Рабочая программа по математике (3 класс)
рабочая программа (математика, 3 класс) по теме

Жукова Людмила Викторовна

В данном материале содержится рабочая программа по математике, приложение к рабочей программе (3 класс); (УМК « Школа России»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Основными целями начального обучения математике являются:

  1. Математическое развитие младших школьников.
  2. Формирование системы начальных математических знаний.
  3.  Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Общая характеристика курса

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

  1. формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
  2. развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
  3. развитие пространственного воображения;
  4. развитие математической речи;
  5. формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
  6. формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
  7. формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
  8. развитие познавательных способностей;
  9. воспитание стремления к расширению математических знаний;
  10. формирование критичности мышления;
  11. развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой – содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.

Основа арифметического содержания – представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.

Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.

Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.

Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.

Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.

Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.

При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.

Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.

Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.

В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.

Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.

Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

Обучающиеся должны знать:

  1. названия и последовательность чисел до 1000; названия компонентов и результатов умножения и деле ния;
  2. правила порядка выполнения действий в выражениях в 2—3 действия (со скобками и без них);
  3. таблицу умножения однозначных чисел и соответствую щие случаи деления учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка.         

Обучающиеся должны уметь:

  1. читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000; выполнять устно четыре арифметических действия в пре делах 100;
  2. выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000;
  3. выполнять проверку вычислений;
  4. вычислять значения числовых выражений, содержащих 2 – 3 действия (со скобками и без них);
  5. решать задачи в 1 – 3 действия;
  6. находить периметр многоугольника и в том числе прямо угольника (квадрата).

Тематический план

Разделы и темы

Кол-во часов

Контрольные

работы

1

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание

10

2

2

Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление

47

3

3

Доли

9

2

4

Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление

28

2

5

Числа от 1 до 1000. Нумерация

13

1

6

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание

11

1

7

Числа от 1 до 1000. Умножение и деление

14

1

8

Итоговое повторение

4

Итого

136

12

Большое значение для выполнения программы имеет организация учебного  процесса как сотрудничества и творческого общения учителя и ученика, а также обучающихся друг с другом.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.

Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

- исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению учебной программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Контрольные работы:

  1. входная
  2. текущие и тематические:

Порядок действий. Табличные случаи умножения и деления на 2 и 3.

Таблица умножения и деления. Решение задач.

Приемы внетабличного умножения и деления. Решение задач и уравнений.

Деление с остатком. Решение задач.

Приемы письменного сложения и вычитания трехзначных чисел.

Приемы письменного умножения и деления в пределах 1000.

  1. итоговые (1, 2, 3 учебные четверти и в конце года)

Практические работы:

Площадь; сравнение площадей фигур на глаз, наложением, с помощью подсчета выбранной мерки.

Круг, окружность; построение окружности с помощью циркуля.

Единицы массы; взвешивание предметов.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по математике

Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в уст ной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже од ного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Жела тельно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторон няя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать нату ральные числа, умения находить площадь пря моугольника и др.).

Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических прове рок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с мно гозначными числами, измерение величин и др.

Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью ко торых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каж дый из которых содержит 30 примеров (соот ветственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение та кой работы отводится 5-6 минут урока.

Итоговый контроль по математике прово дится в форме контрольных работ комбиниро ванного характера (они содержат арифметиче ские задачи, примеры, задания геометрическо го характера и др.). В этих работах сначала от дельно оценивается выполнение задач, приме ров, заданий геометрического характера, а за тем выводится итоговая отметка за всю работу.

При этом итоговая отметка не выставляет ся как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.

Содержание тем учебного курса

3 класс (136 ч)

В соответствии с базисным учебным планом программа составлена из расчета  4 часов в неделю, 136 часов в год.

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (10 ч)

Нумерация чисел в пределах 100. Устные и письменные приемы сложения и вычитания чи сел в пределах 100.

Взаимосвязь между компонентами и результатом сложе ния (вычитания).

Уравнение. Решение уравнения.

