитания посредством привития любви к учебной деятельности, формирование мировоззренческих убеждений.

ОБОРУДОВАНИЕ: геометрические фигуры, «Чудесный мешочек», таблички, на которых изображены предметы, похожие на какую-нибудь геометрическую фигуру, изображение зимнего леса ( на доске  цветными мелками), изображения зимующих птиц и диких животных, « Волшебный сундучок» со школьными принадлежностями , «волшебная снежинка».

                                           

 ХОД УРОКА.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

а) приветствие;

б) аутотренинг

- Расскажите, кем и какими вы стали.

(повторяют за учителем)

Мы -  ученики,

мы дружные,

мы умные,

мы отлично учимся,

всё у нас получится.

            в) введение в урок.

- Какой  идёт  урок? ( У нас урок математики)

-Чему мы учимся ?  ( Мы учимся считать, сравнивать числа, решать примеры, узнавать геометрические фигуры).

      2. РАБОТА С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ:

-Приготовьте таблички  и указки.

            а) игра « Чудесный мешочек»;

-Достань из мешочка геометрическую фигуру, назови фигуру, поставь её на фланелеграф,  покажи указкой и назови предмет, похожий на эту фигуру.

(Это круг. Поставлю его в центр фланелеграфа.  Помидор имеет форму круга).

Аналогичные ответы с другими фигурами: треугольник похож на перец, овал  - на огурец и т.п.).

            в) Игра  «Какая фигура пропала?»

-Запомните» какие фигуры и как расположены на фланелеграфе. Закройте глаза.  (Учитель прячет 1 фигуру).

-Какая фигура пропала? ( В центре был круг, а теперь он пропал), И т.п.

            г) подведение итога, оценка.

-Молодцы! Вы хорошо знаете геометрические фигуры и были внимательны, когда пропадала фигура.  Потрудились хорошо, а теперь отдохнём, в зимний лес мы пойдём.

       3. РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНАЯ  РАЗМИНКА « ЗИМНИЙ ЛЕС»

Вот пришли мы в зимний лес, (шагают на месте)

много разных здесь чудес, ( руки в стороны и вниз)

ты, дружок, здесь не шуми (говорят тихо и грозят указательным пальчиком).

и на цыпочках ходи. (ходьба на носках)

       4. ИГРА « ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ЗИМНЕМ ЛЕСУ»

( изображения на доске в виде аппликации и рисунка на доске)

-Вот пришли мы в зимний лес. Какая красота! Какие деревья?

             а) сравнение елок и берёз по высоте;

(Слева - ёлки. 1 –высокая, другая низкая,  справа берёзки одинаковые по высоте)

            б)  счёт деревьев в прямом и обратном порядке;

(Одна ёлка, две ёлки)

-Обозначьте цифрами.  (выставляется числовой ряд: 1,2), затем считают в обратном порядке, ( выставляется числовой ряд : 2,1)

             в) сравнение предметов по количеству, оформление записи на наборном полотне в виде табличек (1=1   2=2  1<2  2>1);

( 1 высокая ёлка и 1 низкая   1=1, 2 елки и 2берёзы 2=2)

              -А кто это под сугробом спрятался?

( Это зайцы )

-Сколько их?  ( Под сугробом спрятались 2 зайца)

-Ой!  А кто тут  бродит злой, голодный?  ( Это бродит волк)

-Сколько их?    ( 1волк )

-Сравните количество волков и зайцев  (1<2)    

-Повезло зайцам. Волк их не заметил. Убежал.

-Ещё одна опасность ожидает зайцев. Отгадайте загадку и вы узнаете, кто спрятался за ёлкой.

г) загадка о лисе;

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт.

(Это лиса)

- Сравните количество зайцев и лис   (2<1)

- Дети, прогоним лису?  

( Уходи, лиса!)

-Зайцы веселятся, радуются, за снежинками наблюдают. Понаблюдаем и мы за волшебно снежинкой, которая влетела к нам в класс. Потрогайте» какая она тёплая, посмотрите, какая она красивая.

              д) зрительная гимнастика « Снежинка»

( Движения глаз за «снежинкой»  вверх, вниз, влево, вправо, вдаль.  Так 3-4 раза)

-Снежинки летают по лесу. Посчитаем  их. ( Счёт «цепочкой).

             е) счёт снежинок ( 1-10)

              ж) состав числа 2; игра «Подбери ключик».

