Начало педагогического пути.
статья по математике по теме

Опыта работы в  классах  специального (коррекционного) обучения не было, поэтому все приходилось «открывать» самой заново.

С первых же минут урока мои новые ученики проявили свою неорганизованность:  дети разговаривали между собой, выкрикивали с места и т. д. Они не умели слушать, подчиняться требованиям учителя.

Поэтому первым встал вопрос установления дисциплины и организации учебного процесса. Первым моим побуждением было заинтересовать детей учебой с помощью игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_nachalo_pedagogicheskogo_puti.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Начало педагогического пути.

Работа в качестве учителя  началась 30 лет назад.

        Опыта работы в  классах  специального (коррекционного) обучения не было, поэтому все приходилось «открывать» самой заново.

С первых же минут урока мои новые ученики проявили свою неорганизованность:  дети разговаривали между собой, выкрикивали с места и т. д. Они не умели слушать, подчиняться требованиям учителя.

Поэтому первым встал вопрос установления дисциплины и организации учебного процесса. Первым моим побуждением было заинтересовать детей учебой с помощью игр.

Такие игры проводились в середине урока в течение 10-15 минут. Игра состояла в том, что дети вставали в круг, а я бросала одному из учеников мяч, задавая при этом вопрос: «Сколько будет 7•8, , укажите следующее за данным четное число, нечетное число, число, делящееся на три» и т. д.

Целью такой игры было не только заинтересовать учащихся, но и повторить таблицу умножения, закрепить понятия четных и нечетных чисел. Но они так возбуждались, что после игры их долго не удавалось остановить. Поэтому пришлось искать другой вариант организации рабочего времени.

Кроме недисциплинированности мои ученики показали очень слабые знания и общие учебные навыки. Большинство из них не достаточно овладело в начальной школе действиями над натуральными числами, особенно трудно им было выполнять умножение и деление, решать элементарные текстовые задачи. Так, многие плохо умели читать, запоминать условие задачи  и пересказывать прочитанное, внимательно выслушивать вопрос. Вместо ответа на заданный вопрос они говорили все, что они знали, даже если это не имело отношения к теме разговора. При решении задач дети не могли выделить условия и заключения, различить детали на различных рисунках, недостаточно владели навыками письма, в том числе не могли пользоваться чертежными инструментами. Все это говорило о недостаточности их общего развития.

          Пришлось подумать не только над организацией учебного процесса, но и над методикой преподавания.

В этом мне очень помогли: методические пособия для учителя (Л.В. Кузнецова, И.А. Лурье и др. Обучение математике в 5 классе с недостаточной математической подготовкой. ГАЛС, 1993), материалы из приложения «Математика» к газете «Первое сентября», статьи из журнала «Математика в школе», а также семинарские занятия, организованные психологом школы.

Я пришла к выводу, что начинать надо с организации рабочего места ученика. Учащиеся были рассажены за парту по одному, при этом, чтобы избежать активного общения, пришлось чередовать их: мальчик - девочка, мальчик - девочка. Перед началом урока ежедневно проверялась готовность к нему: наличие на столе тетради, линейки, ручки, карандаша, учебников, рабочей тетради. Мне удалось добиться того, что сейчас на партах полный порядок.

Следующим шагом стала организация поведения учеников на уроке. Чтобы исключить перешептывания, выкрики с места: «Что делать дальше?», «Какой номер решаем?», «Какая страница?» и т. д., в течение нескольких недель я учила детей работать по плану, например:

Тема «Сложение и вычитание»

1. Пишем математический диктант.
2. Проверяем домашнее задание

3. Физкультурная минутка.
4. Решение задачи.

а) устный разбор всем классом;
б) один ученик записывает задачу на доске, остальные - в тетрадях.

5. Самостоятельная работа.
6. Запись задания на дом в дневниках.
7. Проверка записи задания на дом в дневниках.

Рассмотренная организация учебной деятельности сыграла положительную роль. С помощью плана удалось добиться стабильности, четкой организации своей деятельности и деятельности учащихся; решить задачи дисциплины, развития внимания, памяти; удалось снять напряжение. Но такая форма работы показала, что учащиеся часто выполняют задания с опережением, допуская большое количество ошибок, неверно оформляют решение, не исправляют ошибок. Пришлось на время отказаться от такой формы работы, чтобы устранить возникшие трудности. Возможно, наряду с общим следует разрабатывать индивидуальные планы.

Положительную роль в развитии внимания и памяти сыграли ежедневные коррекционно- развивающие упражнения, рекомендованные психологом, которые нужно проводить в начале урока. Это помогает сконцентрировать внимание детей после перемены или предыдущего урока.