Обозначение геометрических фигур буквами.

Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (47 ч)

Таблица умножения однозначных чисел и соответствую щие случаи деления.

Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.

Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления.

Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количе ство, стоимость и др.).

Решение уравнений вида 58 – х =27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и ре зультатами действий.

Решение подбором уравнений вида х – 3 = 21, х : 4 = 9, 27 : х = 9.

Площадь. Единицы площади: квадратный санти метр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними.

Площадь прямоугольника (квадрата).

Доли (9 ч)

Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей.

Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения меж ду ними.

Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).

Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (28 ч)

Умножение суммы на число. Деление суммы на число.

Устные приемы внетабличного умножения и деления.

Деление с остатком.

Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком.

Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, а • b, c : d; нахождение их значений при заданных числовых значе ниях входящих в них букв.

Уравнения вида х – 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и ком понентами действий.

Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч)

Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете.

Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел.

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.

Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (11 ч)

Устные приемы сложения и вычитания, сводимых к действиям в преде лах 100.

Письменные приемы сложения и вычитания.

Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупо угольные.

Решение задач в 1 – 3 действия на сложение, вычитание в течение года.

Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (14 ч)

Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в преде лах 100.

Письменные приемы умножения и деления на однозначное число.

Решение задач в 1 – 3 действия на умножение и деление в течение года.

Итоговое повторение (4 ч)

Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий.

Решение уравнений.

Решение задач изученных видов.

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  1. Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  2. Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
  3. Целостное восприятие окружающего мира.
  4. Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
  5. Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
  6. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  7. Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

  1. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
  2. Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
  3. Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  4. Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
  5. Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
  6. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
  7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
    аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  8. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
  9. Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  10. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
  11. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  12. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты 

  1. Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
    оценки их количественных и пространственных отношений.
  2. Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
    пространственного воображения и математической речи, основами счёта,
     измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
  3. Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
  4. Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Учебно-методическое обеспечение.

Для учащихся:

  1. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.  Математика 3 класс, М.: Просвещение, 2007

  1. Дополнительная:
  1. Ракитина М. Г. Математика: 3 класс: Тесты. Дидактические материалы. – М.: Айрис-пресс, 2006
  2. Считай без ошибок: справочник школьника по математике / Сост. Н. Е. Точная. – СПб.: Литера, 2004
  3. Узорова О. В., Нефедова Е. А. 3000 примеров по математике: Сложение и вычитание в пределах 1000: 3 класс. – М.: Астрель, 2004
  4. Узорова О. В., Нефедова Е. А. 3000 примеров по математике: Табличное умножение и деление: 3 класс. – М.: Астрель, 2004
  5. Узорова О. В., Нефедова Е. А. 3000 примеров по математике: Внетабличное умножение и деление: 3 – 4  классы. – М.: Астрель, 2005

Для учителя:

  1. Волкова С. И. Проверочные работы к учебнику «Математика. 3 класс». – М.: Просвещение, 2006
  2. Мокрушина О. А. Поурочные разработки по математике: 3 класс. – М.: ВАКО
  3. Я иду на урок в начальную школу: Математика: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004

Лист корректировки учебной программы

№ урока

Тема урока

Причина корректировки

Способ корректировки

Страница



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

по  математике в 3 классе

Учитель:  Жукова Л.В.

Количество часов: за год - 136 ч; 4 часа в неделю.

Программа: Моро М.И., Колягин Ю.М. и др.  Математика  (Школа России. Концепция и программы для начальных классов. Ч.1. М.: Просвещение, 2009, С. 107)

Учебник: Математика: учебник для 3 класса / М. И. Моро, М. А. Бантова,  С. И. Волкова и др.: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2004 -2006.

Контрольных работ за  год -12 ч

№ урока с нач. года

№ урока по теме

Дата

Название темы

Деятельность учащихся

Форма контроля

Примерное домашнее задание.

1.Часть 1. (Числа от 1 до 100.) Сложение и вычитание. (10 ч.)

1.

1.

05.09.

 Инструктаж по Т. Б.и О.Т.Сложение и вычитание.

