Конспект урока математики по теме:"Запись многозначных чисел римскими цифрами."
план-конспект урока математики (3 класс) по теме

Конспект урока математики составлен по учебнику Т.Е. Демидовой для 4 класса.Урок разработан  в технологии деятельностного метода. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rimskie_cifry.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Математика

Авторы учебника:  Т.Е. Демидова,  С.А.  Козлова,  А.П.  Тонких.

Класс: 3

Тема: Запись многозначных чисел римскими цифрами.

Цели: 1.Образовательная: сформировать представление о римских числах и          

           и цифрах, познакомить с записью чисел римскими   цифрами.              

           2. Развивающая: развивать умение наблюдать, выделять главное,                                                              

           анализировать, обобщать,  сравнивать;  развивать математическую

           речь, развивать познавательную активность.

           3. Воспитательная: воспитывать доброжелательность, дружбу,  взаи-                                              

           мопомощь.    

Тип урока: ОНЗ

Оборудование урока:              

Плакат с римскими цифрами; карточки с заданиями; карточки – сигналы; мультимедийный проектор; экран; презентация.

Ход урока:

I. Самоопределение к деятельности.

 Цель:  создать мотивацию к учебной деятельности  на уроке            

Продолжительность: 1-2 минуты.

-Ребята! Готовы вы к уроку? (Да).

На вас надеюсь я, друзья.  

Этот урок у нас науке посвящается,

Что математикой в школе называется.

Она поможет воспитать такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни все познать, измерить и исчислить!

-Ребята! А с помощью чего можно всё исчислить? (С помощью чисел)

-Наш урок  начнём  с высказывания  знаменитого Пифагора, который утверждал, что «Всё есть число»,  и нам предстоит в этом убедиться.

(Слайд 1).

-Как вы понимаете смысл этого высказывания?  Приведите свои примеры. ( В основном, всё, что находится вокруг нас, можно попытаться сосчитать и обозначить числами).

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? ( О числах)

2. Актуализация и пробное учебное действие.

 Цель: 

1) повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания»;

2)  зафиксировать повторяемые правила в речи и в виде эталонов;

3)  актуализировать соответствующие мыслительные операции;

4) зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного учебного действия

Методы: создание проблемной ситуации, самостоятельный поиск значения новых римских цифр путём соотнесения их с числами, записанными арабскими цифрами; диалог.

 Продолжительность: 5-6 минут.

- С помощью чего можно записать числа? (С помощью цифр)

- Какие цифры вы знаете? (0,1,2,3,4,5,6,7,8,9)

- Как они называются? (Арабские цифры)

- Почему эти числа называются арабскими? (Их придумали древние арабы)

Учитель демонстрирует слайды 2-8.  

-Знаете ли вы какие-нибудь другие цифры? (Римские цифры)

-Какие римские цифры вы знаете?  ( I, V, X)

Учитель демонстрирует слайд   9.

-Запишите в тетради числа от 1 до10, используя римскую нумерацию.

 Учащиеся работают в тетрадях. Проверка организуется по таблицам.  В случае выявления ошибок проводится коррекционная работа.

-Какие правила нужно соблюдать при записи чисел римскими цифрами?

( Меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней.

 Меньшая цифра, стоящая слева – вычитается)

Учитель показывает слайд 10.

-Итак, мы вспомнили римские цифры и правила их записи. А сейчас попробуем выполнить  задание №1 на с.24. Найдите это задание. Выполните это задание в парах.

Одна пара учащихся работает у доски, остальные учащиеся в тетради.

3. Выявление места и причины затруднения. 

Цель:

а) организовать выявление учащимися места затруднения;

б) организовать выявление учащимися причины затруднения.

Продолжительность: 3-4 минуты.

Методы: подводящий к теме диалог.

-Проверим, как вы справились с этим заданием

-У кого возникло затруднение?

- В каком месте возникло затруднение?

- Почему возникло затруднение?

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Цель:

1) уточнить  цели будущих действий;

2) обдумывание  плана достижения поставленной цели;

3) организовать реализацию согласованного плана действий.

Продолжительность: 6-7 минут.

Формы работы: работа в парах.

Методы:  подводящий к открытию знания диалог.

