Главные вкладки

    Конспект урока математики по теме:"Запись многозначных чисел римскими цифрами."
    план-конспект урока математики (3 класс) по теме

    Конспект урока математики составлен по учебнику Т.Е. Демидовой для 4 класса.Урок разработан  в технологии деятельностного метода. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rimskie_cifry.docx20.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет: Математика

    Авторы учебника:  Т.Е. Демидова,  С.А.  Козлова,  А.П.  Тонких.

    Класс: 3

    Тема: Запись многозначных чисел римскими цифрами.

    Цели: 1.Образовательная: сформировать представление о римских числах и          

               и цифрах, познакомить с записью чисел римскими   цифрами.              

               2. Развивающая: развивать умение наблюдать, выделять главное,                                                              

               анализировать, обобщать,  сравнивать;  развивать математическую

               речь, развивать познавательную активность.

               3. Воспитательная: воспитывать доброжелательность, дружбу,  взаи-                                              

               мопомощь.    

    Тип урока: ОНЗ

    Оборудование урока:              

    Плакат с римскими цифрами; карточки с заданиями; карточки – сигналы; мультимедийный проектор; экран; презентация.

    Ход урока:

    I. Самоопределение к деятельности.

     Цель:  создать мотивацию к учебной деятельности  на уроке            

    Продолжительность: 1-2 минуты.

    -Ребята! Готовы вы к уроку? (Да).

    На вас надеюсь я, друзья.  

    Этот урок у нас науке посвящается,

    Что математикой в школе называется.

    Она поможет воспитать такую точность мысли,
    Чтоб в нашей жизни все познать, измерить и исчислить!

    -Ребята! А с помощью чего можно всё исчислить? (С помощью чисел)

    -Наш урок  начнём  с высказывания  знаменитого Пифагора, который утверждал, что «Всё есть число»,  и нам предстоит в этом убедиться.

    (Слайд 1).

    -Как вы понимаете смысл этого высказывания?  Приведите свои примеры. ( В основном, всё, что находится вокруг нас, можно попытаться сосчитать и обозначить числами).

    -Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? ( О числах)

    2. Актуализация и пробное учебное действие.

     Цель: 

    1) повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания»;

    2)  зафиксировать повторяемые правила в речи и в виде эталонов;

    3)  актуализировать соответствующие мыслительные операции;

    4) зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного учебного действия

    Методы: создание проблемной ситуации, самостоятельный поиск значения новых римских цифр путём соотнесения их с числами, записанными арабскими цифрами; диалог.

     Продолжительность: 5-6 минут.

    - С помощью чего можно записать числа? (С помощью цифр)

    - Какие цифры вы знаете? (0,1,2,3,4,5,6,7,8,9)

    - Как они называются? (Арабские цифры)

    - Почему эти числа называются арабскими? (Их придумали древние арабы)

    Учитель демонстрирует слайды 2-8.  

    -Знаете ли вы какие-нибудь другие цифры? (Римские цифры)

    -Какие римские цифры вы знаете?  ( I, V, X)

    Учитель демонстрирует слайд   9.

    -Запишите в тетради числа от 1 до10, используя римскую нумерацию.

     Учащиеся работают в тетрадях. Проверка организуется по таблицам.  В случае выявления ошибок проводится коррекционная работа.

    -Какие правила нужно соблюдать при записи чисел римскими цифрами?

    ( Меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней.

     Меньшая цифра, стоящая слева – вычитается)

    Учитель показывает слайд 10.

    -Итак, мы вспомнили римские цифры и правила их записи. А сейчас попробуем выполнить  задание №1 на с.24. Найдите это задание. Выполните это задание в парах.

    Одна пара учащихся работает у доски, остальные учащиеся в тетради.

    3. Выявление места и причины затруднения. 

    Цель:

    а) организовать выявление учащимися места затруднения;

    б) организовать выявление учащимися причины затруднения.

    Продолжительность: 3-4 минуты.

    Методы: подводящий к теме диалог.

    -Проверим, как вы справились с этим заданием

    -У кого возникло затруднение?

    - В каком месте возникло затруднение?

    - Почему возникло затруднение?

    4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

    Цель:

    1) уточнить  цели будущих действий;

    2) обдумывание  плана достижения поставленной цели;

    3) организовать реализацию согласованного плана действий.

    Продолжительность: 6-7 минут.

    Формы работы: работа в парах.

    Методы:  подводящий к открытию знания диалог.

    – Значит, какую цель вам надо перед собой поставить? (Научиться записывать числа римскими цифрами)

    - Назовите тему урока. (Запись многозначных чисел римскими цифрами)

    -Определимся, с чего же нам надо начать? (Познакомиться  с новыми римскими цифрами и с их помощью научиться записывать многозначные числа)

    -Какие известные правила помогут вам? ( Меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней. Меньшая цифра, стоящая слева – вычитается.

    В записи числа цифра не должна повторяться более трёх раз).

     «Открытие детьми нового знания»

    -Работаем в парах.  Каждая группа  получает карточки с числами: 1, 5, 10,50,100,500,1000. Пользуясь учебником, под каждым числом запишите эти  же числа римскими цифрами. Помните о взаимопомощи.

    5. Реализация построенного проекта.

    Продолжительность: 7-8 минут.

    Дети работают в парах. Один ученик работает у доски.

    - Итак, что же у вас получилось?