Приведу несколько примеров таких упражнений.

1. В тексте, состоящем из 5 строк, сосчитать количество букв «а», или «б», или «о» и т. д.
2. «Скрутить клубок из слов». Выбираем слова на определенную тему. Первый ученик называет одно слово, второй - слово первого ученика и придумывает свое, третий - слова первых двух учеников и свое и т. д., пока кто-нибудь не ошибется.

Например, называем фрукты. Первый говорит слово яблоко, второй - яблоко, банан, третий - яблоко, банан, ананас и т. д.

3. Запись чисел сначала в прямом, а затем в обратном порядке. Учащимся диктуются числа, которые они должны запомнить на слух, а затем записать в тетради.
4. Запоминание в течение нескольких секунд рисунка, изображенного на доске, с последующим воспроизведением его в тетрадях. Это упражнение

способствует развитию зрительного внимания и памяти.

       

       Была уверена в том , что подобную работу необходимо проводить на каждом уроке и по другим предметам.

В настоящее время уроки в 4  классе  я провожу по следующей схеме:

1. Психологические упражнения.
2. Проверка домашнего задания, или самостоятельная работа, или математический диктант, содержащие примеры, аналогичные домашним.
3. Подготовительные упражнения к изучению нового материала, содержащие материал для повторения или наиболее сложные элементы из нового.
4. Физкультурная минутка. (Положение физкультурной минутки в схеме строго не определено. Она может быть проведена сразу после второй части урока или после изучения нового материала.)
5. Изучение нового материала.
6. Закрепление нового материала.
7. Подведение итогов урока (небольшая самостоятельная работа по новому материалу).
8. Задание на дом.

          Несколько слов о физкультурной минутке. Упражнения с мячом, описанные выше, были заменены более спокойными упражнениями, тренирующими внимание.

Учащиеся должны были выполнять только те упражнения, которые учитель произносит вслух, хотя при этом он сам может делать совсем другие упражнения.

Например, дается команда: «Поднять руки вверх». Это упражнение учитель повторяет вместе с учащимися. Затем следует команда: «Руки в стороны». Эту команду выполняют только ученики, а учитель в этот момент протягивает руки вперед.

Польза таких упражнений очевидна: кроме физического расслабления, отдыха от вынужденной позы при письме, отдыха от умственной деятельности, учащиеся привыкают воспринимать слова учителя «на слух».

С учащимися  4 класса  лучше всего работать по учебнику М.Н. Перовой, который наиболее соответствует возможностям учащихся, задачам обучения и развития таких детей.

При планировании необходимо отводить большее, чем предусмотрено, количество часов на отдельные вопросы курса. Так, чтобы научить детей решать задачи, необходимо время на  разъяснение  ситуации, отдельных слов, так как кроме небогатого жизненного опыта у учащихся бедный словарный запас. Приходится составлять задачи, так как их недостаточно даже в дидактических материалах. Для работы в  начальных классах нужны дидактические материалы с гораздо большим количеством типовых задач и примеров. Необходимы тетради с печатной основой для индивидуальных консультаций, содержащие повторяющиеся упражнения с наводящими вопросами и без них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения в 1 классе по теме: «Начало пути: волшебные предметы и помощники». ПНШ

Эта презентация предназначена для использования на уроке литературного чтения в 1 классе по программе ПНШ. Тема урока : "Начало пути: волшебные предметы и помощники"...

"Начать с музыки или путь к успеху"

Мой взгляд на музыкальное воспитание....

Двенадцать подвигов Геракла. Начало пути. Первый, второй и третий подвиги...

  Миф представляет собой чрезвычайно сложную реальность культуры. Перед учителем стоит задача научить понимать культуру разных исторических эпох,  чувствовать особенности фольклорных ...

Педагогический дизайн. Начало пути

Педагогический дизайн – новое определение. Привычнее этот термин слышать в искусстве и декоративно-прикладном творчестве. Поэтому интересно было посмотреть на новую грань, как самого слова, так и на т...

Первый урок "Я – УЧЕНИК! НАЧАЛО ПУТИ!"

Разработка первого классного часа, который я провожу 1 сентября для своих первоклашек.Встреча с первоклашками всегда трогательна и  волнительна. Какими они будут? Смогу ли я научить их всему? У к...

: «Viktor Vasnetzov: the beginning of a long way». (В. Васнецов: начало большого пути).

: «Viktor Vasnetzov: the beginning of a long way».  (В. Васнецов: начало большого пути) - урок для учеников 4 класса к УМК «FORWARD» (проф. Вербицкая М.В.)....


 

Комментарии

Пришлось подумать не только над организацией учебного процесса, но и над методикой преподавания.