– Значит, какую цель вам надо перед собой поставить? (Научиться записывать числа римскими цифрами)

- Назовите тему урока. (Запись многозначных чисел римскими цифрами)

-Определимся, с чего же нам надо начать? (Познакомиться  с новыми римскими цифрами и с их помощью научиться записывать многозначные числа)

-Какие известные правила помогут вам? ( Меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней. Меньшая цифра, стоящая слева – вычитается.

В записи числа цифра не должна повторяться более трёх раз).

 «Открытие детьми нового знания»

-Работаем в парах.  Каждая группа  получает карточки с числами: 1, 5, 10,50,100,500,1000. Пользуясь учебником, под каждым числом запишите эти  же числа римскими цифрами. Помните о взаимопомощи.

5. Реализация построенного проекта.

Продолжительность: 7-8 минут.

Дети работают в парах. Один ученик работает у доски.

- Итак, что же у вас получилось?

-Посмотрите на эталон и сравните его со своими записями. Скажите, сколько всего римских цифр? (7)

Учитель демонстрирует слайды   11-12.

- Как же записать с помощью римских цифр число 35? (35=10+10+10+5,  XXXV)

Дети дают подробное объяснение.

- Как запишите числа из задания №1? (52= 50+2, LII  ит.д.)

 Дети дают подробное объяснение.

- Молодцы, ребята! Итак, вы нашли новый способ записи чисел - с помощью римских цифр.

- Как вы думаете, о чём всегда надо помнить при записи чисел римскими цифрами?

- Молодцы! Вы действовали чётко по плану. Что вы можете сказать о достижении цели? (Мы достигли цели, но надо ещё потренироваться.)

Физминутка

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

1) организовать обсуждение типовых затруднений;

2) организовать проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднения.

Продолжительность: 4-5 минут.

Методы: самоконтроль, самооценка.

Средства: комментирование.

Задание № 2, стр. 24.

- Найдите в учебнике № 2 на стр. 24.

- Прочитайте задание про себя. Выполните задание в парах.

   

Фронтальная проверка.

- Проговорите еще раз для всех соответствующие способы действий.

Учащиеся проговаривают в громкой речи те способы действий, в которых было допущено наибольшее количество ошибок.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 Цель:

1) организовать выполнение самостоятельное выполнение   задания №3;

2) организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки и фиксацию результатов;

3) зафиксировать достижение индивидуальной цели.

Продолжительность: 5-6минут.

Учащиеся выполняют задание  3, самостоятельно сопоставляют полученное решение с эталоном для самопроверки.

- Как будете проверять вашу работу? (По эталону, результат отметим «+» или «?».)

- Кто не допустил ошибки в задании №3?

- Кто допустил ошибки в задании № 3?

- В чём их причина?

- Вы молодцы, что нашли ошибки и поняли их причину. Но какой вывод вы должны сделать? (Мы не справились с затруднением, нужно еще тренироваться.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: 

1)выявить границы применимости нового знания;

2)тренировать умение составлять верные равенства, используя римские цифры

Продолжительность: 5-6 минут.

- Сегодня на уроке вы показали, что умеете работать по одному, в парах, а теперь ещё раз поработайте в группах.

Разделить класс на группы.

- Какое, на ваш взгляд, главное умение при работе в группе? (Умение слушать, умение слышать друг друга и т.д.)

1) Задание №4, стр. 24.

- Найдите задание №4 на стр. 24. Прочитайте его про себя и обсудите в группе все возможные варианты решения.

2) Задание №5, стр. 24.

- Найдите задание №5 на стр. 25. Обсудите его в своей группе.

Ученики работают в группах. Ответственный комментирует работу всей группы.

- Оцените свою работу в группе. Всё ли получилось? Какие были затруднения?

 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: 

1)осознание учащимися своей учебной деятельности,

 2)самооценка результатов деятельности на уроке;

3) согласовать домашнее задание.

Продолжительность: 2-3 минуты.

-Вот и подошёл к концу наш урок. У вас на партах лежат цветные карточки. Зелёная карточка означает положительный ответ, жёлтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я произнесу некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.

-Я знаю, что такое римские  цифры.

-Я знаю, правила,  по которым  записываются римские числа.

-Я знаю, где используются римские числа.

-В самостоятельной работе у меня всё получилось.

-Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была) и исправил свою ошибку.

-Я доволен своей работой на уроке.

- Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали на уроке.

Далее учитель предлагает записать домашнее задание, комментируя его (слайд 13).

-Запишите домашнее задание:

1) Стр.25, №8;

2) Запишите возраст членов своей семьи, используя римские цифры.