Конспект урока математики по теме:"Запись многозначных чисел римскими цифрами."
план-конспект урока математики (3 класс) по теме
Конспект урока математики составлен по учебнику Т.Е. Демидовой для 4 класса.Урок разработан в технологии деятельностного метода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rimskie_cifry.docx | 20.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Математика
Авторы учебника: Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких.
Класс: 3
Тема: Запись многозначных чисел римскими цифрами.
Цели: 1.Образовательная: сформировать представление о римских числах и
и цифрах, познакомить с записью чисел римскими цифрами.
2. Развивающая: развивать умение наблюдать, выделять главное,
анализировать, обобщать, сравнивать; развивать математическую
речь, развивать познавательную активность.
3. Воспитательная: воспитывать доброжелательность, дружбу, взаи-
мопомощь.
Тип урока: ОНЗ
Оборудование урока:
Плакат с римскими цифрами; карточки с заданиями; карточки – сигналы; мультимедийный проектор; экран; презентация.
Ход урока:
I. Самоопределение к деятельности.
Цель: создать мотивацию к учебной деятельности на уроке
Продолжительность: 1-2 минуты.
-Ребята! Готовы вы к уроку? (Да).
На вас надеюсь я, друзья.
Этот урок у нас науке посвящается,
Что математикой в школе называется.
Она поможет воспитать такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни все познать, измерить и исчислить!
-Ребята! А с помощью чего можно всё исчислить? (С помощью чисел)
-Наш урок начнём с высказывания знаменитого Пифагора, который утверждал, что «Всё есть число», и нам предстоит в этом убедиться.
(Слайд 1).
-Как вы понимаете смысл этого высказывания? Приведите свои примеры. ( В основном, всё, что находится вокруг нас, можно попытаться сосчитать и обозначить числами).
-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? ( О числах)
2. Актуализация и пробное учебное действие.
Цель:
1) повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания»;
2) зафиксировать повторяемые правила в речи и в виде эталонов;
3) актуализировать соответствующие мыслительные операции;
4) зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного учебного действия
Методы: создание проблемной ситуации, самостоятельный поиск значения новых римских цифр путём соотнесения их с числами, записанными арабскими цифрами; диалог.
Продолжительность: 5-6 минут.
- С помощью чего можно записать числа? (С помощью цифр)
- Какие цифры вы знаете? (0,1,2,3,4,5,6,7,8,9)
- Как они называются? (Арабские цифры)
- Почему эти числа называются арабскими? (Их придумали древние арабы)
Учитель демонстрирует слайды 2-8.
-Знаете ли вы какие-нибудь другие цифры? (Римские цифры)
-Какие римские цифры вы знаете? ( I, V, X)
Учитель демонстрирует слайд 9.
-Запишите в тетради числа от 1 до10, используя римскую нумерацию.
Учащиеся работают в тетрадях. Проверка организуется по таблицам. В случае выявления ошибок проводится коррекционная работа.
-Какие правила нужно соблюдать при записи чисел римскими цифрами?
( Меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней.
Меньшая цифра, стоящая слева – вычитается)
Учитель показывает слайд 10.
-Итак, мы вспомнили римские цифры и правила их записи. А сейчас попробуем выполнить задание №1 на с.24. Найдите это задание. Выполните это задание в парах.
Одна пара учащихся работает у доски, остальные учащиеся в тетради.
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
а) организовать выявление учащимися места затруднения;
б) организовать выявление учащимися причины затруднения.
Продолжительность: 3-4 минуты.
Методы: подводящий к теме диалог.
-Проверим, как вы справились с этим заданием
-У кого возникло затруднение?
- В каком месте возникло затруднение?
- Почему возникло затруднение?
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Цель:
1) уточнить цели будущих действий;
2) обдумывание плана достижения поставленной цели;
3) организовать реализацию согласованного плана действий.
Продолжительность: 6-7 минут.
Формы работы: работа в парах.
Методы: подводящий к открытию знания диалог.
– Значит, какую цель вам надо перед собой поставить? (Научиться записывать числа римскими цифрами)
- Назовите тему урока. (Запись многозначных чисел римскими цифрами)
-Определимся, с чего же нам надо начать? (Познакомиться с новыми римскими цифрами и с их помощью научиться записывать многозначные числа)
-Какие известные правила помогут вам? ( Меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней. Меньшая цифра, стоящая слева – вычитается.