    -Посмотрите на эталон и сравните его со своими записями. Скажите, сколько всего римских цифр? (7)

    Учитель демонстрирует слайды   11-12.

    - Как же записать с помощью римских цифр число 35? (35=10+10+10+5,  XXXV)

    Дети дают подробное объяснение.

    - Как запишите числа из задания №1? (52= 50+2, LII  ит.д.)

     Дети дают подробное объяснение.

    - Молодцы, ребята! Итак, вы нашли новый способ записи чисел - с помощью римских цифр.

    - Как вы думаете, о чём всегда надо помнить при записи чисел римскими цифрами?

    - Молодцы! Вы действовали чётко по плану. Что вы можете сказать о достижении цели? (Мы достигли цели, но надо ещё потренироваться.)

    Физминутка

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    Цель:

    1) организовать обсуждение типовых затруднений;

    2) организовать проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднения.

    Продолжительность: 4-5 минут.

    Методы: самоконтроль, самооценка.

    Средства: комментирование.

    Задание № 2, стр. 24.

    - Найдите в учебнике № 2 на стр. 24.

    - Прочитайте задание про себя. Выполните задание в парах.

       

    Фронтальная проверка.

    - Проговорите еще раз для всех соответствующие способы действий.

    Учащиеся проговаривают в громкой речи те способы действий, в которых было допущено наибольшее количество ошибок.

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

     Цель:

    1) организовать выполнение самостоятельное выполнение   задания №3;

    2) организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки и фиксацию результатов;

    3) зафиксировать достижение индивидуальной цели.

    Продолжительность: 5-6минут.

    Учащиеся выполняют задание  3, самостоятельно сопоставляют полученное решение с эталоном для самопроверки.

    - Как будете проверять вашу работу? (По эталону, результат отметим «+» или «?».)

    - Кто не допустил ошибки в задании №3?

    - Кто допустил ошибки в задании № 3?

    - В чём их причина?

    - Вы молодцы, что нашли ошибки и поняли их причину. Но какой вывод вы должны сделать? (Мы не справились с затруднением, нужно еще тренироваться.)

    8. Включение в систему знаний и повторение.

    Цель: 

    1)выявить границы применимости нового знания;

    2)тренировать умение составлять верные равенства, используя римские цифры

    Продолжительность: 5-6 минут.

    - Сегодня на уроке вы показали, что умеете работать по одному, в парах, а теперь ещё раз поработайте в группах.

    Разделить класс на группы.

    - Какое, на ваш взгляд, главное умение при работе в группе? (Умение слушать, умение слышать друг друга и т.д.)

    1) Задание №4, стр. 24.

    - Найдите задание №4 на стр. 24. Прочитайте его про себя и обсудите в группе все возможные варианты решения.

    2) Задание №5, стр. 24.

    - Найдите задание №5 на стр. 25. Обсудите его в своей группе.

    Ученики работают в группах. Ответственный комментирует работу всей группы.

    - Оцените свою работу в группе. Всё ли получилось? Какие были затруднения?

     9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    Цель: 

    1)осознание учащимися своей учебной деятельности,

     2)самооценка результатов деятельности на уроке;

    3) согласовать домашнее задание.

    Продолжительность: 2-3 минуты.

    -Вот и подошёл к концу наш урок. У вас на партах лежат цветные карточки. Зелёная карточка означает положительный ответ, жёлтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я произнесу некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.

    -Я знаю, что такое римские  цифры.

    -Я знаю, правила,  по которым  записываются римские числа.

    -Я знаю, где используются римские числа.

    -В самостоятельной работе у меня всё получилось.

    -Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была) и исправил свою ошибку.

    -Я доволен своей работой на уроке.

    - Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали на уроке.

    Далее учитель предлагает записать домашнее задание, комментируя его (слайд 13).

    -Запишите домашнее задание:

    1) Стр.25, №8;

    2) Запишите возраст членов своей семьи, используя римские цифры.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока математики «Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число. Закрепление». 3 класс

    Цель урока: Совершенствовать: навык письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное число.Задачи:  - закреплять умения и навыки умножения и деления многозначного числа на одноз...

    Конспект урока математики "Сложение и вычитание многозначных чисел" 4 класс Школа России

    Тема урока: «Сложение и вычитание многозначных чисел»  Цели урока:  Учить складывать и вычитать многозначные числа; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение ре...

    Конспект урока математики "Название и запись трёхзначных чисел"(2 класс)

    Конспект урока математики "Название и запись трёхзначных чисел"(2 класс)...

    Конспект урока математики «Прием письменного деления многозначных чисел на однозначное число» 4класс

    Конспект урока математики предназначен для отработки навыка  приема  письменного деления многозначных чисел на однозначное число»...

    Конспект урока математики «Прием письменного деления многозначных чисел на однозначное число» 4класс

    Конспект урока математики предназначен для отработки навыка  приема  письменного деления многозначных чисел на однозначное число»...

    Конспект урока математики "Сложение и вычитание многозначных чисел" (2 класс) УМК "Школа России"

    Цель деятельности учителя:Формировать умение выполнять письменное сложения   и вычитания многозначных чисел;Планируемые  результаты Предметные:владеть общими приемами вычисления; у...

    конспект урока математики по теме "Умножение многозначных чисел"

    конспект урока математики по теме "Умножение многозначных чисел"...