Учащиеся должны знать/ понимать:
 – последовательность чисел в пределах 100;
– таблицу сложения и вычитания однозначных чисел.

Учащиеся должны уметь: 
– читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
– представлять многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых;
– пользоваться изученной математической терминологией

Фронтальный

С 4 № 3,6

2.

2.

06.09.

 Сложение и вычитание. С переходом через 10.

Текущий

С.5 № 5,6

3.К-1.

3.

07.09.

Входная контрольная работа.

Тематический

4.

4.

08.09.

Выражения с переменной.

Текущий. Фронтальный

С 6  зад на смекалку

5.

5.

12.09.

Решение уравнений.

Фронтальный

С 7 №5

6.

6.

13.09.

Решение уравнений.

Фронтальный

С 8 №9

7.

7.

14.09.

Решение уравнений.

Текущий

С 9 №5,6

8.

8.

15.09.

Обозначение геом. фигур.

Текущий

С.10 №5, с.13 №17

9.

9.

19.09.

Решение задач.

Фронтальный

С 11 № 6, 9

10.К-2.

10.

20.09.

Контрольная работа.

Тематический

2.Умножение и деление. (47 ч.)

11.

1.

21.09.

Задачи на умножение.

Учащиеся должны знать/понимать таблицу умножения и деления однозначных чисел

Учащиеся должны уметь пользоваться изученной математической терминологией

Учащиеся должны уметь решать текстовые задачи арифметическим способом (не более двух действий)

Учащиеся должны знать/понимать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях

Учащиеся должны знать (понимать) состав и значение единиц измерения

Текущий

С 16 № 2, 6

12.

2.

22.09.

Связь между компонентами и результатом действий.

Фронтальный опрос

С 17 № 2,3

13.

3.

26.09.

Четные и нечетные числа.

Фронтальный опрос

С 18 № 5,6 Пр.

14.

4.

27.09.

Таблица умножения и деления на 3.

Текущий

С 19 № 5,8

15.

5.

28.09.

Цена, количество, стоимость.

Текущий

С 20 № 7

16.

6.

29.09.

Решение задач.

Тематический

С21 № 6

17.

7.

03.10.

Порядок выполнения действий.

Фронтальный

С23 № 5,7

18.

8.

04.10.

Порядок выполнения действий.

Текущий

С 24№4, 11(1,2ст.)

19.

9.

05.10.

Закрепление.

Фронтальный опрос

С 25 №1

20.

10.

06.10.

Закрепление. Решение задач.

Текущий. Фронтальный

С 26 №7,с 28 №20

21.К-3.

11.

10.10.

Контрольная работа.

Тематический

22.

12.

11.10.

Умножение на 4.

Фронтальный

С 30 №5

23.

13.

12.10.

Закрепление.

Текущий

С 31 №5

24.

14.

13.10.

Задачи на увеличение числа в несколько раз.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.)

Текущий

С 32 № 6

25.

15.

17.10.

Задачи на увеличение числа в несколько раз.

Фронтальный

С 33 № 5

26.

16.

18.10.

Задачи на уменьшение числа в несколько раз.

Тематический

С34 №5,6

27.

17.

19.10.

Задачи на уменьшение числа в несколько раз.

Фронтальный

С 35 №3

28.

18.

20.10.

Умножение на 5.

Текущий

С 36 № 2,4

29.

19.

24.10.

Задачи на кратное сравнение.

Фронтальный опрос

С 37 №3

30.

20.

25.10.

Задачи на кратное сравнение.

Текущий. Фронтальный

С 38 № 2,5

31.

21.

26.10.

Решение задач.

Фронтальный

 С 39 №4

32.

22.

27.10.

Умножение на 6.

Фронтальный

С 40 №2,7

33.

23.

08.11.

Решение задач.

Текущий

С 41 № 2

34.

24.

09.11.

Решение задач.

Текущий

Индив. задания

35.

25.

10.11.

Решение задач.

Фронтальный

С 43 №4

36.

26.

14.11.