- Хитрая лиса опять крадётся за зайцами. Надо их спасать. Подбежали они к домику, а там замок с секретом. Надо знать состав числа 2.  Помогите . (1+1=2)

- Молодцы! За то, что вы спасли зайчиков, вас хочет поблагодарить белочка.

Сначала она просит выполнить пальчиковую гимнастику.

5.Пальчиковая гимнастика « Белочка»

-Сидит белка на тележке,  (зажат кулачок правой руки)

-Раздаёт  она орешки (раскрыть ладошку)

-1, 2, 3, 4, 5 (загибают поочерёдно пальчики)

-5, 4, 3,2, 1 (разгибают поочерёдно пальчики)

6. Самостоятельная работа.

Игра « Подарки от белочки». Учитель достаёт из сундучка предметы: подарки белочки. Дети выполняют задания (письменно), комментируя свои записи.

1. Книги.

          а)  числовой ряд в прямом и обратном порядке;(1 карандаш, 2 карандаша,  ставим точку).  Аналогично в обратном порядке.

2. Карандаши.

         б) счёт и сравнение по толщине  и цвету карандашей;

-Сколько красных? зелёных?  Толстых? Тонких?  Сравните их по количеству  (1=1    2=2   1<2      2>1 )

3. Яблоки (картинки, где с обратной стороны написаны примеры).

- Сколько всего? (Учитель показывает  1, потом  ещё  1. ( К одному прибавить один получится 2)

           г) примеры  (самостоятельно)

 1+1=   2-1=

7. Проверка самостоятельной работы. Чтение  примеров с ответами (1 плюс 1 равно двум и т.п.).

 8.Задача (устно).

         Белочка подарила ребятам для уроков математики геометрические фигуры.  1зелёный круг и столько же красных.  Сколько красных кругов подарила белочка?   (Белочка подарила 1 красный круг).

 Учитель выставляет подарки.

- Посмотрите, какой предмет здесь лишний?  Почему?  ( Лишние яблоки, так как яблоки - это фрукты, а остальные предметы - учебные принадлежности).

-Поблагодарим белочку за подарки  (Спасибо, белочка)

(Учитель раздаёт подарки детям)

-Попрощаемся с нашими лесными друзьями ( До свидания, белочка. До свидания, зайчики)

    9.Заключительное слово учителя: «Наши приключения в зимнем лесу закончились. Вы все молодцы. Хорошо считали, сравнивали, решали примеры и задачу, спасали зайчиков. Впереди у нас много увлекательного. А чтобы у вас всё получалось хорошо и дальше - надо только стараться».          

Литература:

  1. Абашин Э.А. Весёлые задачки: Арифметика для малышей /Ч.1-3. – М.: Дрофа, Наталис, 1998.
  2. Агафонов В.В., Соболева О.Л. Приключения Великого Нуля: Сказка-подсказка. – М.: Новая школа, 1996.
  3. Агафонов В.В., Соболева О.Л. Учусь считать до десяти: Математика для самых маленьких. – СПб.: АОЗТ "ВИС 1995.
  4.  Нефедова М.Г. Дидактические игры по математике в 1 классе . -  2011 г. , 712 с.:ил

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - деловая игра по математике (конспект урока)

В данной разработке представлен конспект урока по математике для 2 класса в форме деловой игры. Деловая игра на уроке имеет существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у у...

конспект коррекционно- развивающей игры "Путешествие с героями мультфильмов"

Коррекционные игры и упражнения, яркая наглядность, занимательность - наиболее эффективные средства включения детей с ОВЗ в процес обучения. Дети с удовольствием выполняют предложенные в игровой форме...

Коррекционно-развивающее занятие-игра «Разноцветная осень» во 2-ом классе.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение«Белоомутская  школа-интернат для обучающихсяс ограниченными возможностями здоровья»...

(Методические рекомендации) Коррекционно-развивающие подвижные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и ...

Конспект и презентация учебного занятия по теме "Игры со словами" по предмету Коррекционно-развивающие занятия, 8 класс

Данное занятие проводится с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по теме "Игры со словами" . Данный конспект занятия может быть использован ...

"Конспект коррекционно-развивающего занятия с интерактивными играми для детей с ОВЗ 2 класс."

Данный материал в помощь учителям, работающим с детьми ОВЗЦели занятия:Создание условий для положительного эмоционального настроя на работу.Создание условий для развития познавательной сферы учащихся ...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия «Игры с песком»

стабилизация эмоционального фона воспитанников с помощью песочной техники.развитие ментальных нарушений у воспитанников с помощью песочной терапии....