В записи числа цифра не должна повторяться более трёх раз).
«Открытие детьми нового знания»
-Работаем в парах. Каждая группа получает карточки с числами: 1, 5, 10,50,100,500,1000. Пользуясь учебником, под каждым числом запишите эти же числа римскими цифрами. Помните о взаимопомощи.
5. Реализация построенного проекта.
Продолжительность: 7-8 минут.
Дети работают в парах. Один ученик работает у доски.
- Итак, что же у вас получилось?
-Посмотрите на эталон и сравните его со своими записями. Скажите, сколько всего римских цифр? (7)
Учитель демонстрирует слайды 11-12.
- Как же записать с помощью римских цифр число 35? (35=10+10+10+5, XXXV)
Дети дают подробное объяснение.
- Как запишите числа из задания №1? (52= 50+2, LII ит.д.)
Дети дают подробное объяснение.
- Молодцы, ребята! Итак, вы нашли новый способ записи чисел - с помощью римских цифр.
- Как вы думаете, о чём всегда надо помнить при записи чисел римскими цифрами?
- Молодцы! Вы действовали чётко по плану. Что вы можете сказать о достижении цели? (Мы достигли цели, но надо ещё потренироваться.)
Физминутка
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
1) организовать обсуждение типовых затруднений;
2) организовать проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднения.
Продолжительность: 4-5 минут.
Методы: самоконтроль, самооценка.
Средства: комментирование.
Задание № 2, стр. 24.
- Найдите в учебнике № 2 на стр. 24.
- Прочитайте задание про себя. Выполните задание в парах.
Фронтальная проверка.
- Проговорите еще раз для всех соответствующие способы действий.
Учащиеся проговаривают в громкой речи те способы действий, в которых было допущено наибольшее количество ошибок.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) организовать выполнение самостоятельное выполнение задания №3;
2) организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки и фиксацию результатов;
3) зафиксировать достижение индивидуальной цели.
Продолжительность: 5-6минут.
Учащиеся выполняют задание № 3, самостоятельно сопоставляют полученное решение с эталоном для самопроверки.
- Как будете проверять вашу работу? (По эталону, результат отметим «+» или «?».)
- Кто не допустил ошибки в задании №3?
- Кто допустил ошибки в задании № 3?
- В чём их причина?
- Вы молодцы, что нашли ошибки и поняли их причину. Но какой вывод вы должны сделать? (Мы не справились с затруднением, нужно еще тренироваться.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1)выявить границы применимости нового знания;
2)тренировать умение составлять верные равенства, используя римские цифры
Продолжительность: 5-6 минут.
- Сегодня на уроке вы показали, что умеете работать по одному, в парах, а теперь ещё раз поработайте в группах.
Разделить класс на группы.
- Какое, на ваш взгляд, главное умение при работе в группе? (Умение слушать, умение слышать друг друга и т.д.)
1) Задание №4, стр. 24.
- Найдите задание №4 на стр. 24. Прочитайте его про себя и обсудите в группе все возможные варианты решения.
2) Задание №5, стр. 24.
- Найдите задание №5 на стр. 25. Обсудите его в своей группе.
Ученики работают в группах. Ответственный комментирует работу всей группы.
- Оцените свою работу в группе. Всё ли получилось? Какие были затруднения?
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1)осознание учащимися своей учебной деятельности,
2)самооценка результатов деятельности на уроке;
3) согласовать домашнее задание.
Продолжительность: 2-3 минуты.
-Вот и подошёл к концу наш урок. У вас на партах лежат цветные карточки. Зелёная карточка означает положительный ответ, жёлтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я произнесу некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.
-Я знаю, что такое римские цифры.
-Я знаю, правила, по которым записываются римские числа.
-Я знаю, где используются римские числа.
-В самостоятельной работе у меня всё получилось.
-Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была) и исправил свою ошибку.
-Я доволен своей работой на уроке.
- Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали на уроке.
Далее учитель предлагает записать домашнее задание, комментируя его (слайд 13).
-Запишите домашнее задание:
1) Стр.25, №8;
2) Запишите возраст членов своей семьи, используя римские цифры.