Умножение на 7.

Тематический

С 44 № 4, 1

37.

27.

15.11.

Закрепление. Решение задач.

Фронтальный

С 46 №14, с. 47 №21

38.К-4.

28.

16.11.

Контрольная работа.

Тематический

39.

29.

17.11.

Площадь. Единицы площади.

Учащиеся должны уметь:
– распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);
– вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата)

Учащиеся должны уметь:
– сравнивать величины по их числовым значениям;
– выражать данные величины в различных единицах

Фронтальный опрос

С 51 №2

40.

30.

21.11.

Квадратный сантиметр.

Текущий. Фронтальный

С 52 №3

41.

31.

22.11.

Площадь прямоугольника.

Фронтальный

С 55 №3,7,5(4 ст)

42.

32.

23.11.

Умножение на 8.

Фронтальный

С 56 №1 (3-5 ст)

43.

33.

24.11.

Решение задач.

Текущий

С 57 №2

44.

34.

28.11.

Решение задач.

Текущий

С 58 № 1,5

45.

35.

29.11.

Умножение на 9.

Фронтальный

С 59 № 1(3,4ст), 5

46.

36.

30.11.

Квадратный дециметр.

Тематический

С 60-61 № 4,5

47.

37.

01.12.

Таблица умножения.

Фронтальный

С 62 № 4

48.

38.

05.12.

Решение задач.

Текущий. Индивидуальн.

С 63 №3

49.

39.

06.12.

Квадратный метр.

Фронтальный опрос

С 65 смекалка

50.

40.

07.12.

Решение задач.

Текущий. Фронтальный

С 66 №4

51.

41.

08.12.

Решение задач. Закрепление.

Фронтальный

С 68 №13,16

52.К-5.

42.

12.12.

Контрольная работа.

Тематический

53.

43.

13.12.

Умножение на 1.

Учащиеся должны уметь выполнять вычисления с нулем

Учащиеся должны уметь выполнять деление числа на это же число; делить нуль на число

Текущий

С 72 № 2,4

54.

44.

14.12.

Умножение на 0.

Текущий

С 73 № 4,6

55.

45.

15.12.

Деление вида 6:6, 6: 1.

Фронтальный

Индивид. задания

56.

46.

19.12.

Деление нуля на число.

Тематический

С 75 № 7

57.

47.

20.12.

Решение задач.

С 77 №6,8

3. Доли. (9 ч.)

58.

1.

21.12.

Доли.

Дать понятия – доля, дробь, круг, окружность, год, сутки

Фронтальный

С 81 № 5,6,7

59.

2.

22.12.

Круг. Окружность.

Текущий

С 83 №5

60.

3.

26.12.

Диаметр окружности.

Фронтальный опрос

С 84 №5

61.

4.

27.12.

Решение задач.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения времени по часам (в часах и минутах)

Текущий. Фронтальный

С 85 № 5,7,8

62.К-6.

5.

28.12.

Контрольная работа.

Тематический

63.

6.

10.01.

Единицы времени. Год.

Фронтальный

С 87 №5, 7

64.

7.

11.01.

Сутки.

Текущий

С 88 №6

65.

8.

12.01.

Решение задач.

Текущий

С 94 №31,32

66.К-7.

9.

16.01.

Контрольная работа.

Тематический

2.Часть 2. (Числа от 1 до 100). Умножение и деление. (28 ч.)

67.

1.

17.01.

Внетабличное  умножение и деление.

Познакомить с внетабличными случаями деления и умножения. Основными свойствами умножения. Дать понятие – деление с остатком. Учить решать задачи на деление и умножение.

Фронтальный

С 4 №6

68.

2.

18.01.

Случаи деления вида 80 : 20.

Текущий

С 5 № 8

69.

3.

19.01.

Умножение суммы на число.

Фронтальный опрос

С 6 № 2

70.

4.

23.01.

Умножение суммы на число.

Текущий. Фронтальный

С 7 № 6,8

71.

5.

24.01.

Умножение двузначного на однозначное.

Фронтальный

С 8 №3,6

72.

6.

25.01.

Умножение двузначного на однозначное.

Фронтальный

С 9 № 2(3 строч.),6

73.

7.

26.01.

Решение задач.

Текущий

С 10 №5,3

74.

8.

30.01.

Закрепление.

Текущий

С 11 №3

75.

9.

31.01.

Деление суммы на число.

Фронтальный

С 13 №5

76.

10.

01.02.

Деление суммы на число.

Тематический

С 14 № 5,6

77.

11.

02.02.

Деление двузначного на однозначное.

Фронтальный

С 15 №4,5

78.

12.

06.02.

Делимое. Делитель.

Текущий

С 16 №5

79.

13.

07.02.

Проверка деления.

Учащиеся должны уметь проверять правильность выполненных вычислений

Учащиеся должны уметь пользоваться изученной математической терминологией

Фронтальный опрос

С17 №7

80.

14.

08.02.

Деление вида 87 : 29.

Текущий. Фронтальный

С 18 №3,5

81.

15.

09.02.

Проверка умножения.

Фронтальный

С19 №5,7

82.

16.

13.02.

Решение уравнений.

Фронтальный

С 20 № 8,9

83.

17.

14.02.

Решение уравнений.

Текущий

С 21 № 6,8

84.

18.

15.02.

Закрепление.

Текущий

С 23 №7. с 22 №6

85.К-8.

19.

16.02.

Контрольная работа.

Фронтальный

86.

20.

20.02.

Деление с остатком.

Фронтальный

С  24 №5

87.

21.

21.02.

Деление с остатком.

Текущий

С 25 №4

88.

22.

22.02.

Деление с остатком.

Фронтальный опрос

С 26 №5,6

89.

23.

27.02.

Деление с остатком методом подбора.

Текущий. Фронтальный

С 27 №6

90.

24.

28.02.

Задачи на деление с остатком.

Фронтальный

С 33 №88, с 34 № 92

91.

25.

29.02.

Делитель больше делимого.

Фронтальный

С 29 №7

92.

26.

01.03.

Проверка деления с остатком.

Текущий

С 30 №5,6

93.

27.

05.03.

Закрепление.

Текущий

С 34 №27,с 32 №13

94.К-9.

28.

06.03.

Контрольная работа.

Тематический

2.(Числа от 1 до 1000.). Нумерация. (13 ч.)

95.

1.

07.03.

Устная нумерация чисел в пределах 1000.

Учащиеся должны знать/понимать последовательность чисел в пределах 1000

Фронтальный

С 36 №7

96.

2.

12.03.

Устная нумерация чисел в пределах 1000.

Текущий

С 37 № 7

97.

3.

13.03.

Устная нумерация чисел в пределах 1000.

Фронтальный опрос

С 39 № 9, 10

98.

4.

14.03.

Письменная  нумерация чисел в пределах 1000.

Учащиеся должны уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000

Учащиеся должны уметь представлять многозначное число

в виде суммы разрядных слагаемых

Текущий. Фронтальный

С 40 №5,8

99.

5.

15.03.

Увеличение, уменьшение чисел в 10, 100 раз.

Фронтальный

С 41 №6

100.

6.

19.03.

Письменная  нумерация чисел в пределах 1000.

Фронтальный

С 42 № 5

101.

7.

20.03.

Письменная  нумерация чисел в пределах 1000.

Текущий

С 43 №5,7

102.

8.

21.03.

Письменная  нумерация чисел в пределах 1000.

Текущий

С  44 №1,3,6

103.

9.

22.03.

Письменная  нумерация чисел в пределах 1000.

Фронтальный

С 45№ 7,8

104.

10.

02.04.

Римские цифры.

Текущий. Фронтальный

С 46 № 5

105.

11.

03.04.

Единицы массы. Грамм.

Фронтальный

С 48 № 3,4

106.

12.

04.04.

Закрепление. Решение задач.

Фронтальный

С 49 №6, с 51 №16

107.К-10.

13.

05.04.

Контрольная работа.

Тематический

3.Сложение и вычитание. (11 ч.)

108.

1.

09.04.

Приемы устных вычислений.

Учащиеся должны уметь выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям, в пределах ста

Учащиеся должны уметь представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых

Учащиеся должны уметь  выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел)

Фронтальный

С 54 №6

109.

2.

10.04.

Приемы устных вычислений.

Текущий

С 55 № 6,7

110.

3.

11.04.

Приемы устного сложения и вычитания.

Фронтальный опрос

С 56 №6, Поля.

111.

4.

12.04.

Приемы устных вычислений.

Текущий. Фронтальный

С 57 №5,6

112.

5.

16.04.

Приемы письменных вычислений.

Фронтальный

С58 №3,5

113.

6.

17.04.

Письменное сложение трехзначных чисел.

Фронтальный

С 59 №3,5

114.

7.

18.04.

Приемы письменных вычислений.

Текущий

С 60 №3

115.

8.

19.04.

Виды треугольников.

Текущий

С 61 №3,4

116.

9.

23.04.

Повторение.

Фронтальный

С 62 №1,3

117.

10.

24.04.

Решение задач.

Индивидуальный

С 63 №3; с 65 №12,13

118. К-11.

11.

25.04.

Контрольная работа.

Тематический

4. Умножение и деление. (14 ч.)

119.

1.

26.04.

Умножение и деление.

Учащиеся должны уметь выполнять устно арифметические действия над числами и письменные вычисления (деление многозначных чисел на однозначное).

Фронтальный

С 68 №3,5,6

120.

2.

30.04.

Приемы устных вычислений.

Текущий

С 69 №5

121.

3.

02.05.

Приемы устных вычислений.

Фронтальный опрос

С 70 №7

122.

4.

03.05.

Приемы устных вычислений.

Текущий. Фронтальный

С 71 №2,5

123.

5.

07.05.

Приемы устных вычислений.

Фронтальный

С 72 №2,4

124.

6.

08.05.

Приемы письменного умножения.

Учащиеся должны уметь выполнять письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное число)

Фронтальный

С 74 №2

125.

7.

10.05.

Приемы письменного умножения.

Текущий

С 75 № 5

126.

8.

14.05.

Закрепление.

Текущий

С 76№ 4,7

127.

9.

15.05.

Закрепление.

Фронтальный

С 77 № 5 (2 ст)

128.

10.

16.05.

Приемы письменного деления.

Фронтальный

С 78 №5(3,4 ст) ,4

129.

11.

17.05.

Приемы письменного деления.

Текущий

С 80 № 6

130.

12.

21.05.

Проверка деления.

Фронтальный опрос

С 81 №4,5

131.

13.

22.05.

Закрепление.

Текущий. Фронтальный

С 82 №2,3,4

132.К-12.

14.

23.05.

Контрольная работа.

Индивидуальный

5. Повторение в конце года. (4 ч.)

133.

1.

24.05.

Нумерация.

Учащиеся должны знать/понимать таблицу умножения и деления однозначных чисел.

Учащиеся должны уметь пользоваться изученной математической терминологией

Фронтальный

С 88 №4, 6

134.

2.

28.05.

Умножение и деление.

Текущий

С 84 №12, 17

135.

3.

29.05.

Порядок выполнения действий.

Фронтальный опрос

С 86 №31,32

136.

4.

30.05.

Геометрические фигуры и величины.

Текущий. Фронтальный

Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

Рабочая программа по математике 4 класс. Учебник: 1.Дорофеев Г. В. Математика, учебник 4 класс/ Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. -М.: Просвещение,2014.

Аннотацияк календарно-тематическому планированиюпо математике  4 Б класса  1.    Количество часов: 136 часов, 4 часа в неделю.2.    Учитель:  Валиулли...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике. 1 класс.( Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., учебник по математике для 1 класса в 2 частях.)

Математика(132 часа в год, 4 часа в неделю)Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., учебник для 1 класса в 2 частